Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 22:43, контрольная работа
Содержание общечеловеческих нравственных ценностей. Диалектика конкретно-исторического и общечеловеческого в ценностях.
Под влиянием социалистической революции 1917 года в России, провозгласившей принципы нового общественного устройства и межчеловеческих отношений, трудящиеся многих стран добились успехов в деле своего национального и социального освобождения, в обеспечении своих гражданских и демократических свобод. В процессе социалистического строительства в СССР были выработаны и получили мировое признание важнейшие социально-политические и экономические новации, используемые впоследствии в общественной практике других государств и оказавшие воздействие на демократизацию всей системы международных отношений. В мировом общественном сознании с социалистическими идеями стали ассоциироваться социальное равенство и защищенность, ликвидация эксплуатации и безработицы, мирное сотрудничество и дружба народов.
Приоритет общечеловеческих интересов не означает "растворения" классовых интересов в общечеловеческих, не ликвидирует классовых противоречий в обществе. Классовое противоборство остается, но формы его во многом видоизменяются, происходит перемещение некоторых его аспектов, расширяется и диапазон классовых интересов. В этой связи полезно вспомнить мысль Г.В.Плеханова: если пролетариат хочет поставить защиту своих классовых интересов на широкую основу политической борьбы, он должен бороться и за общие интересы истины, культуры, справедливости и человечности (см.: Плеханов Г.В. Соч., т. 11. - М.-П., 1926, с. 80).
Не
потеряло значение марксистское положение
о необходимости классового подхода
к анализу общественных явлений, их дифференцированной
оценки. Любой подход к вопросам свободы,
равенства, справедливости и других гуманистических
ценностей неизбежно обнаруживает свой
иллюзорно-утопический характер, если
он не исходит из интересов борьбы за освобождение
человека от социального и национального
угнетения, мирится с неравенством распределения
общественных богатств, с чьей-либо гегемонией
в мировой политике.
Доброде́тель - философский термин, означающий положительное нравственное свойство характера человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона.
Греки различали четыре добродетели:
мудрость,
мужество,
справедливость,
умеренность.
Источником добродетели Сократ считал разум и высшую добродетель, заключающую в себе все остальные, усматривал в мудрости.
Аристотель различал добродетели воли (этические) и добродетели ума (дианоэтические).
В новых системах философии (Кант, Фихте, Гегель) понятия свободы духа и высшего блага вытеснили понятие добродетели как этический принцип.
Благими намерениями вымощена дорога в ад - крылатое выражение русского языка.
Фраза употребляется для обозначения случаев, когда попытки (зачастую неумелые) осуществления гуманных и благих целей приводят к обратным, зачастую деструктивным последствиям. В современном русском языке в качестве аналога данной фразы иногда используется ставшее крылатым выражение «Хотели как лучше, а получилось как всегда»
Другие варианты
Путь в ад устлан благими намерениями
Благими намерениями устлана дорога в ад
Благими намерениями ад вымощен
Добрыми намерениями ад вымощен
Авторство выражения часто приписывается английскому писателю Самюэлю Джонсону. Его биограф Джеймс Босуэлл в своих воспоминаниях рассказывает, что в 1755 году Джонсон произнёс «Ад вымощен добрыми намерениями». ОднакоВальтер Скотт в романе «Ламермурская невеста» (1819) приписывает его происхождение одному из английских богословов.
Точное значение этого выражения: «Hell is full of good meaning and wishings» - «Ад полон добрыми намерениями и желаниями». первоначальным автором изречения считается английский богослов XVII столетия Джордж Герберт. Данным изречением Герберт проиллюстрировал одну из основных идей протестантской этики, согласно которой о действительности веры можно судить только на основании добрых дел. Данное изречение перекликается с изречением из Библии — в книге Иисуса, сына Сирахова есть фраза: «Путь грешников вымощен камнями, но в конце его - пропасть ада».
Таким
образом, с богословской точки зрения
смысл данного изречения
В этом мнении выражена одна из основных идей протестантской этики, согласно которой о действительности веры можно судить только на основании добрых дел. Неосуществленность намерений считается результатом слабости веры, и это закрывает дорогу к спасению.
С
православной точки зрения указанное
выражение является не вполне точным.
Вера, не мыслимая без добрых дел, не
сводится к ним одним. Вера - это
не только поступки, но и убеждения человека,
и его отношение к действительности, жизненные
стремления, желания, которые не всегда
осуществляются. «Благоразумный» разбойник
Евангелия был удостоен Царства Небесного
за всепоглощающую веру, которая не успела
осуществиться ни в одном добром деле.
Православный взгляд на соотношение добрых
дел и добрых намерений очень ясно выражен
в «Огласительном слове» святителя Иоанна
Златоуста, которое читается во всех православных
храмах за Пасхальным богослужением: «любочестив
бо Сый Владыка, приемлет последняго, якоже
и перваго: упокоевает в единонадесятый
час пришедшаго, якоже делавшаго от перваго
часа: и последняго милует, и первому угождает,
и оному дает, и сему дарствует: и дела
приемлет, и намерение целует; и деяние
почитает, и предложение хвалит».
Главная функция морали, конечно, — регулятивная. Мораль выступает, прежде всего, как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индивида. Причем способ специфически социальный: он появляется тогда, когда естественно-природные регуляторы уже не справляются с усложнившейся организацией общественной жизни (родовой, трудовой, семейно-бытовой и пр.). При этом формирующаяся мораль изначально опирается на хотя бы минимальную свободу человека от естественных условий существования. Моральная регуляция имеет смысл и нужна там, где есть хоть какой-нибудь выбор линии поведения, элементарная возможность предпочесть один поступок другому. Вот на этом изначально очень небольшом пространстве свободы воли человека и начинает формироваться мораль как своеобразный координатор и организатор очень многих «свободных воль», интересов, стремлений людей в некую единую целостность, существующую в саморегулирующемся режиме.
Всякая мораль обусловлена социально-исторически. Конкретный облик в ту или иную эпоху определяется многими факторами: типом материального производства, характером социального расслоения, состоянием государственно-правовой регуляции, условий общения, средств коммуникации, системой принятых обществом ценностей и т.д. Иными словами, качественно разнородные типы общества вызывают появление различных типов моральных систем. Каждый из них своеобразен, неповторим, несет на себе печать своего исторического времени.
Первобытную, мораль отличают такие черты, как непосредственный коллективизм, безусловная взаимная поддержка, уравнительное равенство (даже в возмездии за причиненное зло: «око за око, зуб за зуб») и пр. По сути, это даже еще и не мораль в полном смысле этого понятия, поскольку принятые в родовом обществе нормы поведения не обособились еще в качестве самостоятельной формы сознания, не отделились от фактического поведения людей в качестве некоего идеального образца. Первобытный человек полностью растворен в роде, он еще не сформировался как личность и, следовательно, строгое соблюдение им установленных обычаем норм есть результат не свободного морального выбора, а лишь естественно-родовой необходимости. Да и сфера действия первобытной морали не простирается дальше границ рода.
Мораль
в подлинном смысле этого слова появляется
лишь в классовом обществе. Растущая производительная
мощь общества, разделение труда, появление
частной собственности на средства производства
и его продукты разрывают естественно-родовую,
так сказать, кровную связь индивидов,
обособляют, отчуждают их друг от друга,
лишают общественную жизнь устойчивости
и обозримости. При этом разделение труда,
возникновение больших и малых государственных
образований связывают людей друг с другом,
быть может, даже прочнее, чем это делал
род, но только связь эта уже иная опосредованная,
вещная, отчужденная. В такой ситуации
жесткая регламентация родовой жизни
теряет свой смысл, человек обретает относительную
самостоятельность, расширяется свобода
выбора, появляется новый нравственный
горизонт. Суть его — в утверждении нравственной
самоценности, суверенности отдельного
человека. Приходит понимание того, что
правила поведения не только задаются
внешней необходимостью, но и частично
создаются самим человеком, они есть результат
сознательного выбора!
Вся история человечества убедительно доказывает, что агрессия является неотъемлемой частью жизни личности и общества. Более того, агрессия обладает мощной притягательной силой и свойством заразительности - большинство людей на словах отвергает агрессию, а при этом широко демонстрирует ее в своей повседневной жизни.
В переводе с латинского языка «агрессия» означает «нападение». В настоящее время термин «агрессия» употребляется чрезвычайно широко. Данный феномен связывают и с негативными эмоциями (например, гневом), и с негативными мотивами (например, стремлением навредить), а также с негативными установками (например, расовыми предубеждениями) и разрушительными действиями.
Ближайшими по смыслу словами к термину "агрессия" являются следующие: нападение, захват, переход границ, насилие, проявление враждебности, угроза и реализация воинственности. Издревле человечество проявляло интерес к феномену агрессии. Особенно это верно для представителей правящих классов, из века в век озабоченных практикой управления своими подданными и стратегиями направленного воспитания законопослушных и исполнительных членов общества. И в наше время агрессия является предметом активнейших научно-практических изысканий. Ежегодно в свет выходят сотни статей, десятки монографий, посвященных самым различным вопросам стимуляции и обуздания агрессии с использованием самых разных методов: от психотропных препаратов до психотехнологий скрытого управления идеологическими ориентациями целых групп населения.
Склонность к агрессивному, захватническому, насильственному поведению досталась нам в наследство от наших животных предков. Завоевание новых территорий, получение свободного доступа к наиболее богатым источникам удовольствия, стремление контролировать наибольшее число членов сообщества и распоряжаться запасами пищи и питья - всем этим более или менее успешно занимались наши далекие предки. Как и большинство животных, представители рода человеческого существенно различаются по степени склонности к проявлению агрессии. Наряду с тихонями и недотрогами активно действуют драчуны и забияки, всеми силами реализуя гнетущее желание поразрушать и позавоевывать. Сила, направленность и продолжительность агрессивных проявлений зависит от целого спектра психологических, физиологических и ситуационных факторов. Немаловажное значение при формировании приличного уровня агрессивности играют многие биографические и конституциональные факторы - характер рациона человека в немалой степени определяет его воинственность. Но так или иначе, в основе всякой агрессивности лежит тот или иной конфликт - осознаваемый или бессознательный, мимолетный или затяжной, охотно раздуваемый или вынужденно принимаемый. По сути своей, всякая агрессия является ничем иным, как проявлением активного, деятельного недовольства человека условиями окружающей жизни, ближними или самим собой.
Информация о работе Контрольная работа по "Профессиональная этика"