Управление фирмой: социально-экономические аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования определены социально – психологические условия успешной деятельности, так как нельзя понять психологические особенности личности и деятельности российского менеджера, не зная социальной базы управления, не опираясь на экономические и политико-социальные условия его деятельности и не касаясь (хотя бы очень кратко) истории развития глобальных политических и экономических преобразований в нашей стране в последние пятнадцать лет XX века.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1.Социально – экономические условия
организации эффективного управления
1.1. Проблема определения деятельности руководителя 4
как объекта психологических исследований
1.2. Социальная типология поведения руководителя 6
1.3. Сравнительный анализ предпринимателя, менеджера
и изобретателя как субъектов инновационной деятельности 9
Глава 2.Учет взаимовлияния производственной и
нравственной сфер
2.1. Сущность и функции риска. 18
2.2. Создание позитивной семейной атмосферы в процессе
управленческой деятельности 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК- МЕНЕДЖМЕНТ.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

Проблема  нравственно - психологической  регуляции экономической  активности. Созданная в рамках классической политэкономии модель «экономического человека», берущая свое начало в трудах А. Смита, в течении нескольких веков не позволяла экономистам и философам обратить внимание на нравственную регуляцию деятельности как производительную силу. Господство представлений о том, что единственной побудительной силой, определяющей поведение субъектов экономической активности, является стремление к максимизации своей прибыли, обусловливало взгляд на нравственную регуляцию как на вторичную в сравнении с экономическим интересом. Восприятие нравственной регуляции экономического поведения как фактора, сдерживающего развитие экономической активности, сохранялось вплоть до середины XX века. Изменение отношений общества и бизнеса в последние десятилетия привело к принципиально новому взгляду на взаимовлияние экономической активности и этических норм. Исследования зарубежных и отечественных авторов показываю, что нравственность выступает важной детерминантой экономической активности, поскольку отношения нравственности в значительной степени определяют выбор вида экономической активности, средств достижения целей и специфику взаимодействия с партнерами по совместной деятельности.

С другой стороны  возросшее влияние крупных производителей, финансовых институтов и здоровье населения привело к тому, что общественное мнение стало придавать все большее значение нравственности экономических субъектов. Следствием того стало ужесточение государственного контроля над соблюдением этических норм в производственной сфере. Жесткий общественный контроль над бизнесом в условиях острой конкуренции делает нарушение этических норм производителями экономически нецелесообразно.

Рост экономической  заинтересованности западного бизнеса  в решении вопросов нравственной регуляции поведения в деловой сфере отразился в повсеместном принятии крупными компаниями этических кодексов поведения, введение учебных программ по соблюдению этических норм, созданию специальных должностей, осуществляющих надзор за осуществлением корпоративных этических программ. Еще одним результатом изменения отношений общественности к этическим проблемам в бизнесе стал рост эмпирических исследований в этой области. Фокус интереса западных ученых сосредоточен на разработке норм корпоративной этики, их влиянию на управленческие процессы в организации. Нравственная регуляция экономической активности не входит в круг актуальных исследований, и связано это с тем, что проблемы соблюдения нравственных норм как таковой на Западе не существует. В условиях стабильности социально-экономических условий, стабильности ценностно-нравственной основы общества этические кодексы групп, существующие достаточно длительное время, являются устоявшимися и принимаемыми членами этих групп. В современных условиях жесткого контроля со стороны общественности, государства и конкурентов этические правила, имея огромный авторитет, выполняют в развитых странах Запада роль законов, соблюдение которых обязательно.

Коренные  изменения общественных отношений  в России не только обусловили радикальную  трансформацию ценностных ориентиров в сфере труда, но и вызвали необходимость разработки новых этических норм взаимодействия в деловой сфере. Управленческая этика в России только формируется. Проблемой является не созидание корпоративных кодексов поведения, что реально делается, но следование созданным этическим правилам бизнес-взаимодействия. Практика показывает, что существующие на сегодняшний день этические правила деловой активности не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на поведение бизнесменов. Например, общепринятой нормой делового взаимодействия является безоговорочное выполнение долговых обязательств. Между тем заметна асимметрия в отношении предпринимателей к своим и чужим долгам: только 30-40% предпринимателей, считают для себя важным расплатиться с долгами. Поэтому в центре внимания отечественных психологов не процесс формирования нравственных норм, а отношение к их соблюдению, именно этот психологический феномен в большей степени определяет реальное поведение бизнесменов, чем существовавшие или вновь создаваемые этические нормы.

Основные  характеристики нравственно-психологической  регуляции экономической  активности. Отечественным психологом А.Б.Купрейченко выделены характеристики нравственно-психологической регуляции активности субъекта, которые раскрывают ее содержание и подчеркивают особенности относительно других видов психологической регуляции.

В качестве первой характеристики можно отметить, что  нравственно-психологические факторы  могут выступать как формальные и неформальные детерминанты экономической активности субъекта, т.е. существуют две стороны нравственно-психологической регуляции. Формальная сторона представляет собой регуляцию поведения экономических субъектов посредством принятых и закрепленных в результате общественного договора этических кодексов, отражающих идеальный (желаемый) уровень отношения к соблюдению нравственных норм. Сложность регуляции поведения людей при помощи формальных этических кодексов заключается в том, что каждый субъект является одновременно членом различных групп и сообществ.

Известны  примеры, когда бухгалтеры крупных  американских компаний, следуя профессиональному  этическому кодексу, сообщали контролирующим органам информацию о незаконных действиях руководства компании. Тем самым они нарушали этический  кодекс фирмы, заодно приводя ее к банкротству. Формальные системы нравственной регуляции имеют ограниченные возможности, поскольку они не учитывают психологические факторы, связанные с отношением людей к этим системам, с отношениями между людьми в различных сообществах и с психологическими механизмами, регулирующими эти отношения.

Наряду с  формально определенным этическим  кодексом в каждом сообществе существует некоторый допустимый уровень соблюдения норм, который регулируется неписаными правилами, позволяющими индивиду принимать решения в сложной этической ситуации. Отношение к нравственности и связанный с Ним реальный уровень соблюдения нравственных норм, а также правила и условия соблюдения норм являются неформальными нравственными регуляторами активности субъекта. В периоды ломки идеологических устоев общества именно эти неформальные регуляторы выступают основной сдерживающей силой на пути массового безнравственного поведения. В кризисные эпохи сформировавшийся реальный уровень соблюдения норм становится основой для создания новых этических кодексов.

Второй характеристикой  нравственно-психологической регуляции  является то, что она осуществляется в неявном, часто -неосознаваемом виде. В этически сложных ситуациях  личность может испытывать противоречивые чувства, связанные с борьбой мотивов. Как следствие, возникает нравственный конфликт, который проявляется в виде угрызений совести, тревоги, чувства вины, самообвинений и т.д. Для его разрешения субъект использует различные модели поведения и защитные механизмы. Большая роль в разрешении этих конфликтов принадлежит саморегуляции.

В качестве третьей  характеристики нравственно-психологической  регуляции экономической активности можно отметить, что воздействие  нравственно-психологических факторов проявляется также через формирование отношения к различным социально-экономическим феноменам - к труду, собственности, деньгам. Отношение к этим феноменам имеет ярко выраженную нравственную окраску и накладывает отпечаток на финансовое поведение субъекта.

Четвертой характеристикой нравственно-психологической регуляции экономической активности является то, что влияние нравственно-психологических факторов на экономическую активность часто носит отсроченный характер. Однако в долгосрочной перспективе воздействие социально-психологических и личностных факторов накапливается и оказывает значимое влияние на жизнедеятельность субъекта (в том числе его экономическую эффективность) через формирование отношений с социальным окружением, репутацию, самоэффективность и т.д.

Пятой характеристикой нравственно-психологической регуляции является наличие специфических регуляторов. В разработанной А.Б.Купрейченко совместно с А.Л. Журавлевым модели основным регулятором отношения личности к соблюдению нравственных норм выступает психологическая дистанция с представителями различных социальных категорий. На разных этапах нравственно-психологической регуляции экономической активности психологическая дистанция выступает как результат взаимодействия с другими людьми (группами), как мера оценки содержательных и формально-динамических характеристик отношений между субъектом и социальным окружением и, наконец, как критерий принятия решений. Психологическая дистанция -результат категоризации индивидом окружающего мира представляет собой психологическое отношение к объекту социального, материального, идеального мира, представленное в сознании индивида в пространственных и кинестетических эмоционально окрашенных образах. Частным случаем психологической дистанции является социально-психологическая дистанция - отношение к социальному объекту.

Отношение к  соблюдению нравственных норм у предпринимателей и менеджеров. Эмпирически психологическая  дистанция определялась следующим образом: респондентам предлагался список основных групп их социального окружения, который необходимо было разделить на 4 категории по степени приязни, одинаковости восприятия мира, доверия, отношений зависимости и наличию взаимных обязательств: 1-й круг - самый близкий, 4-й - самый удаленный. Производилось измерение уровня отношения к соблюдению нравственных норм в каждом круге психологической дистанции.

Установлено, что у руководителя первый круг близости включает семью, реже друзей; типичными социальными группами второго круга являются друзья, а также компаньоны и сподвижники; третий круг составляют примерно с одинаковой частотой подчиненные, поставщики, соучредители, реже - сподвижники, компаньоны и клиенты. Четвертый круг образуют представители государственных структур и различных общественных групп, реже - потребители, поставщики и клиенты.

Предприниматели и менеджеры схожи между собой с точки зрения общих закономерностей изменения отношения к соблюдению нравственных норм. С ростом психологической дистанции уровень отношения к соблюдению нравственных норм правдивости, справедливости и ответственности падает, что означает, чем психологически дальше находится человек, тем ниже правдивость, справедливость и ответственность отношениях с ним. Зависимость уровня принципиальности от психологической дистанции обратная - чем больше дистанция, тем выше принципиальность. Отношение к соблюдению нравственных норм терпимости демонстрирует отсутствие однозначной зависимости от психологической дистанции. Изменение отношения к соблюдению норм принципиальности означает, что при контактах с представителями близких кругов субъект способен уступить более авторитетному оппоненту, простить серьезную ошибку, поступиться принципами ради выгоды или дружбы. При контактах с представителями дальних кругов подобное поведение не допускается.

Изменение уровня справедливости проявляется в том, что в отношении психологически близких кругов предприниматели и менеджеры признают право на равное вознаграждение; считают нормальным дать ложную информацию, чтоб защитить невиновного; не ставят свои интересы выше интересов других и склонны принимать решения с точки зрения равенства прав («по понятиям»), а не с точки зрения законности. Проявление такого нравственного качества как ответственность с ростом психологической дистанции резко уменьшается. В общении с близкими людьми менеджеры и предприниматели склонны брать ответственность за дело и за других людей на себя. При контактах с людьми из дальнего психологического окружения они принимают ответственность только в официально оговоренных случаях.

Несмотря  на значительную общность отношения  предпринимателей и менеджеров к соблюдению нравственных норм, обнаружены групповые различия, которые касаются уровня соблюдения и гибкости соблюдения нравственных норм. Для двух нравственных качеств (терпимости и справедливости) характерны различия в среднем уровне отношения предпринимателей и менеджеров. Предприниматели проявляют большую терпимость в сравнении с менеджерами. Одновременно менеджеры оказываются более склонны соблюдать нормы справедливости как к близким, так и к психологически дальним людям, т.е. средний уровень справедливости выше у менеджеров. Более сложная структура ответственности руководителя в отличие от ограниченной ответственности менеджеров приводит к тому, что, руководители принимая на себя максимальную ответственность при контактах с психологически близкими людьми, стараются при контактах с дальними ограничить эту ответственность официально оговоренной. Отношение к соблюдению нравственных норм мужчин и женщин. Отношение женщин к соблюдению нравственных норм значительно более гибкое, чем у мужчин, по всем нравственным качествам. В качестве примера приведем изменение уровня правдивости у мужчин и женщин в зависимости от психологической дистанции

Если у  мужчин уровень отношения к соблюдению норм правдивости изменяется плавно, то у женщин правдивость в отношениях со вторым кругом (друзья, сподвижники, сотрудники, непосредственный руководитель) резко падает, а в отношениях с самым далеким кругом женщины даже несколько правдивее мужчин. При взаимодействии со вторым кругом женщины чаще, чем мужчины демонстрируют готовность приукрашивать информацию о себе, скрывать причины невыполнения обязательств, давать невыполнимые обещания, добиваться необходимых ресурсов вне очереди, готовность дать взятку и т.д. Подобное резкое изменение уровня отношения при переходе от первого ко второму кругу психологической дистанции у женщин характерно не только для правдивости. Справедливость женщин в отношении второго круга значительно меньше, чем справедливость в отношении первого. Женщины легко поступаются принципами в отношениях с первым кругом психологической дистанции (семья, друзья), но в отношениях со вторым кругом становятся принципиальнее мужчин, т.е. для женщин отношение ко второму кругу психологической дистанции резко отличается от отношения к первому. Для мужчин характерны более равномерные изменения. Таким образом, основные различия между мужчинами и женщинами заключаются в большей гибкости отношения к соблюдению нравственных норм у женщин и в различном характере динамики уровня отношения в зависимости от психологической дистанции (равномерности или неравномерности). 
 
 

Информация о работе Управление фирмой: социально-экономические аспекты