Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2010 в 18:52, Не определен
Крестьянская война на Тамбовщине 1920-1921 гг. всегда привлекала внимание исследователей того времени. Ее, строго говоря, нельзя отнести к “белым пятнам” нашего прошлого, но полная и достоверная история вооруженного сопротивления тамбовских крестьян большевистскому государству еще не известна широкому слою населения, который по-прежнему считает крестьянское восстание бандой Антонова, желавшей только кровопролития. До недавнего времени была эта история населению недоступна – пропагандистские мифы и стереотипы заслоняли полную картину Советской власти, а также и народной драмы и искажали ее суть
15
апреля, после жесточайших пыток
в саратовской тюрьме, Антонова
под конвоем отправили в
Вот так Александр Антонов попал на каторгу, отбывать которую он начал тут же в тамбовской тюрьме. Но отбывать до конца своей жизни бесконечный срок Антонов не собирался. Он обратился в Поволжский обком с просьбой о помощи в побеге, но обком ответил отказом. Антонов понял, что надо рассчитывать только на себя.
14
апреля 1910 года он перепилил кандалы
и вылез наружу, но бал схвачен
охраной. Неделя в темном
В Тамбове он вскоре при помощи местных советов выдвигается на пост начальника Тамбовской губернской милиции. Полиция к тому времени была в губернии упразднена, и волна уголовной преступности стала захлестывать Тамбов. На этом посту он очень хорошо себя зарекомендовал. Ранее, постоянно живя в разногласии с законом, он теперь именем революции справляясь со всеми поставленными перед ним задачами, наводит в Тамбове образцовый порядок. Антонов сформировал дружины из числа рабочих Вагоно-ремонтных мастерских, где сам работал еще до ареста. Он на какое-то время добился резкого снижения уголовного беспредела в городе. Товарищи по работе помогли ему добиться перевода в Кирсанов начальником уездной милиции. На 350-тысячное население там имелось всего 100 милиционеров. Много сил потратил Антонов на борьбу с разграблением помещичьих усадеб и экономий (будущих коммун и совхозов) крестьянами, что вызвало недовольство последних. Самым ярким событием в милицейской биографии Антонова было разоружение им нескольких чехословацких эшелонов, что, как известно почти нигде не удавалось. За это Кирсановский совет наградил его маузером, на радостях не интересуясь куда же потом девал отобранное оружие скромный начальник уездной милиции. В начале ноября 28-летний Александр женился на 25-летней тамбовчанке Софии Орловой-Боголюбской.
Надо сказать, что Антонов был человеком очень скрытным и малоразговорчивым. Это стало еще заметнее после того, как в феврале 1918 года большинство в Кирсановском уездном совете перешло от эсеров к большевикам и особенно после создания уездной ЧК. В начале июля в Москве произошел, так называемый, мятеж левых эсеров. Его отзвуки быстро достигли Кирсанова, где коммунисты стали активнее оттеснять эсеров от власти. И хотя к тому времени Антонов уже не состоял в партии эсеров, но, чтобы подальше уйти от происходящего, он в середине июля взял отпуск и уехал с женой на отдых в бывшее помещечъе имение Дашково, что в южной части уезда, недалеко от станции Инжавино.
Беда стряслась в середине августа, когда уездную ЧК на несколько дней возглавил Г.Меньшов. По словам Меньшова, в руки чекистов якобы попал потерянный кем-то портфель с бумагами, из которых следовало, что Кирсановские эсеры готовят контрреволюционный переворот, а ударной силой в нем должна быть милиция. Подняв на ноги всю ЧК, Меньшов бросился арестовывать все милицейское начальство. Однако, схватить удалось лишь нескольких рядовых милиционеров-эсеров lда двух начальников милиций - Заева и Лощилина, которых через день расстреляли. Что и говорить, погорячился тогда Меньшов. Не начни он торопиться с арестами, стоять Антонову у одной стенки с Заевым и Лощилиным, так как через три дня он должен был вернуться из отпуска. Упустили чекисты и будущего повстанческого командира Токмакова. Сбежали со своих должностей и два родственника Антонова: брат Дмитрий и брат жены Александр Боголюбский. Антонов, вовремя предупрежденный об опасности, отправил жену из Дашково в Тамбов к ее матери, а сам бесследно исчез.
По Тамбовской губернии прокатилась волна крестьянских выступлений, вызванных диким произволом продотрядов, а так же плохо организованной мобилизацией в Красную Армию. Наиболее сильное восстание произошло в селе Рудовка Кирсановского уезда. К 20 ноября 1919 года восстание было подавлено самым жестоким образом. Какого было удивление Антонова, когда до него дошли слухи, что это он руководил восстанием в Рудовке и теперь под Инжавино прячется от ЧК. Но все было бы не так страшно, не поверь этим злым вымыслам местные коммунисты, которые на своей районной конференции приговорили Антонова к смерти. Нашлись и добровольцы для приведения этого приговора в исполнение. Такой жестокой несправедливости к себе Антонов безнаказанно оставить не мог.
В
январе 1919 года он создает боевую дружину
из близких родственников и
Летом
1919 года дружина Антонова достигла
150 хорошо вооруженных боевиков. Страх
и ужас сеял Антонов среди сельских
красных активистов, уничтожая их
с безжалостностью
Трудные дни наступили для Антонова и его дружины. Страшной силы удар обрушился и на "пособников" из местного населения: десятки из них были расстреляны, сотни брошены в концлагеря. Однако, несмотря на неоднократные попытки, схватить Антонова так и не удалось (говорили, что он везде имел людей, даже в ЧК). Отчаявшись уничтожить Антонова физически, чекисты решили убить его морально и начали распространять слухи о зверских убийствах им "безвредных деревенских идеалистов в лице коммунистической партии". 1 Антонов терпел, но только до тех пор, пока его не объявили отпетым бандитом-уголовником, грабящим и убивающим ни в чем неповинных мирных жителей. Рассвирепев от незаслуженных обвинений, Антонов за несколько дней выследил уголовную банду, к которой его позорно причисляли и истребил до последнего человека. Затем направил начальнику уездной милиции письмо, в котором заявил, что он не уголовник, а политический противник коммунистов, сообщил о ликвидации банды Бербешкина и даже выразил готовность сотрудничать с милицией в борьбе с уголовными шайками. Письмо свое он закончил так: "Желание коммунистов очернить нас перед лицом трудящихся плохо удается , надеюсь, что на этом поприще они и впредь будут иметь подобный успех" 1
После этого он удивительно затих. Разумеется не чекистских угроз испугался Александр, просто он прозорливо увидел впереди зарево большого крестьянского восстания, и, уйдя в глубокое подполье, начал создавать сеть будущих повстанческих местных штабов.
Противники Антонова всегда отмечали его редкий военно-организаторский талант, удивительную смелость и большой опыт лесной партизанской борьбы. Прямо-таки настоящий Робин Гуд!
Кстати, в сравнении Антонова с легендарным героем старой доброй Англии нет никакой натяжки. А если и есть, то с явной форой последнему. Воспетая в балладах гроза средневековых герцогов - мелкий рэкет в пользу бедных в сравнении с тем, что творил его русский последователь. Кстати, некоторые историки утверждают, что знаменит он стал благодаря врагам-коммунистам, мечтавшим войти в историю не банальными усмирителями крестьянского восстания, а победителями АНТОНОВЩИНЫ.
4
Противостояние
Весть о разгроме под Каменкой советских отрядов в тот же день достигла Тамбова. Поздно вечером собравшееся заседание президиумов губкома партии и губисполкома постановило: образовать для руководства борьбой с восстанием военнооперативный штаб при губчека во главе с ее председателем Р.К.Трасковичем.
Уже в 4.30 утра 22 августа из Тамбова в район Каменки был отправлен отряд курсантов. Вслед за ним туда же потянулись и другие советские отряды, спешно сформированные в Тамбове и уездных городах: Борисоглебске и Кирсанове.
Вечером 25 августа 1920 года в Тамбове вновь состоялось совместное заседание, где Траскович был подвергнут со стороны присутствующих сильной критике. В частности было выражено удивление тому, что губчека до сих пор не установила, кто же сражается с советскими отрядами , чего они хотят и кто ими руководит.
Сконфуженный Траскович, собрав значительные силы , 26 августа бросил их в район Каменки. Хорошо вооруженные отряды вскоре заняли весь Каменский район, но, прочесав его, повстанцев нигде не обнаружили. О чем и доложили Трасковичу. Ошеломленный такой новостью он 27 августа выехал на место, объехал весь Каменский район и растерянно-удивленно доложил в Тамбов: “Здесь все спокойно…” 1
Оказалось, что в Каменском районе с советской стороны убито не менее 51 человека. Как установили чекисты, военное руководство Каменского района находилось в “надежных руках” бывшего подполковника А.В.Богуславского.
Но куда же исчезли повстанцы? И почему, как свидетельствуют архивные документы, до 30 августа в районе Каменки было затишье?
Дело в том, что восстание в Каменке явилось неожиданностью не только для губернских властей , но и для тамбовских эсеров и даже для губернского “Союза трудового крестьянства “(СТК). 23 августа в Тамбове состоялось экстренное совещание руководства губкома СТК. В повестке дня стоял вопрос: что делать в связи с начавшимся восстанием? Эсеры возглавлявшие СТК, проявили нерешительность и большинством голосов провели резолюцию о преждевременности и бесперспективности открытой вооруженной борьбы в данный момент. На такое решение один из присутствующих на совещании повстанец заявил: “Видно, что придется действовать одним. Но тогда берегитесь и вы. Придем в Тамбов – перебьем и вас за одно!” 2
В то же самое время, чтобы узнать на месте, что за восстание происходит в районе Каменки, сюда из кирсановских лесов приезжает А.Антонов. То ли он сам предложил свои услуги, то ли об этом его попросили руководители каменских мятежников, знавшие, что у Антонова имеются не только люди, но и значительные денежные средства и целые склады оружия, надежно припрятанные в укромных уголках Кирсановского уезда. Кроме того, Антонов был свой, местный и у него имелось “имя” – о неуловимости Антонова и его личной отваге ходили легенды .Так это было или иначе ,но факт остается фактом : с 24 августа 1920 года и уже до самого конца восстания , Антонов был одним из руководителей восставших тамбовских крестьян.
Узнав, что против почти безоружных мятежников сосредотачиваются значительные силы красных, Антонов тут же дал указания резко свернуть каменское восстание. Большинство рядовых мятежников разошлись по домам, а наиболее заметных и активных в ночь на 25 августа Антонов увел в леса. Достигнув цели, Антонов поделился оружием с каменцами и начал подготовку вооруженного выступления в самом Кирсановском уезде. 29 августа у деревни Вязовка возвращающийся от Антонова отряд каменцев разгромил красноармейскую роту из 126 человек. А с раннего утра 30 августа практически весь Каменский район вспыхнул огнем нового , еще более сильного мятежа . Повстанцы вновь заняли Каменку и начали так называемый “поход на Тамбов”. Уже к концу дня, занимая одно село за другим , они прошли половину 85-километрового пути от Каменки до Тамбова. Напуганные таким поворотом событий тамбовские власти забили тревогу. Вечером 30 августа положение было признано “чрезвычайно серьезным”, а 500 городских коммунистов были переведены на казарменное положение .31 августа сам председатель Тамбовского губисполкома А.П.Шлихтер выступил во главе отряда против мятежников. Однако, столкнувшись с повстанцами, потерпел поражение и вернулся в свой обжитой кабинет.
Информация о работе Крестьянское восстание в Тамбовской губернии