Развитие речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 16:54, реферат

Описание работы

Всесторонняя подготовка к основательному знанию языка проходит постепенно. У самых маленьких детей — через наблюдение вещественных предметов, созерцание внешнего мира далее через наблюдение предметов и языка в неразрывном единении. Это та ступень, про которую Фребель сказал, что «слово, как нечто противоположное внешности, должно постоянно наподобие тени следовать за внешним обликом, чтобы способствовать прочному усвоению этого облика внутренним миром, а равно и органами внешних чувств ребенка».

Файлы: 1 файл

ЗАНЯТИЯ ПО ЖИВОМУ СЛОВУ.doc

— 322.50 Кб (Скачать файл)

Выбирая тему для  экскурсии, педагог не должен забывать, что все, с чем ребенок знакомится сам, связано с запросами окружающей его жизни и его развивающейся личности. Выдвигая тот или другой предмет или явление для наблюдения с детьми, педагог должен отдавать себе отчет, чем этот выбор обусловлен, как он связан с общей жизнью и интересами детей. Экскурсия к буфету может быть связана с появлением у нас нового буфета и т. д.

Экскурсия к  окну может быть обусловлена той  же темой — осмотр помещения, замазкой окон осенью или раскрытием их весной, проявленной детьми неосведомленностью о наименовании частей окна и т. п.

Осмотр  окна детьми 5—6 лет

Подходим к  окну. Нужно снять стоящие на подоконнике  цветы. Снимают сами дети. «А на чем  стоят эти цветы?» — спрашиваете  вы. «На окне». Слово подоконник никому не известно. Вы его даете детям. Они показывают подоконники у других окон.

«Отворим окно. Коля, может быть, ты сумеешь отворить?»  Коля влезает на подоконник, тянет  за ручку, но окно не отворяется. Догадывается, что надо отодвинуть задвижку. Пытается это сделать, удается. «А что это?» Вы показываете задвижку. Ответ: «Это — чтобы закрыть окно».— «Это задвижка, ее надо задвинуть, чтобы окно не отворялось», — поясняете вы. Коля опять тянет за ручку окна, но оно все еще не отворяется. «Есть еще задвижка, вот, вот», — кричат дети. Вы призываете их к порядку. Коля отодвигает нижнюю задвижку. Окно отворяется.

«Ну вот, у окна есть подоконник, задвижки, а еще  что?» Все поднимают руки. Маня: «Стекла». Считаем стекла, сравниваем по величине. «А во что вставлены стекла?» —«В окно». Понятия об оконной раме у них нет. Считаем, сколько у окна рам. Муся поднимает руку: «А это форточка». — «Да, у окна есть форточка.

У каждого ли окна есть форточка?» Дети бегут  к другим окнам, смотрят. «Нет, только у этого».

Маня: «И у форточки есть это (показывает на задвижку), я забыла, как это называется».— «Да и у форточки есть задвижка».

Многие выражают желание отворить форточку. Поочередно влезают на подоконник, отворяют и  затворяют форточку. Кто-то замечает, что у форточки задвижка не такая, как у оконной рамы. Сравниваем задвижки. Нонна заявляет, что окна на зиму замазываются, чтобы не дуло.

В результате в  блокноте педагога записано: подоконник, оконная рама, задвижка.

Хорошо при  случае предложить детям поискать, нет ли в квартире других задвижек, кроме оконных. Находим задвижки у дверей, у кухонного шкафа. Новые возможности для бесед, для сравнения, для упражнения речи.

Осмотр  старшими детьми рояля

Рояль играет большую  роль в жизни старших детей: проводятся музыкально-ритмические игры и занятия.

«А сколько  ножек у рояля?» — спрашиваете  вы. «Четыре»,— дружный ответ. Проверяем, убеждаемся, что ножек у рояля  три. «А крышек сколько?» — «Одна; нет, Две». О существовании третьей  крышки никто не знает. Переходим  к клавиатуре. «А это что такое?» Вы указываете на клавиши. «Такие костяшки, дощечки, штучки, чтобы играть», — вот ответы детей. Слово клавиши им неизвестно. Рассматриваем рояль снаружи. Сколько на нем царапин, пятен! «А это что?» Вы указываете на стоящий поверх спущенной крышки пюпитр. «Это — чтобы йоты ставить». Название предмета детям неизвестно. Поднимаем крышку, находим место, предназначенное для пюпитра; о нем дети ничего не знали.

«Вот мы видели уже две крышки у рояля: одна закрывает  клавиши, а другая — пюпитр. Есть еще третья крышка». Поднимаем большую крышку. «Что это?» Вы указываете на струны. «Такие проволоки». Слово струны детям неизвестно. Вы говорите, что проволоки у рояля называются струнами. «У балалайки есть струны»,— вставляет кто-то. Рассматриваем струны. Есть короткие и длинные, толстые и тонкие. «Все короче, короче, короче»,— замечает кто-то. «И тоньше, тоньше, тоньше»,— добавляет товарищ.

«А что играет, отчего рояль звучит?» — «Люди  играют». — «Но отчего, когда мы ударим по клавишам, рояль звучит?»  Дети с недоумением смотрят на вас. Вы их располагаете вокруг рояля и предлагаете смотреть. Берете аккорды. Среди детей большое оживление. «Такие штучки скачут, бьют по струнам». — «Да, это молоточки, которые бьют по струнам, и струны звучат». Дети рвутся сами испробовать. Вы им позволяете поочередно поиграть. Они ударяют по клавишам, вначале басовую ноту. Повторяют звук голосом, ударяют крайнюю дискантовую ноту, пытаются воспроизвести голосом и ее. Устанавливается, что струны звучат по-разному, в зависимости от длины и толщины. Закрываем рояль.

«У рояля есть еще что-то, на что мы не обратили внимания. Поищите, дети». — «Педаль», — отвечает несколько голосов  сразу. «Да, это педаль». Вы берете аккорды, пользуясь педалями; повторяете, сняв ногу с педали. Дети обращают внимание на соответствующие особенности звучания. На этом осмотр рояля заканчивается.

Через некоторое  не слишком отдаленное время вы проводите  с детьми беседу о рояле; о его  громадной материальной и культурной ценности, о его роли в жизни  людей и в жизни нашего детского сада, о труде и искусстве создавших его рабочих, о необходимости его беречь, охранять, ухаживать за ним; определяется, в чем этот уход должен выразиться; устанавливается дежурство по роялю.

В итоге проделанной  работы дети обогатили свой язык, получили ряд представлений и взяли на себя трудовые обязательства.

Экскурсия к  роялю может быть проведена и  с младшими детьми, но глубина проработки материала и метод ее проведения будут соответственно изменены. Каждая из таких экскурсий открывает  педагогу многое в развитии детей.

Приводим  темы осмотра помещения.

Для детей 3—4 лет. Наш буфет, для чего он служит, что  в нем хранится; печка, ее части, устройство, для чего служит; наша ванная, ее оборудование, назначение; кроватка, оборудование кровати, номенклатура принадлежностей, назначение каждой вещи, уход за кроватью и т. п.

Для детей 5—6 л  е т. То же в более глубокой проработке с добавлением. Живой материал в  нашем детском саду; назначение каждой комнаты и их взаимное расположение; куда выходят окна комнат, сравнение комнат по величине и другим признакам; наше паровое отопление, батареи, их расположение, значение, время топки (упражнение термического чувства) и другие, обусловленные особенностями помещения.

Для детей 6—7 лет. Рояль. Телефон. Радио. Плита (обыкновенная и газовая). Что украшает детский сад.

Обращаем еще  раз внимание на значение закрепления  приобретенных представителей путем  припоминания. «Ну-ка, припомни, сколько  у нас комнат, как они расположены, куда выходят, какая самая большая, для чего служит каждая из них». Все неточности, разногласия проверяются на месте. Такими приемами развивается память детей, предупреждается столь распространенное верхоглядство и выдвигаются лишние возможности для упражнения речи.

Экскурсии вне учреждения

Экскурсирование с детьми за пределами стен учреждения производится на тех же основаниях. В связи с интересами того или другого возраста надо установить радиус круга, охватываемого такими экскурсиями, и точно наметить, что именно из содержания этого круга будет нами включено в работу.

Темы экскурсий  могут быть таковы: наш дом, наши площадки, наш двор, наша улица, площадь, почта, магазин, пожарное депо и т. п. Любая из этих экскурсий может быть предложена всем группам, но по-разному. С младшими детьми мы ограничимся тем, что остановимся у витрины магазина, рассмотрим и назовем, что в ней выставлено, поговорим о том, что в этом магазине продают.

С детьми среднего возраста зайдем в магазин, приглядимся, что и как в нем представлено, кто что там делает. Нескольких старших детей можно направить в тот же магазин одних, поручить им купить что-либо, узнать, что в нем продается, сколько стоит. Дома обо всем с ними побеседуем.

Экскурсии выдвигают  не один предмет, а явления живой  действительности в их неизбежном взаимоотношении.

Экскурсии в природу

Живая книга  — природа, с которой ребенок  приводится в непосредственное соприкосновение, развертывает широчайшие возможности  для наблюдения.

Экскурсия в  природу — та же прогулка, но с  определенной целевой установкой. Интерес  детей к природе и ее явлениям общеизвестен. А чем глубже интерес, тем интенсивнее стремление к постиганию, тем глубже само постигание, тем ценнее приобретаемое значение.

Чем основательнее  и отчетливее знание, тем точнее и совершеннее слово, в которое  оно выльется. Слово не цель экскурсий и занятий по наблюдению, оно — только средство, но в этих занятиях выковывается и совершенствуется слово.

Экскурсии в  природу с малышами обыкновенно  ставят перед собой ограниченные задачи: например, познакомиться в  подходящий для этого день ранней весны с первпервыми проталинами. Идем в сад, ищем места, где уже растаял снег, где видна земля. Это и есть проталины. Присмотримся к ним: есть большие и маленькие, круглые и угловатые. Дети бегают, ищут, находят проталины. Присматриваемся к тому, что на них находится. Вот сухие бурые листья, а вот и зеленый лист; он умудрился сохранить свою окраску. Вот прошлогодняя трава, тоже попадаются зеленые травинки. Коля находит мертвого жука. Это вызывает всеобщий интерес. Когда он умер? Отчего умер? Всю зиму пролежал под снегом. Какой это жук, как его зовут? Но восторг детей достигает своего апогея, когда Нонна на солнечном припеке находит пробившийся из-под коры сухих листьев нераспустившийся цветок мать-и-мачехи. Рассматриваем его со всех сторон; решаем выкопать с корнями и отнести домой, посадить в горшок.

 

Тем для таких наблюдений много.

1. Сосульки на  крыше у южной стены дома, свисающие  в виде роскошной ледяной бахромы.  Как много понятий можно дать  детям на этом оригинальном  материале: блеск льда, радужные переливы его цветов в лучах солнца, размер сосулек, их длина и толщина, звонкое падение капель и лопающегося льда, ощущение холода от обломанной сосульки, проникающее через теплые варежки.

Приносим сосульки домой, кладем в таз и наблюдаем, как они тают, превращаются в воду. Сколько интереса, радости, сколько слов, рождаемых этим интересом и радостью!

2. Экскурсия  для наблюдения набухающих весной  почек, распускающихся листочков,  массового цветения одуванчиков  или других цветов. Экскурсии  на реку, в поле, в лес и т. д.

Каждая такая  экскурсия, являющаяся для детей  прогулкой, дает им массу впечатлений, восприятий, не предусмотренных вашим  планом, но план должен точно наметить, с чем вы будете знакомить детей  и в каком объеме. Чем меньше дети, тем ограниченнее, проще должна быть задача. В течение лета прогулок в лес может быть несколько, и каждая из них может выдвинуть свою цель, свою задачу:

1) понаблюдать,  какие цветы в   лесу,   собрать   их, принести домой;

2) набрать мха  всех представленных в лесу  сортов;

3) набрать шишек,  научиться отличать шишки еловые  от сосновых;

4) разобраться  в деревьях, растущих в лесу; в  ягодах; в грибах;

5) познакомиться  с ручьем;

6) понаблюдать  труд дровосека и т. п.

Материал приносится из лесу домой и используется для  разнообразных дидактических занятий. Такой материал, добытый личными усилиями, связанный с личными интересными переживаниями, особенно способствует проявлениям речи детей, ее оживлению и уточнению.

Только неправильным воспитанием и обучением можно  объяснить ненормальное и печальное явление, которое приходится часто наблюдать: полное разъединение между представлением и словом, его обозначающим. Так, мы можем горячо любить природу, знать, представлять каждое дерево местности, в которой мы живем, но назвать все деревья по имени мы не можем. И наоборот,  мы знаем ряд имен, присвоенных деревьям; когда одно из этих имен нам встретится при чтении, мы знаем, что речь идет о дереве, а не о чем другом, а представить себе это дерево, найти его в лесу мы не сумеем. Большинством людей разнообразный мир животных, птиц, насекомых, растений и т. п. воспринимается в подобном разъединении представления предмета и обозначающего его слова. Насколько сознательнее станет жизнь, сколько неудобств будет устранено, насколько выиграет человеческая речь, если разлад этот между образом и словом будет изжит.

Не объяснять  надо детям, что то или другое слово  означает: словесное объяснение образа не создаст. Но, опираясь на чувственное  восприятие, надо вызвать образ и  к нему прикрепить слово. Культура наблюдения, обогащая детей представлениями, попутно сознательно обогащает лексикон детей, знакомит их со словами полноценными, насыщенными конкретным содержанием.

Очень рекомендуем  как прием проверки и систематизирования наблюдений и представлений детей и развития их языка беседы-рассказы. В таком рассказе участвует обычно весь коллектив детей. Дети должны соблюдать установленный порядок: говорить поочередно, не перебивать друг друга, поднимать руку в случае, если кто-нибудь желает внести поправку, дополнение. Приводим образец такого рассказа детей 5—6 лет о первом периоде весны.

Информация о работе Развитие речи