Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2012 в 16:14, курсовая работа
М. А. Булгаков — тонкий сатирик, ученик Н. В. Гоголя и М. Е. Салтыкова-Щедрина. Но проза писателя — это не просто сатира, это сатира фантастическая. Между этими двумя типами мировосприятия существует огромная разница: сатира обнажает те недостатки, которые существуют в действительности, а фантастическая сатира предупреждает общество о том, что ждет его в будущем. И наиболее откровенные взгляды М. А. Булгакова на судьбу своей страны выражены, по-моему, в повести «Собачье сердце».
Введение.
Творчество Михаила Афанасьевича Булгакова — крупнейшее явление русской художественной литературы XX века. Основной его темой можно считать тему «трагедии русского народа». Писатель был современником всех тех трагических событий, которые происходили в России в первой половине прошлого века.
Творчество Булгакова вызывает живой интерес школьников и студентов. Но, несмотря на обилие и разнообразие научной литературы о творчестве «мастера» многие вопросы остаются исследованными недостаточно или совершенно не исследованными. Если ранее произведения М.А. Булгакова либо подвергались жестокой критике, либо замалчивались, то в настоящее время ими восторгаются и у нас в стране, и за рубежом, а публикация романов и постановка пьес Михаила Афанасьевича приняла лавинообразный характер. Вследствие этого естественен наблюдаемый всплеск интереса к личности М.А. Булгакова, к его биографии. Исследователям еще предстоит во всем многообразии описать жизнь этого замечательного писателя.
Наиболее интересной темой в творчестве Булгакова для меня является язык автора, героев его произведений. Одним из гениальных творений автора я считаю его повесть «Собачье сердце» со свойственным для него стилем – переплетения реальности и фантастики. Поэтому в работе мы ставим перед собой следующие задачи:
- рассказать
о Михаиле Булгакове,
- рассмотреть
мнения и позиции
- раскрыть
основные выводы из работ,
- рассказать о работах и трудах, посвященных повести «Собачье сердце»;
- рассмотреть
историю создания повести «
- проанализировать речь автора и героев в повести «Собачье сердце».
Булгаков был проницательным пророком. Он не только описывал то, что видел вокруг себя, но и понимал, как дорого заплатит за все это его родина. С горьким чувством он пишет после окончания первой мировой войны: «…Западные страны зализывают свои раны, они поправятся, очень скоро поправятся (и будут процветать!), а мы… мы будем драться, мы будем платить за безумие дней октябрьских …за все!»
М. А.
Булгаков — тонкий сатирик, ученик Н. В.
Гоголя и М. Е. Салтыкова-Щедрина. Но проза
писателя — это не просто сатира, это сатира
фантастическая. Между этими двумя типами
мировосприятия существует огромная разница:
сатира обнажает те недостатки, которые
существуют в действительности, а фантастическая
сатира предупреждает общество о том,
что ждет его в будущем. И наиболее откровенные
взгляды М. А. Булгакова на судьбу своей
страны выражены, по-моему, в повести «Собачье
сердце».
ГЛАВА 1
Весной 1891 года в Киеве на Госпитальной улице, в доме №14 у Магистра Киевской духовной академии, доцента по кафедре древней гражданской истории Афанасия Ивановича и простой домохозяйки Варвары Ивановны родился первенец, которого назвали Миша. После него семья пополнилась ещё двумя сыновьями и четырьмя дочерьми. Миша был очень талантлив и «с младенческих лет отдавался чтению и сочинительству»1.
Первый рассказ «Похождения Светланы» был им написан, когда автору исполнилось всего 7 лет. Конечно, этот рассказ не был таким уж талантливым, но, тем не менее, это показывает нам, что любовь к написанию пришла к Михаилу за долго до его приезда в Москву. Маленький Миша рос в довольно тёплой атмосфере. Как пишет Н.А.Булгакова-Земская «...основным методом воспитания детей в семье Булгаковых были шутка, ласка и доброжелательность...». Но в 1907 году от болезни почек умирает отец. «Смерть отца для всей семьи была неожиданным и очень страшным ударом», - вспоминает одна из сестёр Михаила. И Варваре Ивановне пришлось одной воспитывать семерых детей. Это была очень умная и дальновидная женщина, и всем своим детям она говорила так: « Я хочу вам всем дать настоящее образование. Я не могу вам дать приданное или капитал, но я могу вам дать единственный капитал, который у вас будет – это образование». И, действительно, дети в семье Варвары Ивановны были очень умные: они рисовали, играли на пианино, много читали: как русских классиков так и зарубежных авторов. Вели постоянные споры о Чарльзе Дарвине и о его теории происхождения жизни на земле. Так прошло детство Михаила Афанасьевича.
В 1909 году Михаил заканчивает Киевскую гимназию. И поступает в Киевский университет на медицинский факультет. Выбор профессии не случаен, потому что его дядя и отчим были врачами и оказали немалое влияние на Булгакова. Именно в институте начинают проявляться качества будущего талантливейшего автора.
Как вспоминает один из его сокурсников «Он рассказывал нам необыкновенные истории. В них действительность так тесно переплеталась с выдумкой, что граница между ними исчезала»2. Кто бы мог подумать в те далёкие годы, что именно за это качество Михаил приобретёт невероятную популярность. Получив в 1916 году аттестат в степени лекаря с отличием, Михаил Афанасьевич заканчивает университет.
После Университета Булгаков всего лишь один год с 1916-1917 работал врачом в Смоленской губернии. Но, не сумев себя пересилить, Булгаков бросает занятие медициной и в 1921 году переезжает в Москву.
В
то время в Москве полные обороты
набирает НЭП и, как пишет сам автор:
«Идёт бешеная борьба за существование
и приспособление к новым условиям жизни...»3.
И тут он со свойственной ему энергичностью
приступает к работе. Он брался за любую
газетную работу.
Будущему автору «Собачьего сердца», «Мастера
и Маргариты» приходилось даже выступать
конферансье в маленьком частном театре.
Днём Булгаков писал для газет, а ночью
писал для души. Вот именно тогда и начала
зреть настоящая «булгаковская» проза.
Это закалило его и в будущем он пишет:
«Настоящие вещи пишутся на краешке кухонного
стола, а не в роскошно обставленном кабинете»4.
В 1925 году (зимой) Булгаков начинает писать «Собачье сердце» и в этом же 1925 году (весной) он её заканчивает. После «Собачьего сердца» он активно сотрудничает с МХАТом, камерным театром и театром имени Вахтангова, в которых идут его пьесы «Дни Турбиных», «Зойкина квартира» и «Багровый остров». Эти спектакли, а в особенности «Дни Турбиных» во МХАТе, принесли Булгакову нелёгкую славу. Как на автора, так и на МХАТ обрушилась критика «...чуть ли не каждый день то в одной, то в другой газете появлялись негодующие статьи. Небезызвестный в то время газетный работник Грандов так и сказал с трибуны: «МХАТ – это змея, которую советская власть понапрасну пригрела на своей широкой груди!»5.
Но более всего неистовствовал видный в Москве журналист Олинский. Он на страницах газет и журналов призывал к походу против булгаковских «Турбиных». В Москве в те времена развернулись широкие диспуты по поводу пьес.
Седьмого мая 1926 года у Булгакова произведён обыск и изъята рукопись «Собачьего сердца». И уже в следующем 1927 году начинаются массовые гонения на Булгакова. Медленно, но верно театры начинают убирать из своего репертуара пьесы Булгакова. После этого он пишет письмо Сталину, в котором просит выпустить его за границу: «Я обращаюсь к гуманности советской власти и прошу меня, писателя, который не может быть полезен у себя в отечестве, великодушно отпустить на свободу» или «...назначить меня лаборант-режиссёром в первый Художественный Театр. Если меня не назначат режиссёром, я прошусь на штатскую должность статиста. Если и статистом нельзя – я прошусь на должность рабочего сцены»6. В этом же письме он говорит о своём катастрофическом положении. «Если же и это не возможно, я прошу советское правительство поступить со мной, как оно найдёт нужным, потому что у меня, драматурга, написавшего пять пьес, известного как в СССР, так и за границей, на лицо в данный момент - нищета, улица, гибель»7.
После того как он написал это письмо, неожиданно спустя 20 дней позвонил сам Сталин и сказал: «Мы получили с товарищами ваше письмо, и вы будете иметь по нему самый благоприятный результат.» И, помолчав секунду, добавил: «Что, может быть, вас, правда, отпустить за границу, мы вам очень надоели?». И вот когда должна была вроде бы решиться судьба Булгакова, он почему-то даёт слабину, отвечая: «Я очень много думал над этим, и я понял, что русский писатель вне родины существовать не может»8.
Что это? Почему Булгаков не ответил, что хочет? О причинах нам остается только догадываться. Возможно патриотические чувства были сильнее воли, а возможно это был всего лишь испуг, ведь с писателем разговаривал сам Сталин.
Подумав
немного, Сталин ответил: «Я тоже так думаю.
Ну что, тогда в театр?» - «Да, я хотел бы»
- «В какой же?» - «В художественный. Но
меня не принимают там». Сталин сказал:
«Вы ещё раз подайте заявление, я думаю:
вас примут»9. Действительно, через
полчаса раздался звонок из МХАТа и пригласили
Булгакова на работу в должности режиссёра-асисстента.
Мечта автора сбылась: он ещё долго работал
во МХАТе и поставил много замечательных
пьес.
2 ГЛАВА
Повесть «Собачье сердце», написанная в 1925, вызвала целый шквал нападок на писателя со стороны официальных властей и критики. В марте 1926 г. МХАТ подписал с Булгаковым договор на инсценировку «Собачьего сердца», однако в связи с вмешательством партийно-государственной цензуры в дела театра договор был расторгнут в апреле 1927 г. В конце 1927 года вышел в свет стенографический отчет майского партсовещания по вопросам театра «Пути развития театра».
В
архиве Булгакова сохранился экземпляр
этой книги с многочисленными
пометами автора. П. И. Лебедев-
Полянский, тогдашний начальник Главлита,
резко критиковал МХАТ за
«консервативную» репертуарную линию
и доказывал, что «если бы Советская власть
в лице партийных представителей и цензурных
органов не вмешалась в репертуар 26—27
года, то этот репертуар Художественного
и других театров был бы заполнен булгаковщиной,
сменовеховщиной, мещанством»10.
В
этот период произошло еще одно событие
в жизни Булгакова — при
обыске весной 1926 г. забрали его дневники
и рукопись «Собачьего сердца». В
конце 60-х годов В. М. Молотов сказал
одному из своих посетителей А. М.
Ушакову: «Дневники Булгакова читало все
Политбюро. Ваш Булгаков — антисоветчик!»11
Таким образом, «Собачье сердце», попав под пресс цензуры, не могло быть в то время ни опубликовано, ни поставлено в театре. Невозможность публикации повести при жизни автора еще раз подтвердила правильность догадок Булгакова: в советском государстве уничтожается свобода слова, свобода личности, преследуется всякое инакомыслие, что свидетельствует о формировании в стране системы насилия.
Литературоведческих работ о "Собачьем сердце" немного, что объясняется, по-видимому, еще недолгой жизнью повести в обществе: она была впервые опубликована в России в 1987 году. Предисловие М.О.Чудаковой к повести в журнале "Знамя" и послесловие к ней В.Лакшина открывают исследование этого произведения в отечественном литературоведении. Н.А.Грознова пытается вписать "Собачье сердце" в литературный контекст времени и выявляет параллели между повестью М.Булгакова и произведениями Л.Леонова, Е.Замятина, И.Бабеля, О.Форш. К этому ряду можно добавить и произведения Д.Бедного ("Перешитая ряса"), и В.Маяковского ("Клоп").
Вывод
Н.А.Грозновой о том, что Булгаков не был
одинок в своих исканиях, что “весь воздух
литературы 20-х годов был насыщен теми
же проблемами, которые волновали автора
"Собачьего сердца"”, позволяет говорить
о специфике изображения и решения близких
тем и проблем в творчестве писателей
20-30-х годов (например, Булгаков - Маяковский).
Отдельные наблюдения, реплики, замечания,
соображения, часто не подкрепленные анализом,
а порой и вовсе идущие вразрез с текстом
повести, разбросаны по статьям, опубликованным
не только в литературоведческих журналах.
Но даже собранные все вместе, они пока
не дают общего представления о повести,
об авторской концепции этого произведения.
Подчас в одной и той же работе тонкие,
интересные наблюдения соседствуют с
положениями, говорящими о недопонимании
автора булгаковского отношения к миру.
Так,
Вс. Сахаров выдвигает тезис о сатирическом
разоблачении в "Собачьем сердце"
"чистой, лишенной этического начала,
науки и ее самодовольных жрецов, воображающих
себя творцами новой жизни". Но любой
тезис нуждается в мотивировке, а ее в
работе и не находим. Именно поэтому положения
статьи не вызывают доверия, не говоря
уже о том, что иногда они просто противоречат
содержанию повести. Например: «Автор
делает пса симпатичным, соединившись
по недоброй воле Преображенского с этой
мерзкой личностью, умный и человечный
пес превращается в злобного и пакостливого
душителя котов Шарикова»12.
Пес, безусловно, умен, о чем свидетельствуют
его наблюдения над действительностью.
Но остается симпатичным он лишь для тех,
кто не может проникнуть в глубины его
сознания. Мироотношение пса отнюдь не
наивно и невинно, что и демонстрирует
читателю автор, экспонируя "поток сознания"
Шарика.