Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 15:10, курсовая работа
Цель исследования заключалась в изучении особенностей проявления самооценки младшего школьника и возможности ее коррекции с помощью ситуации успеха.
В педагогическом смысле успех может быть результатом продуманной, подготовленной тактики учителя, семьи. Успех – категория не абстрактная. Радость успеха младшего школьника отличается от радости подростка. Младший школьник не столько осознает успех, сколько переживает. Подросток и осознает, и переживает, но не всегда может докопаться до его источников, не всегда адекватно оценивает его. Старший школьник, как взрослый, подходит к своему успеху или неудаче аналитически, ищет их корни, пытается прогнозировать свои возможности.
В основе ожидания успеха – стремление заслужить одобрение; стремление утвердить свое “Я”, свою позицию, сделать заявку на будущее.
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя [3].
Выяснив, чем успех является для ребенка, перейдем к рассмотрению типов ситуаций успеха и их алгоритмам.
А). Неожиданная радость.
Неожиданная
радость – это чувство
Рассмотрим некоторые приемы “неожиданной” радости:
Речь идет о ситуациях, когда учитель ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.
Алгоритм:
1
шаг: Психологическая атака.
2 шаг: Эмоциональная блокировка. Суть состоит в том, чтобы локализовать, заблокировать состояние обиды, разочарования, потери веры в свои силы.
Самое
главное – помочь ученику переосмыслить
свой неуспех, найти его причину
с позиции: “неуспех – случаен, успех
– закономерен.” Важно
3
шаг: Выбор главного
4
шаг: Выбор разных
5
шаг: Неожиданное сравнение.
6 шаг: Стабилизация. Суть заключена в том, что приятная для отдельного учащегося общая реакция удивления для отдельного учащегося общая реакция удивления не оказалась единственной, чтобы неожиданная радость трансформировалась в сбывшуюся.
В педагогическом алгоритме ценность состоит не только в соблюдении последовательности всех операций, но и в постоянному подтверждению ее сомнению и стремлению нарушить сложившийся порядок, искать новые пути, новые сочетания действий.
Приведем пример к первому шагу алгоритма приема «Лестница». Завести разговор с учеником на больную для него тему будет трудно. Нужно поступить неожиданно, к примеру, написать и положить в дневник ученика записку: жду тебя в девять часов у входа в видео салон. Записка позволяет легче вступить в контакт. Ведь у ученика был по отношению к учителю своего рода психологический барьер. Он мок его и не осознавать, но чувствовал. Свидание назначено поздно, чтобы думал, что пригласил кто-то из одноклассников. Во всяком случае, не учитель. Важно застать его врасплох. Чтобы не сумел выстроить психологическую защиту от вмешательства учителя в свой внутренний мир. Результат отличный! Ученик на столько поражен, что безропотно идет с учителем и принимает участие в разговоре. Это и является главной задачей «психологической атаки» [32].
Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать.
Рассмотрим следующую ситуацию: Алеша, ученик девятого класса, отличник. По всем предметам у него глубокие знания. Но где-то в середине третьей четверти начал сдавать. Появились другие внешкольные интересы. На уроке истории вышел отвечать, но настолько слабо, что учитель, разочарованный, удивленный, вынужден был поставить тройку. На следующем уроке, полагая, что первая неудача была случайной, намереваясь дать ему шанс исправить положение, снова вызвал его отвечать. Снова слабый ответ. На протяжении последующих трех недель учитель ни разу не напоминал Алеше о его неуспехе, ни разу не спрашивал, хотя понимал, что класс ждет от него другой тактики.
В конце месяца учитель сделал краткий обзор успеваемости класса в целом и дал характеристику работы каждого ученика в отдельности. Когда очередь дошла до Алеши, то он сказал, что удивлен его «успехами» и намерен спросить его сегодня же. Лицо Алеши вытянулось. Этого-то он никак не ожидал. Но тем не менее учитель вызывает его к доске и начинает задавать ему вопросы. Алеша отвечает плохо. Но учитель ко всеобщему удивлению ставит ему высший балл и предупреждает, что с этого момента он будет ставить ему на каждом уроке отличные отметки, но спрашивать не будет (?!), пока он сам не захочет показать настоящие знания.
На следующем уроке обещания учителя было выполнено, но Алеша чувствовал себя явно неуютно. Для него это оказалось слишком сильным эмоциональным натиском, который он выдержать не смог. На последующем уроке он принял активное участие в работе класса, поднимал руку, дополнял, хотя желания выйти к столу не изъявил… Было всем очевидно, что процесс его оздоровления начался [32].
Эта ситуация относится к типу «неожиданная радость», а прием «даю шанс». Ситуация далеко не типичная, можно сказать уникальная. Но учитель был очень опытный, и он твердо верил в сознательность Алеши, в его умение правильно все оценить и во всем разобраться.
Именно в этот трехнедельный период учитель не только наблюдал за Алешей, но и беседовал с его родителями, с классным руководителем. Его интересовало, нет ли каких-то веских причин для такого неожиданного срыва. Серьезных причин не оказалось. Поэтому учитель решил «встряхнуть» Алешу. Высокий авторитет, которым пользовался Алеша в классе, поможет учителю выиграть эту ситуацию. Если он безмолвно примет эти ничем не обоснованные пятерки, то он, безусловно, потеряет в глазах товарищей репутацию порядочного человека, которая у него всегда была. Разумеется, он на такое никогда не пойдет. Учитель обоснованно предположил, что срыв Алеши – слабость сильной личности, а потому необходимо сделать так, чтобы временная слабость не превратилась в постоянную, опереться при этом на силы самого школьника.
Этот прием можно применять в тех случаях, когда есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание, породит ответный оклик. Как его применять – дело техники опыта, интуиции и культуры педагога. Здесь надо все точно просчитать, правильно спрогнозировать возможные реакции.
В данном случае учительница получила понимание со стороны детей: «Я давала открытый урок по физике для учителей нашего района. Урок не получился. Вернее провалился! Ребята молчали. Не поднималась не одна рука. Ночь я не спала. Утром села к письменному столу и начала писать. Надо было выложиться, излиться, хотя бы перед собой. Я писала о том, что с детства мечтала быть учителем. Что я люблю свой класс, своих ребят. Что мне нравиться сними спорить, отвечать на их вопросы. Что они умные, способные. Но очень жестокие. Что они не только не помогли мне, а совершили в отношении меня предательство. Что обмануты мои самые лучшие надежды. Что я не приду больше в их класс. На урок я действительно не смогла прийти, и передала им свою тетрадь. Я не сказала о содержании.
Дверной звонок выдал трель. Почти весь класс стоял на площадке. Вперед вышел Олег и сказал: «ответ» и начал читать. Оказалось, что ребята несколько раз прочитали мою тетрадь, и в классе было бурное собрание. Узнала, что я замечательный человек. Они гордятся таким учителем. Но оказывается, я все время подчеркиваю перед ними свое превосходство. Меня считают высокомерной, черствой. Что они после моего письма поняли, как были предвзяты ко мне, что искренне сожалеют, что они докажут мне свое уважение, преданность и любовь. Ко мне подошел Олег и поцеловал мою руку. Я ничего не могла им ответить. Я ревела. Ревела с удовольствием, с радостью, ревела от благодарности к этим благородным негодяям, которых, оказывается, я плохо знала» [4].
Этот прием рекомендуется применять в том случаях, когда есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание.
А должен ли учитель испытывать неожиданную радость?
Он, конечно, может радоваться вместе с учеником его достижениям, но отлично знает, что эти достижения были им запрограммированы. Но возможно, что и для учителя радость его воспитанника может оказаться неожиданной, если он не предполагал его скрытых возможностей, взлета мыслей. Радость учителя может быть неожиданной, если он убедился, что результаты ребенка оказались выше ожидаемых благодаря его моральной поддержке или благодаря применению новых, не испытанных до сих пор методов, созданию новый психологической ситуации.
Б). Общая радость.
Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем или спонтанной, заметной или незаметной.
Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия. Общая радость – это прежде всего эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива.
Радость тогда в радость, когда она воспринимается с остротой новизны, когда к ней нет привыкания, когда она доказывает рост ребенка, его прорыв к лучшему. Раскроем приемы, с помощью которых можно создать ситуацию успеха, вызывающую общую радость.
Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий [3].
Алгоритм:
1
шаг: диагностика
2
шаг: выбор интеллектуального
спонсора. Проще, прикрепить сильного
ученика. Для этого нужны
3 шаг: фиксация результата и его оценка. Необходимо, чтобы доброе дело не осталось вне поля зрения детского коллектива, получило бы его поддержку и самое главное – желание повторить, развить его.
Трудно привести здесь какой-нибудь конкретный пример, потому что он не сможет отразить всю гамму возможных ситуаций, но есть возможность перечислить наиболее типичные варианты интеллектуального спонсорства: совместное участие в подготовке, проведении тематических вечеров, смотров, конкурсов и тому подобное.
Наиболее эффективный путь – привлечь к интеллектуальному спонсорству старшеклассника. Это дает много преимуществ. Здесь и реализация чувств « старшего», и осознание собственного интеллектуального «Я». В тоже время слабому ученику лестно принимать помощь старшего, чувствовать его внимание. Он не испытывает свою унизительную слабость перед одноклассниками, у него существует аванс доверия к возможностям своего спонсора.