Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2010 в 18:08, Не определен
В условиях трансформации мировой экономики, перехода цивилизации на постиндустриальный путь развития малые предприятия становятся неотъемлемым звеном в структуре общественного воспроизводственного процесса, без которого невозможно обеспечить успешное социально-экономическое развитие общества и рост эффективности производства. В настоящее время, вследствие происходящих экономических и политических событий, трансформации мирового развития существенно усиливается значение социального фактора в общественном развитии, в котором малый бизнес играет важную роль.
К проблеме финансирования малого бизнеса примыкает проблема развития банковской системы, особенно в регионах, развитие системы микрокредитования. Удачный пример такого проекта может служить работа лауреата Нобелевской премии мира 2006 года Мухаммад Юнуса (Бангладеш), который смог наладить кредитную работу среди беднейшего населения, выдавая при этом практически необеспеченные (бланковые), но при этом в основной массе возвратные кредиты. Как известно в Китае эту проблему решали государственные банки и институт деревенского ростовщичества. За 2007 год объем кредитов, предоставленных малому бизнесу увеличился почти в два раза до 20 млрд. долл. При этом потребность удовлетворена только на 20%.
В последнее время в РФ отмечается рост издержек бизнеса, как за счет инфляции, растущих тарифов, рост цен на энергоносители, роста процентных ставок (стоимости денег), так и за счет процесса «обеления» бизнеса, сопровождающееся повышением уровня собираемости налогов. Если краткосрочные интересы наших монополистов и приоритеты стерилизационной финансовой политики будут по-прежнему первичными, это будет крайне негативно влиять на ростки инновационной экономики. Необходим разумный компромисс в пользу общенациональных интересов, который в дальнейшем позволит получить всей стране намного больше. Рост тарифов на фоне денежного дефицита следует отложить до лучших времен.
Неуважение к частной собственности – важнейшая национальная проблема РФ, имеющая слишком давние корни. Почему Россия не Америка? В процессе развития в США активно развивался институт массовой частной собственности, при котором ее граждане получали возможность практически бесплатно получить землю и обзавестись личным хозяйством. Напротив, в России при значительно больших земельных ресурсах изначально процветало крепостничество, в качестве основы имевшей институт гражданского рабства. Частная собственность создает национальное богатство, капитал, инвестиции, накопления, порождает спрос и предложение, подталкивая экономику к росту. Нет массово доступной собственности – еще один порочный круг нищеты и неосвоенности России продолжает замыкаться.
Административная
экономика при СССР по-прежнему запрещала
развитие института частной
Многие по-прежнему воспринимают цивилизованный бизнес не как основу экономики, прогресса и богатства страны, а как некий объект для «экспроприации». Отъем собственности после революции 1917г. эволюционировал в 90-х в рэкет, а в 2000-е годах в рейдерство, который стало очень серьезной болезнью нашей экономики. Здесь нужна предельно жесткая и четкая позиция государства на защиту прав собственности и бизнеса. И чем дальше будет затягиваться решение этой проблемы, чем ниже будет падать авторитет государства. Либо мы получим эффективную, цивилизованную и устойчивую экономику, либо – засилье «серости», нестабильность и социальную неустойчивость.
Задача «обеления» экономики, в которой значительная часть предпринимателей в той или иной мере пользуется оптимизационными схемами, создания условий для нормального налогообложения и пополнения бюджета уже давно назрела.
Снижение НДС до уровня 10-12 % является важнейшей политической и экономической задачей, направленной на создание благоприятного фона для развития предпринимательства, промышленности, инновационной экономики, конкуренции, санации последствий кризиса, поддержки фондового рынка и пр. Бизнес выйдет из тени, кроме того, любое «выпадение» можно будет скомпенсировать не затрагивая «инновационных» секторов. Аналогичная стратегия должна быть при «обелении» зарплат, ЕСН следует также снизить. Для стимуляции вложения в новое оборудование следует увеличить норму амортизации. Не менее полезным было повышение порога оборота по упрощенной системе налогообложения - ныне это около 25 млн. руб. в год.
Но
одна из основных проблем в становлении
малого предпринимательства
Вопрос имеет две стороны. Первая – доступ к заказам и гарантирование долгосрочности этих заказов (по результатам конкурса – сразу на три-пять лет, а не на полгода-год, как сейчас). И здесь вопрос о пресечении коррупции, так называемого «откатного» способа производства, наряду с общей более жесткой регламентацией процесса в пользу отечественных подрядчиков – первоочередной.
Вторая же сторона связана с очевидными злоупотреблениями монополиями в вопросе доступа к их услугам как поставщиков тех или иных благ. Только вдумайтесь: в нашей стране, являющейся крупнейшим в мире экспортером газа, малому бизнесу получить «квоту» на подключение к сетям газового отопления прямым (не коррупционным) путем – практически невозможно. Плюс неподъемная (на порядки превышающая себестоимость работ) оплата подключения к газовым сетям.
Аналогично по результатам управления этой отраслью нашими большими «либералами» и с электроснабжением: для подключения к сетям необходимо заплатить по 10 тыс.руб. за каждый кВт подключаемой мощности, а то и, зачастую, за свои деньги купить новый трансформатор и затем «добровольно» его «передать на баланс» электроснабжающей организации. Не говоря уже о том, что придется поездить по пяти-шести разным организациям, да еще и расположенным в разных городах… Или нанять «независимого» от электроэнергетиков агента, который сам вам все оформит, но за очень немалые деньги. Неплохой бизнес?
Вывод очевиден. В целях создания нормальных условий для развития малого бизнеса, а также относительного смягчения контрастов в условиях доступа населения к минимальным жизненно необходимым благам, необходимо отказаться от платы за подключение к электросетям или, как минимум, на порядок сократить стоимость такого подключения, а также отказаться от платности или кратно снизить стоимость подключения к газовым, водопроводным и канализационным сетям. И, разумеется, и здесь (прямо сейчас, а не в перспективе до 2020 года) немедленно ввести систему «единого окна» (настоящего единого, а не как сейчас – с обязанностью сдать в него справки, полученные в нескольких десятках разных организаций…) оформления всех необходимых документов, а также ответственность за необеспечение подключения к сетям (там, где техническая возможность для этого имеется) в течение, например, месяца после подачи заявки.
…
Хотя все это можно и не делать. И продолжать
фантазировать о том, как к какому-нибудь
2020 году у нас совершенно чудесным образом
малый бизнес отчего-то вдруг сам разовьется
до невиданных масштабов и составит до
70% от всей экономики…
2.2. Не «кошмарить» малый бизнес – сигнал со стороны руководства страны.
На состоявшемся в Смоленской области совещании, посвященном развитию малого и среднего бизнеса, Д. Медведев крайне негативно оценил отношение “правоохранительных органов и всякого рода властей” к этим видам хозяйствующих субъектов.
Если дословно, то он потребовал прекратить “кошмарить” средний и малый бизнес:
- Это означает, что первый шаг мы сделали. Но и только. Больше ничего. К сожалению, проблемы остаются всё те же. Я имею в виду и те проблемы, с которыми сталкиваются наши предприниматели, где бы они ни занимались бизнесом, малым бизнесом, да и не только малым. Замучили проверки и всякого рода «наезды» по коммерческим наводкам. Вообще, надо, чтобы и наши правоохранительные органы, и органы власти перестали «кошмарить» бизнес.
Разговоры об этом правительством и президентом поднимались с начала 2008 года, однако конкретные меры принимаются только сейчас. Помимо грозных высказываний первого лица государства был принят соответствующий закон:
- В нашей стране очень важное значение имеют сигналы. Считайте, что этот сигнал дан. Есть закон на эту тему, примем еще дополнительные документы.
Малый и средний бизнес это торговые палатки, места на рынках, малые туристические фирмы и так далее. Их очень много и деятельность их далека от безусловного следования законам. Именно недостатки в работе позволяют “кошмарить” предпринимателей административным и правоохранительным структурам — кому нечего бояться и кто умеет показывать зубы, мгновенно обжалуя в суд любое неправомерное действие, тем нипочем любые кошмары. Таких мало, но они есть; в основном это малые производственные фирмы (пекарни, автостанции и пр.).
Запретив постоянные проверки объектов малого и среднего бизнеса, можно создать негативную ситуацию, когда нарушения будут сплошь и рядом и никакого наказания за это не будет. В первую очередь от этого будут страдать потребители.
Замысел законодателей ясен и благ — в такой ситуации рано или поздно здоровая конкуренция выживет недобросовестные предприятия без участия государственных сил, но я опасаюсь что это случится не через год и не через два.
Девятнадцатого декабря 2008 года в третьем чтении Государственная Дума приняла Закон “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”.
Этот закон принят во исполнение знаменитого Указа Президента №797 от 15.05.2008 г. “О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности”.
Новый закон поистине революционный, как раз в духе кризисного времени. Государство фактически отказалось от контроля и существенно упростило жизнь предпринимателям. Теперь “кошмарить” бизнес станет гораздо сложнее.
Во-первых, отделены зерна от плевел — главным контролирующим органом назначена прокуратура, а также дан перечень органов, которых ограничения не касаются. Итак, требования закона не распространяются на действия:
государственных
органов при проведении
оперативно-розыскных
мероприятий,
производстве дознания,
проведении предварительного
следствия,
осуществлении прокурорского
надзора и правосудия,
проведении административного
расследования,
финансового контроля
и финансово-бюджетного
надзора,
налогового контроля,
валютного контроля,
контроля на финансовых
рынках,
банковского надзора,
расследовании причин
возникновения чрезвычайных
ситуаций природного
и техногенного характера,
инфекционных и массовых
неинфекционных заболеваний
или отравлений,
несчастных случаев
на производстве,
осуществлении государственного
контроля в пунктах
пропуска через Государственную
границу Российской
Федерации.
Как видно, перечень хоть и длинен, но не должен вызывать страха у представителей малого бизнеса — они вряд ли столкнутся с кем-то из этого списка. Никто же не ожидал, что налоговые проверки отменят?
Необходимо пояснить, что налоговый контроль это не все контрольные мероприятия, проводимые налоговыми органами. Это только выездные и документальные налоговые проверки, но существует мнение что сюда также входит контроль за перечислением налоговых платежей банковскими организациями. Все остальные виды контроля, не предусмотренные Налоговым кодексом, а предусмотренные иными законами либо по видам деятельности которых налоговая является лицензирующим органом, не являются налоговым контролем и на них в полном объеме распространяются требования обсуждаемого закона. Потом все проверки делятся на плановые и внеплановые. Плановые проверки проводятся не чаще чем раз в три года, а внеплановые — в основном по жалобам.
Фактически это маленькая революция в существующей правоохранительной системе: закончатся постоянные проверки выбитых чеков со стороны налоговой, соблюдения охраны труда со стороны трудовой инспекции и противопожарной безопасности. Не исключено, что штатная численность всех этих служб (а именно инспекторов) будет значительно сокращена. Работы прибавится у прокуратуры, так как подобное согласование раньше никогда не проводилось, это совершенно новое направление работы.