Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2011 в 12:25, контрольная работа
Неблагоприятная ситуация в экономике США не могла не отразиться на всем остальном деловом мире, и Россия не стала исключением. Наиболее сильно по экономике страны ударила невозможность дальнейшего получения дешевых иностранных кредитов на межбанковском рынке, а также снижение объемов экспорта продукции. Кроме этого причиной возникшего в нашей стране финансового кризиса считается также падение цен на нефть – молниеносное и значительное – со 150$ до 40$ за 1 баррель. Энергоносители (газ и нефть) имеют первостепенное значение для богатой ими России, поэтому снижение цен на сырье резко снизило и доходы от его экспорта.
Введение
В
настоящее время проблема международного
финансового кризиса стала
Неблагоприятная ситуация в
В пору говорить о некоей моде – еще бы, на кризис так удобно ссылаться при случае: можно сократить сотрудников, задержать им зарплату, а то и вовсе урезать её. В целом, отношение к кризису не столько пугливое, сколько любопытное. Всех мучают простые вопросы: кто виноват и что делать, будет ли дефолт вкупе с деноминацией ( или наоборот?), забирать ли деньги из банка, в чем хранить сбережения, когда же это все закончится и к чему приведет?
Некоторые компании находятся на грани банкротства, есть и такие, которые уже прекратили свое существование. Не вдаваясь в причины финансового кризиса, мы наблюдаем уже проявившиеся результаты: компании потуже затягивают пояса и ищут способы сэкономить. Последствия финансового кризиса, которые приводят в частности к снижению покупательской способности, сказываются непосредственно и на объемах продаж. Соответственно, конкуренция увеличивается во много раз.
Даже самые отпетые скептики не могли предположить ужасающих масштабов мирового финансового кризиса. Сейчас в такси, по радио и телевидению говорят о финансовом кризисе, о России, Украине, о США, о рубле, гривне, евро и долларе. Более того, люди с периферии заговорили об инфляции, о безработице, о финансовой политике. Глобальный финансовый кризис начался в 2007 году и в первую очередь затронул экономики развитых стран, в том числе США и Великобритании, которые оказались на пороге репрессии.
1. Зарождение кризиса
В середине 2007 г. в США начал развертываться финансовый кризис. Его эпицентром послужила сфера ипотечного кредита. Сначала в США обанкротилось несколько ипотечных компаний. Проблемы перекинулись на другие сектора финансового рынка, спровоцировав, в частности, острую ситуацию с ликвидностью сначала в США, а затем и в мировой банковской системе. Эффект оказался столь значительным по причине того, что доля ипотечных ценных бумаг, обращающихся на американском фондовом рынке, очень велика. И если этот сектор начинает лихорадить, безусловно, лихорадка распространяется на весь рынок.
Кризис
в сфере ипотеке принял по истине
грандиозный масштаб. По оценкам
специалистов, число несостоятельных
должников по линии ипотечного кредита
увеличивалось в США каждый квартал
на десятки тысяч человек. По мере
того, как росло число
Такому положению вещей способствовало на наш взгляд несколько факторов. Во-первых, в 2000 – 2008 годах в США происходили серьезные колебания ставки процента (см. рис. 1). Для борьбы с рецессией ФРС США начиная с 2000 года последовательно снижало ставку рефинансирования, доведя ее в 2003-2004 гг. до 1% годовых. В этих условиях американские банки стали вовлекать в ипотечное кредитование американцев с плохой кредитной историей, но у которых появился реальный шанс стать участниками ипотечных схем, пользуясь преимуществами низкого процента. Помимо этого банки предлагали американцам уже взявшим ранее ипотечные кредиты переоформить их на новые кредиты (рефинансировав их), выданные под низкий процент. Ключевым моментом этого процесса являлся пункт о плавающем, а не фиксированном проценте в новых ипотечных кредитных договорах, на который в тот момент клиенты банков не обращали особого внимания, полагая, что низкие процентные ставки установились надолго. Агрессивная тактика американских банков по выдаче ипотечных кредитов дала свои результаты и объем выданных (включая переоформленные) кредиты резко возрос.
В дальнейшем, начиная с середины 2004 года, ФРС США изменила свою процентную политику, и стала постепенно повышать ставку рефинансирования, доведя ее в 2007 году до 5,25 % годовых.
Рисунок 1.
Ставка рефинансирования ФРС США в 2000-2008гг.
Повышение
процента привело к резкому удорожанию
ипотечных кредитов, что и привело
к многочисленным дефолтам по ним.
Рассмотренное
выше объяснение кризиса не выходит
за рамки стандартного процесса ипотечного
кризиса, которые происходили и
раньше и ограничивались сферой банк–клиент.
Однако кризис начала двадцать первого
века в США имел одну важную особенность.
Поэтому следует подробнее
Одним
из мощных факторов расширения рискованного
ипотечного кредитования стало бурное
развитие в последнее десятилетие
процессов секъюритизации банковских
активов в сфере ипотеки. Феномен
роста масштабов и значения кредитных
деривативов (разновидности производных
ценных бумаг, деривативов) расценивался
в аналитической финансовой литературе
и в практике деятельности финансовых
институтов как позитивное явление,
позволяющее кредитным
На рисунке 2 представлен совокупный номинальный объем производных ценных бумаг у банков США в 1998-2008 гг.
Рисунок 2
Номинальный объем деривативов у банков США в 1998-2008 гг., трлн. долл. на начало года
Система
страхования ипотечных
Рисунок 3
Номинальный объем кредитных деривативов у банков США в 1998-2008 гг., млрд. долл., на начало года
Всего за пять лет (с 2003 по 2008 год) объем кредитных деривативов у банков США возрос с 1 триллиона долларов до почти 16. Обеспечение значительной части массива облигаций, участвовавших в сделках по выпуску данных производных ценных бумаг, было недостаточно надежным. Только облигации, выпущенные институтами с государственно поддержкой, еще какое-то время можно было считать благополучными. Но в ходе ипотечного кризиса доверие и к ним также было существенно подорвано.
Прекращение платежей по ипотечным обязательствам, которое стало с лета 2007 г. нарастать как снежный ком, стало сильным ударом по экономике и финансовой системе США. В ипотечный кризис оказались вовлечены крупнейшие американские и европейские банки, потери которых, по разным оценкам, приблизились к середине 2008 г. до одного триллиона долларов, что повлекло за собой развертывание кризиса ликвидности мировых масштабов. Мировая экономика оказалась на грани рецессии. По сути, можно с высокой долей уверенности говорить о начале полноценного мирового экономического кризиса. Спорить следует лишь о его продолжительности и разрушительности.
В результате краха ипотечного рынка банки лишились значительной части своих активов, начали испытывать проблемы с притоком ликвидности и стали гораздо менее охотно выдавать кредиты как частным лицам, так и другим банкам и компаниям. Что касается реального сектора, то дорогой кредит лишает возможности получать финансирование на создание новых проектов и развитие старых. Все это приводит к снижению экономической активности. А в условиях нынешней взаимозависимой глобальной системы кризис, как вирус гриппа, мгновенно перекидывается с одного организма на другой.
Многие
сегодня полагают, что денежным властям
все же удалось сбить накал
мировой финансовой нестабильности.
Но вопросы остаются. Все ли делалось
правильно в мировой финансовой
сфере? Нельзя ли было бы избежать столь
драматических событий. Некоторые
эксперты полагают, что денежные власти
вряд ли смогли бы остановить кризис из-за
самой природы финансовой системы.
Суть финансового прогресса состоит
в приобретении навыков взаимодействия
с незнакомыми партнерами по все
более сложным схемам. Деревенские
ростовщики, бизнес которых ограничен
необходимостью знать тех, с кем
они имеют дело, ушли в прошлое.
Теперь мир имеет дело с быстро
растущими обезличенными
Регуляторы
не знают заранее, будет ли уменьшаться
или укрепляться вера в финансовые
системы по мере того, как новые
рынки накапливают нужный опыт и
практические навыки, необходимые им,
чтобы лучше работать. Поэтому
финансовые власти не в состоянии
предвидеть возможные риски, которые
приносят с собой свежие идеи. Они
могут только либо позволять новым
рынкам развиваться, либо сдерживать их
рост. Финансовая система усваивает
уроки: опасные "мусорные" облигации
превращаются в респектабельные
высокодоходные долговые инструменты;
теперь банкиры будут опасаться
использовать крупные заемные суммы
– ведь прошлым летом всему
миру стало понятно, что обращаться
с ними нужно осторожно. Контролеры
обречены учиться на ходу и выискивать
новые средства контроля и управления
финансовыми рынками.
2. Финансовый кризис в России
Мы живем в период бурного развития банковской системы России, особенно быстро развиваются услуги, связанные с кредитованием населения. Кредиты - деньги, одалживаемые на время в долг под проценты, практиковались еще в древнем Шумере. Европейцы уже очень давно не представляют себе жизни без кредитов, а вот в нашей стране только в XXI веке оценили удобства, которые предоставляет хорошо развитая кредитная отрасль. Теперь нет нужды долго ждать накопления нужной суммы денег, практически любой товар можно купить в кредит. |
В отличие от оптимистично настроенного Дональда Трампа (ну, а чего ему расстраиваться, миллионеру-то?), который убежден в том, что финансовый кризис будет успешно преодолен, российский народ, на всякий случай, готовится к самому худшему – дефолту. Однако большинство экономистов уверено, что его не будет.
В
первую очередь кризис «ударит» (уже
«ударяет») по крупным компаниям, ориентированным
на экспорт. Это связано со снижением
покупательской способности, избытком
товаров и дефляцией, а также
дефицитом ликвидности
Сейчас
все усилия государства направлены
на то, чтобы поддержать и оставить
на плаву хотя бы системообразующие
банки. Между тем, если малые региональные
банки, которых на государственном
уровне не поддерживают, не смогут «пережить»
финансово экономический
Самый, пожалуй, животрепещущий вопрос для многих россиян звучит именно так: забирать ли деньги из банка? Это зависит, прежде всего, от «качества» банка: если он участник системы кредитования Центрального банка, то бояться нечего, ведь все вклады до 700 тыс. рублей гарантированно защищаются государством. В любом случае, ажиотаж вокруг финансового кризиса в России уже идет на спад, и острой необходимости забирать свои вклады из банков нет. Дальнейшие действия необходимо предпринимать в соответствии с тем, в какой валюте хранятся сбережения и с какой целью.