Общее и особенное антикоррупционной деятельности двух стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 06:10, реферат

Описание работы

Актуальность темы: Проблема коррупции и взяточничества в нашей стране встала так угрожающе остро, что актуальность и мотивы выбранной темы просто очевидны. Покупается и продается абсолютно все: от оценок в школе до должностей в Жогорку Кенеше. Еще 11 лет назад, в 2003 году был утвержден закон Кыргызской Республики о борьбе с коррупцией, что стало формальным признанием критического обострения проблемы продажности и подкупаемости чиновничества в условиях глубокого социального кризиса.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие и масштабы распространения коррупции
§1.1. Понятие коррупции.
§1.2.Коррупция как международное явление.
§1.3.Влияние коррупции в экономическую, политическую и социальную сферы общества.

Глава 2. Общее и особенное антикоррупционной деятельности двух стран
§2.1. Анализ антикоррупционной программы Республики Корея.
§2.2. Стратегии по противодействию коррупции в Кыргызской Республике.
§2.3. Возможность применения опыта Республики Корея в Кыргызской Республике. Общее и особенное антикоррупционной деятельности двух стран..

Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 108.02 Кб (Скачать файл)

В тексте стратегии от 2009 г. выделялись следующие сферы, где коррупция имеет свою специфику и требует отдельных антикоррупционных мер: 

  • политическая деятельность; 
  • администрирование; 
  • государственные финансы;
  • судебные, правоохранительные органы и вооруженные силы.

В каждой из этих сфер предусматривалась реализация мер по четырем направлениям: предупреждение коррупции, общественная поддержка, расследование коррупционных преступлений, международное сотрудничество.

Текст «новой» стратегии (2012), имея большое сходство со стратегией 2009 г. в анализе ситуации факторов, порождающих коррупцию,  в общих подходах к борьбе против коррупции, оценках ущерба от коррупции, еще больше заостряет  вопрос о  социальных, политических и экономических последствиях коррупции.

В тексте новой стратегии дополнительно названы принципы стратегии, главными из которых являются признание коррупции одной из главнейших угроз национальной безопасности Кыргызской Республики; использование в противодействии коррупции системы мер, включающей в себя меры по предупреждению коррупции, по уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и по минимизации последствий коррупционных действий; конкретизация антикоррупционных положений законов, Государственной стратегии антикоррупционной политики в правовых актах органов государственной власти, органов государственного управления и местного самоуправления.

В разделе о законодательной и организационной основе антикоррупционной борьбы  в документе стратегии 2012 г. говорится о декларативности существующего законодательства и необходимости принятия совершенно нового закона против коррупции и ряда других антикоррупционных законов[1].

Анализ факторов коррупции в стратегии 2012 г. указывает на то, что коррупция стала составной частью механизма государственного управления. Однако  анализ факторов ограничен. Не упоминаются такие важные факторы, порождающие коррупцию, как отсутствие прозрачности и подотчетности органов государственной власти и официальных лиц, раздутость государственной бюрократии, правовые факторы, в том числе слабость и коррумпированность судебной системы и правоохранительных органов. Недостаточно  сказано и о теневой экономике, о том, какие виды теневой экономики существуют, и борьба  с какими ее видами имеет наибольшее значение с точки зрения уменьшения уровня коррупции. 

Для Кыргызстана  очень важно определить приоритеты, которые, на мой взгляд, должны состоять в акценте на коррупцию в верхних эшелонах власти.  Не низовая коррупция, а  именно  системообразующая коррупция должна стать основной мишенью стратегии и антикоррупционного законодательства.  Это, в свою очередь, предполагает сопротивление со стороны участников сложившихся коррупционных практик, что требует от стратегии  и плана действий четких и целенаправленных решений конкретных задач.

В стратегии 2012 г. нет плана действий. Даны общим списком лишь направления выполнения стратегии без разделения, как в тексте стратегии 2009 г., по сферам деятельности и направлениям работы. В списке направлений работы ничего кардинально нового, кроме пункта о создании комитетов гражданского контроля, не предлагается. Перечисляются в общих  терминах меры по повышению уровня правового сознания и культуры населения,  в том числе в учебных заведениях, меры по  устранению факторов коррупции в государственном секторе, повышения эффективности госслужбы, служебной этики и ответственности должностных лиц, меры по разработке и  внедрению технологий и методов борьбы с коррупцией, профилактика коррупционных явлений, совершенствование правоприменительной практики, улучшение деятельности судов, совершенствование форм антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов.

План действий по новой стратегии предполагается выработать  совместными усилиями ветвей власти – в том числе Жогорку Кенешем Кыргызской Республики, правительством Кыргызской Республики, Верховным судом  Кыргызской Республики, а также органами  местного самоуправления.

Наличие согласованных позиций по антикоррупционной политике между ветвями власти важно и необходимо для успешной реализации стратегии, однако определенное неприятие  со стороны отдельной части депутатского корпуса вызвал тот факт, что стратегия утверждена указом президента. Отдельными депутатами ЖК  были озвучены сомнения  в юридической правомочности подобных действий президента, за которыми последовали возражения о том, что президент предпринимает подобные действия в рамках своих конституционных полномочий.

Важно отметить, что, несмотря на то, что предыдущие варианты стратегии борьбы с коррупцией имели планы действий по реализации, даже беглое прочтение планов покажет, что многие пункты не были выполнены.  Несмотря на формальное наличие планов действий, по сути все три варианта антикоррупционной стратегии  являются во многом декларативными, а не практическими документами.

На декларативность указывает преобладание общих задач, отсутствие конкретных задач, а если они указаны, то не указываются сроки выполнения, нет конкретных ответственных лиц или не указана система контроля и ответственности за реализацию стратегии и ее задач.

Практические антикоррупционные стратегии, которые существуют в мировой практике, имеют  ряд общих характеристик таких документов.  Практические стратегии акцентируются  не на постановке диагноза или обсуждении проявлений и последствий коррупции, а на причинах и источниках коррупции, на системном подходе, а не выборочных мероприятиях.

Практическая стратегия должна учитывать конкретные потребности страны, ее контекст, возможные ресурсы страны, опираться максимально на внутренние ресурсы и внутреннюю экспертизу. Стратегия должна поддаваться оценке и контролю за ее исполнением. Практическая стратегия  должна указывать на источники ресурсов для ее реализации.

 

 

3.3. Возможность  применения опыта Республики  Корея в Кыргызской

Республике

 

 

Приоритетной тенденцией развития современной цивилизации, затрагивающей все государства, является глобализация, которая представляет собой «сложный и многомерный комплекс различных процессов, включающий интенсификацию межгосударственных экономических, политических, социальных, культурных связей, трансформацию мировой экономики и формирование глобальных рынков, широкое распространение западной системы либерально-демократических ценностей и одновременно их усиливающееся неприятие».32

Однако глобализация не должна снижать роль национального государства, поэтому зарубежный опыт в нашей стране доллсен использоваться взвешено и осторожно, учитывая с одной стороны, объективно развивающиеся процессы глобализации и международной интеграции, а с другой - необходимость реализации национальных интересов Кыргызской Республики.

У нас в Кыргызстане всё не плохо с теоретической частью, с моделированием коррупции, с анализом её причин и последствий. Принят Закон о борьбе с коррупцией Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 30 января 2003 года, проводятся мжшество семинаров, круглых столов по проблеме борьбы с коррупцией, по заимствованию зарубежного опыта в нашей республике, разрабатываются рекомендации по борьбе с «вечным злом», но всегда появляются проблемы с практикой. Не всегда есть понимание, каким образом, какими способами мы можем и должны внедрить все эти правильные теоретические рекомендации и антикоррупционные механизмы в нашу повседневную работу. Мало иметь

 

необходимые знания по борьбе с коррупцией, важно суметь применить эти знания на практике.

Организационные аспекты борьбы с коррупцией имеют исключительное значение в деле практической реализации антикоррупционной деятельности, В Кыргызстане пока не сложилось относительно надёжной организации для борьбы с коррупцией, организации реальной, эффективной, независимой от исполнительной власти и подчинённой только закону. Это является одним из главных недостатков противодействия коррупции в целом. Коррупционеры сегодня — это грамотные и информированные люди, которые совершают свои преступления не от незнания законов, а от глубокого осознания серьёзных причин безнаказанности коррупции в стране.

Причиной неэффективности государства в борьбе с коррупцией является то, что преследование за коррупцию осуществляют те органы, рейтинг которых в соответствие с измерением уровня коррупции являются самыми высокими, например МВД и реформируемая финансовая полиция.

В феврале этого года была утверждена Стратегия борьбы с коррупцией. Но общественные слушания в шести министерствах показали, что в госорганах нет понимания стратегии, нет плана реализации стратегии, а если есть, то опять просто на бумаге. На сегодняшний день у министерств и госорганов есть только планы на будущее по борьбе с коррупцией, но пока не наблюдается планомерная работа по искоренению коррупции в самом министерстве, так и в секторе в целом.33

Прозрачность представляет собой ключевой механизм для улучшения применения новой политики в большинстве коррупциогенных сфер. Модель системы OPEN в Сеуле представляет хороший пример того, как можно использовать информационные технологии для внедрения упрощённых и реорганизованных рабочих процессов, для обеспечения прозрачности процедур и обеспечения связи с гражданами. Значение привлечения общественности и бизнес-сообщества к антикоррупционной деятельности в рамках процесса обеспечения прозрачности весьма весомо и продуктивно. Поэтому при проведении курса новой политики в Кыргызстане следует особо избегать формального применения процедур обеспечения прозрачности и не только обеспечить доступ к информации, но и разработать меры для облегчения участия общественности в движении против коррупции.

В своей книге «Электронный документооборот и управление записями на I платформе EMC Documentum как инструмент для борьбы с коррупцией» | Владимир Дрожиннов говорит о возможности борьбы    с коррупцией в государственных органах и органах местного самоуправления средствами информационно-коммуникационных технологий. Он также отмечает успех южнокорейской программы «OPEN».

Вопрос в том, насколько эффективно может быть применима южнокорейская программа «OPEN» в Кыргызстане. В силу недостаточной развитости Кыргызстана в сфере информационных технологий, возможно, возникновение некоторых трудностей. Но в целом, данная программ вполне применима в столице Кыргызстана, Бишкеке. Неплохо было бы сначала реализовать эту программу в Бишкеке, а потом и в других регионах Кыргызстана, ведь программа «OPEN» тоже была применена в столице Южной [ Кореи, Сеуле.

В Кыргызстане необходимо создание такой структуры как Комитет по борьбе с коррупцией в Корее, который бы был независим, который бы предоставлял доклады о своей работе президенту страны, но лишь в порядке информирования, а не для получения оценки или рекомендаций. И набор в этот комитет должен быть открытым и прозрачным.

Конечно, можно говорить о тысячах способах, проектах и программах, имевших успех в зарубежных странах, но эффективная борьба с коррупцией возможна только при наличии двух факторов. Это политическая воля руководства страны бороться с коррупцией и поддержка от гражданского общества.

Именно желание государства бороться с коррупцией является неотъемлемым фактором реализации успешной антикоррупционной политики. Иначе, борьба с коррупцией станет «поверхностной», формальной борьбой только лишь для отвода глаз.

Необходимо также ужесточить уголовную ответственность за коррупционные преступления и установить достаточный срок давности дел, обеспечить прозрачность и подотчетность в государственном управлении природными ресурсами.

Абсолютно все, не исключая даже президента страны, должны быть равны перед законом и нести полную ответственность за незаконные деяния. Корея -это единственная страна, которая отправила за решетку двух своих бывших президентов, а также их сыновей, министров, депутатов и других чиновников. Это свидетельствует о большом желании государства бороться с коррупционными деяниями.

Если же нет политической воли государства, то есть второй, немаловажным фактор, как гражданское население. Если же нет той личности, в лице президента страны, которая бы желала искоренить коррупцию и болеющей за процветание государства, то тогда решающую роль должно сыграть гражданское общество. Если следовать корейскому опыту борьбы с коррупцией, то именно гражданское общество сыграло большую роль в успешной антикоррупционной      политике.      Поэтому      необходимо      проводить

 

профилактические работы среди населения, выработать нетерпимость граждан к коррупционным преступлениям, так как доминирование коррупции часто отпугивает отдельные фирмы, и даже страны от первого шага для ликвидации такой практики. Когда взятки платят все, никто не хочет первым положить конец и остаться с пустыми руками.

Следовательно, необходимо повышение информированности гражданского общества; более активная деятельность СМИ в освещении коррупции, как на уровне государства, так и в частном секторе.

В разработке стратегии борьбы с коррупцией очень важно изучение опыта зарубежных стран. Но поскольку нет глобальных рецептов против коррупции, нужно  разрабатывать   антикоррупционные  программы   в  соответствии  с потребностями своих регионов. 43 Очень большую роль в жизни общества играет менталитет народа, который практически невозможно изменить за короткий период времени. Но, в то же время, менталитет народа нельзя назвать «константой», которую невозможно поменять совсем. Поэтому необходимо вырабатывать  нетерпимость,  негативное  отношение  к  коррупции   через образовательную    деятельность.    Гражданское    общество    не    должно воспринимать коррупционные деяния, как естественное явление.

Информация о работе Общее и особенное антикоррупционной деятельности двух стран