Развитие речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 16:54, реферат

Описание работы

Всесторонняя подготовка к основательному знанию языка проходит постепенно. У самых маленьких детей — через наблюдение вещественных предметов, созерцание внешнего мира далее через наблюдение предметов и языка в неразрывном единении. Это та ступень, про которую Фребель сказал, что «слово, как нечто противоположное внешности, должно постоянно наподобие тени следовать за внешним обликом, чтобы способствовать прочному усвоению этого облика внутренним миром, а равно и органами внешних чувств ребенка».

Файлы: 1 файл

ЗАНЯТИЯ ПО ЖИВОМУ СЛОВУ.doc

— 322.50 Кб (Скачать файл)

6. Необходимо  регулировать темп своей речи. Следить за  содержанием  слишком быстрой    речи трудно даже взрослому, а ребенок на это совершенно не способен.  Не  понимая  смысла льющихся  потоков слов, он просто  перестает слушать. Недопустима, конечно, и слишком медленная, растянутая   речь, она надоедает, нервирует.

7. Следует регулировать  силу своего голоса, говорить  настолько громко или тихо, насколько    этого требуют условия момента и содержание речи. Тихую, переходящую в шепот речь дети не слышат, не улавливают ее содержания.  Прислушиваться  они  не способны.  Громкую же речь, переходящую в крик, дети перенимают как манеру речи необыкновенно быстро. Что же получается? Кричат дети, их перекрикивают взрослые, и в устанавливающемся гаме тонут слова и их содержание.

8. Мы не можем  предъявлять к речи педагога  требования  художественности,  но его речь должна  быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна и отражать тот интерес, внимание, ту любовь к ребенку, наличие которой необходимо каждому педагогу.

9. Педагоги должны  владеть методическим мастерством,  знанием приемов,  необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умением их применять во всех случаях общения с детьми.

10. Лица с ярко  выраженными и неисправимыми  недостатками речи не должны  руководить    развитием речи детей.

Мы уже говорили о том, что интересы развивающейся  социальной личности требуют расширения социальных связей. Ребенок скоро перестает удовлетворяться обществом матери и других взрослых лиц. Его неудержимо тянет в общество других детей. Взрослые продолжают руководить его развитием, но они не могут активно снизойти до уровня интересов ребенка, его потребности, слиться с ним в игре. Для этого нужен товарищ — ребенок. И с того момента, когда дети переходят от игр рядом к играм сообща, они начинают, играя, влиять на развитие речи друг друга.

Мы должны глубже продумать вопрос о возрастных группировках детей. Вести вперед, обучать может только более сильный, старший, а потому совершенно необходимо, чтобы в игровых коллективах были представлены дети разных, хотя бы смежных возрастов. Мелкая возрастная группировка, при которой объединяются дети одного, иногда очень ограниченного, возрастного этапа (только годовалые, только двухили трехлетние и т. д.), отзывается самым вредным образом на развитии их речи. Дети слышат только собственную, часто отсталую речь, закрепляют в себе присущие им всем недостатки: однообразную манеру, интонацию, выражения. Искоренить эти въевшиеся особенности очень трудно. Педагог не имеет возможности уделять достаточного внимания каждому из них. Все это неминуемо должно тормозить развитие речи. Необходимо, чтобы дети разных возрастов, хотя изредка объединялись, главным образом, конечно, в играх. Объединять детей на праздниках, прогулках, во время еды нужно чаще.

ЭКСКУРСИИ

 

 

Каким образом  развивать в детях драгоценную  способность наблюдения, научить  их пользоваться своими чувствами, своим  моторным аппаратом для последовательного накопления практического опыта и обусловленных им образов, представлений и речевых умений? Путь для этого один — организованное знакомство детей с окружающей их конкретной действительностью и оказание им систематической помощи в использовании ее в интересах своего развития. Внешний мир, представленный сознательно, разумно и систематически перед детьми, является той ареной, на которой воздвигается здание их восприятий. Содействовать стройному росту этого здания — главнейшая цель занятий по наблюдению и экскурсий.

Второй, не менее  важной целью их должно быть отражение  этого мира восприятий в речи. Представление  должно предшествовать слову, но слово  должно следовать за представлением. Представление, не воплотившееся в  ясное, толковое слово, теряет значительную часть своей ценности. Познаваемые нами вещи и явления носят окраску человеческой речи, человеческих понятий, выраженных словом. Человек, пребывающий с глазу на глаз сам с собой, уточняет свои мысли словом.

Занятия по наблюдению должны вестись так, чтобы слово сопровождало и закрепляло наблюдаемое. Это один из видов обучения. Мы знаем, какую громадную роль в развитии ребенка играет самообучение в раннюю пору его жизни. Самообучение младенца уже нуждается в помощи взрослого. По мере продвижения ребенка по возрастным ступеням роль взрослого, руководящего его обучением, становится все значительнее и сложнее.

Существует два  способа методического использования  содержания окружающей среды в интересах  развития детей: предмет, включаемый в  педагогическую работу как образовательный материал, приближается к детям, им преподносится. Но это не всегда возможно. Есть предметы и явления, которых приблизить к детям нельзя. В таком случае неизбежен второй путь — приближения детей к предмету, к явлению. Этот второй путь претворяется в метод, известный под названием экскурсий. Экскурсии с детьми проводятся вне учреждения. Но и в самом учреждении можно провести своеобразную экскурсию-осмотр, потому что в любой квартире, даже комнате, могут быть предметы, которых приблизить к детям нельзя, но к которым должны быть приближены сами дети.

Своеобразные  экскурсии по комнате, по учреждению проводятся преимущественно с маленькими детьми (от 2 до 3 лет). Постепенно круг, охватываемый экскурсиями, расширяется: захватывается дом, прилегающий двор, сад и т. д. Этим осуществляется основное требование дидактики: отправляться от предметов, наиболее близких ребенку, связанных с интересами его личной жизни. Сколько ценнейшего материала, представленного в этих ближайших концентрах, проходит мимо сознания детей, не обогащая круга их представлений, без влияния на развитие их языка только потому, что на этот материал организованно не привлекалось внимание детей.

Остановимся подробнее  на методах организации и проведения экскурсий. К ним должны быть предъявлены следующие требования:

1. Соответствие  содержания  интересам  детей. При любом восприятии.....необходимо учитывать психическое состояние субъекта в момент восприятия. Если психическое настроение, т. е. интерес и обусловленное им внимание  воспринимающего  соответствует самому  восприятию, то восприятие будет полнее, точнее и намеченная цель будет достигнута. Точность наблюдения и глубина восприятия   пропорциональны интересу. Выбор содержания и времени для любого занятия должен быть обусловлен интересами детей   (возрастными и  индивидуальными),  степенью  их  развития  и  настроенностью во время занятия.

2. Следует основательно  продумать, какое число детей  может быть вовлечено в ту  или другую экскурсию. Совместные  наблюдения,   общность  интересов   и   переживаний влияют на развитие в детях словоохотливости, желания поделиться общими, по-разному воспринимаемыми  впечатлениями,  но  это   становится    возможным только в том случае, если число участников в занятии, экскурсии ограничено. Ребенок требует к себе внимания лично. Он хочет задать вопрос и получить на него ответ, хочет быть активен, приблизиться к наблюдаемому предмету, познакомиться с ним    при посредстве    всех своих анализаторов. Все это невозможно в толпе. Чем моложе дети, тем малочисленнее должен быть их коллектив.

3. Экскурсия  должна  быть обставлена так, чтобы никакие привходящие явления не отвлекали неустойчивое внимание ребенка от главного, центрального. Размер поля  наблюдения, число предлагаемых вниманию ребенка подробностей и деталей должны быть точно продуманы соответственно  возрастным особенностям. Один и тот же предмет, явление может быть объектом наблюдения детей разных возрастов, но методы работы с материалом будут различны.  

4.  Экскурсия не должна носить характер урока, формального учения. Она должна проводиться живо, увлекательно. Дети должны не только созерцать, но и двигаться, экспериментировать, а малышам надо предоставить возможность и поиграть. Что бы мы ни предлагали трехлетке, должны предлагать в форме игры.

5. Организатор  экскурсии, педагог, должен к  ней тщательно подготовиться,  наметить план, предупредить учреждение, лиц, к которым дети будут  приведены, договориться с ними  о характере их участия.

6. В интересах  максимального использования экскурсии  в целях развития речи детей необходимо заранее установить те  речевые формы  (точная номенклатура и т. п.), которые будут закрепляться или предлагаться впервые.

7. Закрепление  полученных детьми восприятий  и впечатлений тотчас по проведении  экскурсии  (беседа, зарисовка, игра и т. п.) не только не обязательно, но часто недопустимо. Внутренняя  переработка    восприятий требует времени: определенные выводы должны созреть; дети самя так или иначе дают знать, когда это совершится, что к той или другой теме, предмету надо вернуться. Нам   неоднократно приходилось наблюдать крайне нежелательные реакции детей на предложение, а иногда и требование педагога: нарисуйте, слепите, что видели, иногда резко выраженный протест.

Чем удачнее  была проведена экскурсия, чем более она заинтересовала и увлекла детей, тем разнообразнее они будут в дальнейшем реагировать на нее: припоминать, расспрашивать, отражать виденное и пережитое в игре, в изобразительной деятельности. Роль педагога при этом огромна. Он не только должен подхватить эти проявления интереса детей, вызванные экскурсией, руководить ими, направлять, но он должен активно способствовать их возникновению. Так, проведя с детьми экскурсию, допустим, в лес, он может потом вместе с детьми подобрать картинки к тому, что они видели во время экскурсии, нарисовать что-нибудь сам, попутно предложить нарисовать и детям. При этом неизбежно развернется беседа, оживут воспоминания, польется речь. Экскурсию, не увлекшую детей, незачем и пытаться оживить в их памяти: это никогда не удастся.

8. Число экскурсий,  допустим в шестидневку, должно  быть педагогически обосновано  и находиться в соответствии  с числом других занятий. Ни  один вид занятий не должен  преобладать в ущерб другим. Экскурсии,  представленные слишком часто,  могут надоесть детям, особенно если они носят формальный, скучный характер.

Намечаемые экскурсии  в числе других организован-»  ных занятий заносятся в декадный план.

Эти требования вполне применимы и к проводимому  знакомству с детским садом, осмотру  его.

Осмотр  помещения

Мы уже говорили, что осмотр помещения ведется главным образом с маленькими детьми, но он много дает и старшим детям. Как много интересного и поучительного для педагога вскрывают такие осмотры, на многое открывают глаза.

Для  примера  приведем  несколько таких  осмотров.

С младшими детьми. Цель — проверка запаса представлений  детей о мебели, имеющейся в  детском саду.

«Давайте, дети, погуляем по нашему детскому саду, рассмотрим, какая здесь мебель», — предлагает педагог и начинает: «Вот наш шкаф с игрушками». Дети подхватывают, разбегаются по комнате. «Вот стол, еще стол, вот стул, еще стул», — показывают на креслице. «Дети, разве это стул? Вот стул, у стула нет ручек, а здесь ручки. Это не стул, что это?» Дети молчат. Слово кресло им неизвестно. Почему? В учреждении есть и кресла и стулья. Да потому, что сама воспитательница не делает между этими двумя предметами никакого различия, подводит оба под общее слово стульчик, нарушает основное требование — добиваться точности восприятия и слова.

Сравниваем стул и кресло: у обоих есть сиденье, спинка, ножки, а ручки — только у кресла. Дети проявляют желание сесть на кресло и положить руки на ручки. Им это, конечно, разрешается.

«Вот лошадка  наша», — показывает кто-то большую  игрушечную лошадку. Воспитательница: «Лошадка — игрушка, а мы отыскиваем мебель».

«Вот, вот!» —  кричит малыш и бьет рукой по этажерке. Воспитательница: «Да, это мебель, но как она называется, не все дети знают. Это — этажерка».

Переходим в  столовую.

Дети перебегают от стола к столу, от стула к  стулу, повторяя: «Вот стул, еще стул» и т. д. «Это шкаф, тут наша посуда». Слово буфет детям неизвестно. «Нет, дети, это не шкаф, а буфет. Шкаф, в котором хранится посуда, называется буфетом».

Идем в прихожую. Дети показывают своя индивидуальные шкафчики для верхнего платья, скамейки, на которые они садятся во время одевания. «А вот скамейка для тети», — показывают на табуретку. «Нет, это не скамейка, это табуретка». Сравниваем табуретку со скамейкой. В занятие наше неожиданно врывается игровой момент. Коля встал на скамейку и спрыгнул с нее. Все, конечно, пожелали проделать то же. Надо позволить,

«Дети, а куда вешают свои платья взрослые: тетя Нина, я?» — «Я знаю, я покажу!» —  кричит Коля и срывается с места. Все бегут за ним. Показывают прибитую в коридоре к стене вешалку. «А что это? Как называется?» Дети не знают. «Такие крючки для платья», — говорит кто-то. «Это вешалка, на ней много крючков. Называется она вешалкой потому, что на нее вешают платье. Ну-ка, скажем все вместе, громко, внятно: «Вешалка». Дети произносят. «А может быть, у вас еще есть где-нибудь вешалка?» — «Есть, есть! — кричит тот же Коля. — В ванной — для полотенец». Вы с трудом поспеваете за убегающими детьми. Вам показывают вешалку в ванной. «Ну, а какая у нас еще в ванной мебель?» Дети показывают, перечисляют: «Стол большой, стол маленький, скамейка низенькая, табуретки. Да, тетя, ведь это табуретка?» (Разница между скамейкой и табуреткой была ими усвоена.)

В результате занятия  в блокноте воспитательницы записаны слова кресло, этажерка, буфет, вешалка, табуретка. Между этими словами и соответствующими предметами у детей не установилось еще точной и прочной связи. Необходимы соответствующие педагогические мероприятия. Воспитательница должна следить за точностью собственной номенклатуры и при каждом жизнью обусловленном случае называть предметы присвоенными им именами.

Хорошо через  несколько дней сказать детям: «Ну-ка, дети, кто помнит, какая у нас  в детском саду мебель?» Это  полезно для упражнения памяти и  попутно — речи.

Информация о работе Развитие речи