Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 01:08, курсовая работа
Целью данной работы является исследование методов оценки экономической эффективности иностранных инвестиций и их особенности в России.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих взаимосвязанных задач:
раскрыть понятие «иностранные инвестиции», выделить их виды, способы осуществления;
проанализировать инвестиционный климат в России и международные стандарты его оценки;
рассмотреть правовое регулирование иностранных инвестиций в России;
Коммерческая эффективность инвестиционного проекта показывает финансовые последствия его осуществления для участника инвестиционного проекта, в предположении, что он самостоятельно производит все необходимые затраты на проект и пользуется всеми его результатами. Иными словами, при оценке коммерческой эффективности следует абстрагироваться от возможностей участников проекта по финансированию затрат на инвестиционный проект, условно полагая, что необходимые средства имеются. [20, с. 20]
Эффективность участия в проекте определяется с целью проверки финансовой реализуемости проекта и заинтересованности в нем всех его участников. Данная эффективность включает:
Различаю две группы методов оценки инвестиционных проектов:
Простые или статические методы базируются на допущении равной значимости доходов и расходов в инвестиционной деятельности, не учитывают временную стоимость денег. К простым относят: а) расчет срока окупаемости; б) расчет нормы прибыли.
Норма прибыли показывает, какая часть инвестиционных затрат возмещается в виде прибыли. Она рассчитывается как отношение чистой прибыли к инвестиционным затратам.
Дисконтированные методы оценки эффективности инвестиционного проекта характеризуются тем, что они учитывают временную стоимость денег [20, с. 22].
Решения
финансового характера в
Расчет
наращенной (FV) и дисконтированной (PV) величин
осуществляется соответственно по формулам
(1) и (2):
(1)
где FV – наращенная сумма, т.е. доход планируемый к получению в n-м году;
PV – инвестируемая сумма;
i
– ставка наращения.
(2)
где PV – приведенная (текущая) стоимость, т.е. оценка величины FV с позиции текущего момента времени или момента, на который осуществляется дисконтирование;
FV – доход, планируемый к получению в n-м году;
i
– ставка дисконтирования [17, с. 214].
Эффективность инвестиционных проектов определяется на основе системы показателей:
При экономической оценке эффективности инвестиционного проекта используются широко известные в мировой практике показатели:
Для
оценки эффективности любого инвестиционного
проекта принято в первую очередь
использовать абсолютное значение чистой
текущей стоимости NPV (net present value)
в виде (3):
(3)
где CFn – денежные поступления от реализации проекта в n-м году;
i – ставка дисконтирования;
In – инвестиционные затраты по проекту в n-м году;
n
- период времени, в годах.
В инвестиционном анализе NPV сравнивается с 0. Очевидно, что если:
NPV>0, то проект следует принять, т.к. проект прибыльный (при данной ставке дисконта).
NPV<0, то проект следует отвергнуть.
NPV=0, проект ни прибыльный, ни убыточный. Вопрос о принятии проекта или его отклонении зависит от целей инвестирования [19, с. 326].
Ставка дисконта должна отражать стоимость капитала, соответствующую прибыли инвестора, которую он мог бы получить, вкладывая ту же сумму в другом месте. При этом предполагается, что финансовые риски одинаковы для вариантов инвестирования.
Показатель NPV обычно считают самым надежным показателем эффективности инвестиций, но у него есть несколько недостатков при применении в условиях нефтегазового комплекса [16, с. 415].
NPV определяет абсолютную величину отдачи от инвестиций. Чем больше осваиваемое месторождение, тем больше инвестиции, а, значит, выше будет и результат. Следовательно, результаты сравнений инвестиций в освоение месторождений различных размеров будут искажены, если использовать в качестве критерия только NPV.
NPV не информирует о временном промежутке до того момента, как инвестиция становится прибыльной. Это становится большой проблемой для нефтегазодобывающего предприятия, которое постоянно реинвестирует прибыль в доразработку, реконструкцию и освоение своих месторождений. NPV не показывает также точной прибыльности проекта. По этой причине не все пользователи оценки инвестиционных проектов принимают NPV.
Для
компенсации эффекта
Вторым
наиболее значимым критерием, используемым
в оценке эффективности инвестиционных
проектов, является внутренняя норма рентабельности
(ВНР, ВНД) или IRR (internal rate of return). Она определяется
как ставка дисконта, при которой дисконтированная
стоимость притоков реальных денег равна
дисконтированной стоимости оттоков.
Для ее определения следует решить следующее
уравнение (4):
(4)
где
i1 и i2 – ставки дисконтирования.
Экономическую природу этого показателя можно пояснить с помощью графика зависимости NPV от изменения нормы дохода [9, с. 253].
Рисунок
2 – Зависимость ЧДД от изменений нормы
дохода
На графике (рис. 2) показано, что с ростом требований к эффективности инвестиций величина NPV уменьшается, достигая нулевого значения при пересечении с осью абсцисс в точке «А». Внутренняя норма дохода характеризует нижний гарантированный уровень доходности инвестиций, генерируемый конкретным проектом, при условии полного покрытия всех расходов по проекту за счет доходов.
Если расчет NPV инвестиционного проекта дает ответ на вопрос, является он эффективным или нет при некоторой заданной норме дисконта, то IRR проекта определяется в процессе расчета и затем сравнивается с требуемой инвестором нормой дохода на вкладываемый капитал. В случае, когда IRR равна или больше требуемой инвестором нормы дохода на капитал, инвестиции в данный инвестиционный проект оправданы, и может рассматриваться вопрос о его принятии.
Если сравнение альтернативных инвестиционных проектов по NPV и IRR приводят к противоположным результатам, предпочтение следует отдавать NPV.
Этот показатель имеет серьезные недостатки, которые не позволяют применять его в качестве более предпочтительного по сравнению с NPV в практике оценки проектов в нефтегазовом комплексе [19, с. 329].
Во-первых, не всякий проект в нефтегазовом комплексе имеет внутреннюю норму рентабельности. Если чистые выгоды проекта начинают возникать так скоро, что они положительны в любой годовой период планирования, то внутренняя норма рентабельности просто отсутствует. Такая ситуация не редкость при доразработке и реконструкции месторождений. В случае, если сначала осуществляются капитальные вложения, а затем извлекаются выгоды, эту проблему предлагается решать путем уменьшения длительности периодов планирования. От годового переходят к квартальному и т.д. Этот метод в ряде случаев работает и для проектов модернизации, когда рассматриваются инкрементальные денежные потоки.
Во-вторых, для многих проектов освоения нефтяных и газовых месторождений характерно наличие не одного, а нескольких значений IRR, Это происходит, когда чистые выгоды проекта более чем один раз меняют знак в течении его жизненного цикла, В общем случае максимальное количество значений IRR, то есть действительных корней уравнения (4), равно числу перемен знака денежного потока проекта. В подобных случаях критерий IRR неприменим.
Для
преодоления этого недостатка обычно
рекомендуется корректировать потоки
денежных средств различными способами
[9, 264]. Одним из методов является переход
к модифицированной IRR (МВНР, МВНД, MIRR),
которая определяется ПО ФОРМУЛЕ (5):
(5)
где In – капитальные вложения в период планирования n;
Iэn – эксплуатационные затраты;
i
- ставка дисконта, соответствующая стоимости
капитала.
Полученное значение MIRR сравнивается со ставкой дисконта i. Определение MIRR, как видно из (5), предполагает, что денежные средства реинвестируются по ставке дисконта i, а не по IRR проекта, как это делается при использовании обычного показателя IRR. Очевидно, что проблема нескольких корней при использовании MIRR не возникает, т.к. уравнение (5) имеет единственное решение [23, с. 427].
Важный относительный критерий, не зависящий от масштаба проекта – срок окупаемости. Его рекомендуется использовать для компенсации второго из указанных выше недостатков NPV. Он определяется числом периодов планирования, в течение которых совокупные прогнозируемые потоки денежных средств покрывают первоначальные инвестиции. Иными словами, это – период, начиная с которого первоначальные вложения и другие затраты, связанные с инвестиционным проектом, покрываются суммарными результатами его осуществления.
Более
наглядно это видно из графика
жизненного цикла инвестиций (рис.3)
[9, 266].
Рисунок
3 – Жизненный цикл инвестиций: I этап –
инвестирование производственных затрат;
II этап – возврат вложенного капитала;
III этап – получение доходов.
Рассчитывают как номинальный, так и дисконтированный сроки окупаемости. Срок окупаемости рекомендуется определять с использованием дисконтирования.
Дисконтированный
срок окупаемости при неравномерных
денежных потоках рассчитывается по формуле
(6):
(6)
где j – целая часть срока окупаемости в годах;
d – дробная часть срока окупаемости в годах.
Целая часть DPP определяется периодом времени, в котором кумулятивная текущая стоимость принимает свое последнее отрицательное значение, при этом выполняется неравенство: (-I0 + PV1 + PV2 + … + PVj) ≤ 0, 1<j<n.
Информация о работе Иностранные инвестиции как экономическая категория