Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 22:14, реферат
На современном этапе развития общества проблема детской лжи весьма актуальна. Постепенное приобщение ребенка к миру общечеловеческих ценностей - важнейшая задача нравственного становления личности, которая приобретает особую значимость сегодня, в период гуманизации всей системы воспитания детей дошкольного возраста. Правда и ложь как добро и зло сопровождают ребенка по тропе взросления, периодически предоставляя возможность делать выбор в пользу той или иной стороны. Как правило, у большинства детей уже в дошкольном возрасте имеется опыт честности и опыт обмана, и во многом именно этот опыт определяет поведение ребенка в каждой конкретной ситуации
План работы:
На современном этапе развития общества проблема детской лжи весьма актуальна. Постепенное приобщение ребенка к миру общечеловеческих ценностей - важнейшая задача нравственного становления личности, которая приобретает особую значимость сегодня, в период гуманизации всей системы воспитания детей дошкольного возраста. Правда и ложь как добро и зло сопровождают ребенка по тропе взросления, периодически предоставляя возможность делать выбор в пользу той или иной стороны. Как правило, у большинства детей уже в дошкольном возрасте имеется опыт честности и опыт обмана, и во многом именно этот опыт определяет поведение ребенка в каждой конкретной ситуации. Что же может заставить ребенка солгать?
Ложь – своеобразная дисгармония в человеке, т.к. лжец утверждает, что что-то - истина, и в то же время он сам сознает, что это что-то не есть истина. Человек по природе органически цельное существо, он любит единство мысли и деятельности, поэтому всякое колебание, раздвоение, ложь ему не нравятся, так как подобные состояния вносят тревогу и смуту в душу.1
Становится очевидным то, что лживость не может быть первоначальным состоянием человека. Естественный человек прост, доверчив, не обманывает ни себя, ни других. Он знает только то, что есть и что было, совсем не подозревая о существовании выдумки, мечты, лжи. Поэтому как первобытному человеку, так и детям ложь на первых порах бывает чужда, они её не знают и не понимают, она им не приятна. Дети крайне доверчивы, каждое слово, каждое обещание, каждое утверждение они принимают за несомненную истину, верят всему. Обмануть их не стоит никакого труда, так как они еще не знают и не понимают обмана, не подозревают, что он существует, что можно говорить ложь, обещать и не исполнять. Поэтому бытовой вывод здесь прост и основателен: лгать приучаются дети от взрослых.
Научное же мнение гласит: ложь есть порождение неправильного воспитания, искаженного формирования системы ценностей, дурного характера и других негативных причин, которые, как правило, устраняются нравоучениями, усилением контроля, использованием системы запретов и наказаний.2 Подобные воспитательные меры сфокусированы на преодолении тенденции ребенка обманывать, оставляя в тени психологический анализ причин, по которым это происходит. Но нельзя отрицать то, что одного понимания фразы «лгать нехорошо» недостаточно для того, чтобы всегда говорить правду. Вследствие этого нездоровая, в общем, потребность солгать никуда не девается, а способы ее реализации лишь преобразуются. Тайное, конечно, может стать явным, но истинная помощь ребенку заключается не в уличении его во лжи, а в создании условий, где бы он мог оставаться честным с собой и другими, не теряя ощущения комфорта и безопасности.
Значительное внимание данной проблеме уделено в классической педагогике (К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, П.Ф.Каптерев и др.), а также в зарубежной педагогике и психологии (В.Штерн, Ст.Холл, З.Фрейд, Э.Берн, Ж.Пиаже, Л.Кольберг, Б.Спок, Х.Джайннотт, П.Лич, Олдред К. и др.). В исследованиях обращается внимание на определяющую роль взрослого в воспитании у детей правдивости, раскрываются различные виды детской лжи, фиксируется внимание на том, что дошкольники часто прибегают ко лжи в результате неправильных педагогических воздействий.
Цель моей работы – анализ поведения детей в ситуации, требующей ложного ответа.
Задачи выполняемой работы сводятся к плану:
С. Н. Щеглова говорит о том, что развитие духовности ребенка происходит в культурном и социальном пространстве, а одной из характеристик духовного развития ребенка является, как это не странно, детская ложь.3
В настоящее время мало что известно о природе, механизмах возникновения и возможностях формирования лжи у ребёнка. В. В. Зеньковский признаёт социальный характер детской лжи, подчеркивая, что в жизни ребенка ложь вполне закономерна, она является формой «борьбы за существование», защитным приспособлением, что вполне естественно.4
Л. С. Выготский определяет ложь как форму творческой деятельности ребенка, сущность которой – в переработке отраженных реальных связей, отношений объектов и явлений действительности в собственном сознании и обнаружении в них новой структуры, смысла, скрытых сторон. Важные характеристики лжи для ребёнка – продуктивность и оригинальность создаваемой продукции. Процесс выработки нового опирается на имеющийся прошлый опыт, элементы которого могут быть по-новому скомбинированы и преподнесены. Для лжи характерен диапазон переработки элементов информации, и тогда оказывается чрезвычайно важным контекст, в пределах которого рассматривается та или иная ложь.5
Определения детской лжи указывают на ее активно-преобразующий, продуктивно-творческий, конструктивный характер. Процесс развития детской лжи в целом может быть аналогичен модели представляемого будущего, искомого образа исходных, преобразуемых элементов отчлененного признака, существенного для создания новой целостности.
Но что значит отчленить от имеющегося образа свойства и пытаться перенести их на другие? В известном смысле это и значит моделировать ложными, несуществующими в реальной социальной действительности факторами.
Методологической основой исследования являются анализ литературы по философии, психологии и педагогике; опрос людей подростковой группы; качественный и количественный анализ экспериментальных материалов.
Предмет исследования – особенности, принципы и причины формирования детской лжи.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования полученных знаний в работе с детьми для формирования у них правдивости, а также для дальнейшей коррекции детской лжи. Возможно применение таких методов воздействия, которые исключат по отношению к детям принуждение и авторитаризм, снизят стереотипность в их воспитании.
Обратимся к типичным определениям моделирования. Оно предполагает чаще всего оперирование сущностными характеристиками замещаемого объекта, зафиксированными в какой-либо форме (знаковой, образной) с целью получения новой информации об этом объекте. В детской лжи реализуется в первую очередь эвристическая функция моделирования, в результате которой может быть создана ребенком новая действительность. Оперирование сущностными характеристиками объекта позволяет открыть в нем возможности изменения, совершенствования и развития.
Возможность раскрыть один из механизмов детской лжи через операции моделирования представляется вполне возможной и перспективной. Исходя из этого, можно выделить следующую последовательность формирования детской лжи при описании ее как моделирующей деятельности:
Таким образом, в целом механизм детской лжи предстает как поочередное развертывание и свертывание качественных характеристик создаваемой и имеющихся ранее моделей лжи, постоянное превращение ее то в разнородную, то в однородную. Главное, чтобы привносимое или отчленяемое свойство было существенно для трансформируемой модели детской лжи.
Рассмотрим самые распространенные причины лжи ребенка.
Если отвлечься от детских проблем и разрешить порассуждать, возникает ощущение, что ложь помогает поддерживать в сознании человека мнимое ощущение бесконечности жизни, принося тем самым временное облегчение. Возможно как раз именно поэтому, несмотря на все социальные и духовные запреты, люди продолжают обманывать себя и других, передавая этот неполезный опыт следующим поколениям. Условная любовь родителей препятствует формированию честности как составляющей системы ценности ребенка. Напротив, она негласно поощряет обман: солгал и никакой критики в собственный адрес. А такие послания, как любовь, принятие, деликатное отношение к проблеме, могут помочь ребенку снова и снова совершать осознанный выбор в пользу искренности и честности.
Рассмотрим простой пример. Пока никого не было дома, ребенок разбил любимую мамину чашку и, предполагая, что та будет сильно ругаться, до последнего момента отрицает свою причастность к данному событию. Или, к примеру, получил двойку, и зная, что за это может сильно схлопотать, прячет дневник, не сообщает о родительских собраниях, утверждая, что в его школьной жизни нет никаких проблем. Бывает, конечно, что ребенок зря полагает, что им будут недовольны, мама может совершенно спокойно проститься с любимой чашкой, а папа философски отнестись к очередной двойке по алгебре, но, как правило, детям не хватает опыта принятия и безусловной любви со стороны самых близких и значимых людей. И, чтобы создать для ребенка атмосферу принятия и эмоциональной безопасности, полезно отделять оценку случившегося факта от оценки личности ребенка, сообщать о своем отношении к происшедшему от первого лица, а также заменять предсказания мрачного будущего альтернативными вариантами решения возникшей проблемы.7
На первый взгляд, похоже на то, о чем уже говорилось выше, но нужно чувствовать разницу между этими пунктами. Предположим, что мама не сердится на ребенка за плохую оценку, но при этом известии у нее резко портится настроение, начинает, причем совершенно честно, болеть голова, повышается давление. И вот она уже несправедливо накричала на младшую сестренку, грубо ответила бабушке, а к вечеру еще и поругалась с папой.8 Какие мысли могут возникнуть у ребенка в этой ситуации? Примерно следующие: «Это точно все из-за меня. Вот не сказал бы про двойку, и все бы было хорошо». Высока вероятность, что в следующий раз этот ребенок приложит максимум усилий для того, чтобы Вы не узнали о неприятных событиях его школьной жизни.
В этом случае важной родительской задачей будет научить ребенка чувствовать себя комфортно в независимости от вашего настроения. Важно понимать, что ребенок несет ответственность только за факт школьной оценки и за связанные с ним изменения школьной успеваемости, но никак ни за Ваше эмоциональное состояние, вызванное этим событием. Чрезмерная зависимость от чужих оценок также является одним из мощных двигателей лжи, причем, как правило, не только детской.9
Например, хочется подростку посмотреть дома интересный фильм, и в этот неподходящий момент кто-то из друзей зовет его на улицу. И подросток, испытывающий сложности в защите своего психологического пространства, начинает придумывать тысячу «уважительных» причин, для того чтобы вежливо отказать: уроки не успевает сделать, мама не отпускает, голова болит…
Несмотря на то, такого рода ложь реже замечается и осуждается, она доставляет ребенку не меньше психологических проблем, вследствие чего он также нуждается в участии и поддержке. Тем более, что в отношении способности ребенка сказать «нет» наблюдается весьма неоднозначная ситуация.10 Редкому ребенку, а тем более подростку не приходилось слышать от родителей: «Голову свою нужно иметь на плечах!» или «Все решат прыгнуть в колодец, и ты туда же?» Но как часто у этого ребенка в условиях семейной жизни имеется возможность сохранить голову на плечах и отстоять собственное мнение? При недостаточности опыта отстаивания личной позиции в семье, ребенку намного сложнее это сделать в компании сверстников, отказаться от сигареты, употребления алкоголя, безнравственного поступка. Уважение личного мнения и психологического пространства ребенка является непременным залогом его честности и порядочности в отношениях с людьми.11 Особенно это важно в более старшем возрасте, когда родители зачастую сами провоцируют подростка на ложь, допытываясь до самых деликатных сторон его жизни. Напротив, искренние и доверительные отношения в сочетании с уважением психологических границ ребенка с Вашей стороны, будут способствовать встречному желанию ответить Вам тем же самым, а также помогут использовать опыт конструктивного взаимодействия при общении с другими людьми.
Патологическое фантазирование, как обозначают эту проблему некоторые специалисты, - особенность, требующая максимально бережного отношения. Если внимательно выслушать такого ребенка, можно заметить, что компенсаторные фантазии дают ему то, чего ему больше всего не хватает в настоящей жизни. Ребенок, с которым никто не дружит, наверняка придумает себе желаемого друга; тот, у кого зашкаливает неуверенность в себе и страх совершить ошибку, скорее возомнит себя волшебником или повелителем целого государства; ребенок, чьи родители постоянно выясняют отношения, получит облегчения, представляя себя в сказочной стране, где всем правит мир и гармония.12