Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 22:38, курсовая работа
Тоталитаризм - понятие, обозначающее политическую (государственную) систему, осуществляющую или стремящуюся осуществлять ради тех или иных целей абсолютный контроль над всеми сферами общественной жизни и над жизнью каждого человека в отдельности. Впервые понятие тоталитаризма было употреблено критиками режима Муссолини (Дж. Амендола и П. Гобетти) в Италии в 1920-х. В научной литературе Запада оно вошло в обиход в конце 1930-х. В СССР длительное время господствовали тоталитарный и авторитарный политические режимы.
Введение 3
1.Теория тоталитарного режима 5
2. Становление и развитие тоталитарного режима в СССР
(конец 1920-х - начало 1950-х гг.) 9
3. Тоталитаризм в послесталинскую эпоху 25
Заключение 29
Список источников и литературы 32
Примерный устав 1935 г. в разделе “О земле” отмечал, что земля - общенародная государственная собственность, закрепляется за артелью в бессрочное пользование и не подлежит ни купле-продаже, ни сдаче в аренду. Размеры приусадебного участка устанавливались наркомземами союзных республик. Они колебались от 1/4 до 1/2 га, кое-где доходя до 1 га.
Раздел
“О средствах производства”
Раздел “О членстве” устанавливал, что в члены артели не принимались кулаки и лица, лишенные избирательных прав, за исключением бывших кулаков, которые в течение трех лет честной работой доказали свою лояльность. Исключение из артели могло быть произведено только по решению общего собрания, на котором присутствовало не меньше 2/3 числа членов артели. Поста
новление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 апреля 1938 г. запретило проведение “чисток” колхозов под каким бы то ни было предлогом.17
Устав
определял порядок
Раздел “Организация, оплата и дисциплина труда” устанавливал, что все работы в колхозе производятся личным трудом его членов. По найму могли привлекаться только агрономы, инженеры и т.д. Оплата была сдельной - правление разрабатывало, а общее собрание утверждало нормы выработки по всем работам и расценки в трудоднях. Перечислялись взыскания, которые могли быть наложены на колхозников за нарушение устава и трудовой дисциплины.
Конституция СССР 1936 г. закрепила объекты колхозно-кооперативной собственности, правовое положение колхозного двора. Эти нормы время от времени подкреплялись. Так, 28 мая 1939 г. было опубликовано постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) “О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания”. Оно обязывало произвести до 15 августа 1939 г. обмер всех приусадебных участков и изъять все излишки, присоединив их к землям колхозов. Постановление также установило, начиная с 1939 г., обязательный минимум трудодней в году (от 60 до 100, в зависимости от местных условий) для каждого трудоспособного колхозника.
Начиная с 1940 г. обязательные поставки зерна исчислялись не с плана посевов, а с каждого гектара пашни, закрепленной за колхозами, а поставки молока - не по поголовью коров, а с земельной площади, закрепленной за колхозами.
С 1941 г. велись попытки преодолеть “уравниловку” в оплате труда колхозников введением дополнительных вознаграждений за перевыполнение плана по урожайности или продуктивности.
Уголовное право и процесс. Конституция СССР 1936 г. и Закон о судоустройстве 1938 г. демократизировали уголовный процесс, утвердив гласность судопроизводства, независимость судей и подчинение их только закону, обеспечение обвиняемому права на защиту, участие в составе суда народных заседателей, ведение судопроизводства на языке союзной, автономной республики или автономной области и т.д. В уголовном законодательстве все большее значение приобретали общесоюзные нормы. В то же время характерным было ужесточение мер наказания. По нынешним представлениям суровость предусмотренного наказания часто не соответствовала опасности преступления.
В феврале 1931 г. была установлена уголовная ответственность за порчу или поломку принадлежавших колхозам, совхозам и МТС тракторов и сельхозмашин. Если порча была вызвана халатным отношением, наказанием были принудительные работы на срок до шести месяцев. За те же неоднократные или повлекшие крупный ущерб действия - лишение свободы на срок до трех лет.
7 августа 1932 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление “Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности”. Оно возвело расхитителей в ранг врагов народа, приравнивало хищения к государственным преступлениям, предполагало суровые репрессии, и ограниченный выбор у суда мер наказания. Постановление не содержало градаций размеров похищенного, и его проведение в жизнь сопровождалось произволом (лишь с сентября 1937 г. перекосы стали выправляться).
В 1934 г. в уголовном праве появилась статья об измене Родине (действия, совершенные гражданами СССР в ущерб его военной мощи, государственной независимости или неприкосновенности его территории). При смягчающих обстоятельствах измена Родине каралась лишением свободы на срок 10 лет с конфискацией имущества, а для военнослужащих - высшей мерой с конфискацией имущества.
Постановлением ЦИК СССР от 2 октября 1937 г. за особо опасные государственные преступления - шпионаж, вредительство, диверсию повышался срок наказания с 10 до 25 лет лишения свободы. В 1940 г. был признан преступлением выпуск продукции недоброкачественной, некомплектной или с нарушением стандартов, и виновные лица (директор, главный инженер, начальник ОТК) наказывались лишением свободы на срок от 5 до 8 лет.
10 августа вышел Указ Президиума ВС СССР “Об уголовной ответственности за мелкие кражи на производстве”, по которому мелкие кражи наказывались лишением свободы сроком на один год. Ранее была установлена уголовная ответственность с 12-летнего возраста за тяжкие преступления (убийства, насилия и увечья). За все остальные преступления уголовная ответственность наступала с 14 лет (к несовершеннолетним не применялась высшая мера). В уголовном порядке преследовались вовлечение несовершеннолетних к участию в преступлениях, понуждение их к занятию проституцией, спекуляцией, нищенством.
В начале 30-х гг. в связи с урбанизацией и ломкой патриархальных норм, с наплывом в города больших масс насильно выброшенных из деревни во время раскулачивания озлобленных людей произошел всплеск уголовной преступности: убийств, разбоев, грабежей и злостного хулиганства. С этим велась борьба мерами административного права (паспортный режим) и ужесточением обычного уголовного права. Однако меры не достигли цели, и государство пошло на внесудебные репрессии.18
При управлениях милиции на уровне области были созданы милицейские “тройки”, для рассмотрения дел рецидивистов и неработающих лиц, связанных с преступной средой (в основном скупщиков краденого и держателей притонов). Дела разбирались в присутствии обвиняемого и прокурора. “Тройки” рассматривали до ⅔ подобных дел. Применяемые ими репрессии были в большой мере превентивными - они не столько наказывали индивидуального преступника, сколько разрушали преступную среду, что несовместимо с нормами правового государства. Этими мерами волна преступности была сбита, за один год число грабежей снизилось почти вдвое, квалифицированных краж - на треть, конокрадства - в три раза. Сильный удар с помощью внесудебных репрессий был нанесен организованной преступности. Она быстро формировалась в России в начале века, была подорвана репрессиями ВЧК, а затем ожила в условиях НЭПа. Жестокие меры 30-х гг. надолго парализовали ее, что было особенно важно во время войны.
Убийство С.М. Кирова 1 декабря 1934 г. было использовано для ужесточения норм в отношении преступлений, относимых к государственным. Был установлен особый порядок производства по делам о “террористических организациях” с необычайно кратким сроком расследования дел - не более 10 суток. Вместо 3 суток копия обвинительного заключения вручалась обвиняемому за сутки до слушания дела. Прокурор не участвовал в таких процессах, т.е. был устранен надзор прокуратуры за соблюдением законов. Защитник участвовал только на стадии судебного разбирательства. Отменялись обжалование приговора в кассационном порядке и возможность ходатайства о помиловании. Позже аналогичные нормы стали действовать по отношению к обвиняемым во вредительстве и диверсиях. Созданное в 1934 г. Особое совещание при НКВД, вообще, действовало, вне процессуальных норм и не было строго связано нормами права.
Некоторые секретные, не подлежавшие публикации акты открыто противоречили Конституции СССР, например, постановление СНК и ЦК ВКП(б) “О порядке согласования арестов” (1935 г.). Оно установило, что на аресты руководителей предприятий и специалистов требовалось разрешение соответствующего наркома (профессора вуза нельзя было арестовать без санкции наркома высшего образования). Для ареста члена партии требовалась санкция секретаря райкома. Это нарушало конституционный принцип равенства граждан перед законом.19
Тем не менее, примечателен сам факт, что принимались специальные усилия, чтобы создать правовое обеспечение политических репрессий. Советское государство не пошло по пути возложения репрессий на неформальные организации и никогда не выпускало из рук монополии на физическое насилие.
22
июня 1941 г. Германия начала войну
против СССР. Это была война
нового типа, какой не знала
Россия, - тотальная война на
На эту войну СССР ответил Отечественной войной. Это было столкновение цивилизаций с крайним напряжением их сил, организованных тоталитарными государствами. Суть войны, после краткого замешательства, была осознана советским народом правильно, и переход ней на сторону врага не мог быть оправдан никакими доводами.
Война закончилась полным разгромом агрессоров примерно с равными потерями в живой военной силе СССР и Германии. Во всех крупных операциях после Сталинградской битвы советские войска несли меньшие потери, чем противник. В освобожденных Красной армией от фашизма странах были установлены дружественные СССР или нейтральные режимы. Советский Союз вышел из войны великой мировой державой.
Эта война была главным и беспристрастным экзаменом всей советской государственности. Для понимания сути Советского государства достаточно изучить его в период этой войны и в период “перестройки” - в момент максимальной силы и полной беспомощности. Следующая война цивилизаций -“холодная война”, в которой Советский Союз потерпел поражение, программировалась противником на основе тщательного изучения опыта Отечественной войны.
После победы в Великой Отечественной войне и капитуляции Японии 3 сентября 1945 г. начался совершенно новый период в жизни Советского государства.
Победа над фашистской Германией и окончание Великой Отечественной войны внушала советским людям гордость за свою страну и свой народ. Однако в народном сознании созревало понимание того, что вместе с войной должны уйти в прошлое и трудности военного времени.
При этом, как и в прежние годы, все надежды на лучшую жизнь советские люди связывали с именем Сталина. Возросший за годы войны его авторитет и в послевоенное время поддерживался всей партийно-идеологической системой. Мудрым, всё и всегда знающим и видящим рисовали образ вождя в его биографии, издававшейся после войны миллионными тиражами, таким же изображали Сталина писатели, поэты, художники.
Первый этап периода был продолжением “мобилизационного социализма” 30-х гг., но на радостной ноте, с настроением победителей. Дискуссий о том, проводить ли восстановление форсированным темпом (а значит, сохраняя черты тоталитарного общества) или щадящим образом с либерализацией, не было. По сути, не было и выбора, энергия войны была столь велика и имела такую инерцию, что ее можно было лишь “переключить” на мирное строительство.20 По напряженности оно было сходно с войной: в 1948 г. страна достигла и превзошла довоенный уровень промышленного производства, что по нормальным меркам немыслимо. А в 1952 г. объем промышленного производства в 2,5 раза превысил уровень 1940 г. по нормальным меркам немыслимо, а в 1952 г. в 2,5 раза превысил уровень 1940 г.
При этом страшная засуха на значительной территории европейской части СССР в 1946 г. привела к голоду с гибелью людей и как бы “продолжила войну”. Такой засухи не было в нашей стране более 50 лет. Реально в общественном сознании переход “на мирные рельсы” произошел в конце 1947 г., с отменой карточек и денежной реформой. При этой реформе (деноминации 10:1) малые и средние вклады в сберкассах не пострадали: они были автоматически увеличены в 10 раз.
Война
усилила морально-политическое единство
советского общества (тоталитаризм), символом
которого продолжал быть культ личности
И.В. Сталина. В ответ, как бы в вознаграждение
народу за перегрузки двух десятилетий,
принципом государственной политики было
сделано постоянное, хотя бы и скромное,
улучшение благосостояния населения.21
Это выразилось, например, в крупных и
регулярных снижениях цен (13 раз за 6 лет;
с 1946 по 1950 г. хлеб подешевел втрое, а мясо
- в 2,5 раза). Именно тогда возникли закрепленные
в государственной идеологии специфические
стереотипы советского массового сознания:
уверенность в завтрашнем дне и убеждение,
что жизнь может только улучшаться.