Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 16:41, реферат
Поэтому я поставил перед собой целью понять и проанализировать идеологию «новых левых» 1960-х гг., узнать, какие социально-экономические изменения стали причиной появления этого течения.
Для достижения этой цели необходимо было решить ряд задач:
•узнать главные тезисы «новых левых»;
•выяснить социальный состав этого течения;
•узнать экономическое состояние этих социальных слоев;
- выяснить идеологические истоки идеологии «новых левых».
I.Введение.
II.1.Особенности движения «новых левых».
1.1. Сущность понятия «новые левые».
1.2. Основные лозунги движения «новых левых».
2.Причины и значение движения «новых левых».
2.1.Идеологические истоки движения «новых левых».
2.2.Социально-экономические причины движения
«новых левых».
2.3. Значение движения «новых левых».
III. Заключение.
Областная
научная конференция
учащихся
Секция
«История»
Тема:
«Новые левые. Идеологические
истоки и социально-экономические
причины».
Учащийся 10 класса
Многопрофильного
лицея-интерната
Руководитель:
Учитель истории
Самара,2007
План
I.Введение.
II.1.Особенности движения «новых левых».
1.1. Сущность понятия «новые левые».
1.2. Основные лозунги движения «новых левых».
2.Причины и значение движения «новых левых».
2.1.Идеологические истоки движения «новых левых».
2.2.Социально-экономические причины движения
«новых левых».
2.3. Значение движения «новых левых».
III. Заключение.
I.Введение
С распадом Советского Союза государство перестало уделять внимание идеологическому воспитанию учащихся. Как следствие большинство молодежи не имеет соей идеологической позиции. Сейчас происходит «брожение в умах» нового поколения. В такие времена в молодежной среде усиливается влияние радикальных взглядов. В нашей стране самую большую поддержку среди радикально настроенной ее части имеют «скинхеды» и национал-большевики Лимонова. Кроме того, в крупных городах появляются ячейки «новых левых». Но если о «скинхедах» и «нацболах» написано и сказано достаточно много, то о «новых левых» информации значительно меньше.
Для понимания особенностей взглядов отечественных “новых левых” надо иметь в виду, что российские “новые левые” не породили собственных идей, а лишь восприняли (иногда в искаженном виде или неосознанно – на уровне “духа эпохи”) идеологические конструкции западных “новых левых”. Именно это доказывает особую актуальность изучения особенностей идеологии и практики «новых левых» 1960-х гг.
Поэтому я поставил перед собой целью понять и проанализировать идеологию «новых левых» 1960-х гг., узнать, какие социально-экономические изменения стали причиной появления этого течения.
Для достижения этой цели необходимо было решить ряд задач:
-
выяснить идеологические
В процессе работы я пользовался источниками двух типов. Так работы Г. Маркузе, Ф. Фанона можно использовать как источники для анализа идеологических истоков взглядов «новых левых». А в книгах самих «новых левых» Р. Дебре, Э. Хофмана, Д. Рубина, Д. Кон-Бендита выявляют основные лозунги движения.
Для изучения событий связанных с «новыми левыми» я в основном использовал литературу отечественных авторов (Тарасов А., Цветков А., Шувалов М.). Также работы российских ученых (Тимошенко А., Косенко Е., Давыдов Ю.) были для меня источниками для анализа социально-экономических причин появления движения «новых левых».
II.Особенности движения «новых левых».
1.1.Сущность понятия «новые левые».
Термин «новые левые» впервые появился в 60-е годы. Так называется течение, выступившее с резкой критикой, как западного капиталистического общества, так и общества реального социализма. «Новые левые» выступили с резким неприятием капиталистического мира, буржуазного образа жизни, буржуазности как таковой. Капиталистическое общество они воспринимали как общество насилия над личностью. В таком мире интересы отдельного человека приносятся в жертву системе. Это была не просто критика, а открытый бунт против этого общества с чисто левых позиций. Самое яркое ее проявление это так называемая молодежная революция конца 1960 – начала 1970-х годов. Через ее горнило прошли многие крупные современные политики западного мира – экс-президент США У. Клинтон, бывшие канцлер и министр иностранных дел ФРГ Г. Шредер и Й. Фишер, премьер-министр Франции Л. Жоспен, британский премьер Э. Блэр, лидер фракции зеленых в Европарламенте Д. Кон-Бендит и многие другие фигуры помельче1.
Апогеем студенческой революции стал 1968 год. Повсюду в Западной Европе студенчество вышло на баррикады, демонстрации заполнили улицы городов. Наиболее крупный размах события приняли во Франции. В мае 1968 года, когда генерал де Голль находился в Западной Германии, революционный студенческий триумвират во главе с Даниелем Кон-Бендитом, Аленом Жейсмаром и Жаком Саважо фактически дезорганизовал государственное управление и захватил власть в Париже. В воздухе веял дух Конвента, Парижской коммуны и Народного фронта. Символом новой революции, отвергавшей все буржуазное, консервативное и мещанское, стала целующаяся парочка на баррикаде в Латинском квартале. Сорбонна превратилась в своего рода Смольный новых левых. Главными лозунгами студенческой революции стали секс, наркотики и рок-н-ролл.
Дальнейшие события хорошо известны: правительству удалось, в конце концов, подавить антигосударственный бунт молодежи, но де Голлю все-таки пришлось, хотя и добровольно, уйти в отставку. В дело вмешались классические левые – компартия и профсоюзы, выведшие на улицы многотысячные демонстрации рабочих.
В США демократическое движение развивалось помимо студенческих бунтов по двум основным направлениям: антивоенное движение и движение за гражданские права. Кто видел фильм “Форрест Гамп”, своеобразную летопись истории современной Америки, переданную через жизнь чудаковатого, но симпатичного персонажа, должен помнить сцену самой крупной в истории Америки антивоенной демонстрации 1970 года у конгресса, которой верховодил лидер американских новых левых Джерри Рубин2.
1.2.Основные лозунги движения «новых левых».
Важнейшим комплексом идей и понятий “новых левых” является контркультура. Все “новые левые” считали себя в первую очередь не членами какой-либо организации, даже не революционерами, а частью мира контркультуры. “Новые левые” считали, что “культурная революция” предшествует политической и контркультура есть продукт такой “культурной революции”, “революционный очаг”, “партизанская база” будущей социальной революции, расположенная внутри контркультуры уже сейчас. Так, например американские «новые левые» - члены Международной Молодежной Партии (йиппи), выступали за агрессивно – революционно - разрушительный вариант контркультуры: “Разрушайте Семью, Науку, Церковь, Город, Экономику; превращайте жизнь в искусство, в театр духа, в театр будущего. Только революционер может быть истинным художником ... пересматривайте понятие о норме, порывайте с играми в социальные статусы, роли, должности и потребление ... Сжигайте дотла родительский дом – это сделает вас свободными!”3.
“Новые левые” рассматривают контркультуру как более “естественную” и более “близкую к природе” (Природе вообще и природе человека в частности), чем официальную – а потому более “человечную” и более “устойчивую”. Такое восприятие контркультуры восходит к воззрениям хиппи 60-х гг., воплощенным в качестве “философских текстов” теоретиком контркультуры Норманом Брауном. Отсюда ориентация на “внутреннее чувство” (в революционном варианте – “классовый
инстинкт”), спонтанное понимание.
Непосредственно с контркультурой связано и такое важное для идеологии “новых левых” понятие, как коммуна. Коммуна понимается как ячейка контркультуры, “опрокинутая в быт”. При этом безразлично, сельская это коммуна или городская, производственная или только жилищная (сквот), основанная на совместном творчестве, или на совместном проживании, или на совместном владении имуществом, или на коллективной сексуальной практике (допустим также любой набор этих вариантов). В любом случае целью коммуны считается создание “очага революции”4.
В непосредственной связи с контркультурой находится и такой важный компонент идеологии “новых левых”, как идея сексуальной революции. Известный теоретик американских “новых левых”, бывший Национальный секретарь СДО Г. Калверт дал “общее обоснование” политического характера “сексуальной революции” (или сексуального – политической): “Революция есть акт любви и процесс любви, так как в ходе нее люди испытывают слияние, становятся единым целым” …5
С
контркультурной ориентацией “
Т. Лири трактовал наркотики (психоделики, психомиметики) как форму сопротивления давлению внешнего буржуазного мира; в его классической триаде “turn on, tune in and drop out”(«выкрутись из, настройся и выпади ») последняя часть носила политический характер: “выпади” (“drop out”) означало “откажись от сотрудничества с капиталистическим обществом”6.
Близким к кругу идей, связанных с контркультурой, является и присущий “новым левым” корпус оппозиций “игра – работа”, “управление – обладание”, “потребление – производство”, “творчество – рутинный труд”, “удовольствие как право – удовольствие как вознаграждение” и т.п. Контркультурная ориентация “новых левых”, делающая в их глазах главной фигурой Художника, отталкивает их от проблем материального производства как от мира, который надо преодолеть и который – в коммунистическом (социалистическом) идеале “новых левых” – будет преодолен. Притом, что логика контркультуры предполагает уничтожение различий между этими противопоставлениями, в обыденной жизни и в политической и художественной практике “новые левые” отдают предпочтение “игре”, а не “работе”, “удовольствию”, а не “отсроченному удовольствию” и т.д.7
Жан-Поль Сартр говорил: «революция, которую призваны совершить “новые левые”, должна решить проблему “власти”, а не проблему “собственности”, проблему “свободы”, а не проблему “материальной нужды”, проблему “демократии участия”, а не проблему “обладания”»8.
Непосредственно в “канон” “новых левых” эти понятия внесли лидер йиппи Джерри Рубин и лидер “Красного Мая” Даниель Кон-Бендит. Д. Рубин в культовой книге американских “новых левых” “Сделай это” заявил, что революция “новых левых” не будет ставить вопрос об овладении средствами производства – поскольку важнее тотальное свержение авторитетов, тотальное восстание, тотальная анархия и полное разрушение всех институтов капиталистической цивилизации.9 А Кон-Бендит прямо заявил, что “революция – это игра, в которой каждый человек должен хотеть участвовать”. Надо, правда, учитывать, что укрывшиеся под фамилией без имен братья Даниель и Габриель Кон-Бендиты использовали в оригинале слово “jeu”, которое по-французски означает не только “игра”, но и “шутка”, “действие” (в т.ч. боевое), “взрыв” – но эта многозначность сама по себе контркультурна, карнавальна, т.е. игра, шутка.
С тем же кругом идей связано присущее “новым левым” требование создания “нерепрессивной цивилизации”. Под “нерепрессивной цивилизацией” понимается такая цивилизация, которая ориентирована на полное удовлетворение всех естественных потребностей и запросов личности – и дает личности возможность развить все заложенные в ней потенции, не вмешиваясь в существование личности и не осуществляя контроля над поведением личности. Сами “новые левые” видят определенную аналогию между понятием “нерепрессивной цивилизации” и известной формулировкой К. Маркса, относящейся к коммунизму (“свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех”). Понятие “нерепрессивной цивилизации”, как и многие другие, восходит в идеологии “новых левых” к Г. Маркузе10. Сами “новые левые” “очагами” “нерепрессивной цивилизации” считают коммуны и вообще контркультуру. Важнейшим компонентом идеологии “новых левых” является теория революционного насилия. “Новые левые” рассматривают революционное насилие как неизбежное и порожденное самим буржуазным обществом, которое подавляет естественные потребности личности, невротизирует и психотизирует ее,– что не может не провоцировать личность на ответное насилие. Наконец, последним важным компонентом идеологии “новых левых” является представление о паразитическом характере современной буржуазной цивилизации, развивающейся за счет формирования “капиталистической периферии”, то есть зон так называемого зависимого капитализма. Они считали, что развитые западные страны сознательно консервируют экономически отсталые механизмы и институты в странах “третьего мира” (а иногда даже искусственно насаждают их) и используют “третий мир” как поле для эксплуатации устаревших технологий.
Информация о работе Новые левые. Идеологические истоки и социально-экономические причины