Рейдерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2010 в 17:52, Не определен

Описание работы

Рейдерство представляет собой часть более широкого явления – корпоративных конфликтов. Сам термин в тех же СМИ трактуется как захват предприятия, отъем собственности и тому подобное. При этом вводится деление рейдеров на белых и черных – белые действуют цивилизованными методами и в пределах правового поля, черные, соответственно, действуют совсем по-другому

Файлы: 1 файл

Рейдерство.doc

— 196.50 Кб (Скачать файл)

     Параллельно подписываются договоры с транспортной организацией на перевозку персонала, на поставку разного рода оборудования, на проведение ремонтных работ и т.п.

     Все это время часть  указанной группы активно, причем с  позитивных позиций, участвует во всех мероприятиях, вырабатывает условия купли-продажи и получения кредита, другая их просто игнорирует, в том числе не принимает участия и в собраниях.

     Хочется подчеркнуть, что  в сделке заинтересованы обе стороны –  объект специфичен, что и обусловило его сравнительно невысокую цену, продавцу было так же трудно найти покупателя, как покупателю продавца.

     И необходимо отметить еще одно привходящее  обстоятельство. У  компании-покупателя заканчивался через  несколько месяцев  срок договора аренды, а ее руководство  в преддверии владения собственными площадями недальновидно поссорилось с арендодателем.

     И вот через два  дня после подписания договоров о покупке  недвижимости и кредитного обе стороны в  самом начале рабочего дня получают копии

     искового  заявления от некоторых  акционеров указанной  группы, в котором  ставится вопрос о признании сделки недействительной в силу скрытой некоторыми персонами заинтересованности. Сразу скажу, что обвинение дутое, но фактическая сторона подобрана так, что доказать несостоятельность требований можно было бы только после тщательного и длительного судебного разбирательства. Одновременно с передачей копий стороны предупреждаются, что кредитующий банк получит копию заявления на следующий день утром, если не будут учтены интересы обиженных (интересно только, кем и чем) акционеров.

     И счет пошел на часы…

     Несмотря  на то, что отечественный гринмейл в ходу уже более десяти лет, эта  деятельность до сих пор весьма популярна. Причина в том, что, вложив некоторую  сумму в покупку акций (долей) и последующие агрессивные действия, за короткий срок свои вложения можно увеличить в несколько раз. 

     2. Внешний корпоративный  шантаж

     Сразу договоримся, что, извините за выражение, шантажно-вымогательские по своей сути требования взяток и прочих поборов  со стороны всякого рода контролирующих органов к корпоративному шантажу отношения не имеют.

     Корпоративный шантаж представляет собой псевдобизнес и строится по законам бизнеса. Профессиональные корпоративные шантажисты не особо  скрывают сферу своих интересов, зачастую они называют себя своеобразными  «санитарами леса», декларируя, что способствуют очищению бизнеса от негативных проявлений. Это, разумеется, ложь, шантажист борется исключительно за собственный материальный интерес. Но крупица правды в этой лжи есть – если нет упомянутых «негативных проявлений», нет и места, где может начать операцию корпоративный шантажист. Редкие исключения, с учетом их результатов, только подтверждают правило.

     Хочется привести пример молниеносной операции корпоративного шантажа (Санкт-Петербург, 2005 г.)

     Предприятие  выпускает  продукцию,  единственный  способ  сбыта которой – победа (причем за взятки) на тендерах. Но, взятки взятками, а существуют определенные формальности, например, представление данных об отсутствии исков. Компания-шантажист   через   зависимую   структуру   оказывает   потенциальной жертве незначительную услугу и уклоняется от получения задолженности. И обращается в суд. Жертва, получив копию искового заявления, моментально гасит задолженность.Но! Начало лета, рассмотрение дела назначено на конец августа. Погашение долга никак не влияет на содержание справки из суда о наличии иска. А если исковое заявление отозвать, как раз повлияет.

     Внимание  корпоративного шантажиста практически  всегда привлекают непродуманные действия компании-жертвы, это правило почти  не знает исключений.

     В последние годы появилось огромное количество книг и специалистов по ведению и развитию бизнеса, львиная  доля их рекомендаций относится к  рекламным мероприятиям. При этом в предпринимательское сознание внедряется, в числе прочих, мысль  о важности так называемой имиджевой рекламы, то есть рекламы не производимого товара, а самой компании. Не буду отрицать значение имиджевой рекламы в принципе, но давай-те зададимся вопросом, что даст имиджевая реклама компании, чья продукция нужна только достаточно ограниченному кругу предприятий?

     А вот одну компанию, изготавливающую  определенное электрооборудование для промышленности, рекламисты убедили в необходимости агрессивной имиджевой рекламы как важнейшего компонента развития. Был составлен и внедрен план рекламной компании (Санкт-Петербург, 2005 г.)

     На  отраслевой выставке центральный стенд  экспозиции был посвящен свершениям компании. Был показан сравнительный  рост оборота за несколько  лет, рассказано о  приобретении промплощадки, об успешном завершении переговоров по приобретению итальянской фирмы, поставляющей комплектующие.

     Надо  заметить, что все  в этой рекламе  действительности, мягко  говоря, не соответствовало  – обороты показаны были липовые, вместо фотографии руин на месте промплощадки была представлена компьютерная реконструкция, изображающая современное производственное здание, а итальянцы были бы поражены, узнав о том, что их фирма мало того, что выставлена на продажу, но почти что уже и продана.

     Но  свою роль реклама  сыграла, рейдеров привлекла. Давно замечено, что «надувание щек» компанией обратно пропорционально довольству персонала своим материальным положением – ведь прежде всего имиджевая реклама должна убедить собственный персонал, иначе она не сработает вообще. В итоге персонал убеждается в успешном развитии компании, а на своем кармане этого не ощущает. Поэтому с источниками ценнейшей коммерческой информации у рейдеров проблем не было.

     Сама  операция была проведена  одновременно по двум направлениям. Во-первых, через зависимую  фирму был установлен коммерческий контакт с компанией-жертвой. Целью контакта было закрепление в разных документах ложных положений имиджевой рекламы. Нужно это было для создания трудно разрешимых коллизий с налоговыми и антимонопольными органами.

     Во-вторых, был проведен интенсивный поиск слабо звена для захождения на жертву. Как чаще всего и бывает, нашелся не получающий никаких реальных выгод от состояния в компании (она организована как общество с ограниченной ответственностью) участник.

     Приходит  в итоге к этому  участнику некий добряк и говорит, что его доля стоит реально около ста тысяч долларов. А живет участник в коммуналке-развалюхе. И никогда своих денег не увидит. Давайте мне доверенность, говорит добряк, я ваши акции продам директору от вашего имени так, что вы получите сто пятьдесят тысяч, а я – все, что сверху. 

     Вопросы защиты 

     За  последние три века человеческой истории выработано твердое правило  – шантажисту уступать нельзя. И  это правильно. Предприниматель, однако, живет в мире, который построен на соотношении прибылей и убытков. Поэтому, не отходя от указанного правила, следует в конкретной ситуации ответить себе на два вопроса:

     – Что я потеряю, если откажусь выполнить  требования шантажиста?

     – Избавлюсь ли я от давления шантажиста навсегда, выполнив это его требование? Не придут ли по проторенной дорожке другие?

     Естественно, к каждом случае ответы на эти вопросы  разные, но есть и некоторые общие  закономерности. 

     Мелкий  гринмейлер

     Он  подобен слепню – абсолютная мелочь, а укусы болезненны, правда, и  проходят быстро. Потери, являющиеся следствием его действий, носят, в основном, временный и организационный характер. Бороться с ним можно, если перенять его методы: мгновенно и жестко реагировать на все

     его промахи, требовать адекватного  возмещения убытков, в том числе  и расходов на юридическую помощь, административных и т.п. При этом, к сожалению, временные и организационные потери возрастут вдвое-втрое. А так как, скорее всего, зудеть слепень не перестанет, борьба примет позиционный характер.

     Принять требования мелкого гринмейлера о выкупе его акций (долей) можно при непременном и одновременном наличии двух условий: он выставляет адекватную цену, и с его уходом не остается ядовитых семян вроде его конфидентов. И это не будет уступкой шантажисту – компания обретает спокойствие, удаляется источник возможных более серьезных осложнений, кроме того, консолидируется пакет.

     Если  хоть одно из условий отсутствует, либо ситуация вызывает сомнение, принимать  условия нельзя. Надо вести борьбу на измор, чего бы она не стоила. Компания не может в итоге не победить, хотя бы в силу несопоставимости ресурсов. 

     Профессиональный  гринмейлер

     Это серьезный противник хотя бы в  силу того, что он потратился на приобретение акций (долей), то есть начал действовать  осознанно, в отличие от спонтанных в основном действий мелкого гринмейлера. Как уже говорилось, он проводит бизнес-операцию, нацеленную на конкретный результат.

     Отвечая на второй из обозначенных выше вопросов, можно однозначно сказать, что, уступив  такому гринмейлеру, мы не только не избавимся от его дальнейших поползновений, но и поспособствуем их новых проявлениям. Понятно, что отвечать на первый вопрос и смысла нет.

     Бороться  с профессиональным гринмейлером следует  с учетом следующего:

     – Он, как правило, юридическое лицо, поэтому имеет, как и любое юридическое лицо, свои точки уязвимости;

     – В отношении общих ресурсов он на порядок беднее объекта атаки, просто его ресурсы сосредоточены  там, где он имеет тактическое  преобладание;

     – Он затратил определенные денежные средства. Это, с одной стороны, заставляет его стараться их возместить, причем с изрядным довеском, а с другой – заставляет, как и любого предпринимателя, бояться увеличить убытки.

     После приватизации бывший гигант легкой промышленности превратился в  открытое акционерное  общество. Благодаря умелому руководству предприятие своевременно было реорганизовано в группу предприятий разного назначения, контрольный пакет в каждом остался за материнской компанией. В самой компании около 10% акций распылены между мелкими акционерами. В собственности предприятия весьма значительные активы, в том числе и недвижимость, оно активно как в основной деятельности, так и в управлении «дочками» и недвижимостью. Ну и все мы знаем, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. И у компании были как огрехи, так и умышленные, учено говоря, деликты. Рейдер за бесценок скупил около 1,5% процентов акций, выявил слабые места в совершенных сделках (в основном с недвижимостью) и начал атаку. Цену своего пакета он определил в триста тысяч долларов.Компания заняла твердую позицию. На каждый ход нападающего следовал жесткий мгновенный ответ. Попытки гринмейлера выйти на переговоры с предложениями, отличными от продажи пакета по реальной цене, отвергались с порога. Твердость позиции и, главное, компетентность при планировании и проведении действий принесли результат: через полгода борьбы рейдер продал свой пакет за пять, повторяю, пять тысяч долларов. И есть основания считать, что рад был дешево отделаться.

     Вывод один: уступать профессиональному гринмейлеру  нельзя. Выше приводились два примера профессионального гринмейла. Напомню, речь шла в одном случае о получении крупного кредита, во втором – о совершении сложной сделки по приобретению недвижимости. В обоих случаях требования гринмейлеров были удовлетворены. И если в первом случае было хотя бы найдено компромиссное решение, позволившее выделить из компании некоторые активы и ампутировать источник беспокойства, то во втором все остались на своих местах. Руководство компании принимало решения в обстановке жесточайшего цейтнота, под угрозу было поставлено само существование компании… И сейчас в компании сосуществуют нерешительное и недостаточно компетентное руководство, продолжающее, видимо, принимать непроработанные решения, и гринмейлеры, проведшие удачную операцию и познавшие вкус победы. Что станет с компанией дальше? Об этом можно только гадать. 

     Внешний корпоративный шантаж

Информация о работе Рейдерство