Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2010 в 16:23, Не определен
Движение населения на неосвоенные земли являлось одним из центральных процессов в истории России XVII — XVIII вв. Становление и укрепление российского централизованного государства было неизменно связано с расширением его границ. Важнейшую роль в данном процессе играла колонизация - заселение и хозяйственное освоение новых земель. По подсчётам профессора М.К. Любавского лишь 10% территории России были присоединены путём завоевания, а остальные земли были включены в состав государства в результате колонизации
Соловьев: приводит сведения, согласно которым в начале XVI в в Росии было 96 городов, Зимин: к середине XVI в. называет цифру 160 городов, Мичурин 220 городов. Таким образом к этому периоду произошло увеличение городского населения. Крупнейшие города располагались по старым торговым путям, которые исходили из Москвы — самого крупного русского города того времени.
Убыль населения в этот исторический период была обусловлена не только естественными причинами, но и набегами татар. Так, согласно данным в конце XVI в хан Довлет-Гирей поджег Москву (погибло до 100 тыс. человек). Новгород: 5 тыс. 300 дворов, приблизительно каждый 5 человек, в Пскове — 32 тыс. человек.
К началу XVI в. в России обозначились несколько плотно заселенных центров: междуречье Оки и Волги, территория от Москвы к Новгороду, между Новгородом и Псковом, приокский регион.
На Севере заселение шло по долинам крупнейших северных рек. Слабозаселены были области к Востоку от средней Волги. Главным образом население мигрировало от центров к окраинам (до второй половины XVI в.). Значительно сократился прирост населения из-за голода, неурожайных годов, эпидемий и болезней. Очень благоприятным для исторического развития России был XV в.— правление Ивана Ш Великого. Редкие эпидемии и голодные годы привели к росту населения. При Василии III были эпидемии в Пскове и Новгороде.
Вторая половина XVI в. характеризуется уменьшением численности населения из-за высокой смертности от голода и болезней (1553 — 1557 гг.). Следовательно, произошло запустение во многих уездах (Полоцк, Новгород, Смоленск, Великие Луки и др.). 1570-й год — голод и эпидемии в центре государства.1585, 1586-1588,1590, 1610-й гг. были голодными. Не все уезды были охвачены запустением. В 1570-е гг. — особенно пустеют города и села вокруг Москвы (36 деревень, 514 пустошей и ни одной починки). В Твери также преобладает запустение (в 1580 г. большое количество пустошей и малое количество починок). В 80-е гг. XVI в. в южных районах Новгородской области запустение составляет 97 % селений, в северной — 57 %. В самом Новгороде приблизительно 20 % от прежнего населения. В Москве иная ситуация. Её население к 80-м годам восстановилось и составляло приблизительно 100 тыс. человек, в основном пришлое население.
С начала XVII в. — около 120 тыс. чел. умирает в Москве от голода. Происходит отток населения в восточном и юго-западном направлении. Здесь возникают крепости. Частично население уходит на север (Великий Устюг, Холмогоры, Сольвычегорск). Усиленно заселялась Вятка (земля Строгановых).
Демография XVII — начала XVIII вв. характеризуется своими особенностями. Основой налогообложения была земля, (земельная мера была соха). Отсюда произошли сошные описания, соответствующие прежним писцовым книгам. 1646 г. Единицей исчисления налогообложения стал двор. Вместо писцовых стали составляться переписные книги, в которых содержались сведения о мужском населении двора. А с начала XVIII в. и о женском населении. В эти книги заносились различные данные, в т.ч. и о движении населения (в особенности о беглых). В 1666 г. было второе переписание переписных книг после 1646 г., в 1678 г. — третье описание (переписанные книги Московского государства). Но одновременно продолжали использоваться писцовые книги. В первой половине 80- гг. их пытались заменить, но не сумели.
Также много вспомогательных источников — государственные источники, документы.
Крупнейшие посады образуются на востоке страны, особенно в Поволжье. В 20-е гг.: в Казани насчитывается 1400 черных дворов — второй по размерам после Московского посада, третий Ярославль (1350 черных дворов), четвертый — Кострома (более 1200 черных дворов), пятый — Нижний Новгород (более 1000). О движении населения говорит и рост монастырей.
Первая половина XVII в. — эпоха процветания Верхней Волги.
С середины XVII в. ситуация меняется. В 1654 г. — эпидемия чумы охватывает значительную часть территории России (Москва, Тверь, Нижний Новгород, Ярославль, Тула, Чернигов и другие). По всей стране царила растерянность. Первая волна эпидемии охватила 30 тыс. км., погибла приблизительно 2 половина населения Московского государства. Летом 1656 г. — вторая волна чумы охватила низ Волги, поднялась до Казани и прошла через центральную часть страны. Через год новая волна эпидемии по тем же местам. Замедлилось развитие сельского населения. В Торжке смертность составила 11 %, в Звенигороде — более 49 %, в Кашинске — более 51 %. Такая же смертность была и в сельской местности. Это была последняя масштабная эпидемия XVII в. Редки были и большие неурожаи. Со второй половины XVII в. население начало сдвигаться с Оки и Волги на юг: наблюдается значительное движение — на юго-запад.
Население начинает возвращаться обратно на северо-запад. Увеличиваются значительно города: Углич, Тверь, Псков, Новгород и др. Иная картина на Севере и Верхней Волге: упадок городских центров и сельских округов. Замедлился рост городов на Северной Двине и Верхней Волге. Убыль населения по уездам очень заметна (приблизительно на40 %). Также убыль на севере (в сторону Архангельска). Приблизительно на 20 %- убыль населения в междуречье Оки и Волги.
Юг России всегда привлекал беглых. Только с 70- х гг. XVII в. на юго-восточные окраины страны переселилось 350 тыс. человек. Из них 100 тыс. беглых.
В XVII веке на юге начинают создаваться засечные черты, преграждающие путь кочевникам, в 1636 г. — Козлово-Тамбовская засечная черта, в 1648 г. — Симбирская засечная черта, в 1673 г. — Пензенская, Сызраньская оборонительные линии. Особенно ярко наблюдается государственная колонизация. Помещичья колонизация началась с XVIII в. Население начало двигаться к Воронежу. На Дону в 1719 г. проживало приблизительно 50 тыс. чел. Население начинает движение и на восток - в Сибирь.
В конце XVII в. русские поселились на Камчатке. Население Сибири к середине XVII в. составляло 200- 220 тыс. чел, из них сибирские поморы — 15-25 тыс. чел. Вагулы (манси) и остяки (ханты) — 16 тыс. чел. , самоеды (ненцы) 3-4 тыс. чел., тунгусы (эвенки) — 30 тыс. чел., буряты — 25 тыс. чел., якуты — 25-30 тыс. чел., юкагиры — 5 тыс. чел., енисейские киргизы и др. мелкие тюркские народы — 8-9 тыс. чел., татары (потомки ногаев) — 5-6 тыс. чел., камчадалы - 12 тыс. чел., коряки — 10 тыс.. чукчи — 2 тыс. чел.. эскимосы — 4 тыс. чел., айни и пивхи — 4 тыс. чел.
В это период производятся подворные переписи, они давали серьезные результаты. В 1678 г. — первая подворная перепись, в 1710 г. — вторая подворная перепись (показала 20 % убыль населения, в 1715 г. Ландратская перепись. Через несколько лет после нее последовал указ Петра I о новой форме налогообложения. 1719 г. — начинается первая ревизская перепись населения. В эпоху Петра I издается указ о наказании за утайку душ по ревизии. 1721 г. — милосердный указ: обещали не применять репрессивных мер. Если писчик сам признается об утаении душ, не упоминаемых в ревизии. В дальнейшем переписи становились точнее (процент пропусков — 1-2, кроме первой и третьей).
Кабузан, Горская — исследователи исторической демографии, использовали ревизские сказки как источники.
В настоящее время выделены два подхода в исторической демографии
Первый подход — статистический (ХVIII-ХIХ вв.), он основан на общем подсчете населения России. Первые работы, выполненные в соответствии с этим подходом: 1801 г.— Шторх «Исторические и статистические таблицы Российской империи к ХVIII в.» использовал итоги первых четырех ревизий. Точно оценил население России приблизительно 36 млн.чел. Его оценка совпадает с оценкой Кабузана.
Герман «Статистические исследования относительно российской империи» (1819 г.) посвящен статистике населения, впервые опубликовал таблицы смертности для мужчин православного населения Российской империи. 1857 г. - Кеппен пишет работу, посвященную девятой ревизии, проводившейся в 1850-1851 гг.
Указывает еще 23 категории неподатного населения, не входивших в ревизские сказки. 1861 г. — Тройницкий: посвящает сборник работ только крепостным крестьянам по десятой переписи (дополнив ревизию другими материалами). 1902 г. — Дэн вернулся к исследованию пятой ревизии. Щербатов (ХVIII в.): самая точная оценка переписи податного населения по третьей ревизии. Семеновский исследовал численность крестьянства.
Второй подход — исторический его задача не исследование полной демографической картины, а использование демографических характеристик как вспомогательных для исследования исторического процесса. Кабузан (1959 г.) упомянул три работы по статистике (Яцунский и др.); ревизский учет — первоисточник (ревизские сказки), итоговые документы— перечни ведомостей Генеральной табели. Однако эти документы содержали только общие сведения, в связи с чем он определил предпочтение первоисточникам, сосредоточился на работе с ними. Степанов, Кушева и др. - саратовские ученые, проведшие исследование ревизских сказок. Согласно их данным данные ревизских сказок сопоставляемы, т.к. они заполнялись по определенным формам, начиная с третьей ревизии, которая проводилась местными чиновниками в условиях ускоренного сбора информации. Со временем форма ревизских сказок меняется, расширяется круг сословий, подлежащих переписи (солдатские дети, вольноотпущенники, вдовы, инородцы и др.). Форма общая численность полов, численность трудоспособных лиц, различия гражданского состояния, среднее число детей в семье, численность смертности в разных возрастах, повозрастные категории населения и т.д. В первых ревизских сказках были сведения об отце жены, о различных увечных людях и т.д., но со временем эти сведения исчезли. Одноперечневые ведомости о количестве душ (мужских и женских) по каждому сословию (по уездам). Сравнение предыдущей и текущей ревизии позволяло судить о прибыли— убыли душ после ревизии. Точны ли ревизские сказки как источник? Проведение ревизии возлагалось на местных исполнителей-писчиков: малограмотных, не всегда трезвых. Главы семей не всегда помнили подробности о своей семье, поэтому в ревизских сказках нередки ошибки.
Обязательная церковная регистрация ведена в России позже, чем в Европейских странах. В 1702 г. — по указу Петра I в Москве начинается церковная регистрация, в 1722 г. выходит указ Петра I о введении метрических книг по всей России.
Существуют
данные исследований о половозрастном
составе населения России, они
содержались в книгах поместных
приказов XVII в., где сдержатся данные о
всем мужском населении двора с 10-15 лет.
Назаров и Тихонов
изучали эти книги по ряду уездов, с учетом
маленьких детей и женщин — общая численность
крестьянской семьи по их данным была
3-5 душ. Согласно Водарскому в 1678 г.
средняя крестьянская семья состояла
из на западе-7,1 чел.; в нечерноземье 7,3
чел.; на востоке востоке, юго-востоке
6,4 чел.; в черноземье 9,1 чел. Копанев
считает, что это было связано с налогообложением.
Мало выделялось малых семей из больших.
Черноземный центр — исключительно земледельческий
район, а обрабатывание земли проще вести
большой семьей.
1. 2. Источники исследования истории расселения населения в Воронежской области в XVII - начале XVIII в.
Заселению территории Воронежской области и других южный районов Российского государства в XVII в. способствовала политическая ситуация в стране, которая в истории России характеризуется как время великой смуты. При Б. Годунове (1598-1605 гг.) была проведена перепись земель с целью выявить причины обезлюдивания центральной земли, освоения южных и юго-восточных земель. Но случился голод, произошли народные восстания. В 1604 г. — Лжедмитрий 1 вступает на территории страны во главе казацкого, беглого и служилого люда, после смерти Б. Годунова, бояре присягают Лжедмитрию. Лжедмитрий 1 правил страной в 1605-1606 гг., нарастало недовольство бояр, отодвинутых на второй план свитой самозванца. Бояре провоцируют народное восстание с Василием Шуйским во главе. В 1609 г. — начинается иностранная интервенция. Поляки 20 месяцев осаждают Смоленск и 17 июля 1610 г. — В. Шуйский свергается престола.
Начинается формирование первого земского ополчения (1611 г.) во главе с князем Трубецким и Ляпуновым под предводительском казака Ивана Зарецкого. После убийства Ляпунова ополчение распадается. В 1612 г. формируется второе ополчение под руководством князя Дмитрия Михайловича Пожарского и нижегородского старосты Кузьмы Минина, которое освободило Москву и остальную территорию страны от поляков. В 1613 г. Земский собор избирает Михаила Романова на царствование, с 20-х г. XVII в. социально-экономическая ситуация в стране улучшается, мало эпидемий и голода, в 1617 г. заключается Столбовский мир со Швецией, в 1618 г. Деулинское перемирие с Польшей, в 1648 г. начинается освободительная война на Украине, а в 1654 г. происходит воссоединение левобережной Украины с Россией. 1686 г.
Эти политические процессы создают основу для продвижения России на юг в сторону крымских ханств, следовательно XVII век — век широкой народной колонизации. Начинаются мощные миграционные процессы. Ситуацию, сложившуюся в Воронежской области к периоду начала XVII в., отражает "Книга Большого Чертежу" (составлена в Разрядном приказе, 1627 г.) - текстовое описание крупнейшей карты Московского государства XVII в. Она является сводом географических, а отчасти и этнографических сведений о южном пограничье Московии, а также южноукраинских степей. "Книга" служила практическим руководством при посылке служилых людей для "государевой" службы в указанном регионе. Она дает представление о физико-географических, а также демографических аспектах края. Так, описание "поля" в источнике ведется по трем основным дорогам (шляхам) татарских нападений на Московское государство - Муравской, Кальмиусской и Изюмской. При этом составители сделали акцент на том, что в первой четверти XVII в. кочевники пользовались, в основном, Кальмиусским шляхом. Область пролегания последнего также включала земли Среднедонеччины, где находились временные стоянки татар и множество "перелазов" (переправ) через Северский Донец и его притоки. В силу перечисленных обстоятельств названный регион привлекал значительное внимание правительства Московского государства, однако предпринимаемые в целях обороны меры ограничивались лишь наблюдением и отправкой в столицу сведений о перемещениях кочевников.