Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 13:11, реферат
Идея брахманизма, тесно связанная с доктриной сансара - деление общества на неравноправные группы-варны, каждой из которых редначертана своя дхарма - путь в широком смысле этого слова, комплекс ритуальных, равственных и правовых обязанностей. Брахманская концепция нормативного регулирования поведения людей базировалась, в основном, на философско-религиозных мифах. В понимании древних индийцев право еще не было дифференцировано от морали, религии, ритуалов, что обусловило отсутствие четкой правовой доктрины. Напротив, государственная власть анализировалась на более высоком уровне обобщения, в частности были предприняты попытки создания модели государства через его элементы, выведен образ идеального правителя и даже в зачаточном виде сформулированы функции государства.
1 Государство и право в древневосточной философии
2 Политические и правовые учения античности
3 Политико-правовые аспекты раннего христианства
4 Политико-правовые учения средневековой Европы
5 Политико-правовые учения реформации и Возрождения
6 Политико-правовые учения эпохи раннебуржуазных революций
7 Политико-правовые учения французского просвещения
8 Политические учения идеологов американской независимости
9 Политико-правовые учения в Германии в конце XVIII-XIX вв
10 Политико-правовые учения в Великобритании в XIX в
11 Политико-правовые учения во Франции в XIX в
12 Социалистические политические теории
13 Политико-правовые учения в России в XVIII-XIX вв
14 Политические учения XX в
15 Общественно-политическая мысль Беларуси
Список используемых источников
Подобно старшему своему современнику Констану Алексис де Токвиль выступил страстным защитником свободы личности. «Мне кажется, - писал он, - я любил бы свободу во все времена, но в то время, в которое мы живем, я склонен ее обожать». Политическая доктрина Токвиля представляла собой сплав либеральных ценностей (прежде всего - индивидуальной свободы) и демократических идей. По сути, Токвиль вслед за Бентамом - основоположник либерально-демократического направления в исследовании государства и политики.
Либерально-демократическое понимание государства оказалось наиболее плодотворным. Современное государство (если под этим словом понимать не хронологические параметры государства) в целом развивается именно в этом направлении. Эксперименты с максимальным государством (в виде социализма, социального государства, «государства всеобщего благоденствия») привели к логическому концу: усилению чисто либеральных моментов в политике (рейганомика, тэтчеризм). Идеи Токвиля (наряду с идеями Бентама, Милля, Констана) до сих пор являются основополагающими ценностями современной западной государственности.
Учение Конта оказало значительное влияние на последующую философскую и политическую мысль. Позитивизм в различных модификациях и сейчас остается одним из ведущих направлений в философской науке, а основанная им социология в XX в. стала самой востребованной общественной наукой. Не утрачены бесследно и политико-правовые идеи Конта. Часть его учеников создала позитивистские церковные общины во Франции, Англии, Чили; позитивизм был признан даже государственной религией Бразилии (на государственном флаге Бразилии обозначены слова Конта <порядок и прогресс>). Под сильным влиянием философии О. Конта сложился континентальный юридический позитивизм, а также социологическая теория государства Г. Спенсера.
Утопическую социократию Конта критиковали даже его ближайшие последователи, в частности, Г. Спенсер.
Но, отвергнув проект в целом, потомки восприняли некоторые частные идеи Конта: например, о собственности как социальном долге, о роли науки и инженерного персонала в будущем обществе и государстве.
Для
понимания социального и
Социалисты-утописты
отвергали любое серьезное
Марксистское политико-правовое учение содержит немало верных положений. Маркс и Энгельс детально проанализировали связь государственно-правовых явлений с иными социальными институтами, в первую очередь - экономическими. Они предложили достаточно убедительную (по крайней мере, для Европы) теорию происхождения и типологию государства и права. Маркс и Энгельс глубоко, со всей силой присущего им публицистического таланта анализировали современные им политико-правовые явления. Но в оценке сущности и, главное, перспективы государства и права они ошибались.
Укажем еще на одно обстоятельство. При всей кажущейся логичности учение Маркса и Энгельса глубоко противоречиво (примеры тому приводились выше). Не случайно после смерти Маркса его многочисленные ученики и последователи жестоко рассорились между собой, разбившись на два лагеря. Революционное крыло (Вильгельм и Карл Либкнехты, Роза Люксембург, Владимир Ильич Ленин) отличалось подчеркиванием неизбежности вооруженного революционного восстания и жестокой диктатуры пролетариата. Высокая цель установления диктатуры пролетариата для спасения людей от проклятий капитализма оправдывалась любыми средствами.
Умеренное,
реформистское крыло
Эдуард Бернштейн вошел в историю политической и правовой мысли как один из основателей современной социал-демократической доктрины. На основании изучения современного ему капитализма и практики рабочего движения он предложил реформистский путь придания буржуазному государству социального характера. В плане практических результатов этот вариант социалистического учения оказался наиболее плодотворным. Мирная парламентская и профсоюзная борьба трудящихся за социальную справедливость привела к существенному улучшению положения трудящихся. Фактически современный рабочий класс утратил свой пролетарский облик, став обладателем если не средств производства, то, по крайней мере, достойных
человека условий жизни. В этом отношении наибольшие успехи сделали скандинавские страны, где длительное время у власти находились идейные сторонники и последователи Бернштейна.
Политическая концепция Бернштейна стала основой для формирования доктрины «демократического социализма» (Г. Ласки, К. Реннер).
В отличие от всех предшествовавших ему политических учений, оно практически не содержит позитивного начала. Отрицание Лениным выработанных в теории и опробованных на практике институтов демократической государственности, выстраданных человечеством прав и свобод, сыграло исключительно разрушительную роль. Но еще более опасным для России и всего человечества стало учение о диктатуре пролетариата, жертвами которого стали целые страны и народы.
Преобразования Петра I и сам активный процесс государственного строительства находили свое обоснование в политических теориях его современников, одним из которых был Феофан Прокопович. Прокопович обосновал необходимость для России абсолютной монархии (которую точнее можно назвать разновидностью восточной деспотии). Эта форма правления более всего соответствовала менталитету русских и их представлению о государственной власти.
Термин «самодержавие» Прокопович первый стал употреблять в смысле неограниченной власти императора. Его прежнее содержание, означавшее суверенность и независимость государства утратилось, и отныне данный термин стал обозначать только верховную, неограниченную власть. В таком именно значении он употреблялся и употребляется в XIX и XX вв.
Идеи высказанные Десницким дают полное право считать его первым российским либералом. Об этом говорит предложенная им судебная реформа, которая имела в своей основе буржуазные принципы, направленные против сословно-административного суда в России. Эта реформа, в случае ее проведения, привела бы к созданию самостоятельной, не зависящей от чиновничества «судительной власти», способной положить предел «изменчивой воле одного».
Заслуживает внимания социально-политическая эволюция истории, предложенная Десницким. Картина, нарисованная просветителем, в целом не отражает реального хода исторического процесса. Тем не менее, сама попытка подойти исторически к таким институтам, как семья и собственность, имела большое значение для юриспруденции.
Юридические
идеи Десницкого не имели яркой сословно-
Все содержание консервативной юриспруденции Сперанского было направлено, в сущности, против основ нового буржуазного строя: он отвергает не только учение о естественном праве, но и учение о разделении властей.
В то же время близкий по своему происхождению к податным сословиям, Сперанский понимал закономерность революционных событий во Франции и по-своему пытался предотвратить их в России. Поэтому в его проектах появляются Государственная Дума и суд присяжных, появляется ответственность министров, юридические институты буржуазного государства.
Правда, содержание проектируемых органов далеко не буржуазно, более того, реализация преобразовательной программы должна была, по мысли Сперанского, предотвратить опасное, с точки зрения чиновника, развитие капиталистических отношений. Однако, стремясь к предотвращению господства буржуазии, реформатор пытался противопоставить ему не патриархальный «стародворянский» уклад феодальной монархии, а государственную организацию, которая бы учитывала факт развития капитализма в стране.
В данном случае Сперанский пытался соединить несоединимое: он хотел законсервировать планируемую им социально-политическую организацию с помощью тех самых сил, которые неизбежно должны были бы сломать ее при дальнейшем развитии. Поэтому государственно-правовые идеи реформатора не были претворены в жизнь.
В философии П.Я.Чаадаева западничество представлено в своей экстремальной форме. Это выражается в глубоком пессимизме в отношении прошлого и настоящего России. По мнению Чаадаева, Россия - страна, лишенная прошлого, поскольку в ней нет ничего достойного поддержки и развития, исключая реформы Петра Великого, развернувшего Россию лицом к Западу. Собственная национальная традиция России - это воплощение косности, инертности, неспособности к прогрессу и самостоятельному развитию. Россия - страна всецело заимствованной и подражательной культуры, страна
без внутреннего развития и естественного прогресса. Конечно, на такой почве у России не было будущего, что хорошо понимал Петр I. Великий реформатор выстроил вектор развития России в сторону Европы и Запада.
Отклонение от этого вектора может привести лишь к тому, что она останется страной, которая ничего миру не дала и ничего у него не взяла.
Взгляды К.С. Аксакова на историю допетровской Руси, на роль крестьянской общины характерны для всех славянофилов и, конечно, весьма наивны. По его мнению, Московская Русь представляла собой не что иное, как союз земледельческих общин с самодержавной властью (народная монархия). Идеальным государственным учреждением того времени, как утверждали славянофилы, был Земский Собор, в котором осуществлялось якобы единение царя и Земли.
Обращает на себя внимание отрицательное отношение славянофилов к личной свободе как к правовой ценности. Отношение к личной свободе теснейшим образом было связано у славянофилов с критикой рационализма. Рационализм рассматривался как духовная основа индивидуализма, как основание утвердившихся на Западе частной собственности, искусственных государственных образований и западных правовых схем.
К.С. Аксаков утверждал прямо, что личность как принцип есть зло. Славянофильство имело своим основанием русский великодержавный шовинизм. Не удивительно, что славянофильство стало питательной почвой для возникшего во второй половине XIX в. идеологии панславизма, которая обосновывала претензии России на господство над всем славянским миром и проведение политики русификации в национальных регионах Российской империи.