Вечность в художественном восприятии С.Есенина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 00:32, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследование представляет собой попытку осмысления категорий «время» и «вечность» в художественном ракурсе С.Есенина и особенности их использования поэтом в лирике на протяжении всего его творчества.

Постановка данной проблемы обусловила следующие задачи:

1. Определить художественные и смысловые функции временного пространства как бытийного хода жизни в стихах С.Есенина.

2. Выявить используемые поэтом библейские и философские мотивы.

3. Раскрыть особенности мировидения поэта в связи с библейским и философским восприятием мира и человека.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3


ГЛАВА 1. Время как философская категория бытия в поэтическом ракурсе С.Есенина ………………………………………………………………7


ГЛАВА 2. Вечность в художественном восприятии С.Есенина

2.1 Библейское и философское осмысление жизни в лирике………….17

2.2 Особенности мировидения в поэме «Анна Снегина»……………....32


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………46

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………. 48

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 225.00 Кб (Скачать файл)

     Моя поэзия здесь больше не нужна.

     Да  и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

     Поэт  винит себя за чуждость, бесполезность  народу. С новыми критериями подходит он теперь к своему творчеству: «Стишок писнуть, пожалуй, всякий может». («Стансы»). Такие стихи поэт с презрением отвергает, и выносит приговор своей поэзии и себе за то, что ничего не поняв «в развороченном бурей быте», замкнулся в своих собственных переживаниях. В стихотворении «Мой путь» (1925год) Есенин с горечью заявляет:

     На  кой мне черт,

     Что я поэт!..

     И без меня в достатке дряни.

     Пускай  я сдохну,

     Только .

     Нет,

     Не  ставьте памятник в Рязани!

     Все эти душевные разлады, мучения, сомнения приводят С. Есенина к отчуждению его от жизни и от самого себя. Творчество Есенина связано, прежде всего, с отражением кризисного сознания современного человека. Оно отражает объективные духовные процессы, связанные с феноменом отчуждения и самоотчуждения личности, переживающей драму утраты корней, единства с природой, миром, людьми.

     Мотивы  грусти, увядания, сожаления и скоротечности  жизни поэт воплощает в эти  годы в интимных, глубоко лирических формах, исключающих резкие тона, краски, ритмы, интонации. Он как бы ведет  задушевную беседу с самим собой, отбирая для ее записи простые и, казалось бы, уже известные слова и образы, которые становятся тем полновесней, чем больше чувств вложил в них поэт  («Отговорила роща золотая», «Цветы», «Песня»).

     Постепенно  мотивы эти сливаются в один устойчиво  присутствующий в поэзии Есенина до последнего дня мотив интимного прощания с жизнью. И последнее, предсмертное стихотворение поэта тоже относится к философской лирике, оно как бы завершает, ставит точку в конце короткого, но бурного творческого пути:

     В этой жизни умирать не ново,

     Но  и жить, конечно, не новей.

     («До  свиданья, друг мой, до свиданья») 

        Высочайший лиризм, философская  глубина есенинской лирики идут  от великих традиций русской  классической литературы. Стихотворения Есенина учат умению глубоко проникать в самые тайники человеческой души, в которые только и можно проникнуть полновесным поэтическим словом и им же вызвать нужные поэту ответные эмоции у читателя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. Особенности мировидения  в поэме «Анна Снегина»

     Поэзия  Есенина 1917—1923 годов была наиболее противоречива. И тем не менее, в ней ощутимо заметна ведущая тенденция. Сомневаясь и разочаровываясь, поэт пристально всматривается в послереволюционную действительность и постепенно, хотя и нелегко, осознает необходимость ленинских преобразований в любимой им России.

     Оглядываясь на пройденный путь, поэт с сожалением и глубокой грустью замечает:

     Так мало пройдено дорог,

     Так много сделано ошибок.

     Лирические  стихотворения, созданные Есениным во второй половине 1923 и в 1924 году, отличаются глубоким внутренним единством, устойчивостью поэтического чувства и представляют одну из наиболее завершенных глав большого «лирического романа поэта». Их можно выделить в особый цикл, в основе которого лежит страстное желание поэта разобраться в кошмарах недавнего прошлого. Во многих стихотворениях цикла слышится горечь, грусть, сожаление. Качества этих чувств, однако, новые. В цикле Есенин подводит итог своей идейно-художественной деятельности, оценивает себя как поэта, который в силу своего дара, своих возможностей мог бы сделать больше, чем сделал.

     Все  предшествующее творчество Есенина — плод напряженных исканий, большого труда, и такая его оценка несправедлива даже при самой крайней строгости. Поэт и проявляет эту строгость в поисках путей сближения своего творчества с современной ему общественной жизнью. Он подвергает переоценке темы, чувства, идеи своей лирики и именно с этой стороны многое в ней его не удовлетворяет.

     Для стихотворений 1923—1924 годов характерно не только новое ощущение темы любви, но и наметившееся сближение ее с темой Родины — процесс, который особенно заметен в «Персидских мотивах» и «Анне Снегиной», где эти темы сливаются.

     Важно также подчеркнуть, что в результате длительных поисков и размышлений Есенин пришел к утраченной им в первые послереволюционные годы колоритной простоте образа, целомудренной чистоте своей лирики, и его от имажинистских увлечений все больше и больше тянуло теперь к Пушкину, к лучшим традициям отечественной литературы, близким и дорогим поэту.

     В стихотворениях и поэмах последних  двух лет наблюдается идейно-творческий взлет Есенина, его поэзия выходит на большую дорогу советской литературы, в его таланте раскрываются новые неисчерпаемые возможности.

     Любовь  вдохновляет поэта, и ему ясно, что без нее нет

     поэзии:

     Все на этом свете из людей

     Песнь любви поют и повторяют.  

     Пел и я когда-то далеко

     И теперь пою про то же снова,

     Потому  и дышит глубоко 

     Нежностью пропитанное слово.

     Любовь  ему была тогда нужна, как пристанище, уставшему от сложных водоворотов жизни, измученному душой человеку. Потребность в ней была велика. Об этом говорят следующие строки:

     Я б навеки забыл кабаки

     И стихи бы писать забросил,

       Только б тонко касаться руки 

     И волос твоих цветом в осень.

     По-иному  озвучена и тема смерти, всегда волновавшая поэта. Если раньше он видел в ней едва ли не единственную возможность вырваться из цепких лап постылой и надоевшей жизни, то теперь смерть воспринимается по-другому. Есенин видит в ней мудрость природы. Но смерть представлена здесь в противопоставлении с вечностью жизни. Мрачные кладбищенские плиты, под которыми покоится прах умерших, окружает изумительный по свежести и краскам пейзаж — цветут розы, и воздух напоен ароматом шафрана. Невольно вспоминается пушкинское: «И пусть у гробового входа младая будет жизнь играть».

     Наиболее  крупными произведениями этого периода  была поэма «Анна Снегина», где особенно наглядно заметно изменившееся понимание поэтом сущности двух революций 1917 года, ясное осознание их роли в судьбах крестьянства и России в целом. В произведении — четкое разграничение исторических и классовых сил, отсутствовавшее в стихотворениях и поэмах 1917—1918 годов. Уже не вселенские абстракции, облеченные в религиозную символику, рисует поэт, а конкретные, реальные силы революции, объединенные в своей справедливой борьбе ленинскими идеями.  В «Анне Снегиной» изображены события и судьбы героев, относящиеся к 1917—1923 годам, раскрыты настроения крестьян, их отношение к буржуазной революции, Временному правительству, коммунистам, Ленину, Октябрьской революции.

     Замысел поэмы «Анна Снегина» возник, вероятнее  всего, после поездок в родное село Константиново, в конце мая  — начале июня и в августе 1924 г. По словам А. К. Воронского, вернувшись в Москву в начале июня, Есенин некоторое время ходил притихший и как будто потерявший что-то в родимых краях: «Все новое и непохожее. Все очень странно»7. Позже писатель Ю. Н. Либединский вспоминал о других впечатлениях, которыми делился с ним Есенин после поездки в Константиново в августе этого года:

     «—  Знаешь, я сейчас из деревни... ‹...›  А все Ленин! Знал, какое слово  надо сказать деревне, чтобы она  сдвинулась. Что за сила в нем, а? ‹...› И все, что он мне тут  же рассказал о деревенских делах, потом, словно процеженное, превратилось в его знаменитых стихах о деревне и в „Анне Снегиной“ в чистое и ясное слово поэзии».

     Художественное  воплощение эпохи, в которую жили и творили писатели и поэты, влияло на формирование взглядов не только их современников, но и потомков. Таким  властителем дум был и остается поэт Сергей Есенин.

     Осмысливая  трагедию России 20-х годов, Есенин предопределил, предвидел все, о чем мы только недавно заговорили вслух после  семидесятилетней безгласности. С потрясающей  силой запечатлел Есенин то "новое", что насильственно внедрялось в быт русской деревни, "взрывало" его изнутри и привело теперь ко всем известному состоянию. Есенин написал в письме свои впечатления тех лет: "Был в деревне. Все рушится... Конец всему".

     Поэма "Анна Онегина" явилась своеобразным обобщением размышлений Есенина об этом драматическом и противоречивом времени и вобрала в себя многие мотивы и образы его лирики.

     В поэме деревня уже не представляется поэту единым сообществом тружеников, он видит в ней богатых и  бедных, угнетателей и угнетенных. Как предвестие развернувшихся в стране событий звучат начальные строфы поэмы, в которых раскрыто вопиющее социальное неравенство крестьян двух деревень — Радово и Криуши. В одной из них — богатство, зажиточность, сытость:

     Богаты  мы лесом и водью,

     Есть  пастбища, есть поля.

     И до всему угодью

     Рассажены тополя.

     ...Дворы  у нас крыты железом,

     У каждого сад и гумно.

     У каждого крашены ставни,

     По  праздникам мясо и квас.

     Недаром когда-то исправник 

     Любил погостить у нас, -

     В другой — нужда, бедность, голод:

     Житье у них было плохое,

     Почти вся деревня вскачь

     Пахала  одной сохою 

     На  паре заезженных кляч.

     Каких уж тут ждать обилий,— 

     Была  бы душа жива

     Украдкой  они рубили

     Из  нашего леса дрова.

                                        («Анна Снегина»)

     Здесь уже иной взгляд на деревню, коренным образом отличающийся от изображения ее Есениным в предшествующие периоды, когда социальные мотивы не звучали столь определенно и громко, а классовую борьбу внутри крестьянства поэт не замечал.

     Развертывая сюжетную линию поэмы, Есенин создает образ деревенского вожака — Прона Оглоблина, воплотившего в себе вековой гнев народа против притеснителей и мироедов, своего рода Пугачева, опирающегося на поддержку ленинской революции в борьбе за лучшую долю крестьянина-труженика. Сестра Есенина Екатерина в своих воспоминаниях упоминает фамилию Мочалина Петра Яковлевича, рабочего Коломенского завода, который руководил крестьянским движением в 1918 году в селе Константинове. Она пишет: «Личность Мочалина интересовала Сергея. Он знал о нем все. Позднее Мочалин послужил в известной мере прототипом для образа Прона Оглоблина в «Анне Онегиной», и комиссара в «Сказке о пастушонке Пете»8.

     Светом  ленинских идей озарены все оценки поэтом событий общественной жизни  России, о которых идет речь в поэме. Резко отрицательное отношение к империалистической войне объяснено тем, что она ничего, кроме горя и несчастья, не принесла народу. Временное правительство осуждено за поддержку лозунга «Война до конца, до победы», которым оно пыталось отвлечь внимание крестьянства от его борьбы за землю и волю.

     Поэт  видит теперь необычайную политическую активность крестьян, их непримиримое отношение к своим притеснителям, готовность к социально-политической борьбе. Они отказывают в поддержке правительству Керенского и разочаровываются в Февральской революции, которая не решила главного для них вопроса о  земле.

     Поэту близки раздумья земляков, деятельность Прона Оглоблина, в которой он видит единственный путь устранения исторической несправедливости, утвердившихся в деревне порядков. Вместе с земляками поэт приветствует Октябрьскую революцию, его радует слияние дум Ленина с думами тружеников села, потому что лишь ленинская революция разрешила вековой спор криушан с радовцами и с помещицей Снегиной.

Информация о работе Вечность в художественном восприятии С.Есенина