Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2010 в 18:52, Не определен
Крестьянская война на Тамбовщине 1920-1921 гг. всегда привлекала внимание исследователей того времени. Ее, строго говоря, нельзя отнести к “белым пятнам” нашего прошлого, но полная и достоверная история вооруженного сопротивления тамбовских крестьян большевистскому государству еще не известна широкому слою населения, который по-прежнему считает крестьянское восстание бандой Антонова, желавшей только кровопролития. До недавнего времени была эта история населению недоступна – пропагандистские мифы и стереотипы заслоняли полную картину Советской власти, а также и народной драмы и искажали ее суть
Советская власть проводила ее силами ГПУ, ВОХР, а также наемниками “интернационалистами”. По приказу Полномочной комиссии ВЦИК РСФСР и командующего войсками в Тамбовской губернии были созданы концлагеря смерти. История донесла до нас сведения о 10 таких лагерях, но, по всей видимости, их было гораздо больше.
В задачу карателей входило: арест и водворение в эти лагеря семей повстанцев, включая сюда стариков самого преклонного возраста, а также женщин с грудными младенцами и детей школьного и дошкольного возрастов. При этом по приказу М.Тухачевского детей отделяли от матерей и родственников. Матерям разрешалось оставлять при себе только тех, которых они кормили грудью. Кроме этих несчастных, в лагерях очутились люди волею судьбы, по разным причинам, оказавшимся на территории Тамбовской губернии в это время, а также заложники, которые были взяты в ходе подавления восстания на всякий случай, в силу Постановления Полномочной комиссии ВЦИК за №116 от 23 июня 1921года.1
За этим постановлением последовал приказ всех оставшихся в живых заложников расстрелять поголовно. При этом перед расстрелом их заставляли расписываться в списках против своих фамилий. И так было расстреляно более ста тысяч ни в чем неповинных людей, которые даже не принимали никакого участия в этом восстании. Два больших концлагеря было организовано и в самом губернском центре Тамбове. Первый стационарный лагерь находился на месте нынешнего Исправительно-трудового лагеря строгого режима. Как говорится “свято место пусто не бывает”. А второй “полевой” лагерь был создан на противоположном от города берегу реки Цны, на большом заливном лугу, который находился напротив Губчека.
Сегодня на этом лугу проводятся праздники города и всякие спортивные игрища, а люди не ведают даже того, все это происходит на костях когда-то насмерть замученных здесь людей. Вскоре 2-ой полевой лагерь не мог вместить в себя прибывающих арестантов, поэтому срочно был создан филиал этого лагеря в черте самого города Тамбова на месте старинного казачьего кладбища. Это место оградили крестьянскими телегами, поставив пулеметы на балконе духовной семинарии и на Покровском храме.
Режим филиала 2-го полевого лагеря был ужасен, не смотря на то, что находился он в самом городе. Всем находящимся в нем заключенным, т.е. старикам, женщинам и детям было строго запрещено всякое передвижение по территории лагеря во весь рост. Передвигаться было можно только ползком. В противном случае охрана лагеря открывала огонь на поражение безо всякого предупреждения. Вскоре люди от голода съели здесь всю траву. А народ все прибывал и прибывал каждый день. Люди сидели на площади, как селедка в бочке. Отхожих мест не было и приходилось справлять нужду там же, где они сидели. Дождь и солнце попеременно то мочили, то сушили узников. Кормили их не каждый день. Охрана кидала им гнилую картошку и свеклу, кто успел схватить, тот и съел. Смерть от истощения косила несчастных. Первыми умирали грудные младенцы, т.к. у матерей пропадало молоко. Обезумевшие от голода, люди стали поедать трупы умерших. Среди заключенных началась эпидемия. Умерших вывозили с территории лагеря не каждый день, и они лежали среди живых, распространяя трупный запах. За осень 1921 года умерла не одна тысяча стариков, женщин и детей.1 Филиал 2-го полевого лагеря был закрыт по настоянию доктора Юстова, которому удалось напугать власти тем, что эпидемия из лагеря вскоре перекинется на весь город.
Таким образом, происходила “зачистка”, которая длилась с осени 1921 года до 1923 года. В Тамбовском Губернском ГПУ без устали “трудились” две газогенераторные машины, которые возили из Тамбовского уезда задохнувшиеся в них трупы людей.“…Так что, первенство машин-душегубок, Тамбов может оспорить у Адольфа Гитлера” 2. А Тамбовская область, когда-то кормившая своим хлебом половину Европы, после подавления восстания так и не может себя прокормить, хотя находится на лучших в мире плодородных землях, которых нет ни в Америке, ни в Австралии, ни где-либо еще на земном шаре. Таков итог напрасно пролитой крови.
Заключение
Для многих людей “антоновщина” не является “неизвестной гражданской войной. И все же ее история просто зияет ”белыми пятнами”, многие из которых относятся к началу восстания.
На основе изложенных фактов, я твердо уверена, что мятеж крестьян на Тамбовщине не является простым антисоветским кулацко-эсеровским мятежом, как было принято считать раньше, а представляет собой ни что иное, как крестьянскую войну, вызванную произволом и насильственными действиями властей и по сути спровоцированную ими. Восставшие выступали не против власти Советов, а за передачу власти народу. “Ведь не для того была вырвана власть из рук царских палачей, чтоды передать ее в руки палачей-коммунистов”1,- так писал А.С.Антонов.
Очень
важно понять трагизм событий
тех лет и, главное, не допустить
их повторения. Победителей в этой войне
нет, так как победа коммунистов над своим
народом – это не победа.
Библиографический список
II. Литература
III. Периодические издания
Информация о работе Крестьянское восстание в Тамбовской губернии