Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 20:46, реферат
География миграций напрямую зависит от истории, которая ни секунду не стоит на месте. А в свою очередь, в ходе истории, изменяются миграции, их направленность, структура и величина. Именно поэтому проблема изучения миграций актуальна в любой временной отрезок истории. В наше время в многонациональной России проблема миграций стоит очень остро.
1.Введение
2.Краткая характеристика взятой темы
3.Анализ библиографического списка литературы
4.Освещенность темы “ География миграций ” в научной литературе
5.Рецензия на монографию П.Поляна “Не по своей воле… История и география принудительных миграций в СССР”
6.Заключение
7.Библиографический список литературы
Для
нормирования ситуации следует провести
грамотную политику для привлечения
населения в депрессивные районы,
в частности в крупнейшие города
Ростов и Волгоград. А так же продумать
проблему перенаселения кавказских
республик.
Основным понятием, характеризующим миграционную ситуацию в России, является термин Ж.А.Зайончковской “западный дрейф”. Западный дрейф - это процесс характеризующий вектор потока миграций внутри России - население перемещается с востока на запад, с районов нового освоения в районы старые и обжитые.
Анализирую миграционный обмен федеральных округов, можно увидеть, что принимающим можно назвать, только один - центральный федеральный округ. Все октальные округа отдают население. Но федеральные округа не самое лучшее территориальное образование для анализа потока миграций. Так, Северо-Западный округ составляют миграционно привлекательные Санкт-Петербург, Ленинградская область, и регионы интенсивного оттока населения - Мурманская область и Республика Коми. Очень неоднородны Южный и Сибирский округа.
Среди регионов России можно выделить 5 зон, с характерной миграционной ситуацией :
Но
обстановка не так однородна. Внутри
Европейской принимающей зоны действуют
такие же центробежные силы, что
и по всей России. Можно сказать,
что этот регион является распределителем
мигрантов со всей страны в Московский
регион. То есть образуется такая цепочка
- Европейская принимающая зона концентрирует
в себе мигрантов со всех регионов
и в свою очередь распределяет
их в Москву и Московскую область.
Л.Б.Карачурина поднимает проблему миграционной политики. Она рассматривает эту тему на примере Германии, ведь именно там формируется большинство миграционных законов и политик.
Германия применяет к мигрантам политику “кнута и пряника”. Со стороны пряника выступают социальные пособия не состоятельным мигрантам, с другой стороны стимулирование их к занятости, ведь пособие “social” выдается только мигрантам стремящимся найти работу или имеющих низкоквалифицированную работу или “грязную” работу. Данное финансирование проводиться под общими правилами. Пособие должно быть меньше, чем у коренного немецкого населения, чтобы не спровоцировать межнациональные конфликты между немецким населением и мигрантами.
Такая политика проводиться, для управления расселением мигрантов по стране государственным аппаратом. Стимулирует мигранта жить там, где его распределят именно это пособие “social”. В противном случае “social” не выплачивается. Такая политика совпадает с политикой России, образца девяностых годов, когда мигрантов старались распределить в глухие села, чтобы поддержать и поднять русскую глубинку. В Германии же распределение идет общественное и исключительно в города. Что способствует образованию этнических общностей. Однако это тоже может привести к пагубным последствиям. Образование сильно поляризованной занятости - дифференциация на высокий и низкий заработок и, как следствие, сословное дифференциация общества, вероятно образование, так называемого “гетто”.
Сегодняшним
трендом в Германском законодательстве
является пособничество в ускоренной
и лучшей интеграции мигрантов. Для этого
созданы различные курсы, помогающие мигрантам
интегрировать в новое общество. Большая
доля уделена преодолению языкового барьера.
На программы способствующие интеграции
мигрантов, Германское правительство
намерено ежегодно выделять 750 млн. евро.
Статья основана на анализе миграционных потоков, таких пространственных организаций, как глобальные центры - Токио, Лондон, Париж, Нью-Йорк. Каждый отдельный город имеет свою специфическую модель внутренних и внешних миграционных процессов.
Модель Токио в значительной степени отличается от других глобальных мегаполисов. В силу своей исторической и географической отстраненности, за многие годы в Токио сформировалось подавляющее доминирование внутренних миграций над внешними. Можно сказать, что миграционная ситуация в Токио формируется за счет внутренних миграций с другими регионами страны. Внешняя миграция практически не влияет на сложившуюся ситуацию. Хотя многие специалисты отмечают скорейшее завершение этого процесса, в условиях мировой глобализации.
В Париже уже многие годы наблюдается спад, как внешних, так и внутренних миграций. Этот процесс характеризуется отрицательным сальдо внутренних миграций. Отрицательное сальдо внутренних миграций, дополняемое естественной убылью населения, создает негативную демографическую ситуацию. Но внешняя миграция частично прикрывает этот процесс, хотя в полном объеме иммигранты не могут заместить убыль населения в Париже.
В
Лондоне так же наблюдается отрицательное
сальдо внутренних миграций, причем
оно прогрессирует. Соответственно,
к настоящему времени, по сравнению
с 1981 годом, миграционные потери столицы
в обмене с другими регионами
страны увеличились более чем
в три раза. Но на этом фоне, постоянно
увеличивались внешние
Интересная модель выстраивается в крупнейших городах С.Ш.А., практически выросших за счет иммиграции. В такие города, как Нью-Йорк и Лос-Анджелес являются распределителями иммигрантов в другие регионы страны. Положительное сальдо внешних миграций абсолютно замещаются отрицательным сальдо внутренних. В итоге происходит распределение иммигрантов по стране. К примеру, в восьмимиллионном Чикаго изменение численности населения за счет механического движения за последние десять лет составило менее 5 тысяч человек.
После
построения определенных моделей развития
городов, важно изучение именно географии
миграционных процессов. Ведь миграции
из кардинально разных стран, могут кардинально
по-разному
повлиять на ситуацию в принимающей стране.
В статье проведен большой пространственный анализ районов Москвы по этническому признаку. О.Вендиной выделены зоны расселения иммигрантов, районы локализации населения иммигрантов.
Наиболее дисперсным расселением в Москве отличаются украинские мигранты. Украинцы довольно сильно рассредоточены по всем районам Москвы. Та же ситуация наблюдается среди белорусских рабочих. Самое контрастное расселение, как и следовало ожидать, характерно для граждан Азербайджана. Расселение азербайджанцев связано в основном с их главным родом деятельности. Поэтому их нужно искать в районах, имеющих крупные торговые точки. Среди них районы Биберево , Измайлово , Текстильщики , Люблино. Картина расселения мигрантов из Грузии и Армении имеет заметное сходство с локализацией азербайджанцев, но без столь резких контрастов. Армян гораздо больше в центе Москвы - в Замоскворечье и на Якиманке, в Тверском районе и на проспекте Мира, где проживают члены армянской общины. Армянское население, менее финансово-обеспеченное, живет ближе к периферии - в Чертаново и Орехово-Борисово, в Люблино, Царицыно, Текстильщиках и Кузьминках.
Не смотря
на выявленные пространственные закономерности
расселения иммигрантов в Москве,
говорить о геттоизации города не приходиться.
Правда, в перспективах города остается
прогресс иммиграционного притока в Москву.
И отсутствие эффективной миграционной
политике может привести к негативным
последствиям
Книга Павла Поляна “Не по своей воле…История и география принудительных миграций в СССР”, как явствует из ее названия, не претендует на то, чтобы считаться научным трудом в строгом смысле слова. Однако таковым она, безусловно, является. Это результат работы самого автора с источниками и обобщения научной литературы, посвященной выбранной им теме. Снабжена книга хронологией постановлений и указов руководства СССР и вызванных ими событий, обстоятельной библиографией. Тема книги – массовые изгнания, переселения, высылка, ссылка, принудительный характер которых проявлялся по-разному, а также трудные и не всегда успешные попытки сосланных вернуться в свое отечество.
Систематически, опираясь на множество документов, анализирует П.Полян анализирует географию и вековую историю принудительных депортаций и недобровольных миграций на территории Российской империи и СССР. Поражает полнота охвата исторического материала. Последовательно изложена в книге история ранних, относительно скромных по масштабам депортаций 20-х годов, грандиозная “кулацкая ссылка“ начала 30-х, “зачистки” в приграничных и прифронтовых полосах, редко упоминающийся сюжет. Много нового по выборочным депортациям с аннексированных в 1939–1940 годах территорий Бессарабии, Буковины, Польши, Литвы, Латвии и Эстонии можно почерпнуть из монографии.
Больше известны в массе своей сталинские ссылки народов в годы Великой Отечественной войны. Но в книге подняты практически не тронутые темы – превентивные ссылки финнов, греков, турок-месхетинцев… Ужасающие подробности выселения “несчастных народов” включил автор в свою книгу из периодических и малотиражных, а стало быть, и мало читаемых изданий. Чего стоит один лишь эпизод массового сожжения чекистами в конце февраля 1944 года жителей аула Хайбах Галанчжойского района Чечено-Ингушетии. Командовал сожжением кавалер ордена Суворова II степени М.Гвишиани. Тех, кто пытался вырваться из подожженной запертой конюшни, а заодно и жителей окрестных селений, чекисты расстреливали. Массовые репрессии против невинных людей, часто безразличия пола и возраста, происходили в стране с самой большой в мире территорией, которую она на протяжении столетий изо всех сил, тщательно, но тщетно пыталась освоить. Этим подчеркивается противоестественность и если можно так выразиться “анти-географичность” принудительных миграций. Какие бы мотивы ни стояли у истоков массовых репрессий, довольно скоро они, по своей форме, вписались в вековую традицию территориальной экспансии и стали работать на нее — разумеется с той эффективностью, на какую обречен рабский труд в ХХ веке.
Более
чем весома и географическая сторона
монографии. Книга П.Поляна – ценнейший
вклад в экономическую и