Жанр элегии в творчестве В.А.Жуковского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 11:47, курсовая работа

Описание работы

В русской романтической поэзии особую роль в становлении жанра элегии сыграли произведения Василия Андреевича Жуковского. С его име¬нем связаны процессы становления и развития рус¬ской романтической прозы, эстетики, критики, науки о литерату¬ре. Творчество Жуковского на протяжении 50 лет, от первого пе¬ревода «Сельского кладбища» (1802) до «Странствующего жида» (1852), - целая эпоха русской поэзии, включающая многообразие поисков, критических споров вокруг него.

Файлы: 1 файл

жанр элегии в творчестве Жуковского- кр.doc

— 267.50 Кб (Скачать файл)

              Ты в бездне покойной скрываешь смятенье

       Остановимся на композиционных особенностях этого стихотворения. «По определению В.В. Виноградова, композиция – это система динамического развертывания словесных рядов в сложном словесно-художественном единстве». С другой стороны, очевидно, что композиция – это художественное целое в пространстве, организованное ядерными именами, гравитационно собирающими вокруг себя лексические ансамбли. Номинативная стихия несет в себе глубочайшую символическую реальность, подлежащую адекватной герменевтической реконструкции в контексте символического миропонимания, заложенного в глубинах церковной традиции с исконно присущим ей топологическим символизмом.

       Ядерные имена, организующие онтологическую возможность вертикального двоемирия, здесь – «море» и «небо». Они собирают вокруг себя все остальные слова, характеризующие противоположные миры стихотворения. «Море» (эпитеты-адъективы: безмолвное, лазурное, живое, дышащее, смятенное, тревожное, бездонное, необъятное, напряженное, любующееся, любящее, обманчивое, страшащееся, сражающееся, волнующееся, воющее, бьющееся) соотнесено с такими субстантивами, как «дума», «тайна», «лоно», «грудь», «неволя», «тревога». «Небо» же (эпитеты-адъективы: далекое, светлое, влекущее, чистое, светозарное, лазурное, светлое, золотое, блещущее, ясное, таинственное, сладостное, жизнедарящее, возвращенное) соотнесено с надмирными субстанциями: «лазури», «вечернего и утреннего света», «облаков», «звезд», «блеска», «тишины». Интересно, что часть своих качеств небо сообщает морю:

             Таинственной, сладостной полное жизни,

             Ты чисто в присутствии чистом его…

       Небо, воздействуя на море своим «чистым присутствием», пробуждает у моря эти качества как уже его собственные: таким образом, адъективные эпитеты «сладостное» и «таинственное» следует отнести к морю. «Лазурность» выступает как общее качество моря и неба, имеющее, однако, уранический внеземной источник:

              Ты льешься его светозарной лазурью

       «Реальный мир» Жуковского представлен онтологическим планом «моря». Поэт всматривается в него и обнаруживает его метафизическую неполноту, неполноценность при отсутствии «идеального» божественного благодатного покрова. Эта неполнота выражена признаками беспокойства (о чем свидетельствуют многие эпитеты: бьющееся, волнующееся, воющее, страшащееся, напряженное, смятенное, тревожное…) и даже борьбы (сражающееся).

       Что же нарушает гармоническое сопряжение «моря» и «неба», то «идеальное» их состояние, которое мы отметили уже в качестве образно-именного плана середины стихотворения (11 – 16 строки)? Вне всякого сомнения – вторжение «темных туч». Как только гармония «небо – море» устанавливается, сразу (автор передает это не в союзе «когда же», а в самой последовательности повествования, – союз «же» относится уже к последующему повествовательному плану) «сбираются темные тучи»; их единственная цель: «отнять (!) ясное небо». «Итоговое» состояние моря замечательно передает духовную энергетику грешной человеческой души, находящейся в дольнем странствии, в междуцарствии «рая» и «ада», потерянного и гнетущего, прошлого и будущего.

       На основе сказанного раскроем смысл опорных слов элегии. «Идеальный мир» Жуковского вне всякого сомнения – небо; но идеал, как всякий идеал в романтической системе координат, недостижим. Это придает особую доминанту психологической рефлексии, благоприятствующей для развития элегического жанра.

        

 

Заключение

       Изучение творчества Жуковского открывает богатые перспективы для исследования русской литературы вообще, для осмысления природы русского романтизма в частности. Поэзия Жуковского — поэзия переживаний, чувств и настроений; ее можно назвать началом русской психологической лирики. Ее лирический герой исполнил своеобразного обаяния; обаяние это — в поэтической мечтательности, в возвышенности и благородстве душевной жизни.

       В курсовой работе нами был затронут аспект исследования художественного  своеобразия жанра элегии в поэзии В.А.Жуковского. Нами была исследована  элегия «Сельское кладбище» как программное  произведение русского сентиментализма, изучена его творческая история, поэтика перевода, основные черты «нового стиля» русской поэзии. Элегия «Вечер» представляет собой новый этап в развитии творчества Жуковского и всей русской поэзии. Г.А.Гуковский пишет, что элегия напоминает «музыкальный словесный поток, качающийся на волнах звуков и эмоций» [Гуковский 1967, 75]. Образ природы в элегии – символ невидимой божественной энергии, а вся элегия имеет глубокий психологический подтекст.

       Элегия «Славянка» - это элегия панорамно-описательного типа, она имела значительное влияние на современную русскую поэзию. Новаторством элегии можно считать динамику в описании картин окружающего мира, которая, в свою очередь, дополняется динамикой восприятия.

       Жанр  элегии в чистом виде с 1815 г. уступает место в творчестве Жуковского произведениям  других жанров (песня, баллада и т.д.), но не исчезает вовсе. Элегические мотивы и образы занимают важнейшее место  в эстетических стихотворных манифестах 1815-1924 гг. именно в этот период Жуковского привлекает  поэтическая философия воспоминания, невыразимого, таинственного. В полной мере это выразилось в элегии «Невыразимое». Ее пафос- утверждение романтических идеалов, исследование внутреннего мира человека. Поэт видит, что не все можно выразить словесно, «присутствие Создателя в созданье» невозможно объяснить. В стихотворении важен образ молчания, с помощью которого поэт передает свое отношение к жизни. Элегия философична: происходит сближение воспоминаний о прошлом с райской, святой, бессмертной жизнью, даруемой праведным душам после смерти.

       Одним из шедевров творчества В.А.Жуковского стала элегия «Море». Именно в ней поэт создает поэтическую философскую картину двоемирия, представленного двумя ядерными центрами: небом и морем.

 

Список использованной литературы

  1. Афанасьев, В. Жуковский/ В.Афанасьев. – М., 1985.
  2. Белинский, В.Г. Полное собрание сочинений. Т. VII. – М., 1955.
  3. Бессараб, М. Жуковский (книга о великом русском поэте)/ М.Бессараб. – М., 1975.
  4. Власов, В., Назаренко, И. Минувших дней очарованье (В.А.Жуковский в Приокском крае) / В.Власов, И.Назаренко.- Тула, 1979.
  5. Вольпе Ц. Прим. к разделу «Элегии»// Жуковский В. А. Стихотворения  - Л.: Сов. писатель, 1939.—Т. 1.—С. 358—364.
  6. Грехнев, В., А. Пушкин и элегическая поэтика времени// Болдинские чтения.— Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1981.— С. 136—143.
  7. Грехнев, В.А. «Сквозное» слово Жуковского// Русская речь, 1971, № 3. – С. 3-9.
  8. Гуковский, Г. Пушкин и русские романтики/ Г.Гуковский. – М., 1965.
  9. Жуковский, В.А. Собрание сочинений в 4 т. - М.-Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1959.
  10. Зайцев, Б.К. Жуковский: литературная биография/ Б.К.Зайцев. – М.: Дружба народов, 2001.
  11. Иезуитова, Р.В.Жуковский в Петербурге/ Р.В.Иезуитова. – Л., 1976.
  12. Лихачев Д. С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей.—Л.: Наука, 1982.
  13. Манн, Ю.В. Поэтика русского романтизма/ Ю.В.Манн. – М.: Наука, 1976.
  14. Манн, Ю.В. Русская литература XIX века: эпоха романтизма/ Ю.В.Манн. – М.: Аспект Пресс, 2001.
  15. Поэтика русской литературы. – М.: Изд-во РГГУ, 2001.
  16. Резанов, В.И. Из разысканий о сочинениях В.А.Жуковского. - Вып. 2.—Гл. 39.—С. 361—371 (Творческая история элегии «Вечер»).
  17. Русская элегия XVII - начала XX века. - Л., 1991.
  18. Семенко, И.М. В.А.Жуковский/ И.М.Семенко. - Электронная публикация — РВБ, 2006.
  19. Семенко, И. Жизнь и поэзия Жуковского / И.Семенко. – М., 1975.
  20. Фризман, Л.Г. Жизнь лирического жанра/ Л.Г.Фризман.— М.: Наука, 1973.
  21. Янушкевич, А.С. В мире В.А.Жуковского/ А.С.Янушкевич. – М.: Наука, 2006.
  22. Янушкевич, А.С. В.А.Жуковский: Семинарий/ А.С.Янушкевич. – М., 1988.
  23. Янушкевич, А.С. Этапы и проблемы творческой эволюции В.А.Жуковского/ А.С.Янушкевич. – Томск, 1985. 

Информация о работе Жанр элегии в творчестве В.А.Жуковского