Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 21:29, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Цель настоящей дипломной работы – провести исследование личности императрицы Александры Федоровны в трудах современников и историков.
Для достижения поставленной цели предполагалось решить следующие задачи:
Изучить эмигрантскую и зарубежную литературу, проанализировать взгляды историков на личность Александры Федоровны.
Изучить работы советских историков об Александре Федоровне.
Введение…………………………………………………………...………….......…3
Глава I. Личность Александры Федоровны в работах историков…………21
Эмигрантская и зарубежная историография об Александре Федоровне…………………………………………………………………………..21
Личность последней императрицы в советской историографии…..31
Современная историография об Александре Федоровне…………..35
Глава II. Личность Александры Федоровны в воспоминаниях современников………………………………………………………….…………46
2.1. Проправительственный лагерь: взгляд на последнюю императрицу………………………………………………………………………...46
2.2. Александра Федоровна в оценках деятелей либерального лагеря……57
2.3. Восприятие личности императрицы сторонниками революционного лагеря………………………………………….…………………………………….62
Заключение…………………………………….…………………………………..66
Библиография…………………………….………………………….……………70
Кризис режима стал особенно очевиден в ходе русско-японской войны (27 января 1904 - 23 августа 1905 года) и революции 1905-1907 гг.30
Переплетение в русле единого революционного процесса различных по своему характеру общественных движений придало первой революции в России яркое своеобразие, обусловило оригинальную расстановку классовых сил, по-новому поставило вопрос о ее перспективах. Эта революция, проходившая в эпоху империализма, являясь буржуазной революцией нового типа, существенно отличалась от аналогичных процессов в предшествующий период.
Осенью 1905 года революция вступила в новый этап своего развития. В связи с этим в правительственных верхах одни требовали установления военной диктатуры, другие, опасаясь повторить январский опыт, считали необходимым пойти на уступки. 17 октября 1905 года царь подписал Манифест о "даровании" народу основных гражданских свобод. Государственная дума должна была превратиться в полноценное учреждение, было также обещано расширить круг избирателей. Одновременно реформировали Совет министров, во главе которого встал граф С. Ю. Витте. Это помогло самодержавию сохраниться в критический момент революции. К сотрудничеству с ним стали склоняться либералы, среди участников революционного движения усилились конституционные иллюзии. По всей стране проходили свободные митинги и демонстрации, легализовывались политические партии и революционная печать.
Однако вскоре выяснилась шаткость завоеваний свободы. В конце октября - начале ноября по стране прокатилась волна черносотенных погромов. Собравшись с силами, перешло в наступление и правительство: был арестован Петербургский Совет рабочих депутатов.
3 июня 1907 года было объявлено
о роспуске Государственной
В 1905-1907 годах царизм устоял. Но победа, одержанная в борьбе с собственным народом, обнажила возникший вокруг режима социальный вакуум. Отсутствие у самодержавия массовой общественной поддержки подтвердил и провал попыток превратить черносотенные союзы в мощное промонархическое движение. Первая российская революция завершила, в основном, политическое размежевание в стране, формирование партий. Классы и партии получили опыт открытой общественной борьбы, проверили и уточнили свою программу и тактику. Считается, что революция 1905 года стала "генеральной репетицией революции 1917 года".
Глава I. Личность Александры Федоровны в работах историков
Исторические исследования жизни царской семьи, в том числе и личности Александры Федоровны, начались на западе в среде русских эмигрантов. Одной из первых кто попытался рассказать о жизни последней императрицы была баронесса София Карловна Буксгевден.
Баронесса София Карловна Буксгевден (1884-1956) на протяжении нескольких лет была фрейлиной супруги Николая II императрицы Александры Федоровны, одной из ее близких подруг. Последовав за царской семьей в ссылку, она разделяла ее трудности и лишения, но не была допущена в Ипатьевский дом в Екатеринбурге, где царь, его супруга, дети и слуги были убиты. Вместе с П. Жильяром, воспитателем наследника, баронессе Буксгевден удалось уехать через Дальний Восток в Западную Европу.
Живя в Лондоне, Буксгевден написала три книги на английском языке: «Венценосная мученица: жизнь и трагедия Александры Федоровны, Императрицы Всероссийской», «Перед бурей» и «Оставленные». София Буксгевден сохранила записки, которые императрица написала ей за несколько недель до гибели. Они, несомненно, являются ценными историческими документами, запечатлевшими переживания этой царской семьи.
«Жизнь и трагедия Александры Федоровны... »31 была издана в Англии через десять лет после трагических событий в России. Создавая эту книгу, баронесса София Карловна старалась быть беспристрастной. Она хорошо знала императрицу Александру Федоровну. Ей были известны как сильные стороны ее характера, так и присущие ей слабости. Баронесса имела возможность наблюдать за ее неустанным трудом на благо ее страны и семьи. Видела ее в дни радости и в моменты, когда человеческая душа освобождается от всех условностей, сопряженных с величием. Автор создала не просто биографию самодержицы, но описала жизнь женщины, ставшей волею судеб героиней трагедии.
Эту книгу можно назвать жизнеописанием. При написании книги автор опирается на свои воспоминания. Так же баронесса разговаривала со многими людьми, которые знали императрицу в Германии и Англии в ее молодые годы. В книге изложена жизнь той Александры Федоровны, которую хорошо знала баронесса.
Баронесса София Карловна пишет, что характер императрицы был очень сложный32. Застенчивость императрицы, которую она так и не смогла победить, не поняли, и считали гордостью33. Баронесса описывает Александру Федоровну как очень женственную женщину. Ее интеллект был всегда подчинен сердцу.
Императрица Александра Федоровна по представлениям баронессы была идеальной женой и матерью. Ее любовь к сыну, который страдал от страшной наследственной болезни гемофилии, и ее беспокойство за его здоровье перерастали в веру во все мистическое, в том числе и в Распутина. Баронесса рассказывает, что императрица была с детства подвержена вере в мистическое.
София Карловна делает выводы о том, что «императрицу жестоко оклеветали и сильно обидели»34. «Все, что она делала, она руководствовалась исключительно своей любви к стране»35.
Среди авторов, сочувственно относящихся к царской семье, немало иностранцев. К числу таких писателей принадлежит лауреат Пулитцеровской премии за 1981 год американец Роберт Масси. Его книга «Николай и Александра»36, впервые изданная на английском языке в 1967 году и с тех пор
неоднократно переиздававшаяся, подкупает искренним сочувствием автора к царской семье. И сочувствие это не случайно. Ведь сын и младший внук писателя поражены тем же недугом, жертвой которого был наследник цесаревич Алексей Николаевич. Оттого-то ему так понятны муки государя и императрицы, единственный сын и надежда которых был обречен на тяжкие страдания и не раз оказывался на краю могилы. А Сюзане Масси, матери и бабушке больных гемофилией детей, история и судьба России стали столь близки, что она изучила русский язык и пишет книги о России и русском искусстве.
Ценность книги Роберта Масси еще и в том, что она содержит огромное количество фактического материала – это личные письма императора, и вдовствующей императрицы, и государыни Александры Федоровны, письма царской семьи из заточения, царские рескрипты, манифесты, приказы, воспоминания приближенных царской семьи, дипломатов, государственных деятелей и др. В данной книге они приводятся не в обратном переводе, а цитируются по оригинальным источникам, в том числе и архивным материалам.
Роберт Масси в своей работе описывает жизнь последнего русского императора Николая II. Много внимания он уделяет и императрице Александре Федоровне.
Жизнь Александры Федоровны, как и многие историки, Роберт Масси описывает с самого детства. «Принцесса Алиса родилась милой, веселой крошкой, всегда смеющейся, с ямочкой на одной щеке", - писала мать королеве Виктории»37. Автор считает, что смерть матери повлияла на характер императрицы. «После случившейся трагедии она замкнулась в себе. Научилась скрывать свои чувства, и на устах ее редко появлялась улыбка. Однако, испытывая потребность в дружбе и ласке, Аликс пряталась в свою скорлупу. Ей не нравились незнакомые места и незнакомые люди. Открывалась она лишь в тесном семейном кругу, где ее любили и понимали»38.
Когда Аликс исполнилось двенадцать лет она впервые посетила Россию. Автор описывает встречу цесаревича Николая II и Аликс, трудности, которые были на пути их семейной жизни. А трудности эти состояли в том, что родители были против свадьбы с Гессенской принцессой. Лишь болезнь Александра III повлияла на положительное решение родителей.
Вопрос о религии, по мнению Роберта Масси стоял для будущей императрицы остро. «Воспитанная в протестантстве, принцесса Алиса была убеждена в истинности своего вероисповедания. Отличаясь преданностью своим принципам, религию она считала высшим идеалом. К перемене религии относилась как к измене самым святым чувствам. Но она любила Николая и оттого терзалась сомнениями, не зная, на что решиться»39.
После бракосочетания и коронации императрице Александре Федоровне нужно было выходить в свет, посещать все возможные балы. В светском обществе императрицу не принимали. «Многие представители светского общества Петербурга решили, что молодая царица ханжа и скучная особа»40. Поэтому императрица полностью отдавала свои силы семье.
Самым заветным желанием императрицы было дать самодержавной России наследника престола. «Рождение сына явилось для матери не просто появлением еще одного ребенка. Нет, это был апофеоз семейного счастья. Результат долгих часов, проведенных в молитве»41.
Но радость была не долгой. Новость о неизлечимой болезни наследника изменила жизнь царской семьи, а в особенности Александры Федоровны. Она постоянно переживала за сына. Старалась проводить с ним как можно больше времени. «Нагрузка оказалась невыносимой для бедной матери. Она не знала ни минуты покоя. Лишь когда ребенок спал, можно было вздохнуть свободно. После длительного напряжения императрица чувствовала себя обессилевшей»42.
В целом, в зарубежной историографии много книг, посвященных императорской семье. Одна из важных книга Элизабет Гереш «Александра. Трагедия жизни и смерти последней русской царицы»43. Вышла в 1993 году.
В книге Элизабет Гереш делает вывод, что вклад царицы Александры в драматические события сегодня совершенно очевиден по историческим документам. И то обстоятельство, что «ее поступками руководила не только железная воля, но и добросовестность и честность»44, лишь усугубляет трагизм развязки.
Накануне революции царица все чаще подвергается нападкам: ей приписывают главную ответственность за сложившееся экономическое и политическое положение. «Во время ожесточенной войны с Германией остальное делает немецкое происхождение Александры: вскоре ее заклеймят немецкой «Марией Антуанеттой»45. Железная воля и высокие моральные требования, предъявляемые и к принимаемым в ее кругу лицам, усилены иступленной верой в Бога – все это играет роковую роль в судьбе царицы: «в 1916 г. история России, достигнув критического рубежа, уступает ей, Александре, влияние и власть, предоставляя последней шанс для исправления постепенно становившегося гибельным курса»46.
Как женщина Александра вполне состоялась, «ее жизнь полна безграничной любви к мужу и детям, в первую очередь к сыну; она отдает ему энергию своей беспрестанной борьбы, - но то, за что она борется и в чем видит исполнение своей задачи как царицы, оказывается химерой»47. Императрица, по мнению Элизабет Гереш, хотела лишь сохранить самодержавную власть для своего сына, но ей это не удалось.
При написании книги, где Элизабет Гереш пытается осветить роль Александры в истории России, помимо писем и дневников царицы были использованы ранее не публиковавшиеся протоколы заседаний Государственной думы, а также допросов царских министров Временным правительством и воспоминания очевидцев, в том числе коменданта дворца, домашних учителей, живших с царской семьей, и отдельных министров; учтены также недавно обнаруженные записки Распутина (ложно именуемые «дневником») и написанный в форме протокола дневник одного из приставленных к нему полицейских сыщиков, материалы следователя Соколова и новейшие документы из королевского архива Виндзоров, такие как выписки из дневников и переписки королевы Виктории. Сюда относится также корреспонденция по сепаратным мирным переговорам, из-за которой Александру обвиняли в шпионаже.
Александра чувствовала себя англичанкой, хотя родилась и выросла в Германии. «Это самосознание она усиленно акцентировала, когда в военные годы многие русские уничижительно обзывали ее «немкой»48. И все же именно Англия отказала ей и ее супругу, - хотя Александра доводилось королю Георгу V двоюродной сестрой, а Николай двоюродным братом, - после отречения и ареста в политическом убежище, когда такая возможность еще не исключалась Временным правительством.
Гереш считает, что в современном русском сознании образ последней царицы не запятнан виной. Все члены царской семьи почитаются мучениками. Для русских изучение досоветского прошлого – путь поиска своего «Я». По мнению Гереш, лишь осознав свое прошлое, Россия может построить будущее.
Личность Александры Федоровны по-прежнему занимает внимание людей. Императрица и поныне остается загадкой, но вовсе не из-за отсутствия сведений о ее образе жизни и мыслей. Американский историк Грег Кинг собрал максимально доступные данные и выстроил их в четкую и психологически понятную концепцию. Считая, что ключ к пониманию характера Александры Федоровны не в том, как она прожила в России последние двадцать два года жизни, а в том, что предшествующие двадцать два года она росла принцессой небольшого немецкого герцогства, – писатель сумел ближе остальных подойти к пониманию и объяснению характера этой выдающейся и противоречивой женщины. «Жизнь последней русской императрицы явно делится на две эпохи, и об Александре Федоровне следует судить как о двух разных женщинах. Первая – жена, мать и, наконец, венценосная супруга, дающая сомнительные советы по вопросам, в которых она не компетентна. Вторая предстает перед нами после отречения императора; жизнь ее, полная унижений и страхов, становится дорогой на Голгофу и обрывается в подвале Ипатьевского дома. Но и первую, и вторую объединяет страстная любовь к своему мужу. Первую можно подвергать самой суровой критике, вторая достойна нашего восхищения»49.
Информация о работе Личность императрицы Александры Федоровны глазами современников и историков