Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 22:27, контрольная работа
Первые поселения на территории современного Киева возникли от 1500 до 2000 лет тому назад. Согласно легенде, в конце V - начале VI в. нашей эры братья Кий, Щек и Хорив и их сестра Лыбедь облюбовали место на склонах Днепра и основали на крутом правом берегу город и назвали его, в честь старшего брата, Киевом.
В отличие от предшествующих периодов истории античного мира, когда в основе этики лежала не столько религия, сколько долг человека относительно того коллектива, к которому он принадлежал,рода, фамилии, гражданской общины,в период империи поиски в области религии и морали оказываются все более и более взаимосвязанными.
Подробно этот вопрос будет рассмотрен ниже, но уже сейчас можно заметить, что ни рабы, ни свободные трудящиеся в этом смысле не составляли исключения.
И для них, как для современных им философов из высших классов, одним из основных вопросов был вопрос как жить и во что верить, только отвечали они на него по-разному.
Отказавшись от попыток связать моральные и религиозные представления рабов, Бмер не попытался и выяснить, какие чаяния они связывали со своими излюбленными богами, какими наделяли их чертами, каким потребностям отвечали эти созданные ими образы, т. е. в конечном счете что же дают нам сведения о богах, популярных среди рабов, для суждения об их мировоззрении.
Между тем не подлежит сомнению, что изучение того или иного культа представляет интерес только тогда, когда подводит нас к пониманию особенностей идеологии его адептов.
В результате, констатировав, что рабы предпочитали одних богов другим, но не имели ни одного своего специфически рабского бога, автор приходит к выводу стр. 187, что рабы были мало самостоятельны в своих суждениях и в основном следовали традициям, созданным их господами.
Вывод этот неубедителен, так как, почитая одного и того же бога, представители разных социальных слоев могли воспринимать его совершенно по-разному.
Так, например, если для идеологов империи Антонинов Геракл ассоциировался с образом идеального монарха, для панегиристов Мак-симиана Геркулия с победителем сынов земли гигантов, то для близких народу киников он в первую очередь был тружеником, заслужившим бессмертие своими подвигами на пользу людей и простой, деятельной жизнью. Игнорируя внутреннее содержание культов и останавливаясь в основном на их внешней организации, Бмер присоединяется к общепринятому мнению о коллегиях свободной бедноты и рабов как об организациях, мало связанных с религией и имевших основной целью, во-первых, обеспечить своим сочленам приличное погребение, во-вторых, удовлетворить их стремлению играть известную роль в общественной жизни, занимать почетные должности в коллегии и хотя бы таким образом возвыситься над массой себе подобных
Рабы и свободная беднота объединялись в коллегии не потому, что верили в тех богов, под покровительством которых стояли их корпорации, а скорее под влиянием чувства солидарности, связывавшей низшие классы, независимо от того, были ли они свободными или рабами.
А раз так, заключает автор, то ни о каком классовом самосознании рабов, ни о какой революционности в их идеологии говорить не приходится в Римской империи существовало лишь извечное противоречие между низшими и высшими, бедными и богатыми, а не между рабами и свободными стр. 90, 191.
И этот вывод Бмера представляется слишком поспешным.
То обстоятельство, что рабы и свободная беднота имели одни и те же верования и формы организации и что их связывало чувство солидарности, не свидетельствует еще об отсутствии в их идеологии специфических черт, характерных для условий, сложившихся именно в рабовладельческом обществе.
Автор не учитывает того обстоятельства, что ни одно классовое общество не состоит только из двух основных классов в нем всегда имеются и другие классы и социальные группы, играющие более или менее значительную роль в зависимости от конкретных исторических условий.
В Римской империи роль неосновных классов была особенно велика.
В ряде провинций рабство не достигло значительного развития и господствовали многообразные формы эксплуатации, сохранившиеся еще от периода разложения первобытно-общинного строя и патриархального рабства.
В областях с высоко развитым рабством уже начинался кризис всего способа производства, обусловливавший, между прочим, расслоение как класса рабов, так и класса свободных.
Часть рабов и отпущенников оказывалась в привилегированном положении и сближалась и экономически, и идеологически с господствующими классами.
С другой стороны, массы свободных разорялись и или непосредственно попадали в рабство например, путем самопродажи, которую императорские законы пытались ограничить, но в конце концов санкционировали, или в качестве наемных работников, клиентов, колонов, инквилинов становились объектами эксплуатации, .
Этапы истории Древнего Рима
Город Рим возник на берегу реки Тибр в Италии. В этой стране, расположенной на Апеннйском полуострове, благоприятные условия для жизни людей. Там теплый климат, много пастбищ и земель, пригодных для хлебопашества, виноградарства и садоводства. Дождей выпадает больше чем в Греции. Вдоль всего полуострова тянутся невысокие горы, богатые строительным камнем и металлами.
Ранняя история Рима отмечена господством родовой аристократии, патрициев, кроме которых никто не мог заседать в Сенате. Им подчинялись плебеи, являвшиеся, возможно, потомками побежденного народа. Однако не исключено, что по происхождению патриции были просто богатыми землевладельцами, организовавшимися в кланы, и присвоившими привилегии высшей касты. Власть избранного царя ограничивалась Сенатом и собранием кланов, которая даровала царю после избрания imperium (верховную власть). Плебеям не дозволялось носить оружие, их браки не признавались законными — эти меры были рассчитаны на то, чтобы оставить их без защиты, без поддержки семьи и родовой организации. Так как Рим был самым северным форпостом латинских племен, соседствующим с этрусской цивилизацией, римское аристократическое образование напоминало спартанское особым вниманием к патриотизму, дисциплине, смелости и военному мастерству.
Свержение монархии не привело к сильным изменениям в политическом устройстве Рима. Место пожизненного царя заняли два избираемых на один год из числа патрициев консулы («впереди идущие»). Они руководили заседаниями сената и народного собрания, контролировали выполнение принятых этими органами решений, распределяли граждан по центуриям, следили за сбором податей, осуществляли судебную власть, во время войны командовали войсками. По истечении срока полномочий они отчитывались перед сенатом и могли быть подвергнуты судебному преследованию. Помощниками консулов по судебным делам были квесторы, к которым позже перешло заведование казной. Народное собрание было высшим государственным органом, оно утверждало законы, объявляло войну, заключало мир, избирало всех должностных лиц (магистратов). Возросла роль сената: ни один закон не мог вступить в силу без его одобрения; он контролировал деятельность магистратов, решал внешнеполитические вопросы, осуществлял надзор над финансами и религиозной жизнью.
После превращения Рима в республику началась территориальная римлян. Первоначально их основными противниками на севере были , на северо-востоке — на востоке — и на юго-востоке — .
В 509—506 до н. э. Рим отразил наступление этрусков, выступивших в поддержку свергнутого Тарквиния Гордого, а в 499—493 до н. э. одержал верх над Арицийской федерацией латинских городов, заключив с ней союз на условиях невмешательства во внутренние дела друг друга, взаимной военной помощи и равенства при разделе добычи. Это позволило римлянам начать серию войн с сабинами, вольсками, эквами и могущественными южноэтрусскими поселениями.
Укрепление внешнеполитических позиций римлян в Средней Италии было прервано нашествием , которые в 390 до н. э. разгромили римскую армию у реки , захватили и сожгли Рим; римляне укрылись в Капитолии. Хотя галлы вскоре покинули город, влияние римлян в значительно ослабло; союз с латинами фактически распался, против Рима возобновили войну вольски, этруски и эквы. Однако римлянам удалось отразить натиск соседних племен. После нового галльского вторжения в Лаций в 360 до н. э. возродился (358 до н. э.). К середине IV в. до н. э. Рим уже имел полный контроль над Лацием и Южной Этрурией и продолжил экспансию в другие районы . В 343 до н. э. жители кампанского города , понеся поражение от , перешли в римское подданство, что вызвало Первую Самнитскую войну (343—341 до н. э.), закончившуюся победой римлян и подчинением Западной Кампании. Рост могущества Рима привел к обострению его отношений с латинами, что спровоцировало (340—338 до н. э.), в итоге которой Латинский союз был распущен, часть земель латинов конфискована, с каждой общиной заключен отдельный договор. В ходе Второй (327—304 до н. э.) и Третьей (298—290 до н. э.) Самнитских войн римляне разгромили Самнитскую федерацию и нанесли поражение её союзникам — этрускам и галлам. Рим укрепил свое влияние в и , установил контроль над и и овладел Сенонской Галлией, превратившись в гегемона всей Средней Италии. Проникновение Рима в Южную Италию привело в 280 до н. э. к войне с , самым могущественным из государств , и его союзником эпирским царем . В 276—275 до н. э. римляне победили Пирра, что позволило им к 270 до н. э. подчинить Луканию, и всю Великую Грецию. Завоевание Римом Италии вплоть до границ с Галлией завершилось в 265 до н. э. взятием Вольсиний в Южной Этрурии. Общины Южной и Средней Италии вошли в Италийский союз во главе с Римом.
Экспансия Рима в другие территории Средиземноморья сделала неизбежным столкновением Римской республики с Карфагеном, ведущей державой Средиземноморья. В результате трёх войн между двумя державами, Рим уничтожил Карфагенское государство и включил его территорию в состав республики. Это позволило ему продолжить экспансию в другие районы Средиземноморья. После завоеваний III—I вв. до н. э. Рим превратился в мировую державу, а Средиземное море — во внутреннее римское озеро.
Главной причиной падения республики являлось противоречие между политической формой республики I в. до н. э. и её социально-классовым содержанием. Широкий средиземноморский рынок, новые группы провинциальных рабовладельцев, сложные взаимоотношения между Италией и провинциями, между гражданами и «негражданами» настоятельно требовали новой системы управления. Было невозможно управлять мировой державой методами и аппаратом, пригодными для маленькой общины на Тибре. Старые классы, интересы которых отражала римская республика, к концу I в. до н. э. исчезли или деградировали. Почти совершенно исчезло италийское крестьянство; нобилитет и всадничество в результате гражданских войн в значительной своей части погибли физически или разорились. На смену нобилитету и всадничеству пришли новые социальные группировки: новые богачи, люмпен-пролетариат, военные колонисты. Они ничем не были связаны со старой республикой. Их существование было тесно связано с военной империей, с победоносными полководцами конца республики. Профессиональная армия, выросшая из гражданских войн, явилась непосредственной опорой этих полководцев и главным орудием военного переворота.
Падение республики было неизбежно. Октавиан победил потому, что за ним стояла Италия, что он мог использовать единый аппарат римского государства. Он был хитрее, осторожнее, выдержаннее Антония, он был приемным сыном Цезаря. Октавиан победил, наконец, потому, что его политическая воля была единой и целеустремленной, что вокруг него не было той борьбы двух партий, римской и восточной, партии римских эмигрантов и партии Клеопатры, которая ослабляла и парализовывала волю Антония.
В начале V в. положение Западно-римской империи значительно осложнилось. В 401 в Италию вторглись вестготы во главе с , а в 404 — , и под предводительством , которых с большим трудом удалось разгромить опекуну императора Гонория (410—423) вандалу . После двух осад в 408 и 409 гг. Рим впервые в своей многовековой истории был взят вестготами Алариха и подвергнут 2-дневному разграблению.
В правление Валентиниана III (425—455) давление варваров на Западно-римскую империю усилилось. В конце 440-х началось завоевание Британии , и . В начале 450-х на Западно-римскую империю обрушились во главе с . В июне 451 римский полководец в союзе с вестготами, франками, бургундами и саксами нанес Аттиле поражение на Каталаунских полях (к востоку от Парижа), однако уже в 452 гунны вторглись в Италию. Только смерть Аттилы в 453 и распад его племенного союза избавили Запад от гуннской угрозы. В марте 455 Валентиниан III был свергнут сенатором Петронием Максимом. и подвергли его страшному разгрому. Западно-римской империи был нанесен смертельный удар. Вандалы подчинили себе , и . В 457 заняли бассейн Родана (совр. Роны), создав самостоятельное . Под властью Рима к началу 460-х осталась фактически одна . Престол стал игрушкой в руках варварских военачальников, которые по своей воле провозглашали и низвергали императоров. Затянувшейся агонии Западно-римской империи положил конец : в 476 он , отослал знаки высшей власти византийскому императору и основал на территории Италии собственное варварское королевство.
Информация о работе Возникновение и этапы развития Киевской Руси