Организации в нелегальной экономике – российский и зарубежный опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 04:41, реферат

Описание работы

Актуальность проблем не нуждается в специальном обосновании. Удельный вес и влияние криминального сектора в экономике приблизились к той черте, за которой вероятна утрата обществом контроля за направленностью социально-экономических и политических процессов.

В условиях нелегальной экономики возрастает потребность в комплексном изучении теневой, скрытой от регистрации и противоправной экономической деятельности как с позиции криминологии, криминалистики, уголовного права, так и экономических и социальных наук.

Содержание работы

Введение 3
§1. Определение и сущность теневой экономики 4
§2. Российский и зарубежный опыт в нелегальной экономике 8
Заключение 26
Библиографический список 27

Файлы: 1 файл

организции - реферат.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

    Грани между социальным контрактом и теневой  его модификацией, разумеется, условны, подвижны и прежде всего потому, что по внешним признакам субъекты того и другого сходны. Но в "параллельной" системе они значительно отличаются от своих "официально" декларируемых аналогов. В ней функционируют физические и юридические лица, не сложившиеся как рыночные агенты и воспринявшие лишь внешний антураж рыночных связей и механизмов.

    Первый  удар безоглядного реформаторства в  России приняло на себя государство, само свернувшее свою экономическую  роль, в течение определенного  времени представлявшее организационную  структуру с незначительной дееспособностью, не определившееся ни со своими функциями, ни с методами, ни с пределами своего участия в экономическом и социальном регулировании. Как "агент - гарант" и как "производящее государство" оно в Российской федерации пока несостоятельно, бесспорна лишь ограниченность государственных финансовых возможностей. Полномочия государства реально оказались резко сужены в большей степени на федеральном уровне в организационно-управленческих способах его воздействия на экономических агентов. Государство не способно в массовом порядке вынуждать значительные группы фирм и предпринимателей к таким действиям, которые в чем-либо не совпадают с их собственными интересами, поэтому пределы дееспособности государства подчас находятся в рамках "наездов" административных и силовых структур на отдельных экономических агентов.

    Теневой капитал по определению заинтересован  во всемерном разрушении государственной  машины, но одновременно ему необходима бюрократическая система с присущими  ей властными полномочиями. Противоречие между этими противоположными тенденциями разрешается с помощью приватизации государства, когда наряду с трансформацией права собственности и приватизацией государственного имущества происходит приватизация его функций и правомочий. Это означает, что в сферу деятельности частных экономических агентов переходят как активы государства, что разрушает его формальный и реальный статус как собственника, так и должностные права государственных служащих. Резко возросшая потребность в минимизации экономического и социального хаоса, неизбежно сопровождающего крупные социально-экономические перевороты, на деле обернулась усилением позиций бюрократического аппарата. По существу обнаружилась тенденция к замещению государственной власти властью бюрократа, превращению государства из публичного агента в частного. Вмешательство государства в экономику по-прежнему осуществляется чиновниками от имени государства, но все чаше ради реализации ими своих частных корыстных интересов. Бесхозная административная власть используется как исходное условие приобретения прав собственности и их последующего перераспределения.

    Такая трансформация по нарастающей происходила  и в недрах планово-распределительной  системы, но сейчас этот процесс приобрел более законченные формы, причем его логику, стадии, темпы и масштабы стал определять не только бюрократ, но и теневой капитал.

    Государственные чиновники оказались востребованными  теневым капиталом, так как в  параллельную, теневую систему предприниматели  уходят не только потому, что государство  душит их непомерными налогами, но еще и потому, что от советской системы хозяйствования сохранилась возможность приобретения во властных структурах существенных конкурентных преимуществ, не являющихся чисто рыночными и, прежде всего, в виде избирательной поддержки со стороны государства отдельных хозяйственных структур, как правило, не имеющей рационального экономического обоснования. С помощью чиновников можно наилучшим образом обеспечить также нейтрализацию социального контроля за функционированием теневого капитала. В конечном счете, теневая элита и сотрудничающие с нею государственные структуры в их новом качестве являются противниками рыночного, то есть, обезличенного регулирования, они едины в стремлении персонифицировать его.

    Таким образом, формированию теневого социального  контракта предшествует распространение индивидуальных контрактов, где одной из сторон выступают государственные структуры. Система подобных контрактов проходит путь от примитивной купли-продажи услуг чиновников (взятки), распоряжающихся государственными ресурсами до постоянного сотрудничества заинтересованных сторон и все более возрастающего участия чиновников в распределении и перераспределении полученного эффекта. По существу это представляет подмену общественных целей корыстными интересами частных лиц, сопровождается формированием нелегального рынка прав собственности и распоряжения государственным имуществом, обслуживающего теневых субъектов.

    В итоге формируется устойчивый альянс особых интересов экономических  агентов и государственных структур, представляющий собою базу для соглашения между ними как в явных, так и неявных формах.

    Процесс приватизации затрагивает и правовую систему страны. Сначала развертывается процедура дискредитации права  как основного инструмента регулирования  экономики и общества.

    Теневая экономика в её российском варианте усиливает противостояние экономических интересов государственной и хозяйственной элит и других хозяйствующих субъектов, углубляет внутриотраслевую поляризацию предприятий.

    Но, тем не менее, теневые отношения  в целом и контрактные формы их организации лишь на первый взгляд являются злом, требующим максимальной концентрации усилий по их преодолению разного рода шоковыми методами.

    Непосредственное  же воздействие на теневые формы  организации экономических связей можно представить как вытеснение их в те мелкие и мельчайшие ниши, которые "не интересны" для сложившихся рыночных агентов и позволяют пройти школу предпринимательства, получить опыт функционирования в конкурентной среде.

     Из  раскрытой выше сущности «теневой экономики» следует, что это явление имеет весьма многогранный и разнородный характер. В связи с этим возможны различные критерии разграничения её элементов. Для удобства анализа обозначим каждый выделенный слой, страту, зону или уровень рынка своим цветом.

     Белый рынок (официальная зона) базируется на основе учтенных операций в бюджетно-налоговой системе, отражаемых официальной статистической отчетностью, балансами предприятий, налоговыми декларациями и т. П.Это легальный рынок, участники которого действуют с соблюдениями всех законов и правил и полностью прозрачны. Последнее обстоятельство особенно важно при вхождении России в мировой рынок и является наиважнейшим фактором привлечения в белый рынок предпринимателей из теневой сферы.

     Розовый рынок (своего рода  «VIP»-зона) включает деятельность уполномоченных властными структурами фирм, наделенных «статусом наибольшего благоприятствования», который дает возможность получать льготы, дешевые кредиты, работать с особо ликвидными товарами и т.д. В этой  «неприкасаемой» для других зоне функционируют так называемые  «карманные» фирмы, которым  позволительно, например, ежегодно закупать несколько миллионов тонн нефти по заниженным ценам (в том числе за региональные расчетные векселя) и отправлять её на переработку или на экспорт, но уже по мировым ценам; фактически даром занимать землю в центре города под строительство своих объектов и элитного жилья и т.д. и т.п.

     Розовый рынок функционирует как на федеральном, так и на региональных уровнях  и имеет сквозной характер. Причем значительная часть этого рынка находится в полной тени. Общим правилом для его «игроков» является увод активов в зарубежные офшоры.

     Розовый рынок берет свое начало с 20-х  годов прошлого века, когда, например, В.И.Ленин лично дал карандашной  фабрике А.Хаммера разрешение на ведение бизнеса в Росси со многими льготами. К этому рынку можно отнести созданную в советские времена Сталиным обширную сеть спецраспределителей и спецмагазинов (таких как «Березка»), особых санаториев, больниц для власть принадлежащих. Сфера спецобслуживания частично сохранилась в виде льготных цен и закрытого распределения благ.

     Внутри  этого рынка, по существу, встроенного  в механизм принудительного распределения  ресурсов действовала своя система  неофициального (а значит теневого) обмена услугами             в региональном плане – между центром и местами, в отраслевом _ между правительством, министерствами и отдельными предприятиями. Сложился и собственный механизм согласования интересов - борьба за выделение максимального объема ресурсов и получение минимальных плановых заданий. В ЦК КПСС и Госплане СССР между отделами и «подведомственными регионами» шел настоящий торг посредством бартерных операций по всем группам и услугам. Выделение кредитов и размещение новых предприятий в регионах зачастую осуществлялось путем яростной борьбы между региональными лидерами. Процветали закрытый номенклатурный подбор и расстановка кадров, причем многие представители  номенклатуры жили по принципу - «что позволено Юпитеру, то  не позволено быку». Быками (или даже козлами) считалось остальное население страны. Открытие рынка в начале 1990-х годов привело к тому, что экономика тотального дефицита трансформировалась в экономику неплатежей и  денежного дефицита.

     В настоящее время наряду с открытой существует и продолжает развиваться закрытая (негласная) форма обмена и распределения ресурсов, продукции и услуг, с предоставлением официальных и неофициальных льгот и преференций (налоговых, таможенных, транспортных, снабженческих, арендных и других)для своих –узкого круга доверенных физических и юридических лиц, находящихся рядом с федеральной и региональной властями.

     Серый рынок-зона полулегальных операций, таких как обеспечение утечки капиталов за рубеж; не полная инкассация выручки; челночный бизнес с неучтенными операциями; городские вещевые рынки без инкассации выручки, вымогательство местными органами власти у предпринимателей денег на местные нужды – проведение праздников, во внебюджетные фонды.

     Этот  рынок функционирует на основе деятельности ряда полутеневых предприятий, организаций  и оказывающих им содействие представителей федеральных и региональных органов  власти.

     Эта система начала функционировать еще в советские времена, когда хозяйствующие субъекты  и просто физические лица создали полулегальный рынок взаимных услуг под условным названием - «блат-связи» на основе бартерных операций, особенно в сфере обращения дефицитных товаров и услуг - в торговле, строительстве, транспорте, снабжении и других отраслях. Растущий дефицит товаров и услуг в СССР привел к широкомасштабным спекуляции и торговле  «из-под прилавка», что стало основой формирования серого рынка.

     Другая  составляющая серого рынка- это достигшее огромных размеров присвоение (хищение) государственной собственности(феномен «несунов»).Процветали и приписки на производстве, с одной стороны, позволяющие фиктивно выполнять спускаемые сверху нереальные планы, а с другой стороны- скрывать воровство материалов и оборудования, которые затем перепродавались на черном рынке. Несмотря на суровые наказания, теневая экономика процветала, помогая сглаживать неизбежные при сверхцентрализированном управлении и планировании ошибки в распределении ресурсов.

     В современных условиях сложился новый  тип серого рынка, на котором властные органы, используя свои полномочия, принуждают бизнес делать взносы в  свои полуофициальные внебюджетные фонды. Такой оброк может заменяться взятками или откупами за право не платить оброк. Взамен власти закрывают глаза на правонарушения бизнесменов.

     Черный  рынок - (криминальная зона) включает сделки и операции в сфере неучтенного денежного оборота, теневое производство товаров и услуг на предприятиях, не зарегистрированных в налоговых и других государственных органах, или производство «левых» неучтенных товаров и услуг на формально соблюдающих законы предприятиях; а также взятки, контрабанду, проституцию, рэкет, наркобизнес и скрытые от налогообложения виды деятельности(«левые» репетиторство услуги врачей, спортивных тренеров; теневые банки, черная касса). На этом рынке, как на «зоне» (каламбур), авторитеты преступного мира определяют правила (понятия) экономического поведения.

     Черный  рынок-это своего рода офшор внутри страны. Посредством нелегальных видов деятельности создается добавленная стоимость, свободная от налогообложения. Однако существуют своеобразные трансакционные издержки: дань криминалу (цена безопасности) и милиции (право на неприкасаемость), а также «арбитражные» издержки на «разборки».

     Гигантские  масштабы «черного рынка» и его четкая структурированность позволяют  сделать выводы о наличии внутри страны параллельного государства  с аналогичной официальной системой управления.

     Хозяйствующий субъект черного рынка - организованная преступность, которая четко структурирована, отлажена и разветвлена. По существу она органично встроена в народное хозяйство. По данным МВД РФ, в России действуют около 20 тыс. преступных группировок, куда входит около 90 тыс. активных участников. С учетом пособников и членов семей эта сфера охватывает порядка 400 тыс. чел. Причем идет активный процесс консолидации - вхождение мелких групп в крупные сообщества, как в рамках отдельных территорий, так4 и на межрегиональном и международном уровнях путем налаживания связей между крупными криминальными формированиями. На сегодня 150 российских криминальных сообществ фактически поделили страну и активно вклиниваются не только в экономическую, но и в политическую сферу.

Информация о работе Организации в нелегальной экономике – российский и зарубежный опыт