Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2010 в 18:12, Не определен
Введение - 3 -
1.Исследование Судебника 1497 года. - 6 -
1.1 Исторические предпосылки создания судебника 1497 года. - 6 -
2.Основные положения Судебника Ивана III - 10 -
2.1 Гражданское право - 10 -
2.2 Наследственное право - 12 -
2.3 Уголовное право. - 13 -
2.3.1 Понятие и виды преступлений по Судебнику 1497 года. - 13 -
2.3.2 Виды наказаний по судебнику 1497 года. - 21 -
2.3.3 Судебный процесс по Судебнику - 23 -
Заключение - 25 -
Список используемой литературы - 27 -
Введение - 3 -
1.Исследование Судебника 1497 года. - 6 -
1.1 Исторические предпосылки создания судебника 1497 года. - 6 -
2.Основные положения Судебника Ивана III - 10 -
2.1 Гражданское право - 10 -
2.2 Наследственное право - 12 -
2.3 Уголовное право. - 13 -
2.3.1 Понятие и виды преступлений по Судебнику 1497 года. - 13 -
2.3.2 Виды наказаний по судебнику 1497 года. - 21 -
2.3.3 Судебный процесс по Судебнику - 23 -
Заключение - 25 -
Список используемой литературы - 27 -
Первое упоминание о Судебнике 1497 года имеется в Записках о Московии австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна, бывшего послом императора Максимилиана I при дворе Василия III. Опубликованные в 1556 году в Базеле на латинском языке, эти записки раскрывали содержание лишь первых статей Судебника (3—7, 9—16) о порядке решения споров при помощи судебного поединка и наказаниях за разного рода преступления.
Рукопись Судебника 1497 года была обнаружена в 1817 году П. М. Строевым и опубликована им совместно с К. Ф. Калайдовичем в 1819 году. Она остается до сих пор единственным известным списком Судебника и хранится в фонде Государственного древлехранилища Центрального государственного архива древних актов в Москве.
СУДЕБНИК ИВАНА III (1497 г.) — первый русский общегосударственный судебник, важнейший памятник юридического характера Московской Руси конца XV в. Так же, судебник является документом, который знаменует новую эпоху в истории государства и права России - становление единого Русского государства.
Завершение
политического объединения
Со времени образования единого централизованного государства создаются новые сложные формы законодательства – кодексы: Судебник, уставные и судебные грамоты. В XV-XVI вв. гражданско-правовые отношения постепенно выделяются в особую сферу, и их регулирование осуществляется специальными нормами, включаемыми в разного рода сборники (грамоты, судебники и пр.)
Источниками
права централизованного
В
советской историко-
С точки зрения С. В. Юшкова, территориальная централизация предопределила законодательную централизацию. Судебник 1497 года трактуется С. В. Юшковым как памятник права, регламентировавший определенные социальные сдвиги на пути замены феодальных общественных отношений отношениями “торгового капитализма”.
В работе Л. В. Черепнина «О русских феодальных архивах XIV — XV вв.» Судебнику Ивана III посвящается большая глава, являющаяся специальным монографическим исследованием этого документа. Сформулированная Л. В. Черепниным общая характеристика Судебника 1497 года как памятника, отражающего внутриклассовую борьбу феодалов, но в то же время проводившего линию защиты интересов всего класса феодалов, заинтересованных в удержании в узде эксплуатируемого большинства непосредственных производителей, точно отражает классовый смысл Судебника.
Целью
данной контрольной работы является
характеристика и описание институтов
основного сборника законодательных актов
– Великокняжеского Судебника 1497 года,
который стал первым кодексом для Московского
государства, а позднее и для нынешней
России. В задачи работы входят такие,
как: объяснение назревающей необходимости
для создания Судебника, раскрытие основных
его положений и итогов возникновения
и использования первого русского кодекса.
Судебник
1497 года принят в связи с новым
этапом развития феодального общества,
именно он сыграл огромную роль в
деле ликвидации феодальной раздробленности
и централизации Русского государства.
"Ликвидация феодальной раздробленности
и возникновение
В 13-14 вв. активно идет развитие производительных сил после монголо-татарского нашествия, это приводит к росту феодального землевладения и укреплению экономической мощи феодалов, также растет монастырские и боярские хозяйства. Для дальнейшего развития необходимо было установление единой денежной системы, единых мер веса, уничтожение таможенных пошлин, ликвидация политической раздробленности и княжеских междоусобиц. Также объединения страны требовала усилившаяся борьба крестьян против господствующего класса: побеги, поджоги, убийства и др. формы. Начинаются выступления крестьян против духовных феодалов.
"Борьба
с татаро-монгольским игом
Среди историков нет единого мнения по поводу авторства судебника. Общепринятой считается точка зрения, что проект такой работы был выполнен дьяком Владимиром Гусевым.4 Черепнин А.В. предлагает новое решение об авторстве. Прослеживая летописный и документальный материал конца XV в. он приходит к выводу, что составителями Судебника являлись братья бояре – князья Попушкеевы. Алексеев же считает, что такая крупномасштабная работа была непосильна одному, двум человекам. Он пишет, что "средневековье не знало авторского права, кто бы ни был составителем Судебника, его имя не могло попасть на страницы официального источника..." Алексеев выдвигает гипотезу, что судебник составляла комиссия из наиболее доверенных лиц – дьяков, руководителей центральных ведомств, накопивших достаточный опыт в судебных и административных делах.5
Судебник получил силу закона в 1497 г. с сентября (тогдашнего нового года) будучи утвержден ("уложен") великим князем с его детьми и боярами. Новый общий закон не имел названия, но обычно он именуется судебником, по аналогии с Судебником Ивана IV и по существу своего содержания.6
Как говорилось ранее, первое упоминание о судебнике имеется в записках о Московии австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна, бывшего послом императора Максимилиана I при дворе Василия III. Судебник дошел до нас в одном списке. Рукопись была найдена во время археологической экспедиции по монастырям московской губернии и изучения их архивов в 1817 г. П.М. Строевым и опубликована им совместно с К.Ф. Калайдовичем в 1819 г. в виде "Законов Ивана III и Ивана IV" в Санкт-Петербурге.
Рукопись не имеет постатейной
нумерации, а материал
В
основном Судебник содержит нормы уголовного
и уголовно-процессуального
Правда, до сих пор не утихают
споры вокруг вопроса об
"Однако Судебник 1497 года не является простой кодификацией изданных ранее актов. 3/5 статей всего состава Судебника не стоят ни в какой связи с дошедшими до нас памятниками и являются новыми".10 Но и заимствованные нормы тщательно перерабатывались: усилилась охрана собственности господствующего класса, наказание теперь совмещает штраф с другими видами, вводится смертная казнь для "лихих людей", изменяется порядок обращения к суду и т.д.
Преобладание
уголовных и уголовно-
В
связи с тем, что земля становится
основным источником дохода, много
внимания уделяется спорам о земле.
В целом нормы Судебника отвечают
интересам господствующего
В
Судебнике 1497 года немного статей, определяющих
нормы гражданского права. Ст.60 устанавливает
важнейшую форму
Так же в судебнике имелись упоминания о договорах купли продажи (ст. 46 «О торговцех» и ст. 47), присутствует статья регламентирующая договор личного найма (ст. 54). Судебник, в след за Псковской Судной Грамотой, предусматривал лишение оплаты наймита, не выполнившего условия договора.11
Обязательствам из договоров Судебник 1497 г. уделял меньше внимания, чем Русская Правда. О займе говорила лишь ст. 55, предусматривавшая, подобно Русской Правде, ответственность за несостоятельность должника. Эта статья вводила новые термины: полетная грамота - об уплате долга в рассрочку; истина - стоимость товара или сумма денег, взыскиваемая истцом с несостоятельного должника.
Судебник 1497 г. более чётко, чем Русская
Правда, выделял обязательства из причинения
вреда, правда, лишь в одном случае: ст.
61 предусматривала имущественную ответственность
за потраву. Некоторые правонарушения
Судебник рассматривает как своеобразные
обязательства из причинения вреда, связанные
с судебной деятельностью. Судья, вынесший
неправосудное решение, обязан возместить
сторонам произошедшие от того убытки.
Такая же мера применялась к лжесвидетелям.
Закон прямо указывает, что наказанию
судья (точнее, боярин и дьяк) за свой проступок
не подлежит (ст. 19): "...а боярину и диаку
в том пени нет...".