Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 16:54, реферат
Всесторонняя подготовка к основательному знанию языка проходит постепенно. У самых маленьких детей — через наблюдение вещественных предметов, созерцание внешнего мира далее через наблюдение предметов и языка в неразрывном единении. Это та ступень, про которую Фребель сказал, что «слово, как нечто противоположное внешности, должно постоянно наподобие тени следовать за внешним обликом, чтобы способствовать прочному усвоению этого облика внутренним миром, а равно и органами внешних чувств ребенка».
«Весной солнышко. Тает снег. Лед плывет по Неве. (Протест: выясняется, что лед еще не плывет и Нева не вскрылась). В саду лед тает. Голубое небо. С крыши сбрасывают снег. Распускаются вербочки. Стали ездить на колесах. Лужи на улицах. Оттепель. Набухли почки на деревьях. Ручейки. Больше снег не идет. В саду растаял в маленькой канавке лед. Стало теплее. От автомобилей брызги летят. По небу плывут облачка. Зацветают цветы. (Протест: цветы еще не зацветают.) Из-под снега появились камни, зеленая травка появится скоро на солнышке. На улицах продают вербочки. Платье люди носят более легкое, галоши, а не валенки, шубы снимают».
Как видите, главнейшие явления природы ранней весны охвачены сознанием и памятью детей почти полностью. К экскурсиям относят обыкновенно также посещение с детьми музеев, выставок. В том виде, как эти посещения организуются в большинстве случаев, они приносят детям один вред. Музеи, выставки, приспособленные к интересам, психике детей, требуют специального устройства, а пока этого нет, детей младшего возраста лучше туда совсем не водить. Крайняя подвижность детского внимания требует больших усилий со стороны педагога, чтобы прикрепить его к одному объекту; задача эта становится непосильной в каком-нибудь музее, в котором тысяча объектов, без удержу лезущих в глаза, заставляет неустойчивое внимание ребенка перебрасываться от одного предмета к другому, ничем не проникаясь, ничего не усваивая, не создавая ни образов, ни представлений, не находя материала для воплощения в слово. Если уже водить детей в музеи или на выставки, безусловно, необходимо по возможности локализовать наблюдаемый или изучаемый предмет.
СЛОВАРЬ
ДЕТЕЙ УПРАЖНЕНИЯ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Каждое слово именует определенное представление, образ или понятие. При нормальном развитии ребенка, отражающемся в языке, усвоенное им слово соответствует заранее им приобретенному представлению. В первые годы жизни ребенка это строгое соответствие между словом и его содержанием не нарушается, но это только в первые годы. К сожалению, уже очень рано дети приобретают слова, которым суждено остаться пустыми звуками без реального содержания. Со злом этим надо бороться, и наилучшим средством для этой борьбы являются те уроки наблюдения, о которых была речь выше. Наблюдения и изучение живой действительности способствуют созданию образов и представлений, долженствующих при правильном руководстве непременно сплестись с соответствующим словом.
При занятиях с маленькими детьми для расширения их лексикона нет другого пути, кроме опыта и наблюдения. Наглядным образом знакомится ребенок с самим предметом и его свойствами и попутно запоминает слова, именующие как предмет, так и его качества и особенности. Последовательность усвоения такова: знакомство с предметом, образование представления, отражение последнего в слове.
Внешние восприятия, опыт, личные переживания ребенка играют в развития его первенствующую роль, значение же слова — второстепенное и вспомогательное. Важнейшим и совершеннейшим методом преподавания в первую пору детства является культура наблюдательности.
Но по мере развития ребенка роль языка расширяется, значение его как средства, развития увеличивается. Мысль, вырываясь из сферы чувственных восприятий, нуждается в более широком поле для своего развития, в большем просторе для суждения. Путь опыта становится слишком длинным и неудобным для переработки многочисленных, все осложняющихся восприятий.
Многие достояния культурной жизни—людей не могут быть изучены путем опыта и личного наблюдения. Тогда слово перестает быть лишь средством к осмыслению материала, приобретаемого наглядностью. Оно служит возникновению новых представлений, чувств человека. Жизнь, захватывая все новые русла, расширяясь, отражаясь на развитии мысли ребенка, выдвигает и новые, более разнообразные пути для развития его речи.
Заботясь о расширении запаса слов детей надо стремиться к тому, чтобы расширить этот запас за счет слова-представления, а не слова – звука.
Все виды занятий, о которых мы говорили в предшествующих главах, служат этой цели. Но существует ряд специальных методических упражнений речи, цель которых – расширение лексикона и речевых навыков детей. Их полезно проводить с детьми старшего дошкольного возраста при условии ведения их живо, непринужденно, с учетом возрастных интересов и возможностей.
Вот некоторые из видов таких упражнений.
1. Подбор эпитетов к предмету. Называется предмет, допустим собака. Какие бывают собаки?
Ответ детей 5—6 лет: большие, маленькие, мохнатые, умные, кусачие, злые, добрые, старые, молодые, веселые, охотничьи. Добавления воспитательницы: пастушьи, пожарные.
Узнавание по эпитетам предмета. Воспитательница предлагает детям отгадать, что это: зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная, душистая. Дети отгадывают — береза. В составлении таких загадок должны участвовать и сами дети. Подобные упражнения требуют правильного руководства. Они не должны выливаться в формальное нанизывание слов. Слова должны связываться со знакомыми детям представлениями.
2. Подбор к предмету действий (глаголов). Ветер что делает? Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, мельничные колеса вертит, освежает, тучи гоняет. Лошадь что делает? Собака? Курица? и т. п.
Подбор к действиям предмета. На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет, освещает. Что это? — Солнце.
Подбор объектов к действию. Кто и что плавает? Кто и что греет? Кто и что летает? и т. п.
Высказывания детей 6—7 лет: «Летает аэроплан, птица, бабочка, летчик на аэроплане, жук, муха, пчела, стрекоза, пушинка от ветра, воздушный шар, листики желтые летят с дерева».
3. Подбор обстоятельств. Учиться можно как? — хорошо, лениво, прилежно, с успехом, долго, много и т. п.
4. Нюансы смысла слова: домик, дом, домище; крохотный, маленький, небольшой; большой, огромный, громадный. Детям предлагают составить с этими словами фразы.
Высказывания детей 6—7 лет: «Я нашла крохотный грибок, я едва его заметила. Оля — еще маленькая и глупенькая девочка. Этот дом не большой, но и не маленький, Ленинград очень большой город. В Сиверской есть огромный лес, до конца его и не дойдешь. В Крыму есть громадная скала над самым морем».
5. Вставление
детьми пропущенных слов. Воспитательница
читает предложения, дети
Затем предложения составляли сами дети, а доканчивала руководительница. «Мы сейчас будем лепить, надо принести.... Я дежурная; мне надо вытереть пыль; где наша...? Дровосеки поехали в лес и взяли с собой...».
Давая детям такие предложения, надо хорошо обдумать их содержание; оно не должно быть слишком элементарно и не должно затруднять детей. Если хорошо продумано содержание каждой фразы, предлагаются предметы и явления, детям хорошо известные и интересные, в занятиях могут принимать участие и самые маленькие.
6. Распространение
предложений. Руководительница
Надо обращать внимание на правильность построения предложений.
7. Добавление придаточных предложений (подведение к будущим упражнениям по грамматике). Руководительница читает главное предложение, а дети добавляют придаточное.
Предложения детей 5—6 лет: «Сегодня надо затопить все печи, потому что очень холодно, сильный мороз. Коля не пошел сегодня в школу, потому что он болен. Машутку отдали в ясли, потому что мама поступила на работу. Мы пойдем завтра в лес, если будет хорошая погода. Город украшают флагами, потому что завтра праздник 1 Мая. Мама пошла на рынок, чтобы купить картошки и мяса».
Если занятия ведутся с детьми, умеющими читать, то главное предложение пишется на доске. Запись будет выглядеть так:
какое? — которое росло у дома
кошка — почему? — потому что увидела собаку,
взобралась — зачем? — чтобы спастись от собаки,
на дерево — когда? — когда увидела собаку.
8. Составные
части целого. Называется предмет,
определяются его составные
9. Упражнение на точность номенклатуры. Главным образом в отношении к словам, оттенки смысла которых особенно часто не улавливаются и обусловливают распространенные ошибки: одеть платье вместо надеть и т. п. Детям предлагаются подобные слова, а они должны вставлять их в фразы.
Предлагаются глаголы, характеризующие голоса животных: мычит, ржет, лает, мяукает, гогочет, поет, крякает, кудахчет и т. п. Дети должны к каждому из них назвать соответствующее животное. Или называются животные; дети должны подобрать соответствующие глаголы.
10. Составление предложений с определенным словом. Детям дается слово; они должны составить предложение и включить в него это слово. С этим справляются самые маленькие дети.
Высказывания девочки 3 лет 10 месяцев: «Кошка. Серенькая кошка села у окошка, Собака. Собачка лаяла. Коза. Коза гуляла.
Петух. Петушок, петушок, золотой гребешок! Курочка. Петух и курочка, кот и кошка, и мы немножко.
Ворона. Ворона прыг-скок, кости собирает.
Аэроплан. Аэроплан летает.
Доктор. Доктор, доктор, помогите, моя куколка больна, дайте ложечку варенья и стаканчик молочка.
Мячик. Мячик, мячик, мой веселый звонкий мяч, ты куда помчался вскачь?
Кукла. Кукла спит, кукла Ляля.
Конфета. Я конфеты кушала, вкусные.
Яблоко. Я яблоко кушала, оно кислое.
Высказывания детей 6—7 лет (предлагаемые слова выделены):
«Москва — главный город СССР. 86
Москва — очень большой город. В Москве много трамваев и автомобилей.
Ленинград — большой город. В нем живет много народу.
В Ленинграде много заводов. На заводах работает много рабочих.
В ясли приносят маленьких детей. Когда Маня была маленькая, ее носили в ясли».
11. Составление
предложения с несколькими
Следует добиваться, чтобы дети не повторялись в своих примерах, по возможности разнообразили и усложняли их. Л. Н. Толстой делал это упражнение еще интереснее, превращая его в игру.
12. Объяснение слов. Следует ли объяснять детям слова и требовать таких объяснений от самих детей? Л. Н. Толстой отвечает на этот вопрос определенно и в высшей степени убедительно. Он говорит: «Я убедился только в том, что объяснения смысла слова и речи совершенно невозможны даже для талантливого учителя, не говоря уже о столь любимых бездарными учителями объяснениях, что сонмище «есть некий малый синедрион» и т. п. Объясняя какое бы то ни было слово, хотя, например, слово впечатление, вы или вставляете на место объясняемого другое, столько же непонятное слово, или целый ряд слов, связь которых столь же непонятна, как и самое слово.
Почти всегда непонятно не самое слово — у ученика нет того понятия, которое это слово выражает. Слово почти всегда готово, когда готово понятие. Притом отношение слова к мысли и образование новых понятий есть такой сложный, таинственный и нежный процесс души, что всякое вмешательство является грубой, нескладной силой, задерживающей процесс развития. Легко сказать — понимать, но разве непонятно каждому, сколько различных вещей можно понимать в одно время, читая одну и ту же книгу? Ученик, не понимая двух-трех слов в фразе, может понимать тонкий оттенок мысли или отношение ее к предыдущему. Вы, учитель, налегаете на одну сторону понимания, а ученику вовсе не нужно того, что вы хотите объяснить ему. Иногда он понял, только не умеет доказать вам того, что понял вас, сам же в то же время смутно догадывается и воспринимает совершенно другое и весьма для него полезное и важное. Вы пристаете к нему, чтобы он объяснился, но ведь он словами должен объяснить то впечатление, которое произвели на него слова, и он молчит или же начинает говорить вздор, лжет, обманывает, пытается отыскать то, что вам нужно, подделаться под ваши желания или выдумывает несуществующую трудность и бьется над ней; общее же впечатление, произведенное книгой, поэтическое чутье, помогавшее ему угадывать смысл, забыто и спряталось...