Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2011 в 15:08, курсовая работа
Цель работы заключается в изучении процессов происходящих в оффшорном бизнесе, и проанализировать современное состояние оффшорной деятельности, как за рубежом, так на территории Российской Федерации.
Эта общая цель конкретизируется путем постановки и решения следующих задач:
•определить теоретические основы оффшорного сектора мировой экономики, и обосновать его составляющие элементы;
•проанализировать современное состояние некоторых оффшорных зон;
•выявить проблемы, существующие в оффшорном бизнесе;
•проанализировать и оценить состояния международного и отечественного опыта противодействия практике отмывания «грязных» денег.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты оффшорного бизнеса 4
1.1. Понятие, основные элементы и принципы механизма оффшорного
бизнеса 4
1.2. История создания оффшорных зон 5
1.3. Цели создания оффшорных зон 7
1.4. Оффшорная зона как особая разновидность СЭЗ 8
1.5. Особенности оффшорной компании и ее виды 9
2. Анализ функционирования оффшорного бизнеса 12
2.1. Оффшорная компания как способ минимизации налоговых платежей 12
2.2. Примеры некоторых оффшорных зон 14
2.3. Последствия деятельности оффшорных зон (мировой опыт) 16
2.4. Место и роль оффшорного бизнеса в мировой экономике 17
3. Перспективы развития оффшорной деятельности 20
3.1. Отношение мирового сообщества к оффшорному бизнесу 20
3.2. Перспективы развития оффшорной деятельности в России 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
В апреле 2002г. FATF представила документ, в котором были описаны методы финансирования террористов и способы определения такой деятельности. Ранее, в феврале 2002г., FATF провела специальный форум, посвященный этой проблеме, в котором приняли участие страны – члены этой организации, ее региональные отделения, а также 9 международных организаций.
FATF увеличивает количество входящих в ее состав стран, она принимает меры по поддержке региональных организаций, решающих те же задачи, что и FATF. Такие организации действуют:
В рамках FATF действует также Оффшорная группа банковских наблюдателей (Offshore Group of Banking Supervisors). С июля 2000г. FATF активизировала сотрудничество с МВФ и Всемирным банком. В 2001г. МВФ и Всемирный банк разработали совместную программу (IMF/World Bank Financial Sector Assesment), которая направлена на интенсификацию деятельности по борьбе с отмыванием капиталов в мировом масштабе, а также создали механизм координации технического содействия странам, которые принимают меры по противодействию отмыванию «грязных» денег и финансированию терроризма. Бюро ООН по контролю за распространением наркотиков и предотвращению преступлений (US Office for Drug Control and Crime Prevention) в сотрудничестве с другими международными и региональными организациями разработало программу Global Programme Money Laundering. ЕС в декабре 2001г. была выпущена вторая (после 1991г.) директива по борьбе с отмыванием денег – EU Anti-Money Laundering Directive.
В целом, с точки зрения реакции на наступательные действия развитых стран оффшорные центры разделились к настоящему времени на две группы.
К первой группе относятся достаточно старые и респектабельные оффшорные
территории, стремящиеся всеми силами сохранить свою высокую репутацию, - Багамские и Каймановы острова, Кипр, Мальта, Маврикий и ряд других. Они нацелены на постепенное приведение своих законодательств к более цивилизованным нормам, принимают меры по борьбе с отмыванием денег, избавляются от сомнительных компаний. Вторая группа – это относительно молодые оффшорные центры, только недавно вышедшие на этот прибыльный рынок и стремящиеся всячески привлечь к себе клиентов. Они рассматривают оффшорный бизнес как способ своего выживания в условиях дефицита природных и человеческих ресурсов, а «атаку» на этот бизнес со стороны Запада – как неоправданное вторжение в их налоговую базу. Так, например, азиатские оффшоры, расположенные в бассейнах Тихого и Индийского океанов, не торопятся открывать свои реестры международным экспертам и инспекторам, как того требуют Большая семерка и мировые финансовые институты.
В итоге, несмотря на все усилия Запада, в вопросе контроля над оффшорами остается еще много нерешенных проблем.
В конечном итоге, оценивая перспективы оффшорного бизнеса в современной мировой экономике, следует учитывать то обстоятельство, в какой мере он будет «очищаться» от операций, связанных с собственно отмыванием «грязных» денег, сохраняя при этом свою роль важного фактора дальнейшей либерализации общемировой системы внешнеэкономических связей, развивающейся по все более ясным, прозрачным и единообразным правилам. Как достаточно остроумно отмечает известный теоретик проблем оффшорного бизнеса Дж. Пеппер, «если оффшорная ментальность подразумевала использование методов, публично признаваемых лазейками, то новая методология должна строиться на умелом использовании обыденных, используемых повсеместно инструментов. Это значит слиться с окружающей средой, стать невидимым. Каждый бизнес должен носить в себе свой «внутренний оффшор», состоящий из схем работы, порожденных интеллектом, а не волей очередного островного правительства». [7, с.10]
3.2 Перспективы развития оффшорной деятельности в России
Споры о том, чем же все-таки являются оффшорные зоны – благом или злом, не утихают с момента их появления на свет. Примечательно: даже администрация США, объявившая крестовый поход против оффшоров в связи с разгоревшимся скандалом вокруг "Бэнк оф Нью-Йорк", была вынуждена официально признать, что именно в практике оффшорных зон полнее всего реализуется один из фундаментальных принципов рыночной экономики "Разрешено все, что не запрещено законом".
Глубоко заблуждаются те, кто полагает, что мировая общественность отвергает оффшорную индустрию, и что подобная практика присуща лишь развивающимся островным странам. Оффшорными территориями являются целые европейские государства, например, Ирландия, Люксембург или Мальта, а также части высокоразвитых стран – провинция Канады Нью-Брансуик, американский штат Вайоминг, швейцарский кантон Цуг. Благоприятные режимы налогообложения предоставляют Канада и Великобритания, США и Швейцария, Ирландия и Япония. В принципе, любая страна имеет такие особенности налогового законодательства, которые могут быть использованы в целях международного налогового планирования. "Чистых" оффшорных зон в мире около 80, большая их часть сосредоточена в Европе и Карибском регионе.
Если проанализировать направления развития оффшорного бизнеса в РФ, то следует отметить, что в России, как и во всем мире, использованием оффшорных структур стремятся обеспечить защиту активов, имущественное планирование и использование трастов, обеспечение конфиденциальности и отмывание "грязных денег". При этом в качестве самостоятельного направления использования ОК российскими гражданами и предприятиями следует выделить незаконный вывоз капиталов за рубеж. Необходимо также признать и то, что именно незаконный вывоз капитала и отмывание "грязных" денег являются главными, тесно связанными между собой направлениями развития оффшорного бизнеса в России. Под разговоры о том, что реформируемая экономика нуждается в иностранных инвестициях, страна превратилась в мировую "прачечную" по отмыванию преступно заработанных средств. Дошло даже до публичных призывов "амнистировать" незаконно вывезенные из страны денежные средства, если они будут возвращены в РФ. Инвестиций это не прибавило, но подобная "либеральность" российских властей не прошла даром – "Россия находится в специальном списке стран, считающихся международными центрами отмывания денег" [6].
Еще одним обстоятельством, усугубляющим ситуацию с оффшорным бизнесом в РФ, особенно в части неконтролируемого экспорта капиталов, является деятельность на территории РФ прибалтийских банков, вседозволенности и безнаказанности которых удивляются даже эксперты секретарских компаний. Вот как об этом пишет в своей книге Дж. Пеппер: "…уже несколько лет эти банки с завидной стабильностью занимаются отмыванием денег (назовем вещи своими именами) во всех возможных формах и видах…" и далее: "меня всегда удивляла одна вещь: как можно столь долго и безболезненно существовать рядом с государством, пытающимся поддерживать строгий валютный и налоговый контроль (с Россией) и не нарваться на неприятности" [6].
Надо отметить, что в некоторых оффшорных юрисдикциях, например, государство Ниуэ и острова Теркс и Кайкос, возможно учреждение компании с официальным названием, написанным на любом языке. Поэтому, учредив ОК с русским названием, нечистые на руку бизнесмены в настоящее время имеют уникальную возможность переводить рублевые платежи сразу на счета оффшорных фирм через рублевые корсчета прибалтийских банков в российских банках-корреспондентах. Причем внешне такой платеж ничем не отличается от обычного перечисления внутри страны, для убедительности даже указываетсяиндивидуальный номер налогоплательщика (ИНН) получателя (как правило, это ИНН банка, в котором открыт корсчет прибалтийского банка). Таким образом, осуществляется обход валютного контроля, и при переводе денежных средств за рубеж не надо оформлять и оставлять в банке паспорт сделки. Все это дает возможность бесконтрольного перевода за рубеж любых денежных средств [14].
Очень
эффективным методом
Такое положение будет существовать до тех пор, пока не будут законодательно оформлены экономические и правовые аспекты сотрудничества российских предприятий и компаний, зарегистрированных в оффшорных юрисдикциях. Следует отметить, что в данной ситуации страдает не только государство, но и само предприятие, поскольку цели криминального обогащения отдельных лиц вступают в противоречие не только с интересами государства, но и целями процветания самого предприятия.
В настоящее время международные секретарские компании успешно продолжают свою деятельность на территории Российской Федерации. В частности, применительно к условиям современной России ими разработана и активно применяется методика налогового планирования, которая основана на комбинировании трех факторов:
1) различия налоговых систем различных государств;
2) различия
организационно-правовых форм
3) различия форм извлечения дохода от своей деятельности.
Построение схемы, направленной на минимизацию налоговых выплат, начинается от платящегося субъекта. При этом на первом этапе путем комбинации перечисленных выше факторов решается задача снижения налога на добавленную стоимость (НДС) и других налогов с оборота. В частности, желаемого результата можно достичь, если удастся формально перевести контракт или его большую часть в разряд внешнеторговых, в котором в качестве получателя будет выступать оффшорная компания, не имеющая постоянного представительства в РФ.
На втором этапе решается задача снижения налога на прибыль. Достигается это за счет использования иностранных ОК и построения цепочки: иностранная оффшорная компания – российское предприятие, зарегистрированное на льготной территории, – посредническая компания в регионе, где осуществляется основная деятельность.
Третий этап – выбор наиболее благоприятных условий для аккумулирования денежных средств. Так, при получении дивидендов рекомендуется использовать компании, зарегистрированные в странах, имеющих с РФ договора об избежании двойного налогообложения. Если говорить в общем, то "добиваться снижения налогов с торговой прибыли внутри России лучше, комбинируя работу через низконалоговые (льготные или зарегистрированные в российских "налоговых оазисах") предприятия в России с привлечением оффшорных компаний-подрядчиков" [6].
Четвертый этап – "метод косвенного снижения налогов" применяется в том случае, если на трех предыдущих этапах не удалось достичь поставленной цели. Суть его состоит в уменьшении налогов на прибыль за счет искусственного увеличения расходов предприятия. Очень удобным инструментом для этого также может служить оффшорная компания.
Обращает на себя внимание то, что в приведенной выше методике только один из трех используемых факторов напрямую относится к оффшорному бизнесу, два других имеют чисто внутреннее происхождение. Как видно, равнозначной заменой "российскому оффшору" является обыкновенное предприятие, пользующееся на том или ином законном основании налоговыми льготами. Это значит, что проблемы, связанные с оффшорным бизнесом, как, например, только что рассмотренное налоговое планирование, должны решаться комплексно.
Проанализируем развитие ситуации на мировом оффшорном рынке и значение этого развития для российских предпринимателей. В настоящее время оффшоры будут пытаться отстаивать свои преимущества и попробуют приспособиться к новым правилам и ограничениям, которые вводятся по инициативе развитых стран. Есть явная тенденция снижения налогового бремени в странах, которые оффшорами хотя и не являются, но стремятся повысить свою привлекательность для внутренних иностранных инвесторов, чтобы составить какую-то конкуренцию оффшорам. Это происходит в Ирландии и в какой-то мере в России. Вторая тенденция – уход от оффшорных юрисдикций, когда оффшоры пытаются изменить существующий режим, с тем чтобы улучшить свою репутацию. Но при этом определенные преимущества, которые существовали раньше, сохраняются. Так обстоит дело на Кипре. Есть еще третья тенденция – стремление оффшоров сохранить все в неизменном виде. Это происходит с островами.
Одна цель, для чего используется оффшор, – это вывести средства из-под налогообложения вообще, вторая цель – это отсрочка от уплаты налогов. Нет ничего плохого, когда внутри большой индустриальной группы есть холдинговые компании, которые находятся в странах благоприятного налогового режима. Дело ведь не в количестве оффшорных компаний, а в понимании, как компания ведет бизнес, принимает решения, и как инвесторы смогут получить свои деньги назад.
Крупные российские клиенты в основном работают с Кипром. Он остается и, похоже, останется наиболее удобной оффшорной зоной, ориентированной на Россию. Не секрет, что содержание любой структуры стоит денег, и, как правило, здесь это обходится дешевле по сравнению с другими юрисдикциями.
Кипр в настоящее время не позиционируется как оффшорная юрисдикция, поскольку там есть свое законодательство, которое предоставляет для всех видов компаний одинаковый налоговый режим. Но там есть положения, которые позволяют освобождать от налогообложения определенные виды операций. Поэтому для российских предпринимателей Кипр. остается привлекательной зоной. Сейчас Кипр очень удобен для инвестиций в Россию, но, возможно, он станет еще и удобным инструментом для поддержки инвестиций из России в ЕС.
В
перспективе Россия может быть привлекательным
местом для организации бизнеса, т.к. точки
зрения налогообложения наша страна и
сейчас достаточно привлекательное место,
но это вопрос эффективности функционирования
государственной машины.
Информация о работе Перспективы развития оффшорной деятельности