Цой Виктор Робертович

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2011 в 01:24, биография

Описание работы

Родился 21 июня 1962 года в Ленинграде (район Купчино) в семье преподавателя физкультуры Валентины Васильевны Цой (1937-2009) и инженера Роберта Максимовича Цоя (1938 г.р.). Виктор был их единственным ребёнком.
C 1974 по 1977 год — будущий музыкант посещает среднюю художественную школу, где возникает группа «Палата № 6» во главе с Максимом Пашковым.
В 1977 году поступил в художественное училище имени Серова, но через год был исключён и пошёл работать на завод.
В 1979 году поступает в СГПТУ-61 на специальность резчика по дереву.
1982 год — Альбом «45». Первый электрический концерт группы «Кино» в Ленинградском рок-клубе.

Файлы: 1 файл

Начало биографии.doc

— 1,011.50 Кб (Скачать файл)

Рашид Нугманов считает, что Цой был  чистой воды ленинградец. Вот и Белишкин говорит то же:

"...по-моему,  Цой был не прав, что все-таки  посмотрел в сторону Москвы. Мне  показалось, что его уход в  Москву был не очень органичен.  Он был ленинградский человек,  очень тонкий и не крутящийся". Однако и зов крови рано  или поздно дает о себе знать.

Когда Виктор бывал в Алма-Ате с Нугмановым, то к нему очень тянулись местные  корейцы. Они очень его любили. А Виктор поначалу относился к  этому скептически. По паспорту он писался  русским, но ведь был наполовину корейцем. Потом потихоньку стал себя чувствовать в их среде все более и более уютно. Каждый раз, прилетая в Алма-Ату, пропадал у них в корейском ресторанчике. Корейская кухня ему очень нравилась.

Японцы  тоже производили на Виктора хорошее  впечатление: и природной сообразительностью, и аккуратностью, и вежливостью. По приглашению компании "Амьюз корпорейшн" (крупная японская компания шоу-бизнеса) весной 1990 года Джоанна с Виктором побывали в Японии (Нугманов не смог вместе с ними поехать - он должен был быть в это время в Нью-Йорке, продолжать работу над советско-американским проектом). Вернувшись из Японии, Виктор был в восторге. Японцы в общем были до этого заочно знакомы с музыкой "Кино" и творчеством Цоя. В начале 1988 года в Японии был выпущен компакт-диск с оригинальной записью альбома "Группа крови". В планах фирма "Амьюз корпорейшн" намеревалась организовать концертное турне группы "Кино" в Японии. 

                                                               Смерть. 

"...Столкновение  автомобиля "Москвич-2141" темно-синего цвета с рейсовым автобусом "Икарус-280" произошло в 12 час. 28 мин. 15 августа 1990 года на 35-м километре трассы Слока-Талси. Автомобиль двигался по трассе со скоростью не менее 130 км/час, водитель Цой Виктор Робертович не справился с управлением. Смерть Виктора Робертовича Цоя наступила мгновенно, водитель встречного автобуса не пострадал..."

...Виктор  Цой был абсолютно трезв накануне  гибели. Во всяком случае, он не  употреблял алкоголь в течение  последних 48 часов до смерти. Анализ  клеток мозга свидетельствует о том, что он уснул за рулем, вероятно, от переутомления - как значится в протоколе милицейского расследования.

Строки  милицейского протокола и судебно-медицинской  экспертизы сухо констатировали факты. Для людей, далеких от рок-культуры, они означали всего лишь очередную жертву так называемого ДТП (дорожно-транспортного происшествия), каких на наших дорогах ежедневно случается немало. Но для тысяч других они несли нечто другое, а именно - Виктора Цоя, лидера ленинградской рок-группы, больше нет в живых...

"Вы  из Юрмалы? Что вы знаете о  гибели Цоя? Виктор не мог  так просто погибнуть. Я уверен, что с ним расправились", - примерно  так встречали несколько молодых  людей корреспондентов, приехавших, чтобы написать об обстоятельствах  гибели Цоя. Многие поклонники группы "Кино" не хотели поверить (да и сейчас не верят) в то, что смерть Виктора Цоя была случайной.

Особо неблагоприятных условий на дороге, где случилось столкновение, тогда  отмечено не было. Впрочем, то, что для  нас является хорошим, видимо, повергло бы, скажем, немцев в ужас.

Виновата  ли дорога или действительно мгновенное забытье от усталости: кто знает... Не известно даже - был ли полностью  исправен "Москвич" Цоя, в порядке  ли было рулевое управление и тормоза.

В прессе об обстоятельствах аварии сообщалось довольно скупо, что породило различные слухи и кривотолки. Всем любившим его казалось, что такой человек не может так нелепо погибнуть.

Погиб поэт, музыкант, композитор, певец. Нелепая, бессмысленная смерть. Впрочем, может  ли гибель в мирное время вообще иметь смысл? Виктор был не просто рок-звездой. Он стал символом целого поколения, выразителем его мыслей и настроений. Отсюда - полные залы и даже стадионы на каждом концерте. Его песня "Мы ждем перемен" стала своего рода гимном молодежи восьмидесятых - девяностых. А ведь написана она в те времена, когда на перемены не надеялись даже самые смелые оптимисты..

Более-менее  подробно о том, как погиб Виктор Цой, удалось узнать в местной  милиции. Начальник следственного  отдела Тукумской милиции подполковник Гунар Цирулис поначалу встретил представителей прессы неприветливо: "Замучили поклонники музыканта, надоели журналисты телефонными звонками". И все же, когда корреспондентам пришло время покидать отделение, обстоятельства гибели Цоя стали для них более или менее проясняться. Итак, попытаемся восстановить картину происшедшего.

Виктор  Цой тем летом отдыхал в  Плиеньциемсе - небольшом рыбацком поселке на берегу Рижского залива. Кстати, здесь он бывал уже не впервые. Марианна Цой - его законная жена - говорила в одном из своих интервью об этом месте отдыха Виктора: "Витя уже три года ездил отдыхать в Латвию и всегда брал с собой на два месяца Саню (сына). Наслаждались общением, отдыхали..."

Вот и  в том году приехал сюда дикарем  с друзьями и сыном, жил в частном доме. 21-го августа собирался возвращаться в Ленинград. Уже и обратные билеты на самолет были куплены.

А в  тот роковой день, 15 августа, он рано утром, около 6 часов, на своем автомобиле М-2141 отправился на рыбалку в сторону  Талсы, на одно из лесных озер. Трагедия произошла, когда Цой возвращался. Было это в 11.30. Видимость, как явствует из следственного протокола, в это время была ограниченной, асфальт - сухим. На 35-м километре шоссе Слока - Талсы, двигаясь в направлении Слоки, неподалеку от моста через речушку Тейтупе, "Москвич" Виктора Цоя выехал на обочину и 233,6 метра мчался по ней. Об этом говорит четко отпечатавшийся след колес.

Теперь  прервемся ненадолго и дадим  слово очевидцу происшествия. Артур  Нейманис оказался в тот час неподалеку от места катастрофы. Вот что он рассказывает:

- Мимо  меня по шоссе на огромной  скорости пронеслась легковая  машина типа "Жигули-Спутник" ("Москвич-2141" похож на эту машину). Скорость  ее была никак не ниже 100 километров  в час. Утверждаю это с уверенностью, потому что сам автомобилист почти с 35-летним стажем. Тут же послышался ужасный грохот. Когда я подбежал, увидел совершенно разбитую легковую машину и покореженный автобус.

Как случилось, что машина Цоя выехала на обочину  и почти четверть километра шла  по ней? Увы, ответить на этот вопрос уже невозможно. Милиция предполагает, что Виктор уснул за рулем. Когда очнулся, попытался вырулить на дорогу, но, по-видимому, слишком резко вывернул руль. "Москвич" пошел юзом, выехал на встречную полосу. А впереди, по трагической случайности, ехал "Икарус-250". Водитель автобуса, по его словам (кстати, подтвержденным следствием), чтобы избежать столкновения, попытался сам выехать на обочину, но скорость легковой машины была слишком велика, и он не успел избежать столкновения. "Москвич" ударился передним правым углом в левую переднюю часть "Икаруса". После чего автобус съехал в речку.

Автобус принадлежал Талсинской сельхозтехнике. Водитель - шофер 1-го класса, за рулем  с 70-го года. Экспертиза не обнаружила в его крови признаков алкоголя. В момент аварии "Икарус" шел со скоростью 60 -70 км/ч. Проведенные лабораторные исследования подтвердили, что и в крови Цоя следов алкоголя или наркотических веществ также не было.

Как узнали о случившемся родные и друзья Виктора? Видимо, было оговорено время его возвращения с рыбалки. И когда он не приехал вовремя, Наташа Разлогова, вместе с которой Виктор отдыхал, забеспокоилась и поехала сама его искать. И увидела рядом с дорогой этот злополучный автобус, нырнувший в речку... Она помчалась в ближайший городок. Там все и выяснилось.

Она начала звонить. Дозвонилась своей маме в Москву. Та стала звонить в  Ленинград. Нашла телефон Каспаряна. Его не оказалось дома. Нашли жену Виктора Марианну, а та уже разыскала  Каспаряна по телефонам друзей. Через полчаса они все вместе выехали из Ленинграда. С ними поехал Игорь Тихомиров с женой - они буквально за три часа до этого приехали из деревни, где тоже отдыхали. Выехали на двух машинах. В десять утра на следующий день. после несчастья Марианна уже была у следователя и подписывала необходимые бумаги. А через сутки они выехали оттуда, увозя с собой Витю...

В то, что  написано в протоколе, Марианна не верит, так же как и отец Виктора (в  это не верит вообще никто из его  близких). Как вспоминает Марианна в  своей повести "Точка отсчета", написанной ею в 1991 году: "Витя шел по жизни на мягких кошачьих лапах, был крайне осторожен. Я думаю, что он просто увлекся движением - бывает такая эйфория. Ездил он на ста пятидесяти. По всей видимости, нарушение было со стороны Вити, судя по следам протекторов на асфальте. Он врезался в автобус на встречной полосе. Элементарная автомобильная катастрофа. В убийство я не верю. Цой не был человеком, которого кому-то хочется убрать"

В машине Цой был в тот трагический  день один. А ведь мог бы взять с собой на рыбалку и сына. Это вообще чудо, что Саша остался и не поехал с отцом в тот день. Марианне позже рассказали, что Витя уезжал на рыбалку в пять часов утра. Обычно все спали, он уходил один, а тут внезапно все вскочили. Он Сашке сказал: "Поехали со мной". И ребенок отказался.

Еще очень  важный вопрос: был ли "Москвич" в тот день исправным? Вот что  ответил Гунар Цирулис:

- Если  бы вы видели эту машину  после аварии, наверное, не спрашивали  бы, нa ней, что называется, живого  места не осталось. Что-либо установить было попросту невозможно.

Для милиции  это всего лишь рядовой случай, каких сотни... Хотя латышская милиция  придерживается версии о том, что  Виктор уснул, тем не менее, обстоятельства его гибели до сих пор все же остаются невыясненными. Например, его отец Роберт Максимович, не верит в эту версию, о чем он и говорил почти через год после гибели сына в интервью газете "Аргументы и факты":

- Я лично  считаю это маловероятным, ведь  от озера, где он рыбачил,  до дачи 15 минут езды. Можно заснуть через 20 - 30 минут, но чтобы за это время - не думаю. И как он мог не вырулить на повороте: ведь Витя отдыхал в том месте три года подряд и отлично знал дорогу. Один Бог знает, что на самом деле произошло. Может, он не справился с управлением, не совладав со скоростью, поскольку у него был небольшой водительский стаж. Но говорят, что он метров 200 - 250 до поворота почему-то ехал по обочине. Я знаю, что он сочинял песни везде, прямо на ходу. Кто знает, может, как раз в этот момент его осенило, и он забыл про этот поворот. Но точного ответа нет. Вот и рождаются разные нелепые слухи.

Были  какие-нибудь зловещие знамения перед  гибелью Виктора? Все слышали, но многие не верят в то, что иногда подобным трагедиям предшествуют приметы - судьба как бы предупреждает о том, что может случиться. Далее отец Виктора рассказывает: "Да, старики говорят: залетела птичка в дом - к смерти. Так вот, мы тогда все лето рыбачили, и в сарае, где жили, ласточки свили гнездо. Я было хотел прогнать их, но пожалел, да и внуку (сыну Виктора - Саше), подумал, будет интересно. А потом, когда Витя разбился, этот и подобные случаи как-то всплыли в памяти. Но вы послушайте его песни. Такое впечатление, как будто он знал обо всем..."

Нина  Барановская, которая работала в  Ленинградском рок-клубе и хорошо знала Виктора, вспоминает те страшные дни: "Я в его смерть сразу поверила. Даже как будто почувствовала ее. Пятнадцатого августа с утра в голове одна "Группа крови" вертелась. Просто кошмар. А еще я на даче цветочки разные сажаю, и мне на рынке вместо белых лилий в том году подсунули какую-то дрянь. Выросло Бог знает что. Пятнадцатого утром вышла в садик, и мне просто по глазам ударило: на одном из этих кустов распустились два цветка - ядовито-желтые с черными пятнами, очень красивые. Почему-то сразу вспомнился фестиваль восемьдесят четвертого года и Цой. Он тогда выступал в желтой куртке с такими крыльями - "Фильмы" как раз пел. То есть просто имя Цой в мозгу зажглось. А потом мне отец сказал, что он погиб. Отец у меня все время радио слушает. Можно к этому относиться как к мистике, но такого со мной никогда не было..." 

                                                                    Вот и все.  

 Короткое  следствие закончено. Его проводила  майор Ашмане - опытный криминалист.  В возбуждении уголовного дела было отказано за "отсутствием состава преступления". Возможно ли поставить точку в этом деле? Удовлетворяет ли нас ничем не доказанное предположение, что Цой заснул за рулем? С этим выводом можно было бы согласиться, если бы не время аварии - полдень. Есть и другие вопросы, которые остались без ответов.

Тело  Виктора довезли до Ленинграда быстро. Марианне с Каспаряном сразу на месте  дали автобус. Туда погрузили гроб, они договорились с шофером, и  он отвез их в Ленинград без  остановок. Перед отъездом успели еще позвонить в Ленинградский рок-клуб насчет похорон. Сначала хотели похоронить Виктора в субботу, а привезли тело в пятницу вечером...

Когда приехали, поняли, что о субботе  речь уже идти не может. В городе было столько скорбящих людей, что нужно было какое-то время, чтобы информация о похоронах распространилась, и все бы смогли прийти проститься.

Информация о работе Цой Виктор Робертович