Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 22:18, реферат
Глубокое духовное родство и взаимное проникновение интересов издавна обусловили сближение народов Кабардино-Балкарии с Россией. Уже в ХVI веке при дворе великих князей московских выходцы с Кавказа, представители знатных родов.
Потомки кабардинского князя Идарова (Темрюковичи, Камбулатовичи, Сунчалеевичи) с середины XVI в. составили ядро княжеской группировки, которая ориентировалась на Москву.
Введение
1.Основная часть
1.1 О князьях Черкасских
.2 Князья Черкасские на Государственной российской службе
Заключение
Использованная литература
Содержание
Введение
1.Основная часть
1.1 О князьях Черкасских
.2 Князья Черкасские на
Государственной российской
Заключение
Использованная литература
Введение
Глубокое духовное родство и взаимное проникновение интересов издавна обусловили сближение народов Кабардино-Балкарии с Россией. Уже в ХVI веке при дворе великих князей московских выходцы с Кавказа, представители знатных родов.
Потомки кабардинского князя Идарова (Темрюковичи, Камбулатовичи, Сунчалеевичи) с середины XVI в. составили ядро княжеской группировки, которая ориентировалась на Москву. С этого периода многие представители названных родов стали выезжать на службу в Россию и стали известны здесь как Черкасские. Они в ранге служилых князей сразу вошли в существующую иерархию званий и должностей и заняли высшее положение в России. Черкасские активно участвовали в политической жизни русского общества, занимали высокое положение в аппарате управления, являлись крупными землевладельцами. Среди них были руководители приказов и коллегий, видные военные и государственные деятели в ранге генералиссимуса и великого канцлера, губернаторов и командующих армиями. Около 12 представителей рода Черкасских в разное время входили в состав Боярской думы - высшего государственного органа, исполнявшего законодательные, судебные и военно-административные функции в течение определённого периода русской истории.
1. Основная часть
.1 О князьях Черкасских
На Руси выходца с Кавказа называли черкасом. Прозвище черки (а в основном, это были кабардинцы) со временем трансформировалось в фамилию Черкасские. Кавказские мурзы сделались русскими князьями. Так явилось в России целое сословие князей Черкасских, многие из которых составили честь и славу своей новой Родины. Перед тем, как назвать славные имена князей Черкасских, отмечу малоизвестный факт, что многие места современной Москвы хранят память об этом княжеском роде.
Чеканные лики сынов кабардинских предгорий запечатлелись в названиях центральных улиц современной Москвы. По самому центру столицы проходит Большой и Малый Черкасский переулки.
Многие кабардинские князья до принятия крещения и получения титула князей именовались Гиреями: Азамат-Гирей, Аслан-Гирей, Девлет-Гирей и другие. Гирей в тюркских языках означает властитель.
Александр Сергеевич Пушкин писал:
Гирей сидел, потупя взор,
Янтарь в устах его дымился;
Безмолвно раболепный двор
Вкруг хана грозного тенился
К Востоку от Москвы находилось
село Гиреево, в настоящее время это район
столицы, который называется Новогиреево.
В числе владельцев усадьбы Гиреево имена
князей Черкасских, Шереметьевых, Голицыных.
До настоящего времени сохранились Терлецкие
пруды и храм Спаса Нерукотворного начала
ХVIII века. В старом путеводителе было сказано:
«Единственные в России благоустроенные
поселки. Прекрасный лес, парк, пруды. Широкие
10 саженей проспекты, торцевые мостовые,
подземный водопровод…
Родоначальник Инал - сперва султан в Египте, потом владетель Большой Кабарды. У сына его - мурзы Табулду было трое детей - Инармаз, Жангот и Минбулат. У первого было два сына (Идар и Убиту), у второго - четыре сына, мурзы: Темгрюк, Желегот, Камбулат и Эльбуджу. На Марии, дочери мурзы Темгрюка, женился вторым браком царь Иван Васильевич Грозный, и с нею вместе переселились в Русское царство ее братья - мурзы: Мамстрюк, Домалук и Султанкул. Из них третий, приняв крещение, назван Михаилом, стал первым кабардинцем, получившим высокое для того времени образование в России, благодаря Ивану VI. Приняли в Москве христианство, вступив в службу России, и два сына Камбулата: М. Хокяг, названный при крещении князем Гавриилом и бывший воеводою. Взятый в плен поляками, провел он в Польше 21 год (1564-1585 г.), и М. Хорошай, в крещении князь Борис Камбулатович, боярин, имевший в супружестве сестру Филавета Никитича Романова - Марфу Никитишну Романову-Юрьеву, вместе с братьями посланную Годуновым в ссылку, где и умер муж ее (22 апреля 1601 г.). Из шести сыновей старшего брата второй супруги Грозного - Мамстрюка - известны в русской службе князья Дмитрий (Каишов-мурза), 1651 г., и Владимир (Гуж-мурза) Мамстрюковичи. Еще известны воеводы: князь Иван Ельбузлеевич Черкасский (Татарык-мурза), служивший Иоанну IV с 1556 года, и князь Василий Карданукович Черкасский, боярин при Годунове, убитый Самозванцем в 1607 г. и женатый на дочери князя Ф.И. Мстиславского.
У князя Бориса Камбулатовича Черкасского от Марфы Никитишны Юрьевой были дети: князь Иван Борисович Черкасский, влиятельный боярин при царе Михаиле Федоровиче (1642 г.), и две дочери: Ирина и Ксения Борисовны. Первая была за боярином Федором Ивановичем Шереметевым, а последняя - за И.Д. Колычевым. Боярами царя Алексея Михайловича были: князь Яков Куденетович (до крещения Урускан-мурза), отличный полководец, и князь Григорий Сунчалеевич (Сунчалей-мурза, 14 октября 1673 г.). У князя Якова Куденетовича был сын, боярин же, Михаил Яковлевич, в 1712 г. У него от Марфы Никитишны, урожденной княжны Одоевской, было два сына и четыре дочери: Ирина Михайловна, вторая супруга известного князя Якова Федоровича Долгорукова; Прасковья Михайловна, супруга генерал-майора Василия Петровича Шереметева; Марья Михайловна - в супружестве за князем Яковом Ивановичем Лобановым-Ростовским и Анна Михайловна - за князем Никитою Ивановичем Долгоруковым.
Старший сын князь Петр Михайлович, женатый на княжне Марье Борисовне Голицыной, 1701 г., и князь Алексей Михайлович Черкасский, директор Канцелярии Строений и сибирский губернатор при Петре I, государственный канцлер при Елизавете. Князь Алексей Михайлович Черкасский (род 1680 г., 4 ноября 1742 г.) был женат в первом браке на Аграфене Львовне Нарышкиной (700 года) и от нее имел умерших в младенчестве двух сыновей и дочь. От второго же брака - с княжною Марьею Юрьевной Трубецкою (род 27 марта 1696 г. и 16 августа 1747 г.) имел единственную дочь - княжну Варвару Алексеевну (род. 11 сентября 1714 года и 2 октября 1767 г.), вышедшую за обер-камергера графа Петра Борисовича Шереметева. Продолжателями рода князей Черкасских оказались три сына боярина князя Михаила Алегуковича Черкасского, женатого на дочери князя Ивана Пожарского - Евдокии. Старший сын князя Михаила Алегуковича - князь Андрей Михайлович женат был на княжне Анне Федоровне Куракиной и оставил сына - князя Александра Андреевича, генерал-поручика, гофмаршала. А у младшего дяди его, князя Бориса Михайловича Черкасского, был сын - князь Петр Борисович, генерал-аншеф при Екатерине II (1788 г.). У него от брака с графинею Екатериною Петровною Апраксиной было три сына и две дочери. Потомство князя Александра Андреевича Черкасского составляли пять сыновей - князья: Петр (род. около 1720 г.), Андрей (род. 1724 г.), Иван (род 1729 г.), Михаил (род. 1731 г.) и Алексей Александровичи и княжны: Варвара и Анна Александровны. У князя Андрея Александровича был сын Александр Андреевич, внук Александр Александрович и правнуки - князья: Константин Александрович (1853 г.), Евгений Александрович, Ипполит и Владимир (род. 1824 года) Александровичи. У князя Евгения сыновья - князья: Ипполит (род. 1845 г.), Петр (1846 г.) и Александр.
Кроме приведенного рода князей собственно Черкасских, прямых потомков второй супруги царя Ивана Васильевича Грозного, были еще князья:
) Ахамашуковы-Черкасские;
) Егуповы-Черкасские и
) Бековичи-Черкасские
Представители первого рода известны только в трех поколениях. Князь Иван Ахамашукович служил с лишком 40 лет, если считать с упоминания его в казанском походе 1544 г. и в шведском 1588 года. Сын его князь Петр в 1615 году воеводою в г. Алатыре, а внуком - князем Василием Петровичем прекратился род в 1652 году. Ветвь князей Егуповых-Черкасских, начавшаяся князем Никитою Ивановичем (прозванием Курица) в XVII веке, не пресеклась, кажется, со смертью секунд-майора князя Ивана Львовича.
Наконец, род князей Бековичей-Черкасских начался от несчастного князя Александра (до крещения Девлет-Кильдей-мурза), изменнически убитого в Хиве в 1716 году, женатого на княжне Марфе Борисовне Голицыной. Младший сын князя Александра Бековича - князь Александр Александрович оставил четырех сыновей, из которых от старшего - князя Николая и младшего - князя Дмитрия - род продолжается и теперь. От последнего князь Петр Дмитриевич, симбирский губернатор, действительный статский советник (1852 года), оставил двух сыновей и дочь. Из них старший - князь Семен Петрович Черкасский посвятил свою деятельность искусству, и имя его в 1850-х и 1860-х годах часто встречалось в каталогах выставок.
1.2 Князья Черкасские на Государственной российской службе
княжеский черкасский российский государство
Кабардинские Черкасские на российской службе
Темрюковичи
Михаил Темрюкович Черкасский при Иване Грозном стоял на самых высоких ступенях государственной власти. В 1567 г. князь Михаил, когда ему было около тридцати лет, стал бояринов первым из когорты кабардинских князей, ставших русскими боярами и принимавших самое активное участие в становлении, укреплении и преображении России. «Фактически сын главного князя Кабарды Темрюка Идарова Михайло Черкасский стал первым человеком в государстве после самого царя. Сидел первым в Боярской думе и при перечислении думных списков назывался всегда первым». В России еще в течение долгого времени жила память о том, что «князь Михайло Темрюкович Черкасский тогда был человек великий и временный, и управы было на него добиться неможно».
В 1571 г. крымский хан Давлет-Гирей прорвался к Москве, захватил российскую столицу и сжег ее, огромное число людей было убито и взято в плен. Царь бежал в сторону Ярославля, а малочисленное войско опричников во главе с Михаилом Черкасским не смогло остановить 120-тысячное войско крымских татар. При отходе к Серпухову князь Михаил Темрюкович с наспех собранными войсками пытался перехватить Давлет-Гирея, но ему это не удалось.
Он был вызван в Александрову слободу и здесь был казнен якобы за измену. Произошло это в июне 1571 г. Вскоре Иван IV снимает с Михаила Темрюковича обвинение в измене, фактически посмертно реабилитировав своего сподвижника и ближайшего родственника.
Дмитрий Мамстрюкович Черкасский приходился родным племянником князю Михаилу Темрюковичу. Впервые в чине стольника он упоминается в документах при царе Борисе Годунове, после 1598 г. В период «Смутного времени» начала XVII столетия князь Дмитрий Черкасский «отъехал» к Лжедмитрию II, вероятно, поверив в то, что тот настоящий царевич Дмитрий, сын Ивана IV.
В 1612 г. при освобождении Москвы от иноземных захватчиков и сторонников Лжедмитрия II, Дмитрий Мамстрюкович Черкасский был ближайшим сподвижником воеводы Дмитрия Михайловича Пожарского. Затем возглавляя полки русских ратников, князь Дмитрий Черкасский участвовал в освобождении от лжедмитриевцев и польско-литовских войск городов Углича, Вязьмы, Дорогобужа и других. Когда же войско во главе с ним захватило крепость Белую на подступах к Смоленску, царь Михаил наградил Дмитрия Мамстрюковича особым знаком в шесть «золотых». В 1618 г. он участвовал в боях под Можайском, в результате которых поляки были отброшены от Москвы.
За свою верную службу Дмитрий Черкасский в 1619 г. был пожалован в бояре. Вскоре после этого ему поручили возглавить Казанский приказ, ведавший всеми восточными землями, а также и Сибирский приказ.
В 1633 г. Дмитрий Черкасский был назначен первым воеводой полка, направленного к окруженному поляками Смоленску. Поход закончился заключением мира в пользу России. Дмитрий Мамстрюкович умер в Москве в 1651 г.
Камбулатовичи
Князь Борис Камбулатович Черкасский - брат Темрюка Идаровича - занимал различные воинские должности. В 1582 г. -воевода Большого полка в Новгороде, затем в Серпухове. В 1591 г. - первый воевода Большого полка в Туле, тогда же царь наградил Бориса Камбулатовича особым знаком отличия - «золотым корабельником», прообразом российского ордена. В 1592 г. ему был пожалован боярский сан.
Английский автор Флетчер в работе «О государстве Русском», говоря о военных деятелях России пишет:
«Большим воеводой, или генералом, бывает теперь, обыкновенно, в случае войны, один из следующих четырех: князь Федор Иванович Мстиславский, князь Иван Михайлович Глинский, князь Черкасский и Трубецкой. Все они знатны родом» .
Когда в 1598 г. царь Борис Годунов находился в походе против крымского хана Казы-Гирея, Борис Камбулатович оставался при «царице и царевиче водить Москву».
Князь Иван Черкасский был активным участником борьбы с Лжедмитрием II, командуя одним из трех полков русского войска. А в 1612 г. он, как и его близкий родственник Дмитрий Мамстрюкович, участвовал в освобождении Москвы от иноземных захватчиков.
В феврале 1613 г. на Земском соборе на российский престол был избран 17-летний Михаил Федорович Романов. Основатель новой династии молодой царь Михаил приходился двоюродным братом Ивану Борисовичу Черкасскому. Надо сказать, что Ивана Черкасского некоторые прочили в цари, еще больше сторонников было у Дмитрия Мамстрюковича: ведь он был внуком Темрюка, тестя Ивана Грозного, а Иван Борисович являлся внуком родного брата Темрюка, мать его - Марфа Никитична - племянница первой жены Ивана Грозного.
О днях коронации нового царя в разрядной записи есть такая пометка: «А назавтра царского постановления был государь в Золотой палате и пожаловал боярством князя Ивана Борисовича Черкасского».
Иван Борисович за большие заслуги в обороне рубежей России и ее столицы неоднократно награждался царем «золотыми, он дважды был отмечен знаками в шесть «золотых», став в то время единственным из военачальников, удостоенным таких наград. В последующие годы он стоит во главе приказов: Стрелецкого, Иноземного, Казенного двора и Большой казны, возглавляет Аптекарский приказ.
Внук Камбулата Идарова, сын старшего князя Кабарды Куденета, Урускан приходился двоюродным братом боярину Ивану Борисовичу Черкасскому. Приехав на службу в Россию в 1624 г., Урускан был крещен и получил имя Яков. Крестным отцом его был родной дядя царя Иван Никитич Романов. Через год Яков Куденетович уже «сидит» первым в Золотой палате, среди стольников на «первом месте». Спустя год, в 1626-м, он «сидит» на жениховском месте до прихода государя во время бракосочетания царя Михаила с Евдокией Стрешневой (таков был обычай в те времена). Яков Куденетович Черкасский выполнял и различные дипломатические поручения. Среди лиц, окружавших нового царя Алексея Михайловича, боярин (с 1644) Яков Куденетович был одним из самых выдающихся и влиятельных людей, пользовавшихся его особым доверием. Известно, например, что при коронации Алексея Михайловича (28 сентября 1645) Яков Черкасский «...первым перед государем ходил и вино наряжал на государевом столе».
В истории России в то время был период, известный как «морозовщина». Процветали коррупция, взяточничество, произвол. Политика царского воспитателя Морозова наносила огромный ущерб стране. Яков Куденетович слыл неподкупным и честным человеком, он придерживался передовых взглядов и не случайно, что стал одним из тех, кто открыто выступил против всесильного временщика. Но Морозов тогда оказался сильнее и князя Черкасского отправили в почетную ссылку воеводой в один из северных городов. В июне 1648 г. москвичи, возмущенные произволом и лихоимством Морозова, подняли восстание. Морозов бежал из Москвы в дальний монастырь. Царь выслал к восставшим своего дядю Никиту Ивановича Романова и князя Дмитрия Мамстрюковича Черкасского с духовенством. Они «царским словом» обещали москвичам отстранить от всех дел боярина Морозова и его приспешников. На этом договорились, и восстание прекратилось.
Информация о работе Князья Черкасские на Государственной российской службе