Феликс Робертович Штильмарк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2016 в 22:01, реферат

Описание работы

Феликс Робертович Штильмарк — ученый, зоолог, охотовед, талантливый писатель, пропагандист и бескомпромиссный борец за идеалы охраны природы, один из основателей российской заповедной системы. Теоретик заповедного дела и очень активный проектировщик и организатор заповедников от Кавказа до Дальнего Востока. Многие из его проектов воплощены в жизнь и созданные заповедники успешно функционируют.

Содержание работы

1)Введение…………………………………………………………………………………………………………3
2)Биография………………………………………………………………………………………………………4
3) Историко-культурная деятельность……………………………………………………………..5
4)Роль в экологии……………………………………………………………………………………………6-8
5) Основные работы Ф.Р. Штильмарка по гуманитарной экологии……………9-10
6)Заключение……………………………………………………………………………………………………11
7)Список используемой литературы………………………………………………………………12

Файлы: 1 файл

экология.docx

— 32.60 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Пермский государственный национальный  исследовательский университет

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

Феликс Робертович Штильмарк

 

 

Работа студентки

II курса экономического факультета

Специальность: экономика

Филимонцевой А.А.

 

 

Научный руководитель:

Санников Павел Юрьевич

 

 

 

 

 

 

Пермь 2016

Содержание

1)Введение…………………………………………………………………………………………………………3

2)Биография………………………………………………………………………………………………………4

3) Историко-культурная деятельность……………………………………………………………..5

4)Роль в экологии……………………………………………………………………………………………6-8

5) Основные работы Ф.Р. Штильмарка по гуманитарной экологии……………9-10

6)Заключение……………………………………………………………………………………………………11

7)Список используемой литературы………………………………………………………………12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Феликс Робертович Штильмарк — ученый, зоолог, охотовед, талантливый писатель, пропагандист и бескомпромиссный борец за идеалы охраны природы, один из основателей российской заповедной системы. Теоретик заповедного дела и очень активный проектировщик и организатор заповедников от Кавказа до Дальнего Востока. Многие из его проектов воплощены в жизнь и созданные заповедники успешно функционируют. С присущей ему серьезностью и добросовестностью Феликс Робертович создавал проекты особо охраняемых природных территорий. Так же у Штильмарка много работ по гуманитарной экологии. Роль Феликса Робертовича трудно переоценить. Как говорил директор по природоохранной политике WWF России д.б.н. Евгений Шварц, «Во многом величие Феликса Робертовича — умение, отстаивая свою точку зрения, с уважением относиться к аргументам коллег и оппонентов. Лично для меня он был хранителем заповедного дела в его классическом понимании». В прагматичном XXI веке трудно найти человека, который бы всю жизнь самоотверженно и бескорыстно отстаивал и развивал научную и идеологическую концепцию одного из главных национальных достижений России - системы государственных природных заповедников, который бы лично претворял ее в жизнь, создавая экологическую и географическую базу, проектируя и организуя десятки особо охраняемых природных территорий, преодолевая невероятные трудности то в сложнейших полевых условиях, то в кабинетах чиновников, да еще писал бы об этом увлекательные книги. Таким человеком был Феликс Робертович Штильмарк

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Биография

Родился Ф. Р. Штильмарк в Москве, в 1931 г. Ранние годы его жизни были очень трудными: мать умерла, когда мальчику было 13 лет, отец был репрессирован. В 15 лет он вынужден был бросить школу и стал зарабатывать трудом препаратора в Зоомузее МГУ, работал в Московском зоопарке, ездил в экспедиции, а затем сдал экстерном экзамены за курс средней школы и поступил в Московский пушно-меховой институт в г. Балашихе. Закончив его в 1956 г., работал в Институте леса АН СССР в Москве и Красноярске, куда был переведен институт, потом – на Дальнем Востоке. Дальнейшая трудовая биография Ф. Р. Штильмарка связана с институтом "Союзгипролесхоз", Центральной научно-исследовательской лабораторией охотничьего хозяйства и заповедников Главохоты РСФСР (ЦНИЛ), Институтом эволюционной экологии и морфологии АН СССР (ныне – ИПЭЭ); работал он и в заповедниках – Комсомольском на Дальнем Востоке и Юганском в Западной Сибири. Путь сложный, многогранный, давший Штильмарку возможность глубоко познать многие аспекты экологии, териологии, охраны природы, заповедного дела, охотничьего хозяйства, этнических и социальных особенностей населения российской глубинки. Эти знания помогли ему с успехом защитить в 1966 г. кандидатскую, а в 1997 г. докторскую диссертации. Ф. Р. Штильмарк написал сотни научных работ о проблемах экологии, зоологии, охраны природы, охотничьего хозяйства, заповедного дела, о судьбах отечественных мучеников-природоохранителей. Он был ярким публицистом, упорно сражавшимся за близкие его душе дела. Долго будут привлекать внимание читателей его научно-популярные книги, содержащие впечатления о многочисленных странствиях автора по пространствам России, в которых его преданным и терпеливым спутником часто была жена – Надежда Константиновна Носкова. Это "Таежные дали" (1972), "Свидание с Таймыром" (1979), "Лукоморье – где оно?" (1993). В этих книгах – свежесть взгляда, достоверность очевидца, боль от встреченных надругательств над родной природой, попытки найти выходы из создавшихся тупиков. Скончался Шильдмарк от отёка лёгких в ходе операции аорто-коронарного шунтирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Историко-культурная деятельность

Ф.Р. Штильмарк является одним из признанных во всем мире исследователей истории заповедного дела России. На эту тему им защищена докторская диссертация "Анализ эволюции системы государственных заповедников Российской Федерации" (1997), опубликована монография "Историография заповедного дела" (1995), книга об известном экологе Н.Р. Реймерсе "От старых кедров к бессмертию человечества" (20016), около сотни научных и научно-популярных статей. Он является научным редактором известной монографии американского историка Дугласа Уинера "Экология в советской России" (1991), изданной в США и России. Кроме огромного вклада в развитие истории природоохраны, следует отметить большую роль Ф.Р. Штильмарка в реабилитации многих позабытых в советское время пионеров природоохраны. Взять того же Ф.Ф. Шиллингера, репрессированного и погибшего в Гулаге. Ф Р. Штильмарк нашел его дочь, Адель Францевну и добился награждения ее медалью ВООП. Им же был опубликован и первый очерк об ее отце. Все исторические работы автора пронизаны идеей почтения памяти пионеров охраны природы Отечества, он добивался увековечения памяти многих из них, закладывал основы профессиональной чести, профессиональных традиций отечественного природоохранника.

Анализируя историко-культурные аспекты его творчества, нельзя не остановиться на интересных культурологических изысканиях. Все они относятся прежде всего к литературоведческой теме. Прекрасный знаток русской литературы, тонкий ценитель русской поэзии золотого и серебряного веков (что, возможно, передалось ему от отца — советского писателя Роберта Штильмарка, автора известного приключенческого романа "Наследник из Калькутты"), Ф.Р. Штильмарк не мог не исследовать эволюцию представлений об охране природы в советской литературе. Статья с таким названием вначале была опубликована в 1992 г. на английском языке в американском журнале "Jоrnаl оf thе histоrу оf biо1оgу", а затем, в 1999 г. на русском языке в "Гуманитарном экологическом журнале". Одним из главных достоинств этой интереснейшей работы является демонстрация роли М. Горького в пропаганде идеи борьбы с природой.

В 1998 г. Киевским эколого-культурным центром была издана уже ставшая бестселлером книга "Поэтическая экология", составителем которой выступал Ф.Р. Штильмарк.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль в экологии

На Земле должны быть места совершенно заповеданные — от человека и для человека — позиция, всю жизнь отстаиваемая Феликсом Робертовичем Штильмарком. Малая Сосьва в Ханты-Мансийском округе, Центральносибирский, Таймырский, Сохондинский на юге Забайкалья... — пятнадцать заповедников появилось в России во многом стараниями Феликса Робертовича Штильмарка.

Ф.Р. Штильмарк сделал существенный вклад в развитие этических основ заповедного дела. Ученый полагает, что первопричиной, первоосновой природоохраны являются идеалистические мотивации: "по сути-то, истинные корни природоохранного дела лежат в самых глубинных слоях общественной нравственности, в его религиозно-моральных основах" (Штильмарк, 1991). И дальше: "...человек, искренне любящий дикую природу, остается скорее язычником, чем христианином. Утром я, как правило, предпочитаю пойти в ближайший лес, а не стоять со свечой в храме, дыша чужим потом и ладаном. Вид старого дерева, живописной скалы или бурного моря восхищают меня более, чем икона" (Штильмарк, 1999а).

 

      Ученый, описывая деятельность  известного российского природоохранника Н.Ф. Реймерса, вводит такое новое понятие как "религиозный эколог": "в реальной жизни он истово боролся за охрану природы, за торжество экологии и верил, что делает дело "божеское". По Ф.Р. Штильмарку "религиозный эколог" более язычник или пантеизм, чем христианин, ибо "не идет в храм, но видит Божий рай в окружающей его природе, он благоговеет перед нею" (Штильмарк, 2001а). 

 

      Вслед за классиком  заповедного дела Г.А. Кожевниковым, Ф.Р. Штильмарк является активным поборником принципа стремления к абсолютной заповедности. По его мнению, "заповедано все, что оставлено в неприкосновенности" (Штильмарк, 1981). Абсолютная заповедность - это когда дикой природе дозволено все. Как справедливо полагает ученый, по идее в заповедниках не должно быть не только браконьеров, но даже охранников и научных работников. Весь менеджмент заповедников должен быть направлен на достижение абсолютной заповедности. 

 

     "Главное же - оставить  заповедник и всю его заповедную  природу в покое, не беспокоиться  о ней, не переживать, что там  погибнут кабаны от перенаселенности  или бескормицы, что вороны выклюют  птенцов цапель, что расплодятся  лоси, которые съедят лесной молодняк  и что возникнет "эталон деградации"... Само собой - не рубить лес и  пусть он зарастет, как ему  вздумается, вот это и будет  дикая заповедная природа, которую  сейчас чаще можно найти вне  территории официальных заповедников, чем в таковых. И это - быть может, главное богатство нашей страны" (Штильмарк, 1999а). 

 

      Естественно, у разных  заповедников могут быть различные  результаты. Но здесь важна не  конечная цель - идеал, а постоянное  стремление к ней. Как полагает  ученый, этот идеал "чаще всего, не есть достижимая цель, а  только направление движения" (Штильмарк, 1999а).

 

       В статье "Абсолютная  заповедность как высшая форма экологической этики" Штильмарк пишет: "Сама по себе мечта об абсолютной заповедности безусловно идеалистическая, как и учение о ноосфере ("сфере разума"). Но не пора ли нам, наконец, хотя бы понемногу отвыкать от советских стереотипов, когда только сугубо материалистические подходы рассматривались как положительные, а словом "идеалист" клеймили некие "буржуазные" представления (...). И экологическая этика, и понятие о подлинной заповедности опираются на высшие человеческие ценности, а не только на сугубо научные взгляды об эталонах природы, системах ООПТ и сохранения биоразнообразия. Умственность довлеет над чувствами, но все-таки именно они, чувства, лучше управляют людьми, определяя их поступки и поведение. Поэтому идеалисты, считающие, что спасти природу может только любовь, по нашему убеждению, более правы, чем те, кто призывает к разумному управлению биоценозами, регуляции численности животных, рациональному природопользованию и т.п." (Штильмарк, 2001б).

        «Советские заповедники, быть может, одно из очень немногих светлых пятен на всем восьмидесятилетнем фоне недавнего прошлого. Недаром известный американский историк Дуглас Уинер назвал их «архипелагом свободы», а на первом международном конгрессе по биосферным заповедникам они были признаны эталонными для всей мировой системы», писал Штильмарк в альманахе «Живая Арктика». 

 

       Только постигая и  сохраняя гармонию биосферы, мы  можем «лечить» или прогнозировать  разнообразные экологические «недуги»  современности, ведущие и к нездоровью  человечества. Эта простая истина  не вчера родилась, в ней опыт  поколений и мудрость предков. И истина эта стала стержнем  всех трудов и действий классика  заповедного дела Феликса Штильмарка. Стала она и главной темой в его последней книге. Подзаголовок ее: «Помни праотцов – заповедного не тронь!» взят из толкового словаря живого великорусского языка В.И. Даля. 

 

     Основные положения  концепции заповедного дела, заложенные  выдающимися отечественными учеными  В.В. Докучаевым, И.П. Бородиным и  Г.А. Кожевниковым еще в начале XX в., постоянно развивались в  трудах и делах Феликса Робертовича, материализовались в заповедной  системе России. Мировая практика, кстати, начала воплощать некоторые  принципы заповедного дела лишь  спустя десятилетия после их  становления и закрепления в  нашей стране. 

 

     «Невольно перебирая  в памяти прошедшее, я часто  вспоминал свои таежные походы  в качестве научного руководителя  при создании новых заповедников, проектировщика-изыскателя заповедных  границ. Было их немало – Сохондинский в Забайкалье, «Малая Сосьва» и Юганский в Западной Сибири, Таймырский и Центральносибирский в Красноярском крае. Да, занимался проблемами заповедного дела с полной самоотдачей, пробивая новые заповедники, а ведь история рождения каждого из них – это целый роман, а то и детектив». 

 

      Феликс Робертович  подчеркивал, что за всю жизнь  не добавил ни единого слова  к тому, что было заложено предшественниками, последовательно проводя преемственность  в российской науке. Вот краеугольные  камни отечественного заповедного  дела: 

– бессрочное функционирование; 
– полный запрет хозяйственной деятельности; 
– исключительное право землепользования; 
– управление, направленное на абсолютную заповедность (выделение участков, вообще не испытывающих прямого влияния человека). 

 

       Не удивительно, что  идеология заповедного дела подвергалась  гонениям. Главный труд жизни  Феликса Робертовича – «написа\ Российских заповедников», насыщен такими примерами. «Самое печальное, что наши заповедники, как вновь создаваемые, так и старые, постепенно преображаются, утрачивая свои исконные свойства, превращаясь из природоохранительных и научно-исследовательских учреждений в хозяйственные... Ни экотуризм, ни экопросвещение, ни даже иностранные инвестиции не спасут заповедники. Чтобы спастись, нужно прежде всего не утратить главные ориентиры, сохранить не только отдаленные идеалы, но и классическую научную идеологию заповедного дела. И пусть оно не станет окончательно безнадежным!»

 

       В трудах Штильмарка заповедность выступает не только как научно-практическая, но и как нравственно-философская категория. «Понятие подлинной заповедности опирается на высшие человеческие ценности, а не только на сугубо научные взгляды. А в основе заповедания лежало, конечно же, ЧУВСТВО светлое, чувство любви к природе, жалости к ней, желание спасти ее от человеческого насилия». 

Информация о работе Феликс Робертович Штильмарк