Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2011 в 23:36, курсовая работа
Станислав Теофилович Шацкий (1(13).06.1878 — 30.10.1934) — выдающийся русский советский педагог. Всю силу своего таланта, весь огромный педагогический опыт он целиком отдал делу создания новой школы и педагогики.
Введение. 3
Педагогический путь Шацкого. 4
Трудовая колония «бодрая жизнь». 6
Педагогические принципы и нововведения Шацкого 10
Изучение влияния среды на детей в трудах Шацкого. 19
Заключение. 23
Список литературы. 25
Педагогические
принципы и нововведения
Шацкого
Остановимся только на некоторых сторонах его творчества. Шацкий первым в России создал клубные учреждения для детей пролетарской окраины Москвы — Марьиной Рощи. Конечно, «домик в Вадковском переулке» как внешкольное учреждение общества «Детский труд и отдых» кардинальным образом отличается от современных Дворцов и Домов пионеров. Несоизмеримы условия и размах работы, ее содержание и направленность. Но не утратили своего значения педагогические принципы, применявшиеся Шацким в работе этих внешкольных учреждений, рассчитанные на широкую самодеятельность детей, на применение разумно и интересно организованного труда как средства воспитания.
Шацкий — родоначальник русской и советской дошкольной педагогики. Еще в дореволюционные годы им и его ближайшими сотрудниками была разработана оригинальная, как Шацкий называл, русская система воспитания в детском саду, существенно отличавшаяся от той, что была создана Фрёбелем и современницей Шацкого—М. Монтессори. После Октября, когда дошкольное воспитание впервые в мире стало системой государственной, идеи Шацкого получили свое дальнейшее развитие. Он разработал педагогическую систему работы детского сада в условиях как города, так и деревни. Характерным для него был широкий социальный подход к постановке дошкольного дела. Воспитание в детском саду должно давать ребенку всестороннее развитие и быть тесно связано с семьей, средой, окружающей детей, и по возможности делать эту среду лучше, культурней. В статье «Система русского детского сада» (1921) он писал: «...воспитание есть организация детской жизни, объект воспитания — ребенок, и в нем мы прежде всего ценим то, что он есть организм растущий» (С. Т. Шацкий: Избранные педагогические сочинения в 2 томах, т. 1, с. 267).
Рассматривая содержание воспитательной работы в опытном детском саду, в той же статье С. Т. Шацкий выделяет следующие элементы детской жизни: физическое развитие, искусство, умственная жизнь, социальная жизнь, игра и физический труд (см.: там же).
В дополнение к ранее установленным С. Т. Шацким элементам детской жизни добавляется физическое развитие, в других случаях Шацкий употребляет термин «охрана здоровья». Сочетание этих элементов и составляет содержание воспитания в детском саду.
Выдвинутый С. Т. Шацким принцип определения содержания воспитания по видам деятельности детей получил свое применение сегодня в работе массовых детских садов. Программа воспитания детей в старшей группе современного детского сада составлена по разделам: воспитание навыков культурного поведения и соблюдения правил гигиены, расширение ориентировки в окружающем и развитие речи, труд, игры, рисование, лепка, аппликация, конструирование. Особое значение С. Т. Шацкий придавал игре как важному средству воспитания детей. «Игра,— писал Шацкий,— это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства» (там же, т. 2, с. 15). В настоящее время проблема игры в работе дошкольных учреждений, и не только в них, является предметом обстоятельного внимания педагогов и объектом научной разработки. Работа с детьми по видам деятельности переносилась Шацким и его коллегами и на детей школьного возраста.
Всестороннее развитие личности как педагогическая проблема глубоко интересовала передовых представителей общественной мысли в России и за рубежом. Но эта идея оставалась светлой мечтой, невозможной для реализации в условиях эксплуататорского общества. Только марксизм-ленинизм поставил ее на реальную основу. Уже в первых документах, определявших развитие новой школы,— второй Программе партии и Декларации о единой трудовой школе — эти направления были ясно выражены. Для нас программное требование партии о всестороннем развитии личности, закрепленное теперь в Конституции СССР, в педагогическом аспекте означает воспитание высокообразованных, всесторонне развитых строителей коммунистического общества, советских патриотов и интернационалистов, готовых активно участвовать в общественно полезном труде, беззаветно защищать социалистическую Родину. Как важнейшая практическая задача она сформулирована и в декабрьском (1977 г.) Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР о школе.
В деятельности С. Т. Шацкого вопросы всестороннего развития ребенка всегда занимали видное место. Пример тому — его экспериментальная работа, описанная в книге «Бодрая жизнь».
Но тогда, в условиях старой России, при всей огромной ценности педагогических находок, эта работа носила по объективным причинам времени ограниченный, можно сказать, тепличный характер. Только победа Великого Октября, коммунистическая идеология открыли торный путь педагогическому творчеству Шацкого по всестороннему развитию личности ребенка. Вся живая практика Первой опытной станции Наркомпроса и прежде всего ее ядра — школы-колонии «Бодрая жизнь» говорит об этом. Сочетание интеллектуальной деятельности детей с физическим их развитием, посильным и разнообразным трудом, разносторонним эстетическим воспитанием, охватывающим весь мир прекрасного — музыку, изобразительное искусство, драматизацию, вместе с активной общественной работой позволили этому творческому коллективу добиться высоких результатов. Особой заслугой Шацкого следует считать теоретическую и практическую разработку им системы эстетического воспитания как органической части коммунистического воспитания в целом. Главным же в работе по всестороннему развитию личности школьника для Шацкого была ее идейная, коммунистическая направленность, тесная связь с жизнью, с перспективами строительства нового общества. «В нашей стране,— писал Шацкий,— вопросы воспитания являются неизмеримо более кровными, чем в любой западной стране. На нас легла колоссальная историческая ответственность перед бесчисленным миром всесветных трудящихся масс. От того, как мы поведем воспитание нашей детворы, молодежи, зависит не именно будущее нашей экономики, но и самая прочность нашего революционного дела» (С. Т. Шацкий: Избранные педагогические сочинения в 2 томах, т. 1, с. 286). Конечно, наша школа сегодня работает в иных условиях. Неизмеримо большими стали материальные и социальные возможности повышения эффективности педагогического труда. Школьное дело действительно стало делом общенародным и общепартийным. Но, решая практические задачи всестороннего развития личности школьника, и в наши дни очень важно опираться на высокие образцы педагогического опыта прошлого, к которым, безусловно, относится творчество С. Т. Шацкого.
В системе коммунистического воспитания школьников особое место отводится роли самодеятельного детского коллектива. В решениях партии и правительства о школе систематически подчеркивалась важность этой стороны советской педагогической системы. Вопросами педагогики детского коллектива С. Т. Шацкий занимался едва ли не с начала своей педагогической деятельности. Воззрения его на эту проблему эволюционировали. Широко они раскрыты в книге «Бодрая жизнь», но с большей полнотой и разносторонностью они были развиты Шацким в строительства советской школы. Главным фактором, цементирующим детский коллектив, по Шацкому, является разнообразный труд, и прежде всего труд производительный, связанный с трудом взрослого населения. В условиях начавшейся в конце 20-х — начале 30-х гг. социалистической реконструкции сельского хозяйства он считал важным создание специальных участков в колхозах и совхозах, которые полностью обрабатывались бы школьниками под руководством педагогов, при надлежащей культуре труда. «Нам нужно говорить о такой организации детской работы,— писал Шацкий,— которая является частью работы колхоза, такой частью, которая посильна, доступна детям, но она должна быть серьезной. Нам нужен такой детский труд, который был бы полон смысла и подъема» (Архив АПН СССР, ф. 1, ед. хр. 295 , л. 114).
Тогда
еще не было подобных современным
школьных учебно-производственных бригад,
появлялись только первые ростки общественно
полезного труда детей в
Для Шацкого детский коллектив в широком смысле — это организация, подготавливающая строителей коммунизма. Поэтому коммунистическая направленность всей деятельности коллектива должна находиться постоянно в центре внимания педагогов, которые тактично, при максимальном поощрении детской самодеятельности призваны умело направлять его работу. Жизнедеятельность детского коллектива — в его непрерывном движении, а забота о развитии коллектива, о движении вперед и вперед — закон его жизни.
Огромное значение придавал Шацкий работе детских коммунистических организаций, а также вопросам самоуправления воспитанников. «Работать вместе с детьми,— писал С. Т. Шацкий,— это значит признавать громадное влияние на детей детского общества. Школа должна быть заинтересована в развитии детских организаций, участвующих в строительстве жизни. Ей тогда легче будет работать. Огромную поддержку в этом деле могут оказать школе наши пионеры и комсомол, сплачивающие наиболее энергичные элементы нашей молодежи» (С. Т. Шацкий: Избранные педагогические сочинения в 2 томах, т. 2, с. 147). В наши дни, когда активизируется деятельность органов ученического самоуправления как действенного средства идейно-нравственного воспитания личности, очень своевременно вспомнить о педагогическом опыте Шацкого. Придавая огромное значение самоуправлению, Шацкий стремился к тому, чтобы максимальное количество детей участвовало в разных формах управления делами коллектива, сознательно и ответственно относилось к порученному делу, и важно, чтобы школьники умели свои желания и намерения подчинять требованию коллектива. Роль общего собрания детей, мнение коллектива — большая сила в становлении и развитии каждого воспитанника. Конечно, не один С. Т. Шацкий разрабатывал многообразные аспекты проблемы детского коллектива и разумно организованного труда в его становлении и развитии. В ходе строительства советской школы это была кардинальная задача для педагогов — теоретиков и практиков. Она в общем виде определялась партийными и государственными документами. Вспомним, какой поистине колоссальный труд в ее разработку вложен Н. К. Крупской. Много принципиально нового внес в эту сокровищницу советской педагогики в 30-е гг. А. С. Макаренко. В послевоенные годы над проблемами детского коллектива работал В. А. Сухомлинский. И теперь эти вопросы — предмет особого внимания исследователей — педагогов, психологов, социологов. Хотелось бы подчеркнуть преемственность в разработке магистральных вопросов советской педагогики. Она легко прослеживается, если рассматривать этот вопрос в историческом аспекте. Это ни в какой степени не умаляет индивидуального и своеобразного вклада каждого из замечательных деятелей советской педагогической науки в разработку теории коллектива и роли общественно полезного, производительного труда в воспитании детей и юношества. Роднит их общность коммунистической идеологии и прочная опора в научных выводах ни живой, многолетний опыт с конкретным детским и педагогическим коллективом. В их творчестве естественно отражались поиски и находки других педагогов-современников. Непреоборимая сила социалистической педагогики как принципиально нового явления общественной жизни состоит в том, что она, развиваясь на основе марксизма-ленинизма, впитывает многообразный коллективный труд, накопленный в ее историческом развитии. Она — продукт этого исторического пути.
Весьма значителен вклад С. Т. Шацкого в разработку вопросов советской дидактики. Он, будучи членом ГУСа с 1921 г., много и плодотворно работал под непосредственным руководством Н. К. Крупской над определением содержания образования в школе. Научно-педагогическая секция ГУСа тогда была центром педагогической мысли страны. Это был путь исканий, на котором у Шацкого были значительные достижения, но были и увлечения вроде некритического отношении к методу проектов, некоторой недооценки роли систематических знаний в обучении школьников. После известных решений ЦК партии и правительства к школе Шацкий решительно преодолел эти взгляды и в последние годы жизни плодотворно трудился над вопросом повышения роли урока как основной фирмы учебной работы.
В системе дидактических взглядов С. Т. Шацкого также многое созвучно современности, когда перед школой встала задача совершенствования содержания образования в свете решений XXV съезда партии, повышения качества учебно-воспитательной работы, решительного поворота школы к улучшению трудового воспитания. С. Т. Шацкий считал, что школу всегда должен интересовать накопленный детьми жизненный опыт. Он позволяет, по его мнению, правильно организовать и учебный процесс, связанный с приобретением ребенком новых знаний, и осознанный детьми физический труд, и занятия искусством. При этом очень важно, чтобы знания сопровождались выработкой умения работать. «Никто не может отрицать важности того,— писал Шацкий,— чтобы ученики наши твердо знали тот минимум необходимых сведений, которыми должен быть вооружен каждый советский гражданин; но если эти знания получаются лишь путем работы памяти и если они не сопровождаются накоплением известных навыков умелой работы, то вряд ли эти знания представляют ценность... Таким образом, умение работать и получение знаний — это две стороны одного и того же процесса» (Черепанов С. А., С. Т. Шацкий в его педагогических высказываниях. М., 1958, с. 88).
Большое
значение Шацкий придавал тому, чтобы
дети ясно представляли себе цель обучения,
значение получаемых знаний для участия
в социалистическом строительстве, в окружающей
жизни. Очень важно, по Шацкому, всемерно
развивать у учащихся интерес к учению.
Ребенок по натуре своей исследователь.
Интерес к занятиям возрастает, прежде
всего, если они посильны для учащихся.
Но в дальнейшем он может снизиться и даже
погаснуть, если его не поддерживать. Шацкий
вывел такую закономерность: ученики в
процессе работы тратят свои силы, но в
том-то и сущность учения, что чем больше
они тратят свои силы, тем больше их приобретают
(см.: Пед. соч. В 4-х т., т. 1, с. 37). Для высокой
эффективности учебного процесса нужна
научная организация труда школьников.
Прежде всего, следует исключить всякого
рода неразумную трату времени. Ученик
всегда должен иметь возможность обращаться
к учителю в случае затруднения. Необходимо
рациональное сочетание фронтальной,
групповой и индивидуальной работ. Монотонность
в занятиях создает у школьников своеобразное
состояние гипноза, тормозит продуктивность
работы и погружает учащихся в вынужденный
педагогический сон. Драгоценное время
затрачивается впустую. В методы работы
надо вносить разнообразие и обязательно
обращать внимание на эмоциональную сторону
детской деятельности в процессе учения.
Шацкий придавал огромное значение органическому
сочетанию в педагогическом процессе
культуры ума с культурой чувств. Он писал:
«Мы мало используем силу эмоционального
воздействия живого слова — больше всего
стремимся заставить слушателя мыслить,
забывая при этом о его чувствах, переживаниях,
психологических состояниях... Мы, разумеется,
не против воспитания культуры ума, мы
за сознательные знания, за активную мыслительную
деятельность учащихся на уроках, но мы
против одностороннего «интеллектуализма»,—
надо, чтобы учитель не только возбуждал
«дум высокое стремленье», но умел бы и
«глаголом жечь сердца». Говоря другими
словами, ум и чувства учащихся должны
быть в ладу, интеллектуальная и эмоциональная
сферы должны помогать друг другу» (Народное
образование, 1968, № 6). Смысл педагогического
учета, по Шацкому, состоит в том, чтобы
он помогал школьникам трудиться, вырабатывал
у них желание подвергнуться проверке,
обнаружить и устранить затруднения, которые
возникли в ходе учебных занятий. И оценивать
надо проделанную работу, а не личность
ученика, проявлять при этом максимум
внимания и доброжелательности к растущему
человеку. Это только некоторые штрихи
дидактической системы С. Т. Шацкого.