Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 17:04, курс лекций
1.Понятие и предмет криминологии.
Криминология – наука о преступности.
Криминология – это общетеоретическая, социолого-правовая наука о преступности, причинах её порождающих и условиях ей способствующих, о личности совершивших преступление, а так же о методах и средствах предупреждения преступности.
Среди насильственных преступлений наиболее устойчивую и значительную часть составляют убийства, умышленное причинение вреда здоровью, истязания, похищения людей, изнасилования, разбои, насильственные грабежи, вымогательство. Их состояние и динамика преимущественно и характеризуют насильственную преступность в целом.
В основе объединения рассматриваемых преступных деяний в отдельную криминологически значимую группу лежат главным образом такие критерии, как способ действий преступника (физическое насилие над личностью, попытка либо угроза его применения), форма вины (умысел) и объект посягательства (общественные отношения, ядро которых составляет охрана физического статуса личности).
Основным же признаком, объединяющим все указанные преступления, является физическое либо психическое насилие над личностью как способ действий для достижения различных криминальных целей. Во всех этих случаях механизм преступного поведения связан с агрессивно-пренебрежительным отношением к личности, ее жизни, здоровью и неприкосновенности.
В структуре всей преступности криминальные деяния рассматриваемой группы составляют примерно 20%, из них тяжкие насильственные преступления (убийства; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, до 1997 г. — тяжкие телесные повреждения; изнасилования; насильственные грабежи; разбои) — около 15%. Тенденции насильственных преступлений весьма неблагоприятны.
Насильственные преступления против личной свободы.
К числу преступлений против личной свободы, совершаемых преимущественно насильственным способом, относятся: похищение человека (ст. 126 УК РФ); незаконное лишение свободы (ст. 127 УК РФ); незаконное помещение в психиатрический стационар (ст.128УКРФ).
Наиболее опасным и распространенным преступлением среди криминальных деяний указанной группы является похищение человека.
Преступления против собственности, сопряженные с насилием. Речь идет о таких весьма распространенных корыстно-насильственных преступлениях, как грабеж (ч.2и Зет. 161 УК РФ), разбой (ст. 162 УК РФ), вымогательство (ст. 163 УК РФ).
Преступления против жизни и здоровья.
Убийства относятся к категории наиболее тяжких насильственных посягательств. Их удельный вес в структуре зарегистрированной преступности в России составил в последние годы 1-1,2% Уровень убийств в разных регионах неодинаков.
Вопрос 56 Криминологическая характеристика личности насильственных преступников.
Социально-демографическая и правовая характеристика
Пол. Подавляющее большинство лиц, совершающих насильственные преступления — мужчины (90—93%). В последние годы, однако, отмечается возрастание доли женщин при совершении таких «нетрадиционных» для них преступлений, как убийства из хулиганских или корыстных побуждений, в ходе разбойных нападений и т.п., рост совершаемых ими преступлений с особой жестокостью.
Возраст. Основной контингент насильственных преступников составляют лица молодого и среднего возраста (до 40 лет). Наиболее высокая криминальная активность, выражающаяся в совершении убийств и причинении тяж кого вреда здоровью (тяжких телесных повреждений), характерна для представителей возрастной группы 25—29 лет. Последующие места по степени криминальной активности их представителей занимают возрастные группы 18—24 года, 30—39,16—17 лет.
Среди лиц, совершивших изнасилование, наибольшей криминальной активностью здесь отличается возрастная группа 16—17 лет.
Образование. Насилие свойственно чаще малообразованным, недостаточно развитым, некультурным людям. У них слабее критика собственного поведения, более узкий кругозор, примитивнее и грубее потребности и интересы, они менее сдержанны в своих стремлениях и желаниях, среди них более распространен культ грубой физической силы.
Социальный статус. Коэффициент криминальной активности лиц, отнесенных к категории рабочих, превышает аналогичные коэффициенты активности крестьян и служащих применительно к убийствам — соответственно в 1,7 и 4 раза; причинению тяжких телесных повреждений — в 2,6 и 6,5 раза; совершению изнасилований — в 2,4 и 6 раз. Весьма значительно такое превышение и в отношении регистрируемых хулиганских проявлений. Но основную массу преступников из числа рабочих составляют при этом лица относительно невысокой квалификации и с небольшим стажем работы.
В составе насильственных преступников значительна доля лиц, не занятых к моменту совершения преступления общественно полезным трудом. Доля лиц, не имеющих постоянного источника доходов, по тем же данным, среди выявленных убийц, причинителей тяжкого вреда здоровью и насильников колеблется в пределах 58—64%.
Тенденцией последних десятилетий является ухудшение социальных характеристик лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья. В частности, среди них увеличивается доля не занятых общественно полезным трудом. В начале 70-х годов не работал и не учился примерно каждый десятый из числа совершивших убийства либо тяжкие телесные повреждения (тяжкий вред здоровью), в конце 80-х — начале 90-х годов — каждый пятый, а к началу XXI в. — каждый второй.
Рецидив. Среди лиц, совершающих убийства, растет доля рецидивистов. В 1998 г. по сравнению с 60-ми годами доля рецидивистов в числе убийц возросла с 27 до 42%, среди лиц, причинивших умышленные тяжкие телесные повреждения (тяжкий вред здоровью), — с 27 до 38%. Каждый второй-третий разбойник и грабитель — рецидивист. Наблюдается также рост специального, многократного и пенитенциарного рецидива преступлений данной категории.
Устойчивость антиобщественного поведения. В 60—70% случаев насильственных преступлений им предшествовало систематическое пьянство, совершение виновным мелкого хулиганства, других нарушений. Примерно 70% тяжких насильственных преступлений против личности (убийств, причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилований) и более 90% актов уголовно наказуемого хулиганства совершаются лицами, находящимися в состоянии опьянения.
Психологическая и нравственная характеристика
насильственных преступников прежде всего отличает дефектность социальной идентификации.
Применительно к этой категории лиц речь, как правило, идет о плохой социальной адаптации, неудовлетворенности своим положением в обществе. У многих из них ярко выражена такая черта, как импульсивность. Она проявляется в сниженном самоконтроле своего поведения, необдуманных поступках, а иногда и эмоциональной незрелости — инфантилизме. Для поведения этих лиц характерны крайний эгоцентризм, стремление к немедленному удовлетворению спонтанно возникающих потребностей и желаний, примитивизм в межличностном общении, импульсивная агрессивность.
У таких лиц существенно деформирован или нарушен нормативный контроль. Нравственные и правовые нормы не оказывают на их поведение существенного влияния. Многим из них присущи черты аффективной ригидности (склонность к накоплению эмоциональных переживаний, фиксация на них, застреваемость, негибкость). Они характеризуются стойким нарушением социальной адаптации, крайней десоциализированностью. В насилии они усматривают единственное средство разрешения возникающих конфликтов.
Для этой категории преступников характерно широкое использование средств психологической самозащиты, снятие своей социальной ответственности посредством самооправдывающей мотивации — переложения вины на потерпевшего и внешние обстоятельства. Криминальному поведению, таким образом, придается положительный личностный смысл.
Исследование контингента убийц, лиц, причинивших тяжкий вред здоровью, и хулиганов позволило выделить три основных типа насильственных преступников по характеру их антиобщественной направленности.
К первому из них относятся преступники с четко и устойчиво выраженной специфической (агрессивно-насильственной) антиобщественной направленностью. Для них характерны негативно-пренебрежительное отношение к человеческой личности и ее важнейшим благам, убежденность в допустимости насильственных средств разрешения возникающих конфликтов. Преступное посягательство на жизнь и здоровье другого человека является для них звеном в цепи постоянных и непрекращающихся актов агрессивного насильственного поведения в разных сферах жизни и в различных ситуациях. Такой поведенческий стереотип — результат глубокой деформации их личности, специфический продукт эгоцентрической жизненной направленности. В большинстве таких случаев криминогенные провоцирующие ситуации инициировались самими преступниками, причем часто без предшествующего конфликтного взаимодействия с потерпевшими. Возникающие конфликты они предпочитают решать агрессивным путем.
Ко второму типу насильственных преступников следует отнести лиц, характеризующихся в целом отрицательно, допускавших и ранее различные правонарушения, но направленность которых на совершение посягательств против личности явно не выражена. Совершение насильственного преступления выступает нередко в качестве средства достижения особо значимых для них целей, способом завладения определенным «благом», во имя которого приносится в жертву ценность другого человека (так называемая инструментальная агрессия.
К третьему типу следует отнести так называемых ситуационных преступников — всех тех, которые до преступления характеризовались положительно либо нейтрально, а само насильственное посягательство совершили впервые под воздействием неблагоприятной внешней ситуации. В их поведении отсутствуют признаки, характерные для представителей двух предыдущих типов. Они применяют насилие в качестве неадекватной реакции на ситуацию, которая воспринимается ими как остроконфликтная.
Вопрос 57 Причины и условия насильственных преступлений
Существование и воспроизводство криминального насилия определяются в целом теми же причинами и условиями, что и вся преступность.
Общесоциальные истоки насилия коренятся прежде всего в неравенстве положения отдельных групп и индивидов в стратификационной структуре общества, связанной с их местом в системе общественного производства и распределением социальных благ. Именно социальное неравенство порождает экстремистские формы поведения, в том числе и акты криминального насилия. Нарушение стратификационного равновесия ведет к росту насилия. Вызывается оно двумя основными факторами: резким ухудшением социального статуса тех или иных групп или прерванной социальной мобильностью.
К основным криминогенным детерминантам убийств, причинения вреда здоровью и хулиганства следует отнести:
— интенсивную алкоголизацию и наркотизацию населения, обусловливающую значительную распространенность «пьяных» эксцессов и связанного с ними агрессивно-насильственного поведения (по данным НИИ наркологии Минздрава РФ, на начало 2002 г. в России официально зарегистрировано 2,2 млн больных алкоголизмом граждан, однако, по мнению экспертов, на самом деле в стране более 8 млн алкоголиков — мужчин, около 2 млн хронически пьющих женщин и 0,5 млн подростков до 14 лет, уже страдающих алкогольной зависимостью; к ним еще надо добавить примерно 3 млн человек, употребляющих наркотики);
— нереагирование соответствующих должностных лиц и общественных организаций на антиобщественные поступки в сферах быта, досуга и трудовой деятельности;
— виктимное (легкомысленное, безнравственное, противоправное) поведение потерпевших, послуживших поводом для преступления;
— влияние преступной среды; криминальное «заражение» в экстремистской или хулиганствующей микросреде; вовлечение в организованные, «заказные» и т.п. преступления;
— провоцирующие на конфликт взаимоотношения в семье, с соседями, сослуживцами (оскорбления, ссоры, скандалы, драки, издевательства);
— несвоевременное выявление общественностью и правоохранительными органами криминогенных семейно-бытовых ситуаций; неудовлетворительное реагирование на бытовые конфликты;
— нереагирование на предшествующие насильственным преступлениям угрозыфизической расправой в отношении потерпевшего и других лиц, факты побоев, нанесения телесных повреждений, истязаний, хулиганских поступков;