Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2015 в 19:48, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение социальных институтов.
Задачи исследования:
- исследовать теоретические аспекты социальных институтов;
- подробно рассмотреть несколько социальных институтов.
Главным экономическим преимуществом рыночной экономики является ее высокий рекомбинационный потенциал (т.е. способность к быстрой перестройке способов производства и пропорций используемых ресурсов, сравнительно мало затрагивающей систему установившихся социальных статусов и властной иерархии, т.е. не нарушающей условия устойчивости и непрерывной воспроизводимости общества в целом. автономному состоянию экономики, низкий — внедренному состоянию (эти понятия введены К. Поланьи). Степень социальной связанности технологии должна быть последовательно введена в круг понятий экономической теории, чтобы проблемы модернизации и рыночной трансформации экономики она не суживала рамками одного-единственного вопроса о пропорции между государственным вмешательством в экономику и экономической свободой частных лиц.
Так называемый «интерес собственника» как фактор эффективности имеет существенно меньшее значение, и в ходе эволюции роль последовательно снижается или даже становится негативной. Однако рыночная экономика с ее тенденцией к экспансии во все сферы социальной жизни грозит опасным нарушением баланса специализированных и комплексных ролей в институциональной структуре общества, на котором держится нормальное взаимодействие общественных подсистем. Роль противовеса может выполнить «ось»: государство — институты самоорганизации населения (семьи, малый бизнес, включая кооперацию, местные союзы самоуправления и т.п.). В развитии таких институтов и их деятельности интерес частного собственника действительно выполняет весьма позитивную функцию. Но эта функция не столько экономическая, сколько в первую очередь социальная.
Если механизмы рационального действия (рыночные или плановые) держатся на ролевом основании, то в свою очередь ролевой механизм в целом держится на том, что процесс дифференциации ролей, появления и расширения сферы специализированных ролей, экономических и политических, не вытесняет окончательно комплексных, неспециализированных ролей, сохранившихся с древних времен. Институт семьи является основным средоточием таких комплексных ролей, откуда они попадают и в специализированные институты, даже институты верховной власти (например, в образе «отца народов»). Как любой живой язык не может быть полностью специализирован, так и ролевая структура обязательно имеет «подстилку» из комплексных ролей. Это как бы базис процессов социального упорядочивания действий, т.е. базис институциональной системы по аналогии с природными и трудовыми ресурсами как базисом экономики в ресурсно-технологическом аспекте.
Поэтому экономическая экспансия несет с собой двоякую опасность. Экономическая экспансия выступает и как рост производства, и как активная диаспора, лучше сказать — метастазирование специализированных экономических институтов, таких, например, как рыночная сделка, во все сферы общественной жизни. Первое угрожает природному базису человеческого существования, второе — базису социального упорядочивания действий, который заложен в комплексных социальных ролях, доставшихся человечеству от архаических форм социальной жизни и невоспроизводимых в современной организационной среде.
Автономизация и обусловленный ею рост экономики в современном индустриальном обществе грозят подрывом этого издревле данного ресурса интеграции, а также и исчерпанием материальных природных ресурсов.
Привлечение внимания к этой проблеме можно считать одной из основных миссий людей, называющих себя институционалистами, и составляющих с экологами одну «зеленую» партию. Институты как первичные «сырьевые ресурсы» социальной интеграции необходимы для фабрикации «рукотворных» инструментов человеческого общежития, таких, как организации, законы и т.п., и они лишь частично заменимы этими продуктами, т.е. в значительной части невоспроизводимы.
Этот своеобразный и малоизученный ресурс должен быть прямо включен в экономический анализ, а насколько новы и неожиданны будут его выводы — выяснится по ходу дела. [5, с. 44-49].
Стратегия укрепления института семьи
Институт семьи в современном мире переживает серьезные трасформации:
Диаграмма 2. Семьи и дети, находящиеся в социально опасном положении
Мероприятия по повышению рождаемости и поддержке семьи в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ:
В субъектах РФ установлены дополнительные выплаты на дете й:
В целях создания благоприятных условий для семей с детьми необходимо:
Таблица 3. Затраты федерального бюджета на реализацию мероприятий по стимулированию устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи в 2007 году.
Мероприятие |
Всего средств федерального бюджета (млн.руб.) |
Единовременное пособие при всех формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью |
0,677 |
Софинансирование выплат на содержание ребенка в приемной семье и оплата труда приемных родителей |
6,174 |
Диспансеризация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
0,291 |
Мероприятия по направлению «Дети-сироты» подпрограммы «Дети и семья» ФЦП «Дети России на 2007-2010гг.» |
0,691 |
Всего |
7,833 |
Ключевыми задачами в решении проблем семейного неблагополучия, предотвращения социального сиротства в настоящее время являются:
Диаграмма 3. Финансирование мероприятий оздоровительной кампании детей из федерального бюджета (млрд. руб)
В 2007 году организованными формами отдыха, оздоровления и занятости были охвачены около 11 млн. детей, из них около 4 млн. – это дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. [11, с.11-14]
Заключение
Таким образом, социальные институты — это социальные механизмы, устойчивые ценностно-нормативные комплексы, регулирующие разные сферы социальной жизни (брак, семья, собственность, религия), которые мало восприимчивы к изменениям личностных характеристик людей. Но они приводятся в действие людьми, осуществляющими свою деятельность, «играющими» по их правилам. Так, понятие «институт моногамной семьи» подразумевает не отдельную семью, а комплекс норм, реализующийся в бесчисленном множестве семей определенного вида.
Институционализации, как показывают П. Бергер и Т. Лукман, предшествует процесс хабитуализации, или «опривычивания» повседневных действий, приводящий к формированию образцов деятельности, которые в дальнейшем воспринимаются как естественные и нормальные для данного рода занятий или решения типичных в данных ситуациях проблем. Образцы действий выступают, в свою очередь, основой для формирования социальных институтов, которые описываются в виде объективных социальных фактов и воспринимаются наблюдателем как «социальная реальность» (или социальная структура). Эти тенденции сопровождаются процедурами сигнификации (процесс создания, употребления знаков и фиксации значений и смыслов в них) и формируют систему социальных значений, которые, складываясь в смысловые связи, фиксируются в естественном языке. Сигнификация служит целям легитимации (признание правомочным, общественно признанным, законным) социального порядка, то есть оправдания и обоснования привычных способов преодоления хаоса деструктивных сил, угрожающих подорвать стабильные идеализации повседневной жизни.
С возникновением и существованием социальных институтов связано формирование в каждом индивидууме особого набора социокультурных диспозиций (габитуса), практических схем действования, ставших для индивида его внутренний «естественной» потребностью. Благодаря габитусу происходит включение индивидов в деятельность социальных институтов. Социальные институты поэтому — это не просто механизмы, а «своеобразные „фабрики смыслов“, задающие не только образцы человеческих взаимодействий, но и способы осмысления, понимания социальной реальности и самих людей».
Список использованных источников
Д. С. Львова. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 318 с. — (Серия «Высшее
образование») – 44-49с.
Информация о работе Социальные институты и экономическая эффективность