Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:09, контрольная работа
Итак, цель даннной контрольной работы – исследование особенностей танцевального фольклора народов Сибири. Для ее достижения необходимо решить ряд научно-исследовательских задач, к числу которых относятся:
- изучение мотивации творческой деятельности в обрядовых типах танца народов Сибири;
- анализ истории танцевальноо фольклора;
- рассмотрение специфики танцевального фольклора;
- исследование развития танцевального фольклора Сибири;
- анализ функциональной направленности танцевального фольклора народов Сибири;
- формирование выводов на основании проведенных исследований.
Семантика в традиционной танцевальной культуре коренных народов Сибири чётко выделяются в основных этапах формирования этноса: племя с доминирующими родоплеменными отношениями, народность, нация.
Семантика танца – научно обоснованное значение структурных единиц
танца: поза, ритм, жест (шаг), их имитация. Каждый компонент, или их сочетание несёт определённую смысловую нагрузку, направленную к конкретным объектам или к силам природы, божествам с целью получения жизненно необходимой поддержки и для решения проблем человека.
Выявление
семантических основ
Процесс формирования древнейших форм танца, связанный со становлением первобытного общества, характеризуется сложной и длительной эволюцией. Творческая деятельность древнего человека, запечатлённая им в
произведениях вне утилитарного изобразительного творчества, отражает существование ранних форм танца. Танец являлся выразительным спонтанным средством в синкретической, нерасчлененной сфере духовной жизни древнего общества.
Развитие постижения действительности от чувственного к рационально-понятийному ее освоению способствовало обогащению выразительных и композиционных средств танца. Ритм выступал в качестве организующей роли, объединяя танцующих людей. Генезис танца неотрывен от трудового, бытового и общественно полезного труда человека. Предпосылки его развития как особой функциональной и духовной системы заложены в первобытном обществе, реальный базис которой составляет разнообразная человеческая деятельность.
Проблемы бытия, жизни и смерти, удачи и неудачи, загадочные явления природы побуждали древнее человеческое общество понять их или найти способ общения с ними. В ряду символических посредников между существовавшей реальностью и ее таинственными сторонами важное место занимал обрядовый танец, сформировавшийся в канонизированные жанры.
Обрядовый танец выполнял особые, жизненно важные функции, задача
которых — выразить сложнейшие взаимоотношения между реальным, окружающим и ирреальным, неизвестным миром. Из этих двух ипостасей архаичную общественную мысль особенно занимала последняя, где по древнему представлению находились особые силы, способные влиять на положительный или отрицательный исход волновавших проблем.
Таким образом, феномен «танец» сопровождает человечество с периода его возникновения. Психология танцевальной деятельности разнообразно проявляет себя и функционирует во всех социально-экономических формациях и цивилизациях. Однако сами понятия «танец», «фольклорный танец» и другие определения, относящиеся к нему, во многом остаются сформулированными приблизительно. Они создавались на уровне тех частно предметных задач, которые приходилось ситуативно решать человечеству. В современной научной ситуации развития танцеведения это лишает исследователей общей научной базы, позволяющей с единых содержательно-структурных и терминологических позиций адекватно понимать друг друга, рассматривать феномен «танец» и формировать полифункциональные возможности танца на основе системно обоснованных подходов.
На территории Сибири на скалах и камнях сохранились рисунки – «писаницы», в прошлом созданные рукой человека. На писаницах найдены многочисленные изображения «пляшущих» человечков. Время их появления исчисляется от каменного века до позднего средневековья. К ранним материальным памятникам, в какой-то степени передающим танцевальную пластику человека, могут быть отнесены найденные археологами скульптуры малых форм.
Социальные функции фольклорного танца не ограничиваются видом искусства. В системе современного воспитания и образования осмысление и
внедрение фольклорного танца является важной государственной задачей.
Мотивация творческой деятельности в системно-классификационной типологии танца позволяет выделить функции фольклорного танца в контексте его широкого понимания и обозначить оздоровительные танцевальные ресурсы в системе современного воспитания и образования. Ориентация образовательного процесса на аудиовизуальные сенсорные системы человека и с акцентом на вербализацию обучающихся первого десятилетия жизни приводит их к быстрой утомляемости.
Социальные функции танца разнообразны и не ограничиваются эстетическими параметрами. Так, В.Е. Гусев, исследуя эстетику фольклора, его синкретические формы, куда входит и традиционная танцевальная культура народов Сибири, включая игровые варианты танца, делает важный для интерпретации рассматриваемой проблемы вывод: «Фольклор является
одновременно искусством и не-искусством; познавательная, эстетическая и бытовые функции составляют в нем одно неразрывное целое, но это единство
заключено в образно-художественную форму» [5]. В связи с таким подходом
танец
можно рассматривать как
2.
Функциональная направленность
танцевального фольклора
народов Сибири
У танца, как ни у какого другого вида искусства, есть качества, способствовавшие быстрому и полному освоению жизненно необходимых навыков: в форме жестов и телодвижений человек за короткое время успевал передать эти навыки более ярко и эмоционально, нежели любым иным способом.
Всестороннее изучение народного танца важно как с хореографической точки зрения, так и в качестве историко-этнографического источника для определения социальных отношений между людьми, эстетического уровня создателей и исполнителей танцев. Костюмы и музыкальные инструменты также являются источником при изучении материальной и духовной культуры. Кроме того, данные хореографического искусства, сопоставленные с археологическими, фольклорными материалами и литературно-этнографическими сведениями прошлого и настоящего, позволяют более точно представить и понять этнические, в том числе этнокультурные контакты. Вот поэтому все эти аспекты принимались во внимание при изучении народной хореографии народов Сибири, чье танцевальное искусство до сих пор не изучено этнохореоведами, этнографами и фольклористами.
Планомерное выявление и сбор материалов по танцам населения Сибири начались сравнительно недавно - в 50-х годах прошлого века. За последние же полтора десятка лет интерес к танцевальному фольклору усилился во много раз, что во многом связано с идеей комплексного изучения фольклора, анализ в его функциональной и художественной целостности, а также с тем, что за этот отрезок времени собран такой объем первичной информации о народом танце многих этносов, что возникла необходимость в систематике и обработке этого материала. Изучением танцевального фольклора занимается немало отечественных ученых, практиков, собирателей-энтузиастов.
Однако, несмотря на расширение сферы деятельности ученых в области изучения народной хореографии, танцевальный фольклор продолжает оставаться на периферии фольклористики. Эта проблема связана с тем, что теория и эстетика танца в российской науке находятся в зачаточном состоянии, стадии зарождения теоретических и методологических принципов этнохореологии. Однако уже сейчас в общеэстэтических трудах по фольклору и исследованиях ученых-хореологов танец справедливо утверждается как существенный и полноправный компонент народного искусства.
Учеными до сих пор не выявлена до конца система научных понятий, не выработаны принципы систематизации и классификации танцев, нет общей методики кинетографирования танцевальных движений. Кроме того, усилия исследователей не скоординированы и не объединены, а это ведет к диспропорции в изучении танцевального искусства народов Сибири. Хотя в последние два года работа по координации усилий в теоретико-методологическом и практическом изучении народного танца активизировалась, что проявилось в выходе ряда работ: коллективной монографии, исследований отдельных авторов. Однако, есть и такое положение вещей, как полная ненаучность танцевального искусства, в частности, искусства некоторых народов Сибири.
Традиционные танцы народов Сибири носили в основном подражательный характер, выявляют в танцевальной культуре почти каждого народа Сибири хореографические традиции других народов, что свидетельствует об их этнокультурных связях. Так, в работе В.З. Савина предлагается методика работы с "косвенными источниками" по воссозданию утраченных черт народной хореографии, делается попытка создания "теоретической модели" шорского танца на материале "косвенных источников", классифицируется собранный материал, выявляется тенденция сходства шорской хореографии с танцами народов Сибири.
В
силу специфичности
В современных условиях традиционная народная хореография народов Сибири, сильно изменилась. В конце XIX - начале XX вв. тюркскими и барабинскими татарами была утрачена часть их самобытной, в том числе и хореографической, культуры, что связано как с процессом ассимилирования ее с русской культурой и, естественно, изменением традиционного уклада жизни, а также с изменением религии. Однако, несмотря на исламизацию, они сохранили в культуре и в хореографии элементы доисламских, шаминитских воззрений.
В недалеком прошлом танцы народов Сибири были как обрядовыми, так и игровыми, носившими, в основном, подражательный характер. Хотя в более древние времена они, возможно, были непосредственно связаны с ритуальными, шаманскими действиями, связанными с культом различных птиц и животных (кстати, семантика движений особенно сильно выявляет это - движения рук наподобие движений крыльев). Часть танцев, вероятно, была связана с ритуальными церемониями, отражающими верования шаманистов. При этом шаманские пляски частью представляли из себя древние пантомимы, отображающие хозяйственно-культурный тип данного народа и изменения его на всем протяжении их существования в природе как таковых. Как для более ранней, так и для традиционной хореографии конца XIX - начала XX вв. характерно проявление большой склонности сибирских народов к сочинительству новых танцев на основе использования местного и близкородственного танцевально-песенного фольклора. При этом он мог быть переложен на свой лад сообразно местным привычкам, обычаям и традициям.
Со второго десятилетия XX в. заметна тенденция приобщения традиционной хореографии данных групп сибирских народов к русской народной хореографии, тем более, что в современных условиях кое-где идет процесс размывания грани между ними, процесс взаимопереплетения отдельных танцевальных элементов (например, на одну треть сибирские народы в своем репертуаре имеют танцы русских или европейского происхождения).
По тематике в данное время все танцы схожи, в основном преобладают лирические и бытовые мотивы: о любви счастливой и несчастной, о выборе невесты, о ссорах между любимыми и о многом другом.
По количеству фигур танцы имеют вариации от двух до пяти-шести, музыкальный размер либо очень четкий - от 2/4 до 4/4, либо имеет переменный характер. Наиболее характерными являются следующие основные движения - волнообразные движения рук, мягкие переступания ног либо "топы", а также исполнение некоторых движений на полусогнутых коленях, с согнутыми в локтях руками, топтание на месте, повороты вокруг своей оси на 180o, 360o и более. Рисунок танца во многом произволен, за исключением сюжетных танцев, но с определенным набором движений. Основными линиями танца являются точка, линия, диагональ, полукруг и круг. Количество исполнителей в танцах варьируется: от одного до шести человек или же четное неограниченное количество человек, что, возможно, может быть связано с четной цифрой девушек в дружине - сорок - в тюркском эпосе.
Функциональная
направленность танцев ныне носит больше
художественно-эстетический смысл, нежели
религиозный или обрядовый. Хотя прослеживается
все же наличие двух простейших видов
шаманских плясок в танцевальных движениях,
однако их первоначальный смысл уже полностью
утрачен. Однако вышеуказанные практические
результаты и выводы, сделанные на основе
полевых исследований и изучения всего
спектра литературы, затрагивающей темы
традиционной народной хореографии, не
означают полной изученности ее и являются
лишь стартовой площадкой для дальнейших
исследований этого междисциплинарного
зарождающегося направления в науке -
этнохореологии.
Заключение
Итак,
на основании проведенных
Выявляя генезис, морфологию и семантику танцевального фольклора коренных малочисленных народов Сибири, нам необходимо было обратиться, прежде всего, к общей теории танца, отражающей разные её аспекты. В этом случае необходимым становится использование культурологического подхода, который ориентирован на системное понимание культуры, на рассмотрение любого явления художественной культуры в соответствующем контексте, во всём богатстве и многообразии его связей и взаимозависимостей с другими элементами культурного целого. Культурологический подход к проблемам исследования танцевальной культуры народов Сибири предполагает изучение традиционного танца в контексте традиционной культуры в целом.