Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2010 в 13:23, Не определен
Дипломная работа
Исследуя значительный этнографический материал, известный русский этнограф В. Харузина приходит к выводу, что дети “малокультурных” народов в своих играх буквально отражают хозяйственную и общественную жизнь взрослых, причем дети изготавливают игрушечные орудия, оружие, музыкальные инструменты и т.д. Ею была подмечена интересная трансформация игрушки, когда последняя сохраняется как пережиток в игре [17].
Очень важна работа Е.А. Аркина “Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры” [8]. В ней он предлагает строить научную теорию игры и игрушки на фактическом материале, почерпнутом из прошлого и сопоставленном с настоящим, а также наряду с источником их происхождения, исследовать движущие силы и роль в настоящем и будущем.
Перечисленные
выше теории и мысли об игре критически
рассмотрены современным
Интересную мысль высказал Л.С. Выготский о том, что игра не есть преобладающий тип деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Как он утверждает, “… в игре ребенок всегда выше своего среднего роста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше себя” [21] .
В классической русской педагогике вопросу игры значительное место отводил К.Д. Ушинский. Он считал, что воспитание в игре необходимо вести так, чтобы ребенок не пресыщался ею и умел переходить к занятиям. Кроме этого, он отмечал, что “не надобно никогда забывать, что игра теряет всякое свое значение, если она перестает быть деятельностью, и притом свободной деятельностью дитяти” [23].
П.Ф. Каптерев показал роль игры во всестороннем развитии ребенка, в воспитании его интересов, наклонностей [25]. В конце Х1Х в. детский врач Е.А. Покровский занялся изучением детских игр. Он организовал сбор игр, в основном русских, и выпустил в свет сборник игр с изложением истории и теории игры. Е.А. Покровский обратился к народным играм как лучшему источнику наиболее естественных и понятных для детей игр. Он подчеркивал, что игры и другие физические упражнения содействуют не только укреплению и развитию внешней телесной силы, но не менее того и образованию ума [25]. П.Ф. Лесгафт во второй половине Х1Х в. создал научно-обоснованную систему физического воспитания. Игры он рассматривал как одно из действенный средств физического образования и воспитания. В его системе физического образования подвижные игры заняли видное место [23].
Известный отечественный педагог А.С. Макаренко считал, что игры значительно богаче по содержанию, чем другие средства физического воспитания. Игровая деятельность, по Макаренко, – это упражнения в поведении, накоплении “социального опыта”, навыков, привычек, традиций [26].
Анализ
содержания вышеперечисленных исследований
позволяет сделать вывод о
том, что традиционные игры у разных
народов имеют свои специфические
особенности, которые зависят от
социально-экономических и
Среди большого разнообразия средств физического воспитания традиционной игре – универсальному средству народной педагогики – принадлежит особое место. Ее значение выходит за рамки тех понятий, с которыми мы обычно подходим к оценке всех других средств физического воспитания. Традиционная народная игра представляет собой социальное явление, исторически сложившееся средство воспитания.
Формы проявления народной игры чрезвычайно многообразны. Вместе с развитием человеческого общества они непрерывно совершенствуются и усложняются. Игра – это сознательная деятельность, направленная на достижение поставленной цели.
Чрезвычайно разнообразно образовательное и воспитательное значение традиционных народных игр, особенно подвижного характера. С их помощью развиваются различные физические качества, и, прежде всего быстрота и ловкость. Одновременно закрепляются и совершенствуются двигательные навыки, физические качества проявляются все полнее и разнообразнее.
Народная игра постепенно укрепляет организм детей и служит залогом здоровья. Гигиеническое значение игр усиливается возможностью их широкого использования в природных условиях: зимние игры, игры в лесу, на воде и т.д. – ни с чем несравнимое средство закаливания и укрепления здоровья. Глубина и разносторонность воздействия делают народные игры незаменимым средством воспитания подрастающего поколения. Использование игр в определенной системе и в сочетании с другими средствами обеспечивает высокую эффективность воспитания необходимых черт характера.
В педагогической практике у многих народов используются разнообразные подвижные игры. Чтобы составить более отчетливое представление о существенных особенностях содержания народных игр, а также обеспечить их правильный выбор для каждого конкретного случая, соответственно конкретным педагогическим задачам, которые ставятся перед проведением той или иной игры, большое значение приобретает распределение народных игр на группы по определенным сходным признакам.
Наибольший интерес для нашего исследования имели работы, в которых были представлены традиционные игры народов Севера. Это труды Г.Ш. Абсалямова [2], В.Ф. Афанасьева [9], А.Г. Базанова и Л.В. Певговой [10], В.Г. Богораза [15], Г.М. Василевича [18), В.В. Леонтьева [12], Г.А. Меновщикова [20], В.И. Прокопенко [20; 21], А. Рейнсона-Правдина [23; 24], Г.Ф. Севильгаева [29].Т.Ю. Сема [30], Г.А. Старцева [36].
Так, в работе Л.В. Певговой и А.Г. Базанова впервые делается попытка исследовать национальные особенности игр народов Севера, дается описание нескольких традиционных игр ненцев, нанайцев, манси, хантов, селькупов. Л.В. Певгова дает оригинальную классификацию традиционных игр и игр-упражнений, а также предлагает методику их проведения в условиях северной школы.
В.Г. Богораз описывает традиционные игры и состязания эскимосов, чукчей, коряков, эвенков, чуванцев, юкагиров, связывает их происхождение с социально–экономическими условиями и промысловой деятельностью оленевода, охотника, рыбака.
В небольшой статье Г. Василевича “Игры тунгусов” имеются ценные сведения о традиционных играх эвенков (тунгусов), которые он подразделяет на игры детей младшего возраста и игры подростков и взрослых. Автор пишет о том, что игры детей эвенков являются отражением жизни взрослых, которые, в свою очередь, сами любят бороться, прыгать, стрелять из ружья в цель.
Г.А.
Меновщиков достаточно точно характеризует
традиционные игры азиатских эскимосов.
Автор делает вывод о том, что
игры эскимосов имеют не столько
развлекательное, сколько воспитательно-
Классификацию игр и состязаний береговых чукчей предлагает в своей работе В. Леонтьев. Автор говорит о том, что все свое свободное время чукчи проводят в различных физических состязаниях, играх, увеселениях, вне зависимости от погоды.
Ряд традиционных нанайских игр описывает в сборнике “Традиционное воспитание детей у народов Сибири” Т.Ю. Сем.
В.И. Прокопенко системно описывает традиционные игры и состязания нанайцев. Автором предлагаются классификации игр и состязаний этих народов.
О важности народных игр, состязаний для воспитания подрастающего поколения народов Сибири и Дальнего Востока говорится в работе В.Ф. Афанасьева.
Г.Ф. Севильгаев в своем исследовании делает вывод о том, что состязания у народов Севера носят сугубо производственный характер и заканчиваются, как правило, награждениями и почестями.
Все эти работы позволили нам расширить представление об особенностях традиционных игр и состязаний народов Севера и Дальнего Востока, проживающих в экстремальных климатических условиях и ведущих полукочевой, кочевой образ жизни, а также сделать вывод о том, что исследования в педагогике, этнопедагогике, психологии не раскрывают содержания, места и роли народных игр нанайцев в их традиционной системе физического воспитания и не выявляют этнопедагогических условий эффективного их применения в прошлом и настоящем. Эта проблема в интересующем нас аспекте не получила научной разработки, несмотря на то, что в опыте народной педагогики имеется богатый материал.
Суровые
жизненные условия Дальнего Востока,
трудная промысловая
Наиболее простыми по своему проведению и самыми распространенными среди нанайских детей этой возрастной группы были различные игры по видам движений (с бегом, прыжками, метаниями), которые содействовали укреплению всех групп мышц тела; развитию ловкости, быстроты, выносливости, воспитанию волевых качеств, подготовке к промысловой деятельности. Эти игры не только способствовали развитию необходимых для жизнедеятельности физических качеств, но и готовили детей к охотничьему промыслу. Одна из таких игр бытовала у нанайцев под названием “Бег по медвежьи”. Она проводилась в любое время года. В игре принимали участие только мальчики. Дистанция бега была произвольная и обговаривалась между участниками до начала игры. Перед игрой в начале и в конце дистанции проводились линии старта и финиша. Все участники располагались вдоль стартовой линии, принимая исходное положение: стоя на четвереньках. По команде судьи (голосом) начинался “бег по-медвежьи”, который выполнялся так: оттолкнувшись двумя руками, игроки подтягивали ноги к груди и приземлялись на обе ноги, одновременно выставляя как можно дальше руки. Победителем становился участник, “пробежавший” таким образом к финишу первым.
Был и другой вариант игры, когда дистанция не ограничивалась. Побеждал тот игрок, который “по–медвежьи” пробегал большее расстояние.
Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию силы ног, рук, ловкости, быстроты, координации движений; воспитанию настойчивости.
Большой
популярностью среди детей
В другом варианте игры выбирался водящий, который располагался спиной к снеговым ходам у дерева (камня и т.д.), остальные игроки разбегались, прячась в ходах. Водящий по сигналу одного из игроков приступал к поиску спрятавшихся игроков, которые, проявляя находчивость, хитрость и смекалку, старались незаметно для водящего приблизиться по снеговым ходам к дереву (камню), пытаясь опередить друг друга. Игрок, первым успевший коснуться дерева (камня), становился победителем. Игра заканчивалась, когда водящий находил всех игроков. Спрятавшимся игрокам разрешалось вылезать из-под снежных ходов на любом участке площадки для игры. Иногда снежные ходы и выход наружу подходили прямо к месту водящего (дереву, камню), и достаточно было протянуть руку, чтобы коснуться дерева (камня) в тот момент, когда водящий приступал к поиску спрятавшихся игроков.