Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2010 в 15:16, Не определен
Контрольная работа
На рубеже XIX—XX веков выставочные залы России распахивают двери для новых творений европейского искусства: импрессионизма, символизма, фовизма, кубизма. Колонии русских художников осаждают Париж и Мюнхен. В начале XX века в Москве открываются огромные галереи и частные коллекции современной живописи.
В области философии в стране сформировались два оригинальных течения, не существовавших на Западе, а именно русская религиозная философия (B.C. Соловьев, С.Н. Булгаков, СЛ. Франк, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, Л. Шестов, В.В. Розанов) и философия русского космизма (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский). [4]
Значение культуры Серебряного века для истории нашей страны трудно переоценить: наконец, после долгих десятилетий и даже столетий отставания в области живописи Россия, накануне Октябрьской революции, догнала, а в некоторых направлениях и превзошла Европу. Впервые именно Россия стала определять мировую моду не только в живописи, но также в литературе и в музыке.
Двадцатый
век продемонстрировал
Поэтому проблема кризиса современной культуры не может быть рассмотрена без учета противоречий связи человека и машины. Роковая роль техники в человеческой жизни связана с тем, что в процессе научно-технической революции, инструмент, сотворенный руками homo faber (существа, изготавливающего орудия), восстает против творца. Прометеевский дух человека не в силах справиться с небывалой энергией техники.
Машинное производство имеет космологическое значение. Царство техники — особая форма бытия, возникшая совсем недавно и заставившая пересмотреть место и перспективы человеческого существования в мире. Машина — значительная часть культуры — в XX веке осваивает гигантские территории и овладевает массами людей, в отличие от прошлых эпох, где культуры охватывали небольшое пространство и небольшое количество людей, строясь по принципу «подбора качеств». Эта новая форма организации массовой жизни разрушает красоту старой культуры, старого быта и, лишив культурный процесс оригинальности и индивидуальности, формирует безликую псевдокультуру. Цивилизационный процесс благоприятен для развития техники, но губителен для великих творений: искусства, науки, религии, т. е. собственно культуры. [5]
Существует целый ряд причин, породивших в культурологии XX века устойчивое ощущение кризиса культуры. Главное — осознание новых реальностей: универсального характера жизненно важных процессов, взаимодействия и взаимозависимости культурных регионов, общности участи человечества в современном мире, т. е. тех реальностей, которые являются источником цивилизации и одновременно ее следствием. Общность судеб различных культурных регионов представлена «катастрофами», которые захватывают не только отдельные народы, а все европейское сообщество в XX веке: мировые войны, тоталитарные режимы, фашистская экспансия, международный терроризм, экономические депрессии, экологические потрясения и т. д. Все эти процессы не могли протекать локально, не затрагивая внутренней жизни других народов, не нарушая их стиля культурного развития. Все это только доказывает ошибочность эволюционного пути всей западной цивилизации.
Созданный человеком огромный мир культуры: государство, языки, наука, искусство, технологии и прочее — грозит ухудшить саму человеческую сущность. Космос культуры перестает подчиняться человеку и живет по собственным законам, выходящим за пределы духа и воли.
Время
появления массовой культуры — середина
XX века, когда средства массовой информации
(радио, печать, телевидение) проникли
в большинство стран мира и
стали доступны представителям всех
социальных слоев. Массовая культура может
быть интернациональной и
Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы ее, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной культуры подобного не происходит. Элитарная культура обозначает пристрастия и привычки горожан, аристократов, богатых, правящей элиты, а массовая культура — культура низов. Одни и те же виды искусства могут принадлежать элитарной (высокой ) и массовой культуре: классическая музыка — высокой, а популярная музыка — массовой, фильмы Феллини — высокой, а боевики — массовой, картины Пикассо — высокой, а лубок — массовой. Однако существуют такие жанры литературы (фантастика, детективы и комиксы), которые всегда относят к популярной или массовой культуре, но никогда к высокой. То же самое происходит с конкретными произведениями искусства. Органная месса Баха относится к высокой культуре, но если она используется в качестве музыкального сопровождения в соревнованиях по фигурному катанию, то автоматически зачисляется в разряд массовой культуры, не теряя при этом своей принадлежности к высокой культуре. Многочисленные оркестровки произведений Баха в стиле легкой музыки, джаза или рока вовсе не компрометируют высокой культуры.
Различие
между высокой и народной культурой
примерно такое же, как между национальной
и этнической. Высокая культура,
как и национальная, может быть
только письменной, а этническая и
народная — любой. Высокая (элитарная)
культура создается образованным слоем
общества, а народная и этническая
— преимущественно
Элитарная
или высокая культура создается
привилегированной частью общества,
либо по ее заказу профессиональными
творцами. Она включает изящное искусство,
классическую музыку и литературу.
Высокая культура, например, живопись
Пикассо или музыка Шенберга, трудна
для понимания
Как правило, высокая культура носит поначалу экспериментальный или авангардный характер. В нем пробуются те художественные приемы, которые будут восприняты и правильно поняты широкими слоями непрофессионалов многие годы спустя.
Любая религия включает в себя несколько составных частей. Первая — это вера, учение, система представлений о главных богах, о происхождении мира и людей, т.е. можно говорить о совокупности идей и образов, которые обосновывают, утверждают и укрепляют религиозную веру. Вторая, компонент религии — религиозные чувства. У. Джеймс, к примеру, отвергал бесстрастное, чисто интеллектуальное истолкование религии. Он видел в ней живое, трепетное чувство, невыразимые и многочисленные роптания души. В трудах по психологии и философии религии нередко встречаются попытки точно определить сущность религиозного чувства. Однако религиозных чувств множество. Есть религиозная любовь, религиозное чувство возвышенного, религиозная радость, религиозное спокойствие, религиозный фанатизм. Третий компонент религии — обряды, культы. Культ — это совокупность специальных действий и ритуалов, обусловленных верой и регламентированных вероучением. По мнению русского философа П.А. Флоренского, древние культы потрясали и тем самым открывали возможность постижения тайн. Н.А. Бердяев считал, что культура в первоначальный период своего развития была связана с культом. [1]
Какова бы ни была наша уверенность в истине нашей религии, она не дает нам права закрывать глаза на тот факт, что религий существует множество и что каждая приписывает себе исключительную истинность. Обычно аргументы в пользу своей религии касаются нравственности. Сторонники той или иной веры объявляют, что их вера более этична. Но B.C. Соловьев обращает также внимание и на красоту культа. Он пишет: если бы красота греческого богослужения в Софийском соборе не произвела такого сильного впечатления на послов киевского князя Владимира, то, вероятно, Россия не была бы теперь православною.
Религия прежде всего несет людям ценностный, ориентирующий смысл, т.е. отвечает на вопросы: «Зачем? Во имя чего? В чем смысл?» Но религия не ограничивается этой функцией. Она также объединяет людей, выполняя интегрирующую функцию. Благодаря религии общество сплачивается. Религия — своеобразная (духовная) скрепа общества, поскольку создает коллективные представления внутри общества, предлагая людям определенные ориентиры поведения. Таким образом, она выполняет свою нормативную функцию. Религия оказывает огромное воздействие на архитектуру, живопись, музыку.
Духовная
культура, формировалась в течение
веков и тысячелетий, ориентировалась
на выполнение, двух социальных функций
- выявление объективных законов
бытия и сохранение целостности
социума, т.е. речь идет о познавательной
функции, которую реализует в
системе духовной культуры наука (отчасти
и искусство), и функции общелогической,
регулятивной, которую выполняют
политическая, правовая и моральная
культура, религия, искусство. Эти элементы
духовной культуры осуществляют «теоретическое»
и «практическо-духовное»
Религия
— это особое мироощущение, соответствующее
поведение и
специфические действия, основанные на
вере в сверхъестественное, нечто высшее
и священное. Во взаимодействии с культурой
религия обращается к духовной жизни человека
и по-своему интерпретирует смысл и цели
человеческого бытия.
Культура и религия отражают мир в форме
художественных образов, постигают истину
интуитивно, путем озарения. Они немыслимы
без эмоционального отношения человека
к миру, без его развитой образной фантазии.
Религия является несущим элементом любой культуры. Это не просто вера в сверхъестественное или система обрядов. Это образ жизни, определенная система идей, верований, представлений о человеке, его месте в мире. Русь времен Владимира стала государством, переросла языческие верования, была окружена народами, имеющими свою письменность, развитые религии.
Как повлиял выбор христианства на русскую историю и культуру? Христианство оказало влияние на все стороны жизни Руси. Принятие новой религии помогло установить политические, торговые, культурные связи со странами христианского мира. Оно способствовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Церковь способствовала созданию на Руси великолепной архитектуры, искусства, появились первые летописи, школы, где обучались люди из различных слоев населения. Ориентация на Византию означала и отторжение от латинского, греко-римского наследия. Складывалось своеобразное отношение церкви и государства. Церковь создала идейные основы самодержавия. Организационные особенности церкви способствовали культурной замкнутости страны. В России усилился традиционализм. Здесь не было реформации — альтернативы православию. В течение длительного времени, до XIX века, христианство останется доминантой культуры. Оно будет определять стиль, манеры, образ мыслей и чувств. И в «серебряном» веке на стыке культур находит предельное выражение характерная черта русской психологии — религиозность. Главным в формировании нового типа культуры выступает вера, а не разум. Религия явилась богатым, многовековым пластом мировой культуры, оказала огромное влияние на литературу. [5]
Информация о работе Культурология и другие общественные науки