Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2010 в 18:52, Не определен
Крестьянская война на Тамбовщине 1920-1921 гг. всегда привлекала внимание исследователей того времени. Ее, строго говоря, нельзя отнести к “белым пятнам” нашего прошлого, но полная и достоверная история вооруженного сопротивления тамбовских крестьян большевистскому государству еще не известна широкому слою населения, который по-прежнему считает крестьянское восстание бандой Антонова, желавшей только кровопролития. До недавнего времени была эта история населению недоступна – пропагандистские мифы и стереотипы заслоняли полную картину Советской власти, а также и народной драмы и искажали ее суть
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет истории, социологии и международных отношений
Кафедра
Курсовая работа
Крестьянское
восстание в Тамбовской губернии
Выполнил:
Студентка курса ОЗО
_______________________(Спец. история)
Научный руководитель:
._____________________________
Краснодар 2008
Содержание
Введение……………………………………………
1 Причины крестьянского восстания……………………………………..7
2
Начало крестьянского
3
Тамбовский «Робин Гуд»……………………
4
Противостояние……………….………………………
5
Конец народной войне на
Заключение………………………………………
Библиографический список………………………………………………36
Введение
Прошли годы и десятилетия, но сам факт крестьянской войны на Тамбовщине и сегодня интересует многих русских и зарубежных историков, журналистов, писателей и всех тех, кто хочет знать правду об этом довольно примечательном событии нашей истории. Многие хотят знать о причинах этого восстания, его целях и руководителях. На сегодняшний день написано большое количество работ, посвященных этой теме. Многие историки и краеведы пытались пролить свет на события тех лет, но до сих пор нет полноценного исследования, в котором была бы сказана вся правда о Тамбовском восстании крестьян.
Крестьянская война на Тамбовщине 1920-1921 гг. всегда привлекала внимание исследователей того времени. Ее, строго говоря, нельзя отнести к “белым пятнам” нашего прошлого, но полная и достоверная история вооруженного сопротивления тамбовских крестьян большевистскому государству еще не известна широкому слою населения, который по-прежнему считает крестьянское восстание бандой Антонова, желавшей только кровопролития. До недавнего времени была эта история населению недоступна – пропагандистские мифы и стереотипы заслоняли полную картину Советской власти, а также и народной драмы и искажали ее суть.
Трактовка крестьянской войны как антисоветского кулацко-эссеровского мятежа была далека от исторической правды и в силу этого неизбежно порождала вопросы, на которые не могла убедительно ответить. Почему это движение ,определяемое как “политический бандитизм”, стало столь массивным, массовым и повлекло за собой координальные изменения всей политики в деревне? Если же “военный коммунизм” изжил себя, то разве неправы были тамбовские мужики, подвергшие его критике оружием?
Неудивительно, что начавшееся рассекречивание архивных материалов, снятие цензурных запретов и ограничений сопровождалось новой волной всеобщего интереса к крестьянскому восстанию 1920-1921 гг. и одновременно полным пересмотром его оценок. Нельзя также забывать тот факт, что даже архивные документы, по словам историков, могут быть фальсифицированы и поэтому нельзя в полной мере опираться только на них.
Вышедший недавно сборник документов, казалось, должен был решить все проблемы и ответить на все вопросы, но сложность заключается в том, что трудно отличить подлинный документ от фальсифицированного.
Взятая мною тема, была освещена в трудах многих историков, архивистов, краеведов, так что недостатка в информации не было. Но вся сложность заключалась в том, что современные историки до сих пор не могут прийти к единому мнению, исследуя события тех лет, так как одни и те же архивные документы трактуются ими по-разному.
Если же брать историческую литературу, изданную еще в Советские времена, то, хотя, разногласий между историками того времени не было (у них было единое мнение – Антонов – бандит, а восстание крестьян – бунт кучки бандитов), но зато их мнение и трактовка событий, происходящих на Тамбовщине в период с 1920 года по 1921 год, полностью расходятся с исследованиями современных историков и архивистов.
Что же касается современных историков и краеведов, то их мнения расходятся в основном по поводу даты начала восстания и в том – кто руководил этим восстанием. Как правило, датой начала крестьянского выступления на Тамбовщине историки считают 19 августа 1920 года. Такого же мнения придерживается известный историк И.М.Донков (“Антоновщина: замыслы и действительность”). Он утверждает, что выступление крестьян села Каменка является началом крестьянского мятежа, однако научный сотрудник Борисоглебского краеведческого музея В.Самошкин считает такое утверждение ошибкой. Основываясь на ряде архивных документов, он подчеркивает, что мятеж хотя и начался 19 августа, но не в Каменке, а в селе Туголуково с нападения 50-ти вооруженных дезертиров на продотряд.
Самый сложный и более всех запутанный был вопрос об управлении восстанием. В этом случае мнения историков разделились. Одни утверждали, опираясь на документы, хранящиеся в архивах многих зарубежных стран, а также на документы, опубликованные в сборнике архивных документов под названием “Антоновщина”, что во главе восстания стоял А.С.Антонов. Другие же в лице Б.В.Сенникова (историк-краевед) говорили обратное.
Б.В.Сенников являлся постоянным автором исторических материалов в газете “Тамбовские губернские ведомости”. В своих статьях, посвященных крестьянскому восстанию на Тамбовщине, он возмущался, что авторы сборника документов, который он считал весьма посредственным, называют народную войну “антоновщиной”. Хотя, если внимательно проанализировать документы, которые там помещены, то станет ясно, что Антонов никогда не стоял во главе этого восстания. По словам Сенникова, это главенство было приписано ему большевиками – это нужно было для расправы над партией эсеров. Антонов А.С. раньше действительно был членом партии эсеров, но в 1918 году, еще до того, как эсеры разошлись с большевиками, не поделив власть в России, он вышел из партии эсеров, заявив при этом, что большевики как и эсеры предали идеалы революции. После этого он считал себя беспартийным. Но факт выхода всем известного на Тамбовщине Антонова из партии левых эсеров не был предан широкой огласке, и это конечно могли использовать в последствии большевики.
Из статей Сенникова видно, что Антонов сражался на стороне восставшего народа в должности начальника штаба Второй Повстанческой Армии, которой в начале восстания руководил М.Токмаков. Позднее повстанческие армии были объединены под единым командованием, а М.Токмаков был утвержден на должность главкома Объединенной Партизанской Армии Тамбовского края. Второй армией стал командовать Митрофанович, начальником штаба там по-прежнему оставался А.С.Антонов. Затем Антонов выбирается в оперштаб Объединенной Партизанской Армии Тамбовского края, который был создан при главкоме М.Токмакове и в который вошли все командующие армиями и их начальники штабов. Штаб этот находился при главкоме для координации действий 1-ой и 2-ой Повстанческих Армий, а также конной армии быстрого реагирования, которые подчинялись только Токмакову. Главную же роль в этом штабе играл бывший полковник старой кадровой армии Богуславский. “Списочный состав главного оперштаба, - объясняет Б.В.Сенников, - был строго выдержан по алфавиту. Отсюда и путаница, что Антонов стоял во главе его”.1
Целью курсовой работы является изучение крестьянского восстания в Тамбовской губернии.
Задачи:
1 Причины крестьянского восстания
Как могло случиться, что в самом центре республики вспыхнул крупный антисоветский мятеж? Чтобы понять причины этого мятежа, необходимо знать его предысторию.
Начиная с апреля по сентябрь 1917 года, в здании Нарышкинской библиотеки-читальни , с небольшими интервалами прошли три Крестьянских губернских съезда. На первом съезде, который состоялся с 6 по 7 апреля был создан Союз Трудового Крестьянства и принят ряд важных резолюций, определивших политическую линию Тамбовского крестьянства.
Третий губернский съезд крестьян состоялся 18 сентября 1917 года в Тамбове. Он вплотную занимался выдвижением депутатов в Учредительное собрание России от тамбовских крестьян и подготовкой избирательной компании. Однако ожиданиям тамбовских крестьян так и не суждено было сбыться . В октябре 1917 года в Петрограде большевики, совершив государственный переворот, захватили власть в стране. Ими провозглашается Рабоче-Крестьянское правительство и его Совнарком, во главе которого становится Ульянов-Ленин. Это новое правительство уже в январе 1918 года разгоняет Учредительное собрание России, убив часть всенародно избранных депутатов.
Ни в самом Тамбове, ни в губернии этой новой власти не признали. Здесь она была утверждена только после полугода как был совершен государственный переворот, а в некоторых частях губернии только в 1921 году, т.е. после подавления народно-крестьянского восстания. Как же встретили Тамбов и Тамбовская губерния весть о большевистском перевороте? Как в самом Тамбове так и в других городах Тамбовской губернии состоялись многотысячные митинги и демонстрации протеста. Был создан комитет “Спасения Родины от большевизма”, который совместно с многочисленными союзами и организациями постановил не признавать “новоиспеченной власти”. Население на своих многочисленных митингах провозгласило своей властью “Временный губернский исполнительный комитет”. На всей территории Тамбовской губернии крестьяне требуют созыва Учредительного собрания России, не признавая Советской власти. Но большевистское правительство продолжает активно устанавливать ее в Тамбове и губернии, направляя сюда своих эмиссаров . Наконец власть Советов на непокорную губернию накладывает непосильную продразверстку , которая в последствии станет главной причиной крестьянского восстания. Держатели хлебных запасов, имевших рыночное значение, предпочитали спекулировать, добиваясь стремительного роста цен, усугубляя продовольственные трудности для неимущих слоев населения, особенно в городах. Тогда правительство издало указ о передаче хлеба в распоряжение государства, и “в случае нежелания сдавать хлеб должны быть применены меры принудительные, в том числе вооруженная сила”1
И сила эта применялась, когда хлеб крестьяне отказывались сдавать . Изъятие “излишков” задевало интересы широких крестьянских слоев , заметно осереднячившихся в результате ликвидации помещичьего землевладения. Уже к осени 1918 года сложилась система продразверстки, охватившая все виды сельскохозяйственной продукции.
До революции Тамбовская губерния была одной из житниц России и долгое время страдала от перепроизводства хлеба и других продуктов питания. Это положение было исправлено после прокладки по ее территории нескольких железных дорог. Теперь тамбовским хлебом стали питаться многие другие территории России, а также и половина Европы, тем самым улучшив благосостояние крестьян Тамбовской губернии. Однако продразверстка, наложенная на них Советской властью, оказалась для них непосильной. Определенный на 1918 год общий объем хлебной разверстки составлял 35 млн. пудов (в урожайные годы Тамбовщина давала товарного хлеба на 8-10 млн. пудов меньше).1 Особенно эти объемы были тяжелы для Борисоглебского, Кирсановского и Тамбовского уездов, пораженных засухой. Поэтому выполнение разверстки было неминуемо связано с массированным и откровенным насилием, в условиях военного времени переходившего в террор.
На государственное принуждение крестьяне отреагировали резким сокращением посевов. “Крестьянство,- отмечалось в одном документе того времени,- стало смотреть на свое хозяйство , как на чуждое ему , как на явление, которым оно не дорожит”.2 Но несмотря на это из Москвы бесконечно, все поступали и поступали телеграммы с требованием усилить реквизицию хлеба у крестьян. Заготовители вновь направлялись за ним в те места, где побывали уже не раз, но там уже нечего было взять. Тогда кто-то из них придумал довольно изуверский способ изъятия хлеба у населения, и они начали широко применять его в различных уездах Тамбовской губернии. В село или деревню приходил хорошо вооруженный продотряд и требовал у крестьян сдачи “излишков”. Крестьяне поясняли, что они, т.е. эти “заготовителе” здесь не первые и все, что можно и что нельзя было отнять у них уже давно отнято и им больше нечего сдавать, т.к. все уже выгребли дочиста.
Тогда начальник продотряда или уполномоченный по заготовкам отдавал приказ закопать в землю живьем одного из мужиков, жителя этого села или деревни, и если не начнется сдача “излишков” хлеба, то закопать другого и так до тех пор, пока не будет собран требуемый ими хлеб.3
Масло в огонь подлило еще и то, что к концу 1918 - началу 1919 года относятся первые опыты организации социалистического землевладения. Попытки побудить крестьян перейти к общественной обработке земли нередко выливались в насильственную коллективизацию, которая стала также одной из причин будущего восстания.
Информация о работе Крестьянское восстание в Тамбовской губернии