Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 18:12, реферат
целью данной работы является описание исторического значения восстания 1863–1864 гг., определение его положительных и отрицательных сторон для дальнейшей истории Беларуси.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1) описание кризисных явлений в социально-политической сфере;
2) анализ хода восстания 1863–1864 гг.;
3) указание социально-политических итогов восстания.
Введение………………………………………………………………………. 3
1. Нарастание кризисных явлений в социально-политической сфере….. 4
2. Восстание 1863–1864 годов……………………………………………… 10
3. Социально-политические итоги восстания 1863–1864 годов…………. 19
Заключение……………………………………………………………………. 21
Список использованных источников……………………………………….. 22
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
1. Нарастание кризисных явлений в социально-политической сфере….. | 4 |
2. Восстание 1863–1864 годов……………………………………………… | 10 |
3. Социально-политические итоги восстания 1863–1864 годов…………. | 19 |
Заключение…………………………………………………… |
21 |
Список использованных источников……………………………………….. | 22 |
Введение
История Беларуси берет начало в глубине тысячелетий. Консолидация населения на нынешней ее территории, становление социально-экономических и политических институтов происходили в русле развития восточнославянской, общеевропейской и мировой цивилизации. Белорусы, как и другие народы, могут гордиться как своим прошлым, так и достигнутым уровнем развития культуры, просвещения, искусства и науки, демократическими принципами общественного и государственного устройства. Актуальность выбранной темы обусловлена растущим интересом в условиях нового историко-политологического и философского осмысления прошлого к историческим знаниям. Восстание 1863–1864 гг. имело огромное социально-политическое значение для истории Беларуси: борьба с самодержавием, национальным угнетением и сословным неравенством – повлекла, несмотря на неудачный исход, ряд положительных изменений в жизни белорусского народа.
Таким образом, целью данной работы является описание исторического значения восстания 1863–1864 гг., определение его положительных и отрицательных сторон для дальнейшей истории Беларуси.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1) описание кризисных явлений в социально-политической сфере;
2) анализ хода восстания 1863–1864 гг.;
3) указание социально-политических итогов восстания.
В
ходе написания работы нами использовались
учебники и учебные пособия белорусских
авторов. В данных изданиях подробно
излагаются важнейшие явления и события
белорусской истории. Материал использованных
неми книг помог детально изучить причины,
ход и последствия такого исторического
яаления, как восстание 1863–1864 гг.
1. Нарастание кризисных явлений
в
социально-политической
сфере
Чтобы правильно понять события, о которых будет рассказано далее, необходимо представить ту историческую обстановку и атмосферу, в которых они присходили [7]. В 30–50 гг. 19 в. существенной особенностью политической, общественной жизни становился кризис крепостнической ситемы и рост выступлений различных социальных слоев против нее [5]. Все более активную роль в борьбе с крепостничеством стали играть представители новой политической силы – революционных демократов, выражавших интересы крестьянства и трудящихся города. При этом общественное движение, приобретая все более социально направленный характер, ставило такие конкретные задачи, как личное освобождение крестьян, провозглашение демократических свобод, свержение царизма. В Беларуси поколение революционных демократов формировалось в основном из мелких чиновников, духовенства, мещан, обедневшей шляхты. Многие уроженцы Беларуси учились в Петербурге, Москве, других российских городах и участвовали там в различных тайных обществах и кружках. При возвращении на родину они принимали активное участие в общественно-политической жизни, вносили в нее дух революционности [6].
Политическая
ситуация в Беларуси в этот период
складывалась так же и под воздействием
другой силы – польского национально-освободительного
движения, особенно его левого течения.
Организация «Люд польский» в частности,
присылала в Беларусь своих представителей,
распространяла листовки, эмигрантскую
пропагандистскую литературу – произведения
И. Лелевеля, А. Мицкевича и др. В конце
30-х гг. в Беларуси вновь возникают тайные
общества, среди которых наиболее радикальным
было созданное в 1836 г. в Виленской медико-хирургической
академии «Демократическое общество».
Оно пропагандировало идеи интернационализма,
установление общественного строя, способного
обеспечить равенство граждан. Руководство
государством, по мнению членов этой организации,
должно быть в руках трудящегося народа.
В 1839 г. руководитель общества Ф. Савич
и его единомышленники были арестованы.
В Пинске и Слуцке действовали ячейки
польской организации «Содружество польского
народа»
Польская
эмиграция, особенно ее леворадикальное
крыло, не теряло надежды на возобновление
вооруженной борьбы, как они считали,
в «Русской Польше», то есть в Беларуси.
Предпринимались и практические
действия в этом направлении. В 1833 г. представители
польских эмигрантов с фальшивыми паспортами
перешли границу России. Одному из них,
М. Воловичу, уроженцу имения Поречье Слонимского
уезда, поручалось возглавить партизанское
движение в Слонимско-Новогрудском регионе.
Ему удалось сформировать отряд из крестьян
своей деревни, который, правда, вскоре
был рассеян. М. Волович был схвачен и приговорен
к повешению. На допросе в Гродно он заявил,
что цель свою видел в освобождении крестьян,
свободе и равенстве всех людей. В 1837 г.
в Вильно публично был расстрелян еще
один представитель эмиграции – Ш. Канарский,
создатель и руководитель общества «Молодая
Польша» [6].
В конце 30-х гг. в Беларуси возникают тайные общества, среди которых наиболее радикальным было созданное в 1836 г. в Виленской медико-хирургической академии «Демократическое общество», пропагандировавшее идеи интернационализма, установление общественного строя. В 1839 г. его лидеры были арестованы. Однако польская эмиграция не теряла надежды на возобновление вооруженной борьбы [5].
В связи с революционными событиями в Европе в 1848–1849 гг. политическая ситуация в Беларуси обострилась. Летом 1848 г. здесь появились нелегальные печатные и рукописные прокламации, воззвания, призывавшие население присоединиться к восстанию европейских народов. В 1849 г. действовала организация «Союз свободных братьев», в который входило около 200 человек. Центр его находился в Вильно, а в Минске, Гродно, Лиде, Новогрудке, Ошмянах, Слониме и других городах и местечках имелись отделения. «Союз» ставил задачу свержения самодержавия, призывал крестьян объединяться с мещанами, солдатами и выступить против панов-угнетателей демократических преобразований в России и Польше. Разрабатывались планы подготовки восстания, вооружения «простого народа», велась соответствующая пропаганда.
В 1848 г. часть офицеров Минского гарнизона во главе с капитаном А. Гусевым отказалась идти в Венгрию на подавление восстания. Гусев и его шесть товарищей были казнены [5]. В том же году произошли волнения в Минской и Слуцкой гимназиях. С воззванием к крестьянам выступил сморгонский шляхтич Ю. Бакшанский. Автор «Воззвания к сморгонским крестьянам» был осужден к 12 годам каторги. Страх перед революцией вынуждал власти усиливать контроль над политической ситуацией в Беларуси. Упорно велись поиски политических заговоров и тайных общесвт. В 1848 г. были раскрыты заговоры шляхты в Витебской губернии, в 1855 году – в Минске [6].
В начале царствования Александра II правительственная политика по отношению к западным губерниям либерализировалась. В Беларуси полякам были даны некоторые льготы, предпринимались поиски взаимопонимания с польским дворянством. В 1856 г. Виленским генерал-губернатором был назначен В. Назимов, пользовавшийся симпатиями у представителей полонизированных слоев общества, преобладавших тогда в Вильно. По его предложению государственные власти приняли ряд практических мер по смягчению проводившегося курса. Все осужденные за политические преступления с 1830 г. были полностью амнистированы. Отменялся закон, по которому приниматься на службу могли только лица, имевшие десятилетний стаж работы в соответствующем ведомстве. Уроженцам белорусских губерний был открыт доступ к гражданским должностям. В учебных заведениях вводился польский язык. Правительство пошло навстречу папской курии. Разрешалось строить новые костелы и на эти цели даже отпускались определенные суммы денег.
Эти меры, естественные в своей основе, привели к нежелательному для правительства эффекту. Настроения дворянства пропольской ориентации, увидевшего в мягких правительственных мероприятиях признак слабости, стали приобретать воинственный, откровенно фрондистский характер. Дворяне в Витебской губернии, например, специальным адресом просили государя об увеличении количества католических костелов, об основании польского университета в Полоцке и о преподавании в учебных заведениях на польском языке. В 1858 г. в Виленском музее древностей, ставшем духовным центром воинственного полонофильства, преподавалась борьба портив росссийского правительства. Католические ксендзы превратили в центр антирусской агитации даже братство трезвости. Когда в 1859 г. Министерство внутренних дел стало ограничивать их деятельность, сразу развернулась пропагандистская кампания, что, дескать, правительство хочет, чтобы и дальше процветало пьянство.
На рубеже 1850–1860 гг. в Беларуси, и особенно в Вильно, сложилась довольно оригинальная политическая ситуация: правительство опиралось на чиновников из числа поляков или полонизированных белорусов, а те стремились освободиться от власти России [5]. Гродненский губернатор признавался, что полицию нельзя было назвать полицией – это были полуголодные чиновники, к тому же поляки. Даже жандармская служба состояла из большого числа польских офицеров. Официальные правительственные пакеты с секретными материалами распечатывались прямо на почте, и тут же их содержание становилось известным дворянству. В крестьянской среде распространялись слухи, что если они помогут помещикам во время будущего восстания, то получат бесплатно землю [6].
Представители пророссийской ориентации забили тревогу [5]. Метрополит Семашко предупредил правительство об опасности принятого им курса. Однако события продолжали развиваться в том же направлении. Стали появляться тайные склады революционной литературы и оружия. В Вильно брошюры революционного содержания продавались открыто. Из дворянских кругов недовольство правительством перекинулось на другие городские слои. Хорошим тоном, особенно среди молодежи, стало считаться демонстрация своей оппозиционности властям. В 1861 г. за участие в революционных выступлениях в Белыничах и Орше был исключен студент Ульяновский. Тогда более 50 студентов явились к директору и заявили, что и они покинут институт. Расследования, проведенные полицией, показали, что горецкие студенты имели переписку со студентами университетских городов, собирались в отдельные группы и пели революционные песни. Имея оружие, студенты выезжали за город и тренировались там в стрельбе, готовясь к будущим боям [4].
Представители высшего виленского общества перестали посещать вечера даже у генерал-губернатора Назимова. В костелах распевались революционные гимны. По примеру Польши в городах Беларуси начались манифестации, которые готовились заранее [7]. Обычным явлением стало распространение антироссийских воззваний в городах, учебных заведениях, поругание имперской символики и, наоборот, вывешивание на домах польской.
Осенью 1861 г. широко распространялся проект адреса литовского дворянства государю с просьбой присоединить Литву (вместе с белорусскими землями) к Польше. Рогачевский предводитель дворянства Богуш от имени дворян Могилевской губернии подал верховным властям прошение. В нем высказывались пожелания: о возвращении этому сословию привилегий, которыми оно пользовалось при польских королях; о введение в делопроизводство польского языка и его изучении; о введении польского судопроизводства; о присоединении Могилевской губернии к Литовским губерниям и к Виленскому учебному округу; об открытии в Вильно университета. Предлагалось также дать полную свободу всем христианским вероисповеданиям. По существу власть в западных губерниях уходила из рук Российского правительства [6].
Значительную
роль в возбуждении недовольства правительством
сыграло католическое духовенство, которое
начало активно внедрять в широкие массы
верующих идеи независимости и возрождения
былого могущества Речи Посполитой. Эта
деятельность активизировалась после
разгрома в феврале 1862 г. демонстрации
в Варшаве, в результате чего погибло несколько
человек. В костелах Беларуси служили
панихиды по убитым, отдельные жители
стали носить одежду с траурными элементами
в сочетании с эмблемами в польском патриотическом
стиле. Как напоминание о варшавской демонстрации,
во время которой у одного из участников
было сломано распятие, носились пояса,
броши, браслеты, пуговицы с изображением
переломанного креста. Мужчины вместо
шляп стали носить конфедератки и гарибальдийки.
В костелах исполнялись польские патриотические
гимны. Этим явно выражалось негативное
отношение к российским властям, высказывалась
надежда на возрождение Речи Посполитой.