Развитие речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 16:54, реферат

Описание работы

Всесторонняя подготовка к основательному знанию языка проходит постепенно. У самых маленьких детей — через наблюдение вещественных предметов, созерцание внешнего мира далее через наблюдение предметов и языка в неразрывном единении. Это та ступень, про которую Фребель сказал, что «слово, как нечто противоположное внешности, должно постоянно наподобие тени следовать за внешним обликом, чтобы способствовать прочному усвоению этого облика внутренним миром, а равно и органами внешних чувств ребенка».

Файлы: 1 файл

ЗАНЯТИЯ ПО ЖИВОМУ СЛОВУ.doc

— 322.50 Кб (Скачать файл)

Рекомендуем подбирать  к. стихам, предлагаемым детям, соответствующие  картинки. Картинка является сотрудником  слова в деле закрепления опытным, сенсорным путем добытого представления.

Многое в природе  и жизни мы не можем повторно предлагать вниманию и наблюдению детей так  часто, как бы мы хотели. В таких  случаях роль картины огромна. В  нашей практике мы сами составляем подбор картинок к стихотворениям, которые предлагаем детям.

Настает весна. В плане мы перечисляем стихи, которые намерены дать детям. К каждому  из них мы подбираем картинку. Во время цветения одуванчика в саду картинка «Одуванчик» вывешивается на стене. Но еще существеннее вывесить ее зимой, когда земля скована морозом и покрыта снегом. Совершенно необходимо напомнить малышам о цветочке, доставлявшем им весной столько радости. Если не напомним, они забудут о нем.

Вывесим картинку и припомним стишок, который ребята хорошо знали, но, конечно, забыли.

Рекомендуем такой  прием: к ряду стихотворений подобрать  соответствующие картинки. Картинки выставляются перед детьми, и педагог  прочитывает одно из стихотворений. Дети должны найти относящуюся к  нему картинку.

Стихам отводится  большая роль при организации литературных праздников, на которых по возможности все дети выступают чтецами. Детям предлагается самим выбирать стихи, которые они будут читать.

Родная и мировая  художественная литература должна иметь  широкий доступ к детям, и в  первую очередь доставлять материал для чтения.

Правительство и общественность нашей великой  страны, чествуя память Пушкина, отмечают его как создателя русского литературного  языка, ставшего достоянием миллионов  трудящихся.

На любви к  Пушкину, на подлинном знакомстве с  его произведениями должна воспитываться советская молодежь.

Когда же должно начинаться это знакомство? Мы утверждаем: уже в дошкольном возрасте. Воспитывать  литературный вкус детей и развивать  их язык надо на лучшем, на наиболее совершенном, а что может быть лучше и  совершеннее поэзии Пушкина?

Мы считаем  глубоко ошибочным мнение, что  художественное поэтическое произведение, непонятное детям во всех своих художественных подробностях, во всех деталях содержания, не должно иметь к ним доступа. Это верно в отношении к  произведениям прозаическим, сообщающим детям конкретные факты. Но это неверно в отношении к художественным стихотворениям, преследующим другие цели. В них дети должны понять общее главное; кое-что может и пройти мимо их сознания.

Чуткость к  музыкальности поэтической речи, быть может и не всегда понятной, присуща детям 6—7 лет, и это чувство необходимо использовать в интересах их художественного литературного воспитания.

Конечно, в любом  стихотворении могут встретиться  слова, без понимания которых  ускользает основной смысл стихотворения, тускнеет художественный образ. С такими словами и обозначаемыми ими предметами и явлениями детей надо познакомить заблаговременно. Так, приступая к чтению стихотворения Пушкина «Зима» («Зима. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь...»), мы должны убедиться, что слова дровни, обновлять, кибитка, ямщик, облучок детям понятны. В таком случае в результате чтения перед детьми предстанут три отчетливые, конкретные картины:

1) крестьянин  едет на дровнях по первопутку;

2) летит кибитка, ямщик сидит на облучке;

3) мальчик возит  на санках Жучку.

Добиваться точного  понимания выражений торжествуя, бразды пушистые взрывая, дворовый мальчик не следует. Из-за того, что смысл этих слов останется для детей не вполне ясным, мы не лишим их того художественного наслаждения и воспитательного влияния, которое доставит им чтение этого стихотворения. Дети вернутся к нему еще не раз и мало-помалу постигнут во всей глубине его содержание.

У Пушкина мы найдем стихи для детей начиная  с четырех-, пятилетнего возраста: о птичке, яблочке, кораблике, сороке, чижике, волне, ветре, коне, пчелке. «Последняя туча», «Утро», отрывки из «Евгения Онегина», воспроизводящие так ярко и художественно различные моменты времен года, великолепный «Сказ о медведице» — все это можно смело давать детям, руководствуясь при выборе того или другого стихотворения не только возрастом, но и развитием и речевой и литературной подготовленностью ребенка. Раз, другой   мы ошибемся, дадим кому-нибудь стихотворение преждевременно, но это меньшее зло, чем лишить творений Пушкина детей, созревших для их восприятия.   

 Особого отношения  к себе требуют пушкинские  сказки. Мы считаем, что «Сказка  о золотой рыбке», «Сказка о  царе Салтане...», «Сказка о  спящей царевне и семи богатырях»  в целом могут быть даны детям не ранее 8—9 лет, сказка « О попе и работнике его Балде» — еще позднее.

К 7 годам дети должны иметь представление о  там, кто был Пушкин. Его облик  должен быть им знаком. В каждом детском  саду, каждой школе должен быть его  портрет. Какой ценнейший материал для бесед с детьми дает жизнь Пушкина в Михайловском, в трогательном содружестве со старушкой няней! Мы иллюстрируем эти беседы стихотворениями «Подруга дней моих суровых», «Буря мглою небо кроет», «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась».

Творчество Некрасова  может шести-, семилетним детям дать много. Отрывки из поэмы «Саша»; стихотворения  «Зеленый шум», «Соловей», «Пчелы», «Дедушка Мазай и зайцы», «Несжатая полоса», «Горе птички», «Мороз-воевода», «Мужичок с ноготок», «Дядюшка Яков» —  все эти вещи много раз читались нами детям старшей группы, и случая не было, чтобы мы об этом пожалели. Не все доходило до глубин их понимания, но они воспринимали главное, радостно реагировали на прекрасное целое. На совершенных образцах мастерства Пушкина и Некрасова развивался их литературный вкус, облагораживался их язык.

Стихи нужны  детям. Будем же им давать наилучшее  и оберегать их от всего пошлого  и бездарного.  
 

  • Основные  положения   методики  развития речи, сформулированные Е. И. Тихеевой.

    • Роль речи в умственном развитии, единство сенсорного и лингвистического воспитания.

    • Речь развивается и проявляется  в общении людей.

    • Связь речи с деятельностью детей.

    • Организация и использование  среды как фактора развития речи  детей. 

ОРГАНИЗАЦИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДЫ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ  

Наблюдение есть основа всякого знания. Выработка, способности  мышления возможна лишь посредством  обучения наблюдению и языку в  неразрывном единении. Это положение  интуитивно претворяет в жизнь та же мать.

«С того момента, когда мать берет на руки ребенка, — говорит Песталоцци, — она учит его, делая доступнее его чувствам все то, что природа предлагает ему без связи, на большом, расстоянии, без всякого порядка, и делая для него легким, приятным и привлекательным самый процесс наблюдения и, следовательно, само знание, от него зависящее».

То, что мать делает бессознательно, мы, сознательно  посвятившие себя делу воспитания, должны делать полным пониманием тех  основ и законов, которые обусловливают  развитие ребенка.

Не повторял ли в течение всей своей жизни  К. Д. Ушинский, что наглядности при  обучении никак не отделить от обучения родному языку, что главную цель наглядного обучения составляет упражнение наблюдательности, логического мышления и развитие умения выражать свои выводы и наблюдения в словах.

Методика выдвигает  как основу развития речи детей в  связи с развитием мира их представлений  так называемые уроки наблюдения. Основной их принцип т»» ков: каждое вновь усваиваемое представление  должно непосредственно скрепиться с соответствующим словом, обогащающим его активный запас слов. Слово и предоставление нечто неделимое: они никогда не должны разлучаться.

Уроки наблюдения, понимаемые в смысле систематически проводимых приемов, клонящихся  к развитию наблюдательности и речи детей, должны иметь место уже в первые годы их жизни, когда их речь начинает формироваться. Внешний мир вторгается во внутренний мир ребенка главнейшим образом посредством органов зрения и слуха. От матери, от взрослых в значительной степени зависит, чтобы те представления, которые этот мир вызывает, формировались в той последовательности, в том качественном и количественном отборе, который благоприятствует ясности и усвояемости образа, соответствует возрасту, интересам и психике ребенка.

Излишний наплыв чувственных восприятий приводит. В этом смысле к самым нежелательным результатам. Пусть у детей будет меньше представлений, но представления их должны быть ясны и отчетливы — вот основная забота каждого, приступающего к развитию их речи. Пусть каждое отчетливо и прочно усвоенное представление отразится в столь же прочно усвоенном слове — вот вторая столь же существенная забота. Окружающая ребенка действительность — предметы ежедневного обихода, люди, животные, картины, игрушки, природа — доставляет обильный материал, который должен быть использован для расширения мира детских восприятий и обогащения их языка. Особенно ценным и  в интересах языка являются продукты творчества ребенка, проявляющегося в первую пору детства так бурно, как ни на одной из последующих ступеней жизни. Ребенок рисует, лепит, строит, мастерит, сооружает. На тысячу конкретных ладов выражает свой внутренний мир, который он еще бессилен передавать словом. И вся эта ценная работа пропадает даром в том смысле, что ею не пользуются для развития лингвистических способностей детей.

Любая мать, стремясь ускорить и облегчить процесс  развития речи ребенка, пользуется уроками  наблюдения в ту пору, когда младенец начинает лепетать. Она показывает ему на тот или другой предмет, называет его,  добивается, чтобы он соответствующее название повторил. Производятся эти упражнения обыкновенно без всякой системы и очень скоро совершенно прекращаются, и жизнь, регистрируя тогда новые восприятия ребенка на свой лад, предоставляет случаю соединять их с соответствующим словом или нет. А этого-то и не должно быть. Пока наглядность является если не единственным, то преобладающим и основным средством к формированию восприятий детей, совершенно недопустимо при обучении детей отрывать чувственное восприятие от слова, его воплощающего. Этого не должны забывать ни семья, ни детский сад, ни школа; это должно лечь в основание всех методов обучений и развития детей.

Ребенок должен уметь назвать своим именем любой  предмет, вторгающийся в его жизнь, в сферу его понимания и интересов, назвать его признаки, состояние; не одной мыслью, но и словом усваивать его особенности, назначение.

Умело подобранный  мир детской обстановки — игрушки, занятия, картины и многое другое — доставляет богатый материал для  развития языка ребенка дома, языка, незыблемо опирающегося на чувственные восприятия.

Мы должны оградить развитие ребенка от беспорядочности, несовершенства и поверхностности, должны способствовать тому, чтобы  первоначальные впечатления ребенка, полученные от наблюдения над предметами его познания, были точны, правильны, по возможности обширны. Добиваться этого мы должны путём разумного педагогического руководства -детьми в жизни, понимаемой как совокупность всех в ней представленных и с непосредственной жизнью самих детей соприкасающихся явлений.

«Помощь естественному  развитию детской наблюдательности заключается в том, чтобы с  самой колыбели предоставлять детям  для наблюдения предметы из окружающей их жизни как можно привлекательнее, больше и занятнее и тем самым производить, на них образовательное воздействие в чистом виде, потому что элементарные средства для развития наблюдательности суть, в сущности, не что иное, как психологическое средство оживить в наблюдательной способности стремление к самостоятельному развитию, присущее человеку»,— говорит Песталоцци.

Ясно, что педагог  должен ориентировать детей в  окружающей их обстановке и на восприятиях, поступающих из этой обстановки, развивать  язык детей, должен сам быть знаком с обстановкой, в которой ему  приходится работать, разобраться в ее особенностях, оценить ее значение применительно к интересам каждой возрастной группы. К сожалению, это элементарное требование понимается далеко не всеми. Мы сплошь и рядом видим, что педагог, начинающий работу в новых для него условиях дотоле неизвестной ему или малоизвестной среды, не считает нужным предварительно с этой средой познакомиться. Между тем это совершенно обязательно. Только в таком случае он сумеет правильно использовать среду в интересах развития детей.

МАТЕРИАЛЬНАЯ ОБСТАНОВКА

 

 

Обстановка материальная как богатейший источник образовательного материала должна быть в свою очередь  использована педагогом с трех сторон:

1) природа,

2) материальная  культура и

3) педагогически  обоснованная дидактическая обстановка.

Информация о работе Развитие речи