Допрос свидетеля и потерпевшего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2009 в 23:12, Не определен

Описание работы

Диплом
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ДОПРОС КАК УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ 7
1.1 Понятие, сущность и тактика допроса 7
1.2 Правовое положение свидетелей и потерпевших 19
2. ПРОБЛЕМЫ ТАКТИКИ ДОПРОСА СВИДЕТЕЛЕЙ И ПОТЕРПЕВШИХ 35
2.1 Система тактических приемов допроса свидетелей и потерпевших 35
2.2 Тактические приемы и комбинации разоблачения ложных показаний 57
2.3 Тактические особенности допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85

Файлы: 1 файл

ДОПРОС.СВИДЕТ.ИСПРАВ..doc

— 576.00 Кб (Скачать файл)

      Определяя круг вопросов, которые будут поставлены перед допрашиваемым, надо обращать особое внимание не только на их юридическое содержание и, собственно,тактическое значение, но и на их политическую и идеологическую направленность. Лучше избегать постановки перед иностранцем вопросов, которые касались бы его политических убеждений или национальных чувств и могли превратить допрос в дискуссию о политике, идеологии или национальных отношениях.

      Следует продумывать не только содержание вопросов, но и их форму. Вопросы, обращенные к иностранному гражданину, особенно потерпевшему от преступления, должны отличаться особой корректностью и тактичностью113.

      Наконец, необходимо тщательно выверять лексику и стиль при формулировке вопросов. Неудачу в допросе иностранца, особенно знающего русский язык, может предрешить одно небрежно оброненное слово. Значение одного и того же слова может быть воспринято людьми разной социальной, национальной и государственной принадлежности совершенно различным, иногда прямо противоположным образом. Так, иногда иностранные граждане капиталистических государств проявляют плохо скрытое недовольство, когда к ним обращаются словом "товарищ". Иностранцы из Африки могут возмутиться, если при них употребляют слово "негры", хотя в русском языке оно не содержит в себе каких-либо оскорбительных оттенков.

      Нередко последствиями неудачного словоупотребления  бывают серьезные затруднения и  даже невозможность проведения допроса вообще. В одном случае африканец (потерпевший по уголовному делу) отказался от проведения очной ставки с обвиняемым только потому, что последний несколько раз произнес слово "негр". Иностранец заявил, что он покидает кабинет следователя, так как не желает более подвергаться оскорблениям.

      Редакция  планируемых вопросов должна выбираться и с учетом того, что во время допроса они будут переведены на язык допрашиваемого. Нельзя поэтому злоупотреблять образными выражениями, иносказаниями, идиоматическими оборотами и другими словесными формами, которые затрудняют перевод вопросов на язык допрашиваемого и тем самым их понимание иностранцем114.

      Готовясь  к допросу иностранного гражданина, следователь должен создать такие условия, которые помогали бы установлению психологического контакта с допрашиваемым, способствовали появлению отношений взаимного доверия и непредубежденности. Исходя из этого, не следует настаивать на проведении допроса именно в кабинете следователя. Когда допрос иностранца происходит на его квартире или на службе (например, в помещении дипломатического или консульского представительства), сама окружающая обстановка делает его поведение более раскованным и свободным, А это, в конечном итоге, способствует установлению психологического контакта и содействует успеху следственного действия в целом. Конечно, при условии, что лидерство в допросе сохраняется за следователем115.

      Известно, какое значение для установления психологического контакта во время допроса имеет его проведение "с глаза на глаз", в отсутствие иных лиц. Однако следователь в рассматриваемых ситуациях часто лишен возможности создать такие условия для проведения этого следственного действия. Нередко иностранцев приходится допрашивать не в кабинете следователя, а в местах, мало приспособленных к производству действий процессуального характера. Иностранных туристов, например, часто приходится допрашивать в гостиницах, на вокзалах, в аэропортах. Однако любую, даже самую необычную и неожиданную ситуацию, в которой приходится вести допрос, можно использовать в интересах следствия116.

      Помимо  детального изучения обстоятельств расследуемого события следователь должен как можно больше узнать о личности иностранца, которого предстоит допрашивать. Кроме того, при подготовке к допросу иностранца необходимо получить хотя бы общее представление о политическом строе, обычаях, истории и географии страны допрашиваемого. Эти знания могут быть полезны при определении тактики допроса.

      Однажды на допросе следователь несколько  раз переспросил у потерпевшего - иностранца название города, в котором тот родился, и все-таки в протоколе сделал неверную запись. Потерпевший был обижен. Он усмотрел в этом желание унизить его страну, так как город, о котором шла речь, был столицей небольшого африканского государства, недавно получившего независимость. Из-за этого, казалось бы, незначительного обстоятельства допрос в целом не имел успеха117.

      Чаще  всего допрос потерпевшего иностранца происходит с участием переводчика. Однако если это обстоятельство будет использовано умело, оно не только не помешает, а, наоборот, будет способствовать установлению правильных психологических взаимоотношений между участниками следственного действия. Важно, чтобы переводчик стал своеобразным союзником следователя, конечно, оставаясь при этом самостоятельным участником процесса. Тогда допрос иностранца пройдет намного легче и будет значительно более результативным118.

      Таким образом, тактика допроса складывается в зависимости от личности допрашиваемого и допрашивающего, профессиональной подготовки следователя и представителей стороны защиты, присутствие других участников следственного действия. Следовательно, тщательное исследование всего комплекса вопросов, относящихся к допросу, имеет важное как научное, так и практическое значение.  
В юридической литературе рекомендуют при допросе применять тактические приемы, касающиеся:

      - организации и подготовки к  допросу; 

      - формирования психологического контакта следователя с допрашиваемым, анализ показаний в процессе допроса с целью установления их достоверности, правдивости и полноты, а также позиции допрашиваемого;

      - оказания помощи допрашиваемому для восстановления в памяти забытого, преодоление «наслоений» к воспринятому и субъективных недостатков;

      - психологического воздействия на допрашиваемого для преодоления установки на ложь и получения правдивых показаний. 

   2.2. Тактические приемы  и комбинации разоблачения  ложных показаний

      Задача получения следователем полных и достоверных показаний может считаться решенной лишь при условии, если эти показания получены в процессе допроса, проведенного в точном соответствии с нормами уголовно-процессуального закона. Поэтому тактические приемы допроса должны быть подчинены закону и могут применяться только в соответствии с требованиями уголовно-процессуальных норм.

        Результат допроса зависит, прежде всего, от позиции допрашиваемого - желает ли он говорить правду или намерен утаить ее и придерживаться установки скрыть истинную информацию путем дачи ложных показаний. «Правдивые показания - это такие показания, которые даются с искренним желанием рассказать все, что известно допрашиваемому по делу, и в таком объеме, в каком им в свое время был воспринят тот или иной факт»119.

      Для свидетелей и потерпевших дача правдивых  показаний помимо прочего сочетается с необходимостью настойчивого доведения  своей позиции до стороны обвинения  в случае явно прослеживаемого обвинительного уклона. Если показания действительно сразу оказываются полными и достоверными, то это наиболее благоприятный вариант допроса, но все менее часто встречающийся в наши дни. Но даже в правдивых показаниях сообщаемые сведения могут оказаться недостоверными или неполными по причинам, обусловленным психикой человека. К таким причинам в уголовно-процессуальной литературе относят:

      - неполноту восприятия;

      - забывание; 

      - добросовестное заблуждение при  восприятии события и дачи  показаний; 

      - «наслоений», образовавшихся в  процессе «хранения» воспринятого в памяти;

      - незнание того, какая полнота  сообщаемых сведений требуется  следователю; 

      - субъективные недостатки восприятия;

      - психическое влияние следователя  на допрашиваемого, путем постановки  наводящих вопросов, угроз, различных обещаний120.

      Ложные показания в форме заблуждения - это объяснения, не соответствующие действительности в случаях добросовестного заблуждения или неверной оценки имеющейся информации, результат понуждения лица дать ложные сведения. Правдивость показаний зависит от того, как у человека протекают процессы восприятия информации, ее воспроизведения, от состояния его памяти.  
На процессы восприятия информации влияют следующие субъективные факторы: дефекты органов чувств (глухота, слепота, дальтонизм, близорукость), расстройства нервной системы и другие болезненные состояния, усталость, сильное душевное волнение. «У лиц, находившихся в момент расследуемых событий в напряженном состоянии, восприятие ими происходящего отличалось пониженной категоризацией, искажением сущности событий, иллюзорностью и т. д.»121.

      Поэтому стоящая перед следователем общая  задача - получить достоверные и  полные показания от допрашиваемых - должна быть решена следующим образом. Если показания правдивые, но оказываются недостоверными или неполными, то необходимо оказать помощь допрашиваемому лицу с целью получения всесторонних и объективных показаний.

      Для этого следователю необходимо использовать рекомендуемые в литературе тактические приемы122.

      1. Прием максимальной детализации  показаний состоит из системы  задаваемых допрашиваемому дополняющих и уточняющих вопросов, строящихся так, чтобы в ответах он «раскладывал» процесс восприятия и воспринятое событие на «простейшие составляющие». Применяется тогда, когда допрашиваемый забыл некоторые детали или заведомо лжет и т.д.

      2. Преодоления добросовестного заблуждения,  вызванного субъективной оценкой  воспринятого обстоятельства под влиянием убеждений, влечений, интересов, привычек и навыков. При допросе таких свидетелей и (или) потерпевших можно пользоваться следующими приемами: а) при относительном обилии в сообщении потерпевшего и (или) свидетеля оценочных суждений и умозаключений вопросами направлять изложение так, чтобы потерпевший и (или) свидетель освещал фактические основания указанных суждений и умозаключений; б) при наличии обобщенных характеристик воспринятых лиц, чередующихся с описанием их внешности, действий, поведения, переоценке собственных действий в пределах воспринятого события направлять изложение с целью сообщения фактических оснований, характеристик лиц и собственных действий; в) при выявлении острых эмоциональных переживаний, о которых рассказывает потерпевший и (или) свидетель, объясняющий их возникновение воспринятым событием, одновременно предлагается сообщить об основаниях сильных эмоциональных реакций на воспринятое.

      3. Устранение добросовестного заблуждения,  обусловленного преднамеренным  внушением. Его можно устранить  тем, что; а) детально выяснить, когда, с кем, по какому поводу состоялся обмен мнениями о событии, являющемся предметом показаний, какой характер носил такой обмен информацией, какие цели преследовались при этом, какое отношение к выясняемому событию имели те лица, с которыми потерпевший и (или) свидетель обменивался информацией; б) уточнить, какие суждения, высказанные собеседниками при обмене информацией, побудили потерпевшего и (или) свидетеля более критически осмыслить сообщаемое на основе сопоставления посторонних суждений с фактическим материалом; в) уточняющими вопросами проследить вместе с потерпевшим и (или) свидетелем ход его размышлений о воспринятом событии, постепенно приближая его сообщение к материалу, послужившему основой для таких размышлений.

      4. Преодоление действия процесса  забывания на показаниях потерпевших  и (или) свидетелей. Приемы, стимулирующие вспоминание забытого материала, основываются на ассоциативных связях. Различают ассоциативные связи воспринятого и запечатленного в памяти материала: по временной смежности, по сходству и контрасту123. Например, в припоминании забытого большую роль играют ассоциации по смежности. Установлено, что в памяти человека явления укладываются в определенной связи между собой, поэтому какое-либо забытое обстоятельство может быть восстановлено при рассмотрении связанных с ним смежных обстоятельств. В данном случае одно удерживаемое в памяти обстоятельство даст по ассоциации толчок к восстановлению в памяти другого связанного с ним обстоятельства124.

      5. Приемы, стимулирующие вспоминание  по временной смежности исследуемого события, способствуют выяснению времени, когда оно происходило, и его содержания. Чтобы вспомнить время, место и содержание обстоятельства, с момента восприятия которого прошел некоторый период, выбирается «точка отсчета» в виде объективно или субъективно значимого события, достаточно близкого к искомому. Отталкиваясь от этой точки, человек последовательно перебирает в памяти весь ряд событий, прошедших до искомого момента, а затем вспоминает и забытое. Прием оказывается тем эффективнее, чем короче временной ряд от «точки отсчета» до припоминаемого обстоятельства.

      6. Прием ассоциативного выбора, являющийся  вариантом ассоциативного стимулирования припоминания по смежности, используется для уточнения времени, когда происходило выясняемое событие. Прием заключается в том, что допрашивающий предлагает в качестве «точки отсчета» объективно или субъективно значимое событие, время протекания которого хорошо известно допрашиваемому. Затем ставят вопрос: «Обстоятельство, о котором Вы рассказываете, было до или после этого?»125.

Информация о работе Допрос свидетеля и потерпевшего