Г. Свиридов. Кантата «Курские песни» № 4 и № 5

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:22, контрольная работа

Описание работы

Георгий Васильевич Свиридов родился 3 декабря 1915 года в маленьком городке Фатеже, расположенном в степной Курской губернии. Его отец был почтовым служащим, а мать - учительницей. В начале революции отец Георгия вступил в Коммунистическую партию и в 1919 году погиб во время гражданской войны. С девяти лет Георгий Свиридов жил в Курске.

Содержание работы

Биография
История создания «Курских песен»
Содержание кантаты
Четвертая песня «Ой, горе, горе, да лебедоньку»
Пятая песня «Купил Ванька себе косу»
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Аннотация Свиридов.doc

— 1.51 Мб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ

КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ СКГИИ

АННОТАЦИЯ 

Г. Свиридов

Кантата «Курские песни» № 4 и № 5

(слова народные) 
 
 

Выполнила: студентка III-го курса ОХД

Ефремова  А.

Преподаватель: Гридасов Геннадий Васильевич 
 
 

Нальчик

2011 

Содержание 

  1. Биография
  2. История создания «Курских песен»
  3. Содержание кантаты
  4. Четвертая песня «Ой, горе, горе, да лебедоньку»
  5. Пятая песня «Купил Ванька себе косу»
  6. Список литературы.

 

Биография

    Георгий Васильевич Свиридов родился 3 декабря 1915 года в маленьком городке Фатеже, расположенном в степной Курской губернии. Его отец был почтовым служащим, а мать - учительницей. В начале революции отец Георгия вступил в Коммунистическую партию и в 1919 году погиб во время гражданской войны. С девяти лет Георгий Свиридов жил в Курске. Там Юрий (так Свиридова звали в детстве) стал учиться играть на рояле. Но вскоре занятия прекратились: гораздо больше, чем рояль, юного любителя музыки привлекала балалайка. Свиридов взял ее у одного из своих товарищей и вскоре по слуху научился играть так, что его приняли в самодеятельный оркестр русских народных инструментов.

    Руководитель  оркестра, бывший скрипач Иоффе, устраивал  концерты и музыкальные вечера, посвященные  композиторам-классикам. Играя в  оркестре, Свиридов оттачивал технику и не переставал мечтать о том, чтобы получить музыкальное образование. Летом 1929 года он решил поступить в музыкальную школу. На вступительном экзамене мальчик должен был играть на рояле, но поскольку никакого репертуара у него в то время не было, то он сыграл марш собственного сочинения. Комиссии он понравился, и в школу его приняли.

    В музыкальной школе Свиридов стал учеником В. Уфимцевой, жены известного русского изобретателя Г. Уфимцева. Общение  с этим чутким и талантливым педагогом очень многим обогатило Свиридова: он научился профессионально играть на рояле, полюбил литературу. В годы учебы он был частым гостем в доме Уфимцевых, и именно Вера Владимировна стала тем человеком, кто посоветовал Свиридову посвятить свою жизнь музыке.

    Закончив  школу, он продолжил занятия музыкой  у другого известного педагога - М. Крутянского. По его совету в 1932 году Свиридов поехал в Ленинград и  поступил в музыкальный техникум по классу рояля, которым руководил  профессор И. Браудо. В то время  Свиридов жил в общежитии и, чтобы прокормиться, играл по вечерам в кино и в ресторанах.

    Под руководством профессора Браудо Свиридов очень быстро совершенствовал исполнительскую  технику. Однако уже через полгода  его учитель убедился в том, что  у Свиридова есть врожденный дар композиции, и добился его перевода на композиторское отделение техникума, в класс, которым руководил известный музыкант М. Юдин.

    В то время под крышей первого музыкального техникума собралось много талантливой  молодежи: здесь учились Н. Богословский, И. Дзержинский, В. Соловьев-Седой. И по уровню преподавания техникум успешно конкурировал с Ленинградской консерваторией.

    Под руководством Юдина Свиридов всего  за два месяца написал свою первую курсовую работу - вариации для фортепиано. Они до сих пор известны среди музыкантов и используются как учебный материал. В классе Юдина Свиридов пробыл около трех лет. За это время он написал много разных сочинений, но самым известным стал цикл из шести романсов на стихи Пушкина. Они были напечатаны и вошли в репертуар таких известных певцов, как С. Лемешев и А. Пирогов.

    Однако  недоедание и напряженная работа подорвали здоровье юноши, ему пришлось прервать учебу и уехать на некоторое  время в Курск, на родину. Набравшись сил и укрепив здоровье, летом 1936 года Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию и стал лауреатом именной стипендии имени А. Луначарского. Первым его педагогом там был профессор П. Рязанов, которого через полгода сменил Д. Шостакович.

    Под руководством своего нового наставника Свиридов завершил работу над фортепьянным концертом, премьера которого состоялась во время декады советской музыки, посвященной двадцатилетию революции, одновременно с Пятой симфонией Шостаковича.

    Вместе  со Свиридовым у Шостаковича учился и другой известный в будущем композитор Ю. Левитин. Для Свиридова Шостакович стал не только учителем, но и старшим другом на всю жизнь. В классе Шостаковича Свиридов пробыл четыре года и закончил консерваторию летом 1941 года. Его выпускной работой стала Первая симфония и Концерт для струнных инструментов.

    Такое успешное окончание консерватории  сулило молодому композитору блестящие  перспективы, он наконец-то получил  возможность профессионально заниматься своим любимым делом. Однако все  эти планы нарушила война. В первые же ее дни Свиридов был зачислен курсантом военного училища и направлен в Уфу. Однако уже в конце 1941 года его демобилизовали по здоровью.

    До 1944 года Свиридов жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская  филармония. Как и другие композиторы, он начинает писать военные песни, из которых самой известной стала, пожалуй, "Песня смелых" на стихи А. Суркова. Кроме того, он писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров. Тогда-то Свиридову впервые пришлось поработать для музыкального театра, и он создал оперетту "Раскинулось море широко", в которой рассказывалось о жизни и борьбе балтийских моряков в осажденном Ленинграде.

    Оперетта  Свиридова стала первым музыкально-драматическим  произведением, посвященным войне. Она была поставлена в нескольких театрах и много лет не сходила со сцены. А в 1960 году оперетта Свиридова стала основой для музыкального телефильма, который был сделан на Центральном телевидении.

    В 1944 году Свиридов возвратился в Ленинград, а в 1950 году поселился в Москве. Теперь ему уже не надо было доказывать свое право на самостоятельное творчество. Он одинаково легко пишет и серьезную, и легкую музыку. Его сочинения разнообразны и по жанрам: это симфонии и концерты, оратории и кантаты, песни и романсы.

    Кроме того, Свиридов является создателем интересного музыкального жанра, который он назвал "музыкальной иллюстрацией". Композитор как бы рассказывает литературное произведение средствами музыки. Это прежде всего цикл, посвященный повести Пушкина "Метель". Но главным жанром, с которым композитор не расстается никогда, является песня и романс. Свиридов не только пишет романсы на классические тексты (Р. Бернса, А. Исаакяна), но и использует в качестве основы народные песни, как, например, он это сделал в кантатах "Курские песни" и "Деревянная Русь". Его музыка отличается простотой и какой-то особенной наглядностью. Возможно, поэтому многие сочинения Свиридова молодые музыканты используют в своей учебной практике. Мировую славу Свиридову принесли потрясающие хоровые циклы ("Декабристы" на слова А. Пушкина и поэтов-декабристов, "Поэма памяти Сергея Есенина", "Патетическая оратория" по В. Маяковскому, "Пять песен о России" на слова А. Блока и др.). Однако Свиридов работал и в популярных жанрах, например, в оперетте ("Огоньки", "Раскинулось море широко"), в кино ("Воскресение", "Золотой теленок" и др.), в драматическом театре (музыка к спектаклям А. Райкина, "Дон Сезар де Базан" и др.).

    Свиридов  был щедро отмечен званиями и  наградами практически при всех властях: его трижды награждали Государственными премиями СССР (1946, 1968, 1980), Ленинской премией в 1960 году, в 1970 году ему присвоили звание народного артиста СССР, в 1975-м - Героя Социалистического Труда. Во многом поэтому - когда грянула перестройка и модным стало ругать прошлое - Свиридов и его музыка попали в опалу. Знаменитая заставка в программе "Время" ("Время, вперед!") была снята с эфира как примета "тоталитарного прошлого". Однако спустя несколько лет справедливость была восстановлена. Вот что писал по этому поводу кинорежиссер М. Швейцер: "Потому что эта музыка - навсегда. Потому что в ней пульс свободной от политической суеты жизни. В ней время, которое вопреки всем ударам судьбы историческим катастрофам и непоправимым потерям, продолжается вечно".

    

    Гражданская панихида и похороны Г. Свиридова состоялись 9 января в Москве. Прощались с Георгием Васильевичем дома, в его квартире на Большой Грузинской. И это тоже в русских традициях - так хоронили русских гениев прошлого. Люди стали собираться возле дома на Большой Грузинской рано. К полудню в квартире на шестом этаже, полы которой были устланы еловыми ветками, парадоксально роднившими грусть похорон с ощущением зимних праздников - Нового года и Рождества, - собралось много народу. Скромное убранство дома, множество книг, нот - жилище истинного интеллигента и место прощания с ним. Никакой театральности - ни музыки, ни речей, ни ритуала. Все искренне и просто". После отпевания в храме Христа Спасителя состоялись похороны Г. Свиридова. Свой последний приют тело великого композитора обрело на Новодевичьем кладбище. Спустя четыре месяца из жизни ушла и его супруга Эльза Свиридова.

 

История создания «Курских песен»

    Уже много лет звучат «Курские песни». В музыкальных училищах и консерваториях они стали предметом изучения художественного метода Свиридова, его подхода к народной музыке. В этом произведении по-новому проявилось отношение к музыке. Композитор глубоко понимает язык народного искусства.

    В 1954 году Союзом композиторов СССР была организована фольклорная экспедиция в Курскую область. В ней участвовали доктор искусствоведения Анна Руднева, музыковед Надежда Грачёва студенты консерватории: Эдисон Денисов, Александр Пирумов, Елена Туманян. Это была одна из многочисленных экспедиций, предпринятых в те края. Участие в ней сулило большие открытия. Исследователей особенно привлекали хороводные и плясовые песни, которыми изобиловала именно Курская область, а также инструментальная музыка, наигрыши, интереснейшие тексты, обычаи и обряды.

    Экспедиция  направилась в три района: Обоянский (село Дол-женково), Тимский (поселок Быстрецы) и Дмитриевский (село Селино) и привезла 250 песен. Записанных от разных исполнителей. Например, «Зелёный дубок» пели пожилые женщины села Селина, пели в особой манере, в особом ладовом складе, но как бы стесняясь, потому что давно у них никто не слушал народных песен, — молодежь жила близко к городу и мало интересовалась песнями своих матерей. Записывать песни приходилось украдкой, на дому, даже при закрытых дверях.

    В селе Долженкове, наоборот, пели все  — старики и молодые люди. Они каждый вечер приходили на запись в клуб, с ними было очень легко работать. Из песен села Долженкова записаны: лирическая двухголосная «Ой, горе, горе да лебедоньку моему...»; хороводно-плясовая «Да за речкою за быстрою...»; «Весёлая беседушка, где батюшка пьёт...». Песни исполнял молодежный хор под управлением Русанова.

    В поселке Быстрецы встретившись со стариком Ореховым, певшим только мужские песни, еле-еле уговорили его напеть «Жавороночка». Записали и песню  «Да купил Ванька себе косу...»  в исполнении, женщин.

    Кантату «Курские песни» Георгий Васильевич писал на основе изучения материалов экспедиции. Он приходил в кабинет  народной музыки Московской консерватории  и слушал не только песни, вошедшие затем в кантату, но и многие другие — почти всё, что заслуживало внимания из материалов этой экспедиции и более поздних. Свиридов говорил, что в песнях настолько всё идеально в смысле хоровой партитуры и фактуры, что композитору здесь почти нечего делать. Это было сказано искренне. Георгий Васильевич очень бережное отнесся к мелодическому материалу, который он старался сохранить в изначальной чистоте и красоте. Всё внимание композитор сосредоточил на гармонии, на оркестровке и на красочности тембров хора. Здесь он допустил расцвечивание, сопоставление голосов, придав каждой из песен тот оркестровый или гармонический колорит, те дополнительные штрихи, которые как бы подчеркнули самую сущность содержания каждой песни.

    Из 250 привезенных песен 50 вошли в  сборник, опубликованный в 1957 году и  ставший настольной книгой Георгия Васильевича в его работе над «Курскими песнями». Он выбрал из сборника семь песен: «Ой, горе, горе (да) лебедоньку моему...», «За речкою за быстрою...» (записана в Долженкове), «В городе звоны зво-нют...», «Зеленый дубок», «Соловей мой смутный...» (село Селино), «Ты воспой, воспой, жавороночек...», «Да купил Ванька себе косу...» (Быстрецы). Лишь семь песен, но в них — слышание всех пятидесяти!

Информация о работе Г. Свиридов. Кантата «Курские песни» № 4 и № 5