Теневая экономика: понятия, виды, последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2016 в 12:17, реферат

Описание работы

Одним из аргументов против радикализации хозяйственной реформы и перехода к рынку являются утверждения, что ключевые позиции в хозяйстве в этом случае захватят представители теневой экономики, что они сконцентрируют в своих руках материальные ресурсы и основную массу денежных средств, «взвинтят» цены, скупят землю, навяжут работникам выгодные для себя условия труда, – иначе говоря, установят свое господтво над трудящимися, овладеют рынком и станут диктовать стране свои условия ведения хозяйства. А это еще больше ухудшит экономическое положение основной массы населения и приведет к реставрации капитализма.
Простое человеческое любопытство подстегнуло меня выбрать эту тему: очень хотелось узнать, как и почему официальная экономика уходит в тень.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………
1. Теневая экономика: понятия, виды, последствия………………………
2. Особенности теневых структур в трансформационной экономике…
3. Теневая экономика в РБ и проблемы ее эффективного ограничения…
Заключение……………………………………………………………………………
Список используемой литературы………

Файлы: 1 файл

теневая экономика.doc

— 224.00 Кб (Скачать файл)

Теневые отношения в определенной степени порождены противоречиями в белорусском экономическом законодательстве. По экспертным оценкам, и период с 1997 по 2002 гг. доля теневых сделок в общей структуре финансовых операций отдельных предприятий колебалась от 30% до 60%. При этом только половина всех «серых» экономических сделок вызвана получением дополнительной личной выгоды со стороны отдельных руководителей предприятий.

В последние годы государства стремится ограничить распространение теневых отношений во внешнеторговом секторе экономики, так как они наносят, в первую очередь, валютный ущерб.

Рассмотрим наиболее часто используемые формы теневых отношений белорусских предприятий во внешнеторговой сфере.

Наиболее простой формой укрепления таких отношений в финансовой сфере предприятия является создание равного рода СП и торговых представительств за рубежом. Как правило, руководят этими структурами доверенные люди из руководства головного предприятия. С учетом специфики белорусского законодательства предприятие стремится передать этим представительствам полномочия по реализации своей экспортной продукции. При этом заинтересованные лица имеют возможность манипулировать ценой на эту продукцию  уже на месте, перечисляя на счет белорусского предприятия только отпускную цену (с учетом минимальной рентабельности). По некоторым оценкам, таким путем осуществляется до 30% всех теневых операций на белорусских государственных предприятиях. Например, на сегодняшний день свыше 90% продукции брестского завода «Цветотрон» НПО «Интеграл» поставляется небольшой посреднической фирме «Сиспек» (Гонконг), созданной в «налоговой гавани» российскими и белорусскими гражданами в 1993 г. Она не имеет прямого выхода на потребителей полупроводниковой продукции и пользуется услугами фирм-оптовиков, торгующих электронными компонентами и контролирующими этот рынок. Отсутствие у завода сотрудничества с крупными фирмами, специализирующимися на торговле электронными компонентами, существенно сказывается на цене экспортируемой продукции. С целью обеспечения собственного существования «Сиспек» требует значительного снижения цены поставляемой ей продукции, закупки осуществляет неритмично, что приводит к «замораживанию» части оборотных средств в виде произведенной продукции на складе, несмотря на благоприятные условия для расчетов (180 дней с момента отгрузки. Широко применяются также различного рода махинации с таможенными документами. Предприятия, как правило, стараются не связываться с подделкой таможенной документации. Наиболее простым путем сокрытия истинных масштабов экспортных операций является умышленное занижение объемов экспорта по бухгалтерским документам. Это стало возможным при резком росте за последние годы объемов таможенных операции, что делает практически нереальным контроль, а каждой конкретной сделкой. При этом в случае обнаружения заниженных показателей экспорта руководство предприятия оформляет фиктивный договор по возврату бракованной продукции. Такого рода махинации наиболее типичны для предприятий, выпускающих широкую номенклатуру продукции (например, НЛО «Интеграл») Таможенные махинации занимают от 15% до 60% всех теневых сделок в зависимости от вида деятельности предприятия.

Третьим по значимости способом функционирования теневой экономики на предприятии следует считать выпуск неучтенной продукции. Анализ показывает, что, например, при регулярном занижении процента выхода готовых изделий на одном из предприятий за 3 месяца можно получить порядка 20% месячного объема неучтенной экспортной продукции.

В связи с усилением во второй половине 1990-х гг. контроля правоохранительных органов за внешнеэкономической деятельностью предприятий последние в качестве надежного и достаточно легального способа вовлечения своих зарубежных активов в теневой оборот стали привлекать их в форме кредитов под невысокий процент для закупки оборудования или сырья. При этом используются подставные фирмы в странах Юго-Восточной Азии, где законодательство наиболее привлекательно, а белорусским правоохранительным органам нет возможности проверить реальных владельцев фирмы. Такой же способ используется и для «отмывания» через счета белорусских государственных предприятий денежных средств, полученных в результате теневой деятельности иностранных коммерческих структур

Белорусским экспортерам нередко навязываются теневые отношения в странах Юго-Восточной Азии (Гонконг, Сингапур) и Среднего Востока (Иран, Турция). При работе с фирмами из этих регионов вполне обычным делом является просьба представителей фирм увеличить стоимость заключаемого с белорусским предприятием контракта, а дополнительную сумму (якобы, отказ от предложенного товара) перечислить на счет другой компании в Европе или Северной Америке. Как правило, такого рода финансовые операции трудно контролируются.

Имеющиеся на сегодняшний день данные свидетельствуют, что экономика Беларуси может активно использоваться для «отмывания» и легализации незаконных доходов в самых разнообразных формах. Слабость законодательной базы страны позволяет инвестировать преступные доходы, в том числе и принадлежащие зарубежным и международным преступным сообществам, в легальную предпринимательскую деятельность, что может подорвать авторитет републики в глазах мирового сообщества как делового партнера.

Кроме того, следует отметить тот факт, что руководство большинства предприятий-экспортеров планирует свою экспортную стратегию без учета современных тенденций развития мировой торговли, тщательного прогнозирования конъюнктуры мирового рынка и изучения своих потенциальных торговых партнеров. Это подтверждают многие примеры. Так, поручение в 1994 г. исключительных агентских функций ПО «БелАЗ» и Минским тракторным заводом в Сирии и Ливане некоему авантюристу Валиду Арафе (АО «БелАЗ Милд Ист.») и многолетнее их выполнение нанесло белорусским предприятиям значительный материальный (в виде упущенной выгоды из-за нереализованных продаж, проваленных тендеров, завышения цены до 100%, неоплаченных закупок и др.) и моральный ущерб (прямой обман партнеров, нарушение комплектации, дискредитация продукции указанных предприятий на рынках арабских стран).

В 1997 г. американская фирма «W.I Export-Import Inc.», выигравшая тендер Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь на поставку продовольственного и фуражного зерна, не располагая таковым (как выяснилось впоследствии), сославшись на задолженность перед ней белорусских предприятий, отказалась от выполнения условий контракта. В результате была сорвана закупка республикой 2500 тонн зерна стоимостью 295 тыс. долл.

Лидский завод «Оптик», согласно договору, заключенному с фирмой «Multitec International trend» (ОАЭ), в течение 1995-1997 гг. отгрузил в адрес индийской фирмы «Deepak Optics» заготовок очковых линз на сумму 576,2 тыс. долл., но в результате недобросовестности партнера недополучил оплату на 154тыс долл.

Исследование проблем влияния теневой эконамики на позиции предприятий-экспортеров позволило определить основные направления противодействия теневым отношениям:

• разработка мер по усилению контроля за отдельными наиболее вероятными каналами бегства капитала из Беларуси особое внимание следует уделить международной банковской сфере и внешней торговле товарами и услугами как наиболее крупному поставщику капитала в теневую экономику.

• переход на упрошенную систему налогообложения предприятий-экспортеров.

• амнистия незаконно вывезенного капитала.

• создание единого информационного центра по сбору и обобщению информации о потенциальных торговых партнерах субъектов хозяйствования Республики Беларусь.

Говоря о теневой экономике в РБ, невозможно не затронуть вопрос о нелегальной занятости.

В республике с только обострились существовавшие ранее проблемы занятости населения, но и появились новые, связанные с изменением потребностей предприятий в рабочей силе, появлением регистрируемой и нерегистрируемой безработицы, отсутствием надлежащего контроля последней. Переходный, смешанный рынок труда включает в себя как старые, так и новые социальные механизмы регулирования спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. Государственная политика занятости сводится к содействию в трудоустройстве, профессиональном обучении, переобучении и социальной защите зарегистрированных безработных. В то же время выход республики из кризиса невозможен без использования всех трудовых ресурсов и свободного перелива рабочей силы из одних сфер деятельности в другие. Государство должно взять на себя роль регулятора занятости, увязывая положение в сфере труда с макроэкономическими условиями функционирования экономики.

Ситуацию в сфере занятости, незанятости и безработицы отражают результаты социально-экономических обследований домашних хозяйств г. Минска (1999 и 2000 гг.), а также Минской (2001 г.) и Брестской (2000 г.) областей. Подобные исследования зарекомендовали себя как наиболее эффективный способ определения резерва рабочей силы на рынках труда экономически развитых и развивающихся стран.

Доля зарегистрированных безработных в численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте составляет по Республике Беларусь (по состоянию на конец 2002 г.) 1,7%. или 95 670 чел. Численность незарегистрированных безработных складывается из численности их по г. Минск и областям и составляет, по нашим расчетам и результатам проведенных исследований, 516 200 чел., т.е. 9,1% от численности трудоспособного населения. При этом, согласно государственной статистике, к малом бизнесе и предпринимательстве и республике занято всего 5,0% трудоспособного населения в трудоспособном возрасте. В то же время, по данным международной статистики, в экономически развитых странах занято малым бизнесом и предпринимательством от 10 до 15% всех работающих в сфере экономики. Общая доля официально и неофициально занятых в этих сферах в Беларуси близка к международным стандартам и составляет 14,1% (5,0% + 9,1%). При этом получается, что сфера самозанятости находится под воздействием государственного регулирования только на 1\3. Социальная эффективность госрегулирования сферы самозанятости в республике составляет, таким образом, 35,5%; в эту сферу еще предстоит внести остальные 64,5% активных людей, которые пока что «потеряны» для государства.

Для служб статистики и занятости, для Министерства труда и социальной зашиты, государства эти люди не выступают работниками, хотя, фактически, ими являются. Они заняты в теневой экономике, а их трудовая деятельность нигде и никак официально не фиксируется.

 В.В. Радаев относит к теневой  занятости экономическую деятельность, не отраженную в статистических отчетах, не зафиксированную в контрактах Это может быть экономическая деятельность, сознательно укрываемая от статистических и налоговых органов или не попадающая в отчеты в результате неполного охвата обследуемых единиц наблюдения, неосведомленности и ошибок экономических агентов. Экономическая деятельность подобного рода, согласно В.И. Радаеву, может быть легальной, т.е. не фиксируемой в отчетности и контрактах, не нарушающей законодательных норм или прав других хозяйственных агентов (натуральнее производство домашних хозяйств внутрисемейный подряд и др.); полуправовой, т.е. в целом соответствующей законодательству, но периодически выходящей за его пределы (разные способы уклонения от налогов, работа без патента и лицензии, трудовой ниши без оформления и др.), неправовой, т.е. нерегламентированной действующим законодательством и находящейся, таким образом, в неправовых зонах; нелегальной, т.е. запрещенной законом и систематически нарушающей закон (наркобизнес, незаконное производство и торговля оружием, контрабанда, проституция, торговля людьми, рэкет и др.). Возникает вопрос, что представляют собой эти люди, выявленные в ходе обследований домохозяйств как незарегистрированные безработные? Каковы возможности их изъятия из сферы нерегистрируемой безработицы и включения в сферу регистрируемой занятости и самозанятости?

По определению, к незарегистрированным безработным относятся лица, обладающие формальными признаками безработного, но не состоящие на учете в государственной службе занятости. Нерегистрируемая безработица представляет собой латентный феномен рынка труда, слабо изученный в силу естественной скрытости своих характеристик, что осложняет выработку эффективных социально-экономических механизмов регулирования данного явления. Существо проблемы нерегистрируемой безработицы для государства заключается в том, что представители этой специфической группы носителей рабочей силы находятся вне поля зрения органов власти. Это означает, что конструктивные результаты их возможной хозяйственной активности не приносят пользы бюджету республики в виде налоговых поступлений и  в то же время их возможные (в большей или меньшей мере осознанные) деструктивные действия непосредственно не контролируются соответствующими государственными службами.

Традиционная политика государства в области влияния на уровень нерегистрируемой безработицы связана с попытками ее преобразования в регистрируемую занятость. Включение данного механизма не оказывает заметного влияния на размеры нерегистрируемой безработицы хотя бы потому, что привлекать на государственные предприятия на худших условиях тех, кто уволился по причине низкого заработка, не имеет смысла. Выбрасываемые на рынок вакансии (в большинстве своем непривлекательные по уровню заработной платы) в конце концов замещаются, однако, не безработными данной группы, требовательными к размерам денежного вознаграждения за свой труд, а лицами, ведущим домохозяйство, преимущественно женщинами, которые (как уже упоминалось) к безработным в Республике Беларусь относятся трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте  постоянно прибывающие на территории данного государства, не имеющие постоянной работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не учащиеся дневных учебных заведениях и не проходящие военную службу, используют возможность дополнительной подработки.

Очевидно, что для решения проблемы нерегистрируемой безработицы нет и не может быть универсальною рецепта. Это связано со значительной разнородностью представителей данной группы, отличающихся как по своим социальным, так и человеческим характеристикам (полу, возрасту, образованию, профессии и т.д.), так и по реализуемой модели экономического повеления. В рамках выявленной модели экономического поведения незарегистрированных безработных можно выделить основные социологические портреты типичных представителей этой группы.

 «Кустарь-индивидуал» - представитель сферы нерегистрируемой занятости, носитель активного, рыночного тина экономического поведения. Работает в области малого производства либо сфере услуг, обычно на дому. Спектр конкретных занятий весьма широк: пошив и ремонт одежды, обуви; выделка меха, кожи; слесарные и столярные работы; приготовление продуктов питания с последующей реализацией; выращивание на приусадебном участке овощей, фруктов, лекарственных трав с последующей их реализацией; репетиторство, консультации и т.д. Представители данной группы незарегистрированных безработных - мужчины и женщины в возрасте, как правило, от 30 лет и старше. К этим годам приобретаются и закрепляются навыки, позволяющие кустарю-индивидуалу поддерживать достаточный уровень конкурентоспособности для сохранения и укрепления своей ниши на рынке.

Информация о работе Теневая экономика: понятия, виды, последствия