Прямые иностранные инвестиции в экономике России в 2005-2009 годах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 11:17, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования заключается в разработке комплекса мероприятий по увеличению притока прямых иностранных инвестиций в экономику России.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:
Рассмотреть сущность прямых иностранных инвестиций
Изучить факторы, определяющие привлекательность страны для притока прямых иностранных инвестиций и методы осуществления ПИИ

Файлы: 10 файлов

Приложение 1.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Приложение 2.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Приложение 3.doc

— 46.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Приложение 4.doc

— 36.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Приложение 5.doc

— 87.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Приложение 6.doc

— 56.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Приложение 7.doc

— 110.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Приложение 8.doc

— 45.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Приложение 9.doc

— 45.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Работа3.doc

— 266.50 Кб (Скачать файл)

      Значение  прямых иностранных инвестиций для  экономики страны трудно переоценить. Экономисты до сих пор не пришли к единому мнению по поводу того, является ли экономический рост следствием притока прямых иностранных инвестиций или же прямые иностранные инвестиции являются следствием экономического роста. Однако из научных споров явствует одно: прирост прямых иностранных инвестиций и экономический рост идут рука об руку.

      Поэтому не смотря на то, что в настоящее время в экономической науке нет единого мнения относительно положительного или отрицательного влияния прямых иностранных инвестиций на экономическое положение стран, их принимающих, автор данной работы считает абсолютно обоснованной точку зрения, согласно которой привлечение иностранного капитала является предпосылкой эффективного хозяйствования. 
 

 

Глава 2. Прямые иностранные инвесции в экономике России: тенденции и перспективы

2.1. Проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику России

      «Россия в силу своих географических особенностей, своей роли в мировом развитии труда, интеллектуального потенциала всегда будет инвестиционно ёмкой страной», – заявил на встрече с членами международного дискуссионного клуба «Валдай» Президент России Дмитрий Медведев [19].

      Наша  страна в состоянии в ближайшие 10–15 лет освоить 200–300 млрд. долл. капитальных вложений в реконструкцию и модернизацию производства в соответствии с требованиями мирового и внутреннего рынков. По оценкам российских экспертов, например, только одному топливноэнергетическому комплексу России для преодоления кризисных явлений потребуется 100–140 млрд. долл. Замена и модернизация активной части производственных фондов ежегодно требует 20–25 млрд. долл. Для этого необходимо перераспределить в пользу России примерно десятую часть суммарных международных прямых инвестиций, которые составляют в последние годы 240–250 млрд. долл [7, с. 135].

     Положительно  на привлечение иностранных инвесторов влияют наличие квалифицированных кадров, богатство природными ресурсами, наличие недорогой квалифицированной рабочей силы, большой объём внутреннего рынка, а и дущая в стране приватизация и возможность участия в ней иностранных инвесторов [2, с. 57].

     Традиционно в исследованиях отмечается, что проблемная специфика России выражается в неразвитом сельском хозяйстве, устаревшем производственном аппарате, плохой коммуникационной структуре при обширной территории, неразвитости коммуникационной структуры, раздутом ВПК при отсутствии необъходимых гражданских производств [2, с. 78].

     Однако  обследование примерно двух сотен крупных  зарубежных компаний, проведенное МЭРТом в рамках Консультативного совета по иностранным инвестициям показало, что западные предприниматели выделяют пять главных препятствий для инвестиций в Россию: коррупция, административные барьеры, избирательная трактовка и применение законов, неадекватное и противоречивое законодательство, конфликты между государством и бизнесом.

     При этом в 2007 году коррупцию и административные барьеры поставили на первое место более 90 процентов опрошенных.

     Итак, современное состояние инвестиционного  климата в Российской Федерации следует оценивать как далёкое от идеала, даже несмотря на то, что в последние годы объективно имело место улучшение условий инвестирования, что было отмечено в 2008 году на заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям. Первый вице–премьер РФ Игорь Шувалов заявил о том, что на нём «было признано, что инвестиционный климат в России улучшается. В этом году он значительно лучше, чем в предыдущие годы». По его словам, на заседании было отмечено, что «несмотря на те сложности, с которыми столкнулись корпорации, все инвестиционные планы исполняются». «Никто не заявил о сокращении инвестиционных проектов. Все инвесторы говорят, что Россия – это страна, где сегодня очень выгодно инвестировать», – подчеркнул первый вице–премьер [22].

     Такое улучшение в основном было связано  со стабилизацией политической жизни и улучшением макроэкономических показателей состояния экономики. Кроме того, в основном было принято законодательство, способное позитивно повлиять на российские внешнеэкономические связи. Однако масштабы вывоза капитала из России по–прежнему остаются достаточно большими.

     В исследовании «Прямые иностранные  инвестиции в России», проведённом на основе анализа опроса руководителей иностранных фирм, список которых приводится в Приложении 4, проведённом компанией Rainbow Insight по инициативе Консультативного совета по иностранным инвестициям при Председателе Правительства РФ в четвёртом квартале 2008 года, мнения респондентов относительно основных проблем, с которыми сталкивается бизнес в России распределились следующим образом (см. Приложение 5):

     1–ое  место – административные барьеры;

     2–ое  место – недостаточная прозрачность законодательной базы;

     3–ее  место – коррупция;

     4–ое  место – недостаточная независимость  судебной системы;

     5–ое  место – прочие проблемы [12, с. 2]. 

     В категории «прочие» наиболее часто  упоминались политическое вмешательство в бизнес (проблема, схожая с административными барьерами), произвольность применения законов (проблема, схожая с недостаточной прозрачностью законодательной базы), нехватка квалифицированных кадров, сложность системы налогообложения (четверо из опрошенных руководителей назвали это в качестве одной из своих основных проблем). В мире нет другой страны с такой же сложной системой налогообложения, как в России», – отмечалось в ходе опроса. «Она столь сложна, что практически невозможно полностью ей соответствовать. При желании налоговые органы всегда найдут, к чему придраться» [12, с. 4].

     Несмотря  на то, что участники опроса представляют крупные международные компании, осуществляющие деятельность во многих странах мира, некоторые из них отметили, что трудности, с которыми приходится сталкиваться малым и средним предприятиям при их учреждении, являются серьезным препятствием для дальнейшего экономического роста (и экономической дивер–сификации). Некоторые респонденты отметили «сравнительно новый», с их точки зрения, риск возбуждения судебных дел против них (или их российских дочерних компаний), инициированных их российскими конкурентами.

     Весьма  показательным явилось высказанное  респондентами мнение о том, что  инфраструктура сейчас рассматривается  ими в качестве основного «узкого  места». Это касается в первую очередь компаний, чей бизнес зависит от беспрепятственного перемещения товаров из пункта А в пункт Б. Инфраструктура и раньше вызывала нарекания, но некоторые респонденты отметили, что они «очень» или «чрезвычайно» озабочены ухудшением состояния российской инфраструктуры, в частности, материально–технической базы и выразили сомнение, что Правительство РФ активно занимается решением этой проблемы.

     Как можно заметить, четыре из основных вышеперечисленных проблем взаимосвязаны и представляют собой часть более широкого понятия правового регулирования. По мнению респондентов, это по–прежнему является существенным, если не основным, поводом для беспокойства иностранных инвесторов, ведущих бизнес в России. Разделительная линия проходит между теми, кто считает, что это является серьезным препятствием в их деятельности, и теми, которые рассматривают эту проблему как более или менее легко преодолимую.

     Коррупция – это, несомненно, одна из основных проблем российского государства. По результатам исследования «Transparency International» Россия по уровню коррупции откатилась на 126 место в мире. Согласно ежегодному докладу Всемирного экономического форума, Россия входит в первую пятерку стран по «уровню дополнительных расходов бизнеса на преодоление административных барьеров», – отметил Андрей Нечаев, президент Российской финансовой корпорации [13, с.3].

     Как следует из докладов «Экономическая свобода в мире», инициированных Милтоном Фридманом, чем выше экономическая свобода в стране, тем выше уровень ВВП на душу населения и тем ниже уровень коррупции. По данным такого доклада, опубликованного в 2007 г., Россия по уровню экономической свободы находилась на 120–м месте в мире (в 2003 г. – 116–е место).

     Административные  препятствия на пути бизнеса постоянно растут. У государства сохраняется огромное количество разрешительных, распределительных и контрольных функций. И это при полной непрозрачности и неупорядоченности взаимоотношений власти и бизнеса. Ряд принятых в последнее время законов, направленных на снижение административного давления на бизнес, типа закона об упорядочении проверок, или были выхолощены еще на стадии разработки и принятия, или откровенно игнорируются чиновниками. Практика реализации других очень напоминает давно придуманную Андрем Нечаевым «теорию передвижной кормушки». Суть ее в том, что большинство управленческих решений, внешне направленных на облегчение условий для бизнеса и снижение уровня коррупции, реально лишь убирает административные барьеры в одном месте и создает их в другом, меняя, соответственно, и возможности «кормления» для разных групп чиновников.

     Оборотной стороной административного давления на бизнес и налогового бремени является уровень теневой экономики. Даже по официальным оценкам она дает в России не менее 25 процентов ВВП против 8–9 процентов в США и 11–13 процентов в Великобритании. Мировой банк оценивает неформальную экономику в России примерно в 1,5 раза выше [18, с.1]. В целом по оценкам доклада Всемирного экономического форума по сводному индексу конкурентоспособности Россия находилась в 2008 г. на 62–м месте в мире (в 2005 г. – на 53–м месте) [6, с. 3].

     Уровень защищенности собственности остается в России крайне низким. По данным Fraser Institute, индекс защищенности прав собственности в России более чем на 1/3 ниже, чем у стран, близким нам по уровню экономического развития. По оценкам А. Илларионова, в странах с более высоким риском экспроприации собственности, темпы экономического роста в среднем ниже более чем в три раза [13, с.3].

     Государственная власть понимает, какие сложные проблемы стоят перед ней в связи  с привлечением прямых инвестиций в  российскую экономику. Недаром Президент России Дмитрий Медведев отмечает, что для того, чтобы привлекать инвестиции, государственная власть, конечно, не может идти на нарушение ряда фундаментальных принципов конституционных свобод, «но во всех остальных случаях мы будем работать круглосуточно, чтобы в нашей стране был нормальный, деловой климат» [19].

2.2. Объёмы и динамика  прямых иностранных инвестиций в экономику России

     Приступая к анализу динамики поступления  прямых иностранных инвестиций в Россию, необходимо отметить, что в последние годы продолжается тенденция, наблюдаемая с 1996 года: доля прочих инвестиций превалирует над другими их видами – прямыми и портфельными. В среднем она составила более 70% среди всех иностранных инвестиций, поступивших в Россию за последние пять лет (см. Приложение 6) [16]. Основной причиной такой ситуации является то, что, начиная с 1996 года, когда на рынок ГКО–ОФЗ были допущены нерезиденты, появилась возможность зарабатывать «легкие» деньги, рискуя при этом минимально. Доля прямых иностранных инвестиций за последние пять лет составила в среднем около 24% от общего объёма.

     В 2007 году приток прямых иностранных инвестиций достиг рекордного уровня – $27,8 млрд. по сравнению с $6,8 млрд. в 2003 году, в основном сконцентрированных в добывающих отраслях (см. Приложение 7) [20].

     Накопленный иностранный капитал в экономике  России на конец 2008 года составил $264,6 млрд., что на 19,9% больше по сравнению с 2007 годом. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе – 51,6% (на конец 2007 года – 50,2%), доля прямых инвестиций составила 46,3% (на конец 2007 года – 46,7%), портфельных – 2,1% (на конец 2007 года – 3,1%) [16].

     Общая сумма накопленных инвестиций в  экономике России на конец 2009 года равнялась 268 млрд. 226 млн. долл., что на 1,4 процента больше по сравнению с предыдущим годом. Из общей суммы 109 млрд. 022 млн. долл. (40,7 %) составляли прямые инвестиции, 10 млрд. 258 млн. долл. (3,8 %) — портфельные и 148 млрд. 946 млн. долл. (55,5 %:) — прочие.

     В течение последних двух лет можно  констатировать тревожную тенденцию сокращения объема как иностранных инвестиций вообще, так и прямых иностранных инвестиций в частности, поступающих в российскую экономику. Федеральная служба государственной статистики в феврале 2009 года сообщила, что в 2008 году он составил $103 млрд. 769 млн., что на 14,2% меньше, чем в 2007 году. В 2009 году в экономику России поступило всего $81,9 млрд. иностранных инвестиций, что на 21% меньше, чем в 2008 году, из них $15,906 млрд. прямых иностранных инвестиций, что на 41,1%, или в 1,7 раза, меньше аналогичного показателя за прошлый год. Портфельные инвестиции в 2009 году снизились на 37,7% - до $982 млн, прочие инвестиции уменьшились на 13,5% и составили $65,139млрд. [21].

Информация о работе Прямые иностранные инвестиции в экономике России в 2005-2009 годах