Конкуренция в условиях глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2011 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

Сегодня трудно найти более модную и дискуссионную тему, чем глобализация. Ей посвящены десятки конференций и симпозиумов, сотни книг, тысячи статей. О ней говорят и спорят ученые, политики, бизнесмены, религиозные деятели, люди искусства, журналисты. С одной стороны, глобализация рассматривается как процесс со знаком плюс, означающий «мировую интеграцию», «мировое объединение», «сращивание экономики». С другой, - этот процесс трактуется как установление власти сильных государств над всеми остальными, «подчинение слабых стран сильными и богатыми», «влияние крупных держав на слабые страны, навязывание им своих идей».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ……………………..5
Концептуальные основы…………………………………………....5
Политика глобализации……………………………………………..8
Конфликты, возникающие в процессе глобализации…………….12
Понятие ТНК………………………………………………………..13
Глобализация в оценках западных экономистов…………………14
РОССИЯ И ПРОЦЕСС ГЛОБАЛИЗАЦИИ………………………….19
Место России в мировой экономике………………………………19
2.1.1. Опасность ТНК для российских компаний…………………..23
2.1.2. Отношение россиян к ТНК……………………………………23
КОНКУРЕНЦИЯ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ…………………….25
Стратегии конкурентной борьбы…………………………………..30
3.1.2. Недобросовестная конкуренция и ее формы……………………...30
4. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКОЙ
ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ…………………...32
4.1. Конкурентоспособность промышленных предприятий…………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………39

Файлы: 1 файл

к.р.по МЭО2.doc

— 276.50 Кб (Скачать файл)
fy">     Во-вторых, через изменение организационно-экономических форм и механизмов ТНК также проявлялась тенденция к глобализации, выразившаяся в переходе от картелей и синдикатов к трестам, концернам и конгломератам.

     В-третьих, в 60-е г. 20в. развиваются ТНК третьего поколения, широко использующие НТР и способствовавшие распространению ее достижений в периферийные зоны мирового хозяйства и созданию экономических предпосылок для появления международного производства с единым рыночным и информационным пространством, международным рынком капитала, рабочей силы и научно-технических услуг.

     В-четвертых, в начале 1980-х гг. появляются глобальные ТНК четвертого поколения, которым  присущи следующие признаки: планетарное  видение рынков и осуществление  конкуренции в мировом масштабе; раздел мировых рынков с немногими такими же глобальными ТНК; координация действий своих филиалов на основе новых информационных технологий; гибкая организация каждого отдельного производственного узла; адаптивность структуры корпорации; единообразная организация бухгалтерского учета и аудита; объединение своих филиалов, заводов и совместных предприятий в единую сеть управления, которая в свою очередь интегрирована с другими сетями ТНК; осуществление экономического и политического влияния на государства, в которых действуют ТНК.

     В-пятых, ТНК ускоряют продвижение мировой  экономики к глобализации, что  вызывает существенные изменения ее характера в современных условиях. Уже в начале 21в. ¼ часть мировой  экономики функционирует в условиях свободного рынка, а ¾ - в своеобразной плановой системе, где внутри ТНК не работают законы свободного рынка и внутренние (трансфертные) цены определяются самими корпорациями. В итоге совершенно очевиден «переход к конвергентной экономической системе, сочетающей в себе плановые и рыночные начала»3.

1.5. Глобализация в оценках западных экономистов

     Эксперты  МВФ определяют глобализацию как  «растущую экономическую взаимозависимость  стран всего мира в результате возрастающего объема и разнообразия международных сделок с товарами, услугами и мировых потоков капитала, а также благодаря все более быстрой и широкой диффузии технологий». В докладе Генерального секретаря ООН Кофи Аннана, на юбилейной сессии Организации Объединенных Наций, глобализация рассматривается как все более сложный комплекс трансграничных взаимодействий между физическими лицами, предприятиями, институтами и рынками4.

     На  практике глобализация в целом представляет собой сложный комплекс различных, но тесно связанных между собой  глобализационных процессов, развивающихся  в различных областях. Поэтому ее различные аспекты являются объектом изучения многих наук, а глобализация в широком смысле представляет собой междисциплинарный объект исследования. Например, представители технических наук рассматривают такое понятие, как «техноглобализм», проявляющийся в слиянии возникающих в отдельных странах нововведений и новых технологий в единый общемировой комплекс технических знаний. Они анализируют возникновение, по существу, глобальных «технологических макросистем» в сферах энергетики, связи, телекоммуникаций, транспорта, ряда отраслей промышленного производства и т.д. Социологи и философы связывают понятие глобализации с тенденциями сближения образа жизни людей разных стран и регионов в результате универсализации культуры и человеческих ценностей (что весьма неоднозначно оценивается в различных странах – например, во многих из них процесс глобализации связывают с растущей «американизацией» общественной жизни). Процессы глобализации протекают и в области политики, что по-новому ставит вопрос о месте и роли наиболее авторитетных международных институтов в регулировании возникающих в ходе глобализации проблем.

     Но  наиболее динамично процесс глобализации протекает в экономической области. При этом выделяются объективный  и субъективный аспекты глобализации экономики. С одной стороны, глобализация экономики представляет собой закономерный, объективно обусловленный процесс движения к единой мировой экономической целостности, качественно новую, наиболее высокую, стадию интернационализации экономической жизни. С другой стороны, глобализация экономики выступает как форма вполне определенной экономической политики, осуществляемой ведущими странами мира (прежде всего - США), крупнейшими ТНК и  ТНБ, мировыми финансовыми центрами в своих собственных интересах.

     Не  случайно некоторыми исследователями  проблем глобализации в настоящее  время используется термин не «глобализирующаяся», а «глобализируемая» мировая  экономика.

     Разумеется, в рамках процесса глобализации экономики  хотели бы реализовать свои интересы и другие субъекты международных экономических отношений. Поэтому процесс глобализации экономики неизбежно сопровождается острыми противоречиями. Оценивая сформировавшиеся в последние годы теоретические воззрения по проблемам глобализации экономики , можно условно выделить три основные направления различных подходов экономистов и политологов:

  1. гиперглобалистское направление (гиперглобализм);
  2. скептическое направление (скептицизм);
  3. трансформационное направление.

      Первое  из них связано (гиперглобалистское) с абсолютизацией процесса стирания национальных границ и исчезновения культурных различий между странами. Определяющим здесь становится свободное движение капитала, товаров и информации в рамках единого глобального рынка. В этих новых условиях, по мнению представителей данного направления, «национальный эгоизм» становится бессмысленным. К числу наиболее ярких его представителей можно отнести К. Омаи (K. Ohmae), Ф. Фукуяма (F. Fukuyama) и Р. Райх (R. Reich).

      Одним из первых авторов и популизаторов  термина «глобализация»  является К. Омаи, который посвятил этой проблематике несколько своих работ (The Boardless World – Harper Business, 1990; The End of Nation – State. – Free Press, 1995$ Putting Global Logic First. – HBR, 1995 и ряд других). К. Омаи определяет государства как «добровольные задолжники прошлого», которые превратились в «неестественные» единицы глобальной экономики. На смену традиционным национальным государствам приходят так называемые «региональные государства», «естественные экономические зоны», «естественность» и масштабы которых формируются потребностями глобальной экономики.

      Более оригинальную концепцию развивает  Ф. Фукуяма в своей монографии «Доверие. Социальные добродетели и  созидание благосостояния» (1995г.). Ф. Фукуяма полагает, что «экономическая деятельность представляет собой важнейшую часть социальной жизни и скрепляется разнообразными нормами, правилами нравственными обязательствами и другими обычаями, которые в совокупности и формируют общество», а «благополучие науки, как и ее способность к конкуренции, обусловлено единственной всепроникающей культурной характеристикой – уровнем доверия, присущем данному обществу».

      Представители гиперглобализма предсказывают  полную культурную диффузию, сопровождающуюся потерей государствами своих  основных функций, а в перспективе – и отмиранием национальных государств вообще.

      Критика гиперглобализма в значительной мере осуществляется в рамках работ  представителей так называемого  «скептического» направления. К числу его активных сторонников можно отнести С. Хантингтона (S. Huntington), П. Хирста (P. Hirst), Г. Томпсона (G. Thompson), С. Краснера (S. Krasner). Они все утверждали что:

    • достижение общей культурной конвергенции в конечном итоге невозможно;
    • происходящее в современных условиях транснациональное движение товаров, рабочей силы, капитала имеет свою историю и знало в этой истории и свои взлеты и падения, прогресс и регресс;
    • хотя в истории и проявляется определенное ограничение роли государств, угрозы нациям и национальным государствам, тем не менее не существует.

      Как отмечает С.Хантингтон, процессы, идущие в современном мире, способствуют больше размежеванию и конфликту, чем  культурной гомогенизации мира. В  одной из своих основных работ  – «Столкновение цивилизаций  и преобразование мирового порядка» (The Ckash of Civilizations and the Remaking of the World Order. – N.Y., 1996)  он впервые сформулировал оценку ситуации именно таким образом. Также он полагает, что в современном мире «региональная политика осуществляется на уровне этнических отношений, а глобальная – на уровне отношений между цивилизациями. Соперничество супердержав уступает место столкновению цивилизаций». По его мнению, столкновение цивилизаций может реализовать себя как межродовой конфликт глобального масштаба в двух формах – на микроуровне и макроуровне. В первом случае речь идет о конфликтах между соседними государствами, которые представляют разные цивилизации, или между группами, представляющими различные цивилизации в рамках одного государства. Во втором случае конфликты происходят между ведущими государствами, представляющими разные государства.

      С.Хантингтон рассматривает восемь цивилизаций  современного мира: западную, конфуцианскую, японскую, мусульманскую, индийскую, славянско-православную, латиноамериканскую и африканскую. При этом главной линией международных конфликтов, по его мнению, в перспективе будет конфликт между западной и остальными цивилизациями.

      С начала 1990-х гг. был опубликован  еще целый ряд работ, в которых  критиковались положения гиперглобализма. В их числе работы таких авторов, как П. Хирст, Г. Томпсон, С. Краснер.

      П. Хирст и Г. Томпсон полагали, что, несмотря на достигнутый к концу 90-х гг. 20 столетия высокий уровень  интернационализации экономической  жизни, мировая экономика не стала  еще полностью глобализированной. В качестве аргументов для обоснования данной позиции приводятся следующие: количество ведущих, подлинно транснациональных корпораций еще относительно невелико и большинство из них продолжают оставаться «национально базированными»; международные потоки товаров, услуг и капитала все больше концентрируются внутри самой группы ведущих развитых стран с рыночной экономикой (речь идет о триаде «США – Западная Европа – Япония»).

      Значительной  спецификой по сравнению с положениями  сторонников гиперглобализма, с  одной стороны, или скептиков – с другой, обладают позиции представителей так называемого «трансформационного» направления, среди которых можно выделить таких авторов, как Дж. Розенау (J. Rosenau), Д. Хелд (D. Held), А. Мак-Гру (A. Mc-Crew). Они выступают против одностороннего и упрощенного понимания глобализации, полагая, что это сложный и многосторонний процесс, протекающий во всех сферах общественной жизни. Как пишет Д.Хелд, глобализация – это «не единое состояние и не линейный процесс», а « многоплановый феномен, охватывающий разные сферы деятельности и взаимодействия», при этом «порождающий в каждой из них разнообразные формы связей». Он обосновано отмечает неравномерность и многовариантность процессов глобализации, существенные различия в воздействии этих процессов на различные страны, регионы и социальные группы населения отдельных государств. «Теорию глобализации, - подчеркивает Д.Хелд, - необходимо строить на понимании происходящего в каждой из этих сфер».

      Представители «трансформационного» направления  полагают, что глобализация «переустраивает и реорганизует силу, функции и власть национальных правительств».

      Анализ  указанных направлений экономической  науки (гиперглобализма, скептицизма  и трансформационного) лишний раз  показывает, насколько сложным, неоднозначным и противоречивым явлением выступает процесс глобализации мировой экономики. Он имеет свою логику и диалектику  развития. При этом соответствующие изменения должны происходить как в деятельности национальных государств, так и в самой системе, формах и направлениях деятельности современных международных организаций.

      Обращая внимание на противоречивость современной  модели глобализации, Президент Российской Федерации В.В. Путин выступая на одном из саммитов «восьмерки» сказал, что «На рубеже веков человечество нуждается в серьезном осмыслении мощных глобальных тенденций – проявляющихся в экономике, в сфере культуры и информации. Будущее за теми, кто научится управлять этими процессами, заставит их работать на благо людей. Мы должны позаботится о том, чтобы глобализация стала социально ориентированной, чтобы народы мира в равной мере могли пользоваться плодами научно-технического и интеллектуального прогресса»5.

 

2. РОССИЯ И ПРОЦЕСС  ГЛОБАЛИЗАЦИИ

    В зарубежном и российском обществоведении  все более широкое хождение приобрел термин «глобализация», обозначающий радикальные социально-экономические и политические  изменения, охватывающие весь мир и проникающие в самые глубины социальных образований,  будь то нация, этнос или семья.

      Однако  в российском общественном сознании, очевидно, не сложилось четкого представления о том, что такое глобализация (диагр.2.1)

Диагр.2.1. Что такое глобализация (доля в %)

Ист: (7,с.22)

    Таким образом, мы видим, что 46% опрошенных решили что глобализация – это унификация стандартов; 36% - глобальные информационные сети; 15% - инвестиции; 3% - не знали что сказать.  

2.1. Место России в  мировой экономике

     Развитие  экономики и внешней торговли России в 21в. будет в немалой степени определяться тем, насколько успешно страна сможет адаптироваться к глубоким качественным переменам, происходящим в мировом хозяйстве. Пока Россия слабо вовлечена в глобальные процессы: доля импорта в ВВП ниже, чем в большинстве стран; объем прямых иностранных инвестиций в ВВП составляет около 1%, что существенно меньше, чем в большинстве развивающихся стран. При таком малом объеме иностранных инвестиций в России 80% из них направляется в торговлю и сырьевые отрасли, а не в обрабатывающую промышленность и не в наукоемкие технологии.

Информация о работе Конкуренция в условиях глобализации