Своеобразие исторического романа Дж. Ф. Купера (по роману «Шпион»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

В силу популярности творчества писателя в ХХ веке, на данный момент в архивах библиотек и на страницах электронных ресурсов содержится огромное количество исследовательских работ по творчеству писателя, рассматривающих его произведения со всех возможных точек зрения. Цель нашей работы – обобщить накопленный материал и проанализировать творчество Дж. Ф. Купера с точки зрения своеобразия его исторических романов на примере романа «Шпион», как наименее изученного на данный момент.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Творчество Дж. Ф. Купера в контексте литературы американского романтизма.
1.1. Роль романтизма в развитии литературы США, связь с процессом становления американского самосознания……………………..…..4
Вклад Дж. Ф. Купера в создание американского романа: разработка разновидностей романного жанра: исторического, приключенческого, морского, бытового…………………….9
Связь творчества Дж. Ф. Купера с традицией В. Скотта…….…….12
Глава 2. Своеобразие исторического романа Дж. Ф. Купера (по роману «Шпион»).
2.1. «Шпион» - модификация модели «вальтерскоттовского» романа
Соединение истории и вымысла……………………………….......21
Характер и смысл исторического прогресса с точки зрения Дж. Ф. Купера…………………………………………………………………….…22
Романтический герой романа Дж. Ф. Купера……………………….27
Местный колорит в «Шпионе»……………………………………....32
2.4. Элементы таинственности и мелодраматизма в романе……………34
Заключение…………………………………………………………………………38
Список использованной литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

Своеобразие исторического романа Дж. Ф. Купера (по роману «Шпион»).docx

— 86.38 Кб (Скачать файл)

В удивительных судьбах этих персонажей раскрываются коренные противоречия американской истории, прозорливо угаданные Купером; отсюда и драматизм куперовских романов. Та дивная гармония между людьми и природой, которой восхищался в произведениях Купера Белинский, не исключала острых конфликтов, рождалась в борьбе. Эпическая широта и величавое движение повествования у Купера сочетаются с напряженной драматичностью. Читателя поражает стремительная динамичность сюжетов Купера. Увлекательные приключения следуют одно за другим; победа оборачивается поражением, отчаяние сменяется надеждой; коварство свирепых врагов, измена мнимых друзей, слепое буйство стихий — бурь, ураганов, степных и лесных пожаров — все это подвергает новым и новым испытаниям волю, разум и отвагу героев. Превозмогая все препятствия, встающие на их пути, они свято берегут верность долгу и чести, нередко жертвуя при этом своим счастьем и благополучием. В их подвигах для Купера воплощается романтический идеал прекрасной, свободной и гармонической человечности, отрешенной от собственнического, своекорыстного эгоизма.

Этот романтический идеал граничит с утопией, но в основе своей он демократичен. В истории Гарви Бёрча и Натти Бампо отразились действительные судьбы трудового народа США. И это обусловливает глубинный драматизм повествования и в Шпионе, и в пятикнижии о Кожаном Чулке.

Купер — большой мастер описаний, и прежде всего описаний природы, однако всегда описания в его романах подчинены действию.

Бальзак с восхищением писал о мастерстве Купера-пейзажиста, отмечая, что писатели должны учиться у него изображать природу. Пейзаж занимает особое место в романах Купера. В нем передано своеобразное очарование американских лесов и прерий. Природа, окружающая людей, становится непременным участником развертывающихся событий. Грозная и величественная, суровая и всегда прекрасная, она то помогает, то препятствует человеку в достижении его целей.

2.4.Элементы таинственности  и мелодраматизма в романе

Историям о секретных агентах уже исполнилось более 110 лет. Первый общепризнанный шпионский роман — «Загадка песков Эрскина Чайлдерса» был опубликован в 1903 году. Но некоторые критики возводят историю шпионов в художественной литературе к 1821 году, времени публикации романа Шпион, написанного Джеймсом Фенимором Купером.

Шпионский роман (Spy novel) – литературный жанр; тематически определяется связью протагониста со шпионажем, структурно – близостью к авантюрному повествованию с мотивами путешествия, поединка и акцентом на тревожном ожидании того, что случится с главными героями. Нередко рассматривается как ответвление детектива. Однако в отличие от него основу шпионского романа составляет политическая интрига, для детектива нехарактерная. «Распря между Англией и Соединенными Штатами Америки, хотя и не была, строго говоря, настоящей семейной ссорой, однако имела много черт гражданской войны. Американский народ никогда не был фактически и конституционно подчинен английскому народу, но жители обеих стран были обязаны хранить верность их общему королю. Американцы, как самостоятельная нация, отвергли это обязательство, а англичане поддерживали своего государя в его попытке восстановить свою власть, и в этом конфликте проявились (многие черты, присущие междоусобной войне). Большое количество эмигрантов из Европы стало на сторону короля, и было немало округов, где их влияние вместе с влиянием американцев, сохранивших верность королю, дало значительный перевес сторонникам королевской власти... Однако опасность сильно возросла благодаря активности англичан, умело пользовавшихся этими внутренними раздорами; она стала еще серьезней, когда обнаружилось, что англичане, пытаются вербовать различные части провинциальных войск и объединять их с прибывшими из Европы полками, чтобы заставить покориться молодую республику. Тогда Конгресс создал специальный тайный комитет с целью разрушить этот замысел. Мистер X., рассказчик этой истории, был назначен председателем тайного комитета». [10, с.12]. Вся первая глава романа, помимо того что знакомит читателя с главными героями произведения, вводит читателя в курс политической обстановки того времени в котором живут герои произведения.  Если в детективе злодеем, как правило, оказывается наименее подозреваемое лицо, которое требуется вычислить, то в шпионском романе враг и его планы, хотя бы в общих чертах, известны с самого начала, и задача агента – обезвредить его и предотвратить преступление.  В «Шпионе» это передано за счет подробного описания первой встречи семейства мистера Уртона  с главным героем. В процессе ужина глава семьи делится своими взглядами на сложившуюся обстановку, его перебивают дочери, дополняя общую картину своими соображениями, и вот мы уже в курсе основных событий и получили схему враг-друг: «— Я желаю от всего сердца, чтобы кончилась эта нечестивая война и мы опять могли бы встретиться с друзьями и близкими в мире и любви.— Да, очень хотелось бы, — выразительно сказал мистер Харпер и снова вскинул глаза на хозяина дома.— Я не слыхал, чтобы со времени появления наших новых союзников произошли какие-либо значительные передвижения войск…» [10, с.15].

В то время как сыщики не писали детективов, многие авторы шпионского романа причастны к секретной службе. Отсюда верность деталей при всей невероятности сюжетных ходов в их произведениях. В предыдущих главах мы  уже говорили о знакомстве Купера с прототипом главного героя и большом историческом соответствии и точности описываемых событий.

Возникновение шпионского романа в Великобритании вызвано атмосферой шпиономании периода бурного строительства Британской империи на рубеже XIX-XX веков, когда небольшая, страдающая клаустрофобией нация ринулась в дальние края (Джон Ле Карре). Оформление этого жанра (его генеалогию возводят к мотиву троянского коня) связывают с созданием секретных правительственных организаций и приданием государственного статуса разведывательным операциям. До этого времени шпион как профессиональный лжец и шантажист, использующий слабости других людей, не годился на роль протагониста.

Истоком жанра считается роман «Шпион» (1821) Фенимора Купера, герой которого, обреченный на одиночество в силу своей профессии и вынужденный скрывать свою преданность борьбе за независимость, оказывается объектом преследования со стороны обоих лагерей. Есть правда несколько критиков (шведский критик Ян Броберг и американский Винсент Старетт), которые подобно Дороти Л. Сэйерс относят появление истории о шпионах к библейским временам, вспоминая рассказ об израильских лазутчиках, отправившихся высматривать Землю обетованную.

Элемент загадки или головоломки, которую разгадывает или распутывает некий расследователь, довольно часто встречается в литературных произведениях разных жанров, но по общему признанию критиков является основным элементов детектива. А началом жанра являются произведения, которые не только предуказывают на черты жанра, но которые способны  в полной мере свидетельствовать о его жизнеспособности.

Один из самых плодовитых авторов шпионского романа Эрик Эмблер утверждает, что не было ни одного периода в истории, когда секретные агенты не играли бы важную роль в политике и дипломатии.

Основной задачей секретного агента является поддержание национальных интересов в мирное время или в период войны. В художественной литературе (особенно в английской — колыбели для этого жанра) большинство шпионских историй происходит в мирное время.  Действия шпионов носят в основном оборонительный характер, направленный на поддержание престижа и влияния своего государства, а также нейтрализация угроз со стороны мировых очагов напряженности. Образы шпионов, представленные в художественной литературе, обычно гораздо более сложны и глубоки, чем детективы. Если внешне шпион — это отражение единства и анонимности общества, в глубине его души происходит индивидуалистический бунт, в первую очередь против анонимности. Так автор, описывая внешность главного героя, подчеркивает его внешнее спокойствие и невозмутимость при ответе на многочисленные вопросы мистера Уортона. Однако взгляд «шпиона» неоднократно выдавал реальные эмоции главного героя: «Мистер Харпер наморщил лоб, и на его лице мелькнула тень глубокой печали; глаза на миг зажглись огнем, обличавшим сильное скрытое чувство». [10, с.15].Уже в детективе, читатель в большинстве случаев разгадывал загадку вместе с сыщиком, не отождествляя себя с гением дедукции, то в шпионском романе анонимность героя и вовсе разделяет его с читателем, приглашая только к эмпатии. Серый плащ секретного агента стал своеобразным чехлом под которым скрывался этот герой. Но способность влиять шпиона на международное status quo, вырывало читателя из мира единообразия, предлагало схему спасения, поощряло к вызову повседневности. В данном случае образ главного героя романа  «Шпион» Ф.Купера является ярким примером героя-агента, который скрывает свою личность под серым плащом: «Следуя совету ехать дальше по дороге, он медленно повернул коня к воротам, плотнее запахнул полы широкого плаща, готовясь снова пуститься навстречу буре, но последние слова женщины остановили его» [10, с.14].

Заинтриговать и захватить интерес читателя помогают красочно описанные обстоятельства, при которых действует главный герой роман. В качестве примера можно вспомнить начало романа, а именно первое появление главного героя. Купер не называет его имени и цели приезда, приезжает он в ненастную погоду (обычный человек не выбрал бы для поездки дождливый день): «Появление несколько подозрительного на вид незнакомца верхом на коне, хотя и без военной сбруи, но все же гордом и статном, как и его седок, вызвало у глазевших на них обитателей окрестных ферм множество догадок; в иных же случаях, у людей с неспокойной совестью,— и немалую тревогу» [10, с.14]. Тревога фермеров передается и читателю, и вот ты уже не можешь оторваться от романа пока не узнаешь кто эта таинственная личность: «Не скажу, чтоб я охотно пускала в дом незнакомых: времена нынче тревожные,— сказала она развязно, резким голосом» [10, с.14]. Далее автор продолжает интригу и не раскрывает личность главного героя, именуя его «незнакомцем», «путником»: «С минуту он молчал, .., наконец, окинув его испытующим взглядом, спросил:— За чье здоровье я имею честь выпить?» [10, с.14]. И наконец он представляется как «Харпер», но обстановка ужина и разговора с хозяином дома после проходят с некоторой недосказанностью и натянутостью. Для поддержания интриги автор также использует эпиграф к каждой главе романа, который завуалированно знакомит читателя с содержанием будущей главы. Само место, о котором идет речь в романе, создает атмосферу неопределенности, хрупкости мира посредством неопределенной принадлежности описываемых территорий.

К элементам мелодраматизма можно отнести трагические в некотором смысле судьбы некоторых героев романа. Так например автор знакомит читателя с историей семьи мистера Уортона: «Отец мистера Уортона родился в Англии и был младшим сыном в семье... Когда юноша закончил в метрополии университет, родители дали ему возможность познакомиться с прелестями европейской жизни. Но через два года отец умер, оставив в наследство сыну почтенное имя и обширное поместье, и юноша вернулся на родину… Юноша в течение целого года взвешивал и сравнивал превосходства одного рода войск над другими. Но тут умер отец. Беспечная жизнь, внимание, которым был окружен молодой владелец одного из самых больших поместий в колониях, отвлекли его от честолюбивых замыслов…Его жена прихварывала, и ее здоровье с каждым годом ухудшалось; едва она успела прижать сына к груди, радуясь, что вся семья в сборе, как вспыхнула революция, охватив своим пламенем всю страну от Джорджии до Массачусетса. Болезненная женщина не вынесла потрясения и умерла, когда узнала, что сын уходит в бой и ему предстоит сражаться на Юге с ее же родными.» [10, с.16]. Добавляют общую картину трагедий и тревог описания природы, вводимых Купером. Природа у него отражает эмоциональную окраску происходящего в романе. Так таинственная фигура главного героя появляется во время бури, которая усиливается в момент появления второго постояльца.

Внимательно изучив роман, стоит отметить мастерство автора в создании текста. Не смотря на сложность и историческую важность затронутых в романе тем, текст романа читается и усваивается легко, а захватывающий сюжет заставит прочитать роман до конца любого, кто возьмет книгу в руки.

Заключение

В силу популярности творчества писателя в ХХ веке, на данный момент в архивах библиотек и на страницах электронных ресурсов содержится огромное количество исследовательских работ по творчеству писателя, рассматривающих его произведения со всех возможных точек зрения. В ходе нашего исследования мы рассмотрели исследовательские работы таких авторов как  А.А. Елистратова, Л.А. Соколова, В.Н. Шейнкер и др. В основе анализа лежат работы В.Н. Шейнкера,т.к. он не только анализирует исторический роман Купера в контексте развития американской литературы, но и глубоко исследует все творчество писателя, раскрывая его культурно-исторический смысл и значение.

Результатом данной работы стал анализ творчества Дж. Ф. Купера с точки зрения своеобразия его исторических романов на примере романа «Шпион», как наименее изученного на данный момент.

В первой главе была изучена роль романтизма в развитии литературы США и связь с процессом становления американского самосознания. Американский романтизм развивался в первой половине 19 века. Он явился откликом на события, связанные с американской революцией 70-ых годов XVIII века и французской революцией 1789-1794г. В американской литературе первой половины XIX века отразились существенные явления жизни страны. Вклад Дж. Ф. Купера в создание американского романа огромен. Основной заслугой Купера является разработка разновидностей романного жанра: исторического, приключенческого, морского, бытового. В процессе изучения творчества Дж. Ф. Купера была выявлена связь с традицией В. Скотта. Купера нередко называли «американским Вальтером Скоттом», а подчас и упрекали в подражании великому шотландцу. Упреки эти несправедливы. Творчество Купера проникнуто глубоко национальным духом, в основе его творений - национальная проблематика. Что касается оформления, то в Купере борется тенденция натуралистически воспринятого и разработанного материала с тенденцией романтической его подачи в духе Руссо и В. Скотта. Все описания действительно виденного Купером (особенно мо̀ря, о̀зера Отсего) и построенные как мемуары произведения (так, первые 26 глав «Пионеров» — в сущности воспоминания о святках в родном Куперстауне) точны и осязательны. В ряде предисловий он ставит себе целью то «дать дагеротипную точность описаний», то «привлечь внимание читателя к социальному злу верной его картиной». Но поиски романтики по аналогии с шотландской экзотикой Скотта привели к куперовым индейцам и наградили автора  традиционной фабулой и ситуациями.

Во второй части работы роман «Шпион» рассматривался как модификация модели «вальтерскоттовского» романа. Дело не только в очевидных идеологических расхождениях между Вальтером Скоттом - консерватором и монархистом и Купером - демократом и республиканцем. Их взгляды на характер и смысл исторического прогресса, во многом не совпадали. Писатель, бравшийся за изображение исторических деятелей и хода Войны за независимость, обязан был соблюдать полную точность и целиком подавить порывы воображения. Иными словами, он должен был превратиться в историографа. Далее мы рассмотрели, каким образом происходит соединение истории и вымысла в романе. В романе «Шпион» Дж. Ф. Купер сделал шаг вперед в передаче реалий своей страны, он создал американское место действия, он создал новых, явно американских героев, и поднял чисто американскую тему. На страницах романа он вывел как признанных героев в лице отца новой нации Дж. Вашингтона, так и героев вымышленных, но легко узнаваемых. Это были как безвестные рядовые американцы, так и патриоты, которые отличались своим характером, положением, влиянием. Однако новаторство писателя состоит не только в обращении к теме патриотизма, а и в образе главного героя, героя нетипичного, не принадлежащего к известным героям Войны за независимость, а малозаметного, а точнее безвестного коробейника Гарви Бёрча, который ежеминутно рискуя жизнью, несет тайную службу разведчика на «ничейной» территории и на территории врага. В его романах огромную роль играет природа его родной страны; она предстает не статически, как живописный фон, а сама принимает участие в действии. Элементы таинственности и мелодраматизма в романе отображены в образе главного героя романа: обреченный на одиночество в силу своей профессии и вынужденный скрывать свою преданность борьбе за независимость, оказывается объектом преследования со стороны обоих лагерей.

Творческое наследие Д.Ф. Купера разнообразно по тематике, весьма обширно и еще при жизни писателя вызывало интерес передовых людей его времени и многочисленных поклонников его творчества уже после смерти Д.Ф. Купера. Споры о значимости его творчества для американской литературы и мировой литературы в целом не угасают и по сей день, выявляя новые факты мастерства Д.Ф. Купера. А его романы не сходят с читательских полок и наших современников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. I, с. 135.
  2. Белов С. В., Толстяков А. П. Русские издатели конца XIX– начала XX века / Отв. ред. Д. С. Лихачев. Л., 1976. С. 91-120.
  3. Белоусов Роман Сергеевич Герои до встречи с писателем [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://coollib.com/b/158193/read
  4. Богословский  В.Н. (Главы 23, 24, 30), В.Г.Прозоров (Главы 23, 24, 25, 26, 28, 29), А.Ф.Головенченко (Глава 27), (1991) Источник: История зарубежной литературы ХIХ века / Под ред. Н.А.Соловьевой. М.: Высшая школа, 1991. 637 с. С.: 326-428 (Раздел 5);
  5. Гиленсон Б.А. История литературы США: учебное пособие.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  6. Елизарова М. Е. и другие, "История зарубежной литературы XIX века"

Информация о работе Своеобразие исторического романа Дж. Ф. Купера (по роману «Шпион»)