Социальные проблемы безработицы и безработных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2010 в 21:50, Не определен

Описание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Социальные проблемы безработицы и безработных………..….…………5
1.1. Структура поведения безработного…………………………………….11
1.2. Социальная адаптация в условиях безработицы………………………19
2.Саморегуляция активности субъекта в ситуации потери работы……….23
3.Технология поиска работы…………………………………………………35
3.1. Подходы к самостоятельному поиску работы…………………………35
3.2. Практические рекомендации по составлению резюме. Собеседование………………...……………………………………………...36
Заключение……………………………………………………………………….48
Приложение………………………………………………………………………50
Список использованной литературы…………………………………………...53

Файлы: 1 файл

курсовая по рынку труда.doc

— 336.50 Кб (Скачать файл)

      Анализ  оснований субъектного подхода  к изучению активности человека: разработка категории субъекта, подчеркивание деятельностно-преобразующего способа существования человека - представлен в работах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, А.В. Брушлинского, Б.Ф. Ломова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и других.

      В настоящее время в отечественной психологии отмечается усиление интереса к проблематике собственно субъектной активности человека в связи с изменением угла зрения на личность, усилением внимания к характеристике, которая берется в качестве конституирующей это понятие. Если раньше в качестве таковой рассматривалась мера усвоенности социальных норм, то теперь - мера активности, авторства человека по отношению к своей жизни в целом и отдельным ее аспектам. Вводятся новые понятия, связанные с авторством в активности человека, такие как субъективная реальность, отраженная субъектность и надситуативная активность. Формируется новый методологический подход, центр которого образует идея субъектности человека, с которой связывается самодетерминация его бытия в мире.

      Переходя от широких методологических обобщений к конкретно-содержательному рассмотрению понятия субъекта, "заземляя" его на проблемах конкретного, действующего и осознающего свои действия человека, следует обратиться, по нашему мнению, к механизмам, определяющим направленность его активности, его авторскую позицию, инициативу и самостоятельность. К ним относятся механизмы осознанной саморегуляции активности и регуляторный - субъектный опыт.

      Целостный подход к изучению осознанной саморегуляции  был заложен работами О.А. Конопкина. Основу концепции осознанной саморегуляции произвольной активности человека составило разработанное им представление о функциональной структуре системы, обеспечивающей осознанную саморегуляцию. Развивая идеи О.А. Конопкина, один из авторов данной статьи предлагал в процессе осуществления человеком деятельности различать субъектные позиции человека в зависимости от решаемой им в данный конкретный момент частной задачи управления своей деятельностью: человек как субъект этой деятельности выступает то субъектом определения целей деятельности, то субъектом анализа условий и определения предмета потребности, то субъектом выбора средств и способов осуществления действий, то субъектом оценки и коррекции результатов и, наконец, субъектом развития опыта собственной активности.

      По  мере накопления опыта регуляции  различных деятельностей и различных  сторон одного и того же вида деятельности у человека формируется особое свойство - субъектность как специфическая  организация психического, способствующая активной, сознательной и целенаправленной реализации накопленного опыта при решении задач жизнедеятельности.

      Индивидуальные  особенности опыта субъектной активности и его составляющих, мера их согласованности, сформированные в этом опыте регуляторные умения и становятся, по нашему мнению, главными детерминантами стратегии поведения человека в профессиональном самоопределении, успешности совладания с различными жизненными трудностями, в том числе с ситуацией потери работы.

      В соответствии с нашей позицией и  было построено исследование особенностей преодоления людьми, потерявшими работу, той ситуации, которая с полным правом могла расцениваться как кризисная. Обратившиеся за помощью в "Центр занятости" клиенты, несмотря на различный характер переживаемых ими трудностей, все же в большинстве своем вынужденно оказались в ситуации, требующей переоценки имеющейся системы ценностей, переориентации в сфере привычных форм поведения.

      В результате были выявлены две стратегии  поведения безработных, первоначально  обозначенные нами как "успешная" и "неуспешная". Преобладающей выступала вторая, что объясняется, по нашему мнению, специфическими особенностями клиентов, обращающихся за помощью в службу занятости.

      Большинство из них склонны:

      - ожидать помощи от других людей,  полагаться на чужие решения, не брать на себя ответственность за решения (такие безработные обычно регулярно ходят к инспектору службы занятости, но всегда находят повод отказаться от предлагаемых им вакантных должностей);

      - быть неуверенными в своей  профессиональной компетентности (не умеют доказывать ее другим людям), "комплексовать" по поводу сложившейся ситуации;

      - ошибаться в оценках объективных  причин и субъективных факторов, обусловивших потерю работы;

      - обнаруживать ригидность в освоении  иных способов самореализации, неготовность к изменению образа жизни в связи с освоением новой профессиональной деятельности;

      - уходить от решения проблем,  возникших в профессиональной  сфере, переориентируя свою активность  в другие сферы (у некоторых  безработных отмечалось стремление полностью переключиться на семейную сферу, "посвятить себя семье", что закономерно сужало сферу их самореализации, приводило к обострению других, личных проблем). Сходную аттестацию безработным, обращающимся за помощью, дают и другие исследователи.

      Для безработных, демонстрирующих более  успешную стратегию поведения, были характерны инициативный поиск, желание  как можно быстрее выйти "из этого тупика", т. е. найти работу, иногда не важно какую, лишь бы "устроиться и определиться", готовность переориентироваться в профессии, уверенность в себе и оптимистичный взгляд на свое будущее. Но не всегда их инициатива и оптимизм помогали им отыскать благополучный для них выход из кризисной ситуации. Устроившись на случайно подвернувшуюся работу, не учитывая своих склонностей, интересов, способностей, человек иногда загонял себя в тупиковую ситуацию, связанную с неудовлетворенностью новой профессией или несоответствием ей. Отмечались случаи, когда такие люди вторично оказывались безработными, вновь становились на учет, но уже с более выраженными негативными переживаниями и пессимистичным настроем.

      Исследование  показало, что эти характеристики отражают не просто принятые человеком  в данный момент способы поведения или реагирования, а связаны с устойчивыми личностными диспозициями, в которых отложился и закрепился опыт отношения к себе, к людям, к жизни в целом, опыт оценивания причин своих успехов и неудач.

      Анализ  особенностей поведения клиентов службы занятости подводит нас к проблеме определения критериев кризисности ситуации потери работы и успешности ее разрешения, а также исходных позиций для определения стратегий помощи. Критерии сложности переживаемой ситуации и успешности ее преодоления нам необходимы для решения наших исследовательских задач и определения глубины кризисности переживаемой клиентом ситуации, ее последствий в его дальнейшей жизнедеятельности. Определение исходных позиций необходимо для решения вопроса, что положить в основу помощи клиенту: интересы государственной службы занятости, нацеленные на скорейшее устройство на работу, или интересы данного конкретного человека, потерявшего работу, увязанные не с любой работой, а с той, что предполагает наилучшее приложение его склонностей и способностей. Психолог выбирает вторую исходную позицию7.

      В качестве показателя успешности решения проблем, связанных с потерей работы, на первом этапе нами был взят показатель адаптированности - дезадаптированности, определяемый с помощью опросника социально-психологической адаптированности (методика СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда в редакции А.К. Осницкого. В ответах отражаются переживания, связанные с потерей работы, субъективное восприятие ситуации и своего положения в ней. Характеристики, объединяемые в показателе адаптированности - дезадаптированности, мы использовали как внешнюю независимую оценку по отношению к другим показателям, полученным по другим шкалам и опросникам. В то же время этот показатель мало проясняет глубину переживаемого кризиса и пути достижения удовлетворяющего личность освоения ситуации. Поэтому на этапе основного исследования этот показатель был дополнен вторым внешним критерием, отражающим особенности регуляции своей активности в текущей ситуации, который основывался на данных наблюдения и беседы, результатов анкетного опроса безработного, экспертной оценки его поисковой активности. Частично мы оценивали и глубину переживаемого кризиса в связи с потерей работы.

      Применив  эти критерии, мы обнаружили, что  выявленные типы безработных неоднородны  и внутри их можно зафиксировать  существенные различия, вследствие чего сложились предпосылки для нового разграничения групп.

      На  первом этапе исследования был апробирован  комплект методик, сформированный нами для проверки гипотезы, увязывающей  особенности совладания с данной ситуацией, с характеристиками субъектного опыта и регуляторными умениями человека. Для диагностики особенностей компонентов субъектного (регуляторного) опыта использовались следующие методики: методика определения ориентации субъектного контроля (ОСК), разработанная на базе "Метода исследования уровня субъективного контроля" (УСК); методика диагностики комфортности в избранной профессии, разработанная на базе дифференциально-диагностического опросника Е.А. Климова; методика для измерения уровня самоактуализации личности (разработанная нами на основе одноименного опросника А. Маслоу). Для диагностики умений осознанной саморегуляции использовалась методика "Саморегуляция". В качестве вспомогательного показателя, ориентирующего нас в степени тяжести переживания ситуации потери работы регистрировался показатель тревожности с помощью методики Спилбергера - Ханина.

      Применение  методов корреляционного анализа  к результатам обследования данной выборки безработных позволило  нам выявить следующие закономерности.

      С учетом данных наблюдения и бесед  с безработными, экспертных оценок их поисковой активности был сконструирован второй критерий, в основу которого были положены не столько характеристики успешности разрешения ситуации, сколько особенности регуляции активности. С помощью этого критерия были выявлены три группы безработных с разной стратегией решения проблемы профессионального самоопределения.

      Одну  группу составили те, кто не стал пересматривать свои основные жизненные  ценности (среди последних превалирует  профессиональное самоопределение). Соответственно, они выстраивали и цели своей активности: упорно и последовательно предпринимали попытки поиска работы, и хотя не всегда обстоятельства складывались благоприятно, настойчиво и последовательно продолжали свои попытки. Некоторые из них, учтя неудачи и бесперспективность ранее предпринятых поисков, меняли в чем-то стратегию поиска, но при этом сохраняли основные целевые установки.

      Другие, как бы воспользовавшись предоставленной  им возможностью, переориентировали  свою активность на не разрешенные  ранее личностные проблемы. Они активно включались в их решение, отставляя задачу профессионального самоопределения на второй план.

      И, наконец, третьи, не решая задач личностного  самоопределения, вначале в соответствии с ожиданиями окружающих пытались активно  включиться в поиск работы, но под влиянием первых же неудач опускали руки и отказывались от дальнейших попыток. Они продолжают ходить в центр занятости, но лишь в надежде на случай, слабо веря, что из этого что-то может получиться.

      На  основе представлений о структуре опыта субъектной активности показатели используемого набора методик были сгруппированы в комплексы показателей, характеризующие сформированность каждого из компонентов опыта субъектной активности. Результаты диагностики сформированности компонентов опыта субъектной активности были соотнесены со стратегиями разрешения кризисной ситуации, что позволило реконструировать особенности субъектной активности и саморегуляции каждого из обследуемых, в зависимости от того, какой стратегии он придерживался.

      В итоге были содержательно раскрыты стратегии разрешения кризисной  ситуации, связанной с потерей  работы, различающиеся модусом активности. Безработные, демонстрирующие стратегию  активного поиска, не ограничиваются ориентацией на одну профессию, учитывают  возможности переориентации в профессии, используют разнообразные направления поиска работы, оптимистично относятся к перспективам устройства на работу. По результатам исследования, наиболее существенный вклад в детерминацию такой стратегии вносят ценностный и рефлексивный компоненты субъектного опыта.

      Менее активной в рамках поиска возможностей профессиональной реализации, но активной относительно других аспектов личностного  самоопределения является компенсаторная стратегия. Безработные, демонстрирующие  эту стратегию, не занимаются активным поиском работы, переключая свою активность в другие сферы, связанные с семьей, воспитанием детей, учебой, творческим досугом. В их опыте субъектной активности наиболее представлены ценностный и операциональный компоненты.

      Наименее  эффективной в отношении и  поиска работы, и личностной самореализации человека оказалась пассивная стратегия. Безработные, избрав эту стратегию  и кризисно ее переживая, не предпринимают  усилий по изменению неудовлетворительной ситуации, им свойственны пессимизм в оценке перспектив своего трудоустройства, сниженный фон настроения. В их опыте субъектной активности слабо выражена представленность всех ее компонентов, относительно более других выражен рефлексивный компонент, при низких показателях взаимосвязи между различными компонентами субъектной активности.

Информация о работе Социальные проблемы безработицы и безработных