Экономические воззрения Кейнса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 18:24, реферат

Описание работы

Спецификой управления экономики являются огромная сложность регулируемой системы, необходимость управлять живым, действующим и при этом не до конца изученным объектом, невозможность ставить повторные эксперименты, огромная цена риска в таких экспериментах. Эти особенности вызывают разграничение функций экономической теории – чисто познавательная функция реализуется в позитивной экономической теории, описывающей экономику такой, какая она есть, а функция практическая, конструктивная реализуется в нормативной экономической теории, которая вырабатывает рекомендации по достижению желаемого результата. В экономическом анализе не редки ситуации, когда экономисты разных школ сходятся друг с другом в позитивных положениях, но резко расходятся в нормативных.

Файлы: 1 файл

Экономические воззрения Кейнса.doc

— 256.00 Кб (Скачать файл)

     Посткейнсианцы - почти единственная макроэкономическая школа, отвергнувшая идею, согласно которой  денежная масса определяется действиями сил, внешних по отношению к частному сектору, например, Центральным банком (идея экзогенности денежной массы). По мнению посткейнсианцев, предложение денег в современном рыночном хозяйстве формируется эндогенно, т. е. создается внутри экономики, за счет взаимодействий субъектов частного сектора, прежде всего, промышленных корпораций и коммерческих банков.

     С посткейнсианской точки зрения (эту теорию разрабатывали прежде всего Х. Ф. Мински и В. Чик), коммерческие банки, как и промышленные фирмы, стремятся к прибыли. Поэтому когда промышленный сектор предъявляет повышенный спрос на банковские ссуды, банки пытаются как можно более полно удовлетворить этот спрос. В том случае, если Центральный банк проводит жесткую денежную политику и пытается ограничить возможности коммерческих банков в области предоставления кредитов, последние пытаются уйти от таких ограничений посредством финансовых инноваций. Основными видами финансовых инноваций в экономике развитых стран за последнюю треть двадцатого века были следующие:

     а) употребление стратегии управляемых пассивов, при которой пассивы формируются (и тем самым, увеличиваются) самими банками путем займов на межбанковском рынке вкладов (тогда как обычно банковские пассивы создаются независимо от банков действиями вкладчиков);

     б) секьюритизация, представляющая собой конвертацию выданных банковских ссуд в ценные бумаги, что позволяет банками продать последние за деньги и выдать новые кредиты;

     в) кредитные линии между финансовыми учреждениями, являющиеся обязательством одного учреждения выдать кредит другому учреждению по первому требованию.

     Все это позволяет избавляться коммерческим банкам от ограничений Центрального банка и создавать деньги путем выдачи новых ссуд даже при отсутствии избыточных резервов (отсутствии, порожденным жесткой денежной политикой Центрального банка).

     Повышению степени эндогенности денежной массы  способствует также политика Центрального банка как кредитора последней инстанции. Такая политика состоит в том, что Центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам, оказавшимся под угрозой банкротства вследствие своей неплатежеспособности.

     Эндогенность  денежной массы играет большую роль не только потому, что резко снижает эффективность денежной политики, но и потому, что увеличивает возможности промышленного сектора в долговом финансировании своих инвестиций. Это означает увеличение потенциальной амплитуды деловых циклов в экономике с эндогенными деньгами. Данное обстоятельство было учтено в одной из наиболее известных посткейнсианских теорий экономической динамики - «гипотезе финансовой нестабильности».

     Суть  этой концепции, разработанной Х.Ф. Мински, состоит в том, что «капиталистическая экономика порождает финансовую структуру, которая подвержена финансовым кризисам». По мнению Х.Ф.Мински, экономическая динамика во многом определяется тем, как предпринимательский сектор финансирует свои инвестиции. Мински выделяет три типа финансирования: обеспеченное финансирование, спекулятивное финансирование и «Понци-финансирование». При обеспеченном финансировании текущие денежные поступления достаточны для регулярного погашения суммы долга и процентов по нему. При спекулятивном финансировании этих поступлений хватает только на уплату процентов, но их недостаточно для амортизации долга (то есть выплаты части основной суммы задолженности). Таким образом, для погашения своего долга предпринимательский сектор вынужден брать новые кредиты. Спекулятивное финансирование неизбежно, когда долгосрочные инвестиционные проекты финансируются за счет краткосрочных кредитов. Понци-финансирование состоит в том, что текущие денежные поступления не могут обеспечить даже выплату процентов. Это означает, что для периодического погашения кредитов предпринимательский сектор вынужден увеличивать свою задолженность.

     В начале повышательной фазы делового цикла в экономике преобладает  обеспеченное финансирование. С дальнейшим оживлением деловой активности  повышается степень уверенности у хозяйствующих субъектов, а также происходит уменьшение риска заемщика (нежелание фирмы брать в долги из-за опасения оказаться финансово несостоятельной) и риска заимодавца (нежелание банка давать в долг из-за опасения, что заемщик окажется не в состоянии его погасить). В результате фирмы переходят на спекулятивное финансирование. Здесь нужно учесть, что рост процентных ставок неизбежно трансформирует спекулятивное финансирование в Понци-финансирование. Все это увеличивает экономическую нестабильность и создает практически неотвратимую угрозу массовых банкротств, вызванных невозможностью погашения долгов, и экономического кризиса. Дело в том, что рано или поздно фирмы, применяющие Понци-финансирование, окажутся не в состоянии получить новые кредиты для погашения прежних долговых обязательств либо из-за падения степени уверенности банкиров, либо из-за общей нехватки финансовых ресурсов (денег и их заменителей) в экономике. Фирмы в подобных ситуациях очень часто прибегают к реализации своих капитальных активов, что приводит к падению цены (спроса) на капитальные блага, объема инвестиций и к экономическому краху.

     Таким образом, периодические экономические  кризисы вызываются не только неблагоприятными изменениями степени уверенности хозяйствующих субъектов, но систематически возникающей неспособностью предпринимательского сектора к погашению своих долгов финансовому сектору. Таково резюме гипотезы финансовой нестабильности. Смягчению кризисов может способствовать правительство посредством проведения экспансионистской (стимулирующей) политики в фазе спада. Дело в том, что с помощью этой политики оно может косвенным образом вызвать увеличение денежных поступлений у должников, являющихся потенциальными банкротами. Тем самым правительство трансформирует «долговую дефляцию» в стагфляцию. По мнению Х.Ф.Мински, вторая из этих проблем гораздо менее серьезна, чем первая, поскольку «долговая дефляция» часто означает глубокий и длительный спад типа Великой депрессии 1929-1933 гг.  

       Посткейнсианцы, как и адепты других кейнсианских школ, выступают за активное макроэкономическое вмешательство правительства в экономику. Отличие их подхода к роли государства состоит в подчеркивании важности того факта, что - как было отмечено в рамках «гипотезы финансовой нестабильности» - кризисы возникают вследствие неблагоприятной структуры финансовых потоков экономических субъектов. Поэтому фискальная и денежная политика должны быть направлены не столько на регулирование совокупного спроса как такового, сколько на обеспечение адекватной структуры и объема финансовых потоков. Вот почему важна не только фискальная политика как таковая, поддерживающая на должном уровне потоки прибыли промышленных компаний, но и деятельность Центрального банка как кредитора последней инстанции, поддерживающая финансовые поступления коммерческих банков. Отказ Центрального банка от осуществления такой деятельности и его переориентация на стабильность денежной массы (как это требуется монетаристами и новыми классиками) может привести к краху всей финансовой системы.

 

2.3. Неокейнсианство.

 

     Новое кейнсианство представляет собой самую  последнюю «ветвь», порожденную (в  конце 1970-х - 1980-е годы) «древом» кейнсианской традиции. Возникновение этой школы  является логическим следствием попыток представителей данной традиции «вписать» кейнсианство в стандарты современного экономического анализа. Это означает, что новые кейнсианцы в своих разработках пытались прийти к типичным кейнсианским выводам - таким, как внутренняя присущность рыночной экономике безработицы, необходимость дискреционной макроэкономической политики правительства и т. д. - на основе принципов оптимизации и методологического индивидуализма. Данные попытки увенчались успехом следующим образом.

     Новые кейнсианцы доказывают, что вынужденная безработица в рыночной экономике оказывается следствием жесткости (негибкости) цен и/или заработной платы. В результате вследствие колебаний совокупных расходов меняются количественные переменные – и, прежде всего, уровень занятости, - а не цены. Эта жесткость, в свою очередь, является следствием фундаментального несовершенства рыночных структур в хозяйстве реального мира (следовательно, в ее основе лежат причины, находящиеся на микроуровне). Такое несовершенство порождено двумя основными факторами:

    • разнородность конечных продуктов и факторов производства, особенно труда;
    • асимметричность информации.

     При этом второй фактор играет главную  роль в концепциях нового кейнсианства, роль, аналогичную идее неопределенности будущего у посткейнсианцев.

     Асимметричность информации означает ее неравномерное распределение между участниками сделки, будь то покупатель конечной продукции и продавец, работодатель и наемный работник, заемщик и кредитор, и т.д. Таким образом, асимметричность информации всегда означает наличие информационных преимуществ у одной из сторон, участвующих в сделке. Данное обстоятельство потенциально порождает две ситуации, приводящие к неоптимальным последствиям на микроуровне - а именно, неблагоприятный отбор [adverse selection] и моральный риск [moral hazard].

     Неблагоприятный отбор - это такая ситуация, при которой на рынке финансируются покупки худших, а не лучших видов ресурсов, товаров и активов. Наиболее удачным примером неблагоприятного отбора является знаменитая модель «рынка лимонов», предложенная Дж. Акерлофом. Эта ставшая уже хрестоматийной модель описывает функционирование рынка подержанных автомобилей. Его особенности состоят в том, что продавцы имеют информационное преимущество над покупателями, поскольку последние не знают, какой из автомобилей - хорошего качества, а какой - плохого (т.е. «лимон»). В результате происходит неблагоприятный отбор - покупатели выплачивают цену, находящуюся в интервале между ценой, устраивающей продавца хорошего автомобиля, и ценой, устраивающей продавца «лимона». Вследствие этого начинается  кумулятивный процесс взаимодействия между уходом продавцов первого типа с рынка и снижением цены, которую готовы уплачивать покупатели за приобретение автомобиля. В пределе это вообще приводит к исчезновению рынка.

     Моральный риск - это такая ситуация, при которой возникают стимулы к невнимательному или нечестному поведению, результаты которого выдаются за итог случайных событий. Типичным примером морального риска являются отношения между продавцом и покупателем на страховом рынке. Покупателю страхового полиса, обеспечивающего, например, страхование дома, выгодно поджечь его, чтобы получить страховое возмещение, если, конечно, последнее превышает рыночную ценность этого дома.

     Для преодоления неблагоприятного отбора и морального риска оптимизирующие экономические субъекты применяют особые способы формирования цен и/или заработной платы, которые как раз и порождают их жесткость, и, следовательно, делают безработицу нормальным состоянием рыночной экономики. К этим же последствиям приводит упомянутая выше разнородность товаров и факторов производства.

     Для отражения связей между асимметричностью информации и разнородностью товаров  и ресурсов, с одной стороны, и  неблагоприятными макроэкономическими  явлениями (прежде всего, имеется в виду безработица), с другой стороны, в рамках нового кейнсианства - самого неоднородного из прочих направлений в рамках кейнсианской традиции -  было разработано множество разнообразных (и часто не связанных между собой) концепций.

     Одной из первых попыток объяснения негибкости заработной платы была концепция, предложенная С. Фишером и Дж. Тейлором. В этой концепции ее негибкость объясняется  существованием долгосрочных контрактов по заработной плате, фиксирующих ее на довольно длительный временной интервал (от одного года до нескольких лет). Вследствие данного обстоятельства в случае изменения спроса на труд меняется уровень занятости, а не зарплата. В результате возникают макроэкономические колебания, которые усиливаются, если система контрактов функционирует асинхронно (т. е. когда одни контракты истекают раньше, а другие - позже).

     Авторами  концепции было выдвинуто несколько  причин того, почему работодатели используют долгосрочные контракты.

  1. Заключение контрактов порождает большие информационные издержки, связанные с получением сведений о производительности труда, ожидаемой инфляции, спроса  и т.д. Поэтому работодателям выгодно заключать подобные контракты как можно реже.
  2. Указанные контракты уменьшают стимулы наемных работников к проведению забастовок.
  3. Частые односторонние пересмотры работодателем заработной платы может привести к усилению процессов текучки рабочей силы, а это увеличивает издержки найма (дополнительного) труда.

     Все эти причины так или иначе  связаны с асимметричностью информации, а первая и последняя - также с разнородностью труда.  

     Сторонники  концепции несовершенства кредитных  рынков - Дж. Стиглиц и Б. Гринуолд -   подчеркивают важность асимметричности информации на кредитных рынках. Дело в том, что кредиторы не знают всех сведений о финансовых возможностях заемщиков и поэтому ориентируются в значительной мере на текущие финансовые поступления последних и динамику экономической конъюнктуры в целом. Следовательно, цена кредитов ниже в фазе экономического подъема, чем в фазе спада. Это обстоятельство вкупе с большой опорой фирм на внешнее финансирование в период спада (когда их  финансовые поступления уменьшаются) приводит к росту их издержек в этот период. Поэтому они предпочитают снижать не цены, а уровни производства и занятости.

Информация о работе Экономические воззрения Кейнса