Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2009 в 18:07, Не определен
Общая характеристика древнеримского государства
И только сломив традиционные республиканские представление, монархия и её олицетворение-император овладели правосознанием народных
масс и прочно вошли в практику государственной жизни. Власть императора обрела соответствующие организационно-правовые формы. С всевластием аристократического сената было покончено; к концу II в. н. э. сенат окончательно отстраняется от управления. То же произошло и с другими республиканскими институтами власти. Старая политическая система уступила место новому военно-бюрократическому аппарату с императором во главе. Со второй половины III в. н. э. монархия утверждается не только окончательно, но и обретает абсолютистские черты.
Период империи традиционно
Принципат являлся переходным этапом от республики к абсолютной монархии. Главная тенденция этапа заключалась в постоянном наращивании монархических элементов в структуре государственного устройства Рима при сохранении республиканских форм в качестве его внешних декораций. Объем полномочий принцепса основывался на соединении в своем лице полного империя и ряда высших республиканских магистратур – консула, цензора, трибуна, которые уже не были ограничены ни временем, ни контролем, и тем самым давали их носителю всю полноту власти. Было естественным создание принцепсом собственного аппарата управления, отдельной от сената казны и приобретение права руководства всеми вооруженными силами.
Обладая указаннми полномочиями, уже первый император – принцепс Октавиан – имел право на военное командование, объявление войны и заключение мира, подписание международных договоров, управление провинциями, содержание собственной гвардии, осуществление высшего суда, распоряжение государственным земельным фондом, принятие актов, имеющих силу закона. Консульская власть позволяла в порядке интерцессии отменить решение любого должностного лица, цензорская – давала право формировать сенат по своему усмотрению, а народного трибуна – контролировать всю систему управления. Полномочия понтифика – верховного жреца – довершали пирамиду правовой дозволенности власти принцепса.
В период принципиата произошли существенные изменения в положении государственных органов, сохранившихся от предыдушей республиканской эпохи. Народные собрания (сохранились только трибутные комиции) пришли в упадок, созывались все реже. Законодательная власть, судебные полномочия, избрание должностных лиц – все перешло к сенату и принцепсу. Сохраняется лишь церемония: новое должностное лицо представляется народу после своего избрания. Авторитет собраний резко снизился, упала его посещаемость.
Сенат долгое время оставался ведущей политической сило. Его сенатус-консульты получили официально силу закона. Но реальный контроль за их применением осуществлял принцепс. «Независимые» постановления сената чаще являлись формальным актом утверждения решений принцепса.
Магистратура сохранилась, но лишилась реальной власти, прежде всего административной и военной. Консулы председательствовали в сенате и выполняли отдельные поручения. Народные трибуны не имели права вмешиваться в деятельность принцепса и находились а его распоряжении. Деятельность принцесса и находилсь в его распоряжении. Деятельность эдилов сводилась к наблюдению за общественными местами и юрисдикции в области торговли. Квесторы утратили финансовые полномочия и превратились в хранителей архивов. Должность цензора упразднена, а его функции перешли к принцепсу. И только претор еще сохраняет свои полномочия, оставаясь судьей по гражданским делам; а вот роль преторского эдикта в развитии частного права падает, ибо основным источником права становятся распоряжения императора. Замещение магистратур находилось в полной зависимости от принцепса, а сами магистраты все более оттеснялись в императорскими чиновниками.
Неспособность старого аппарата власти осуществлял управление огромной империей вызвала необходимость создания специального административного и военного аппарата принцепса. Отличительной особенностью этого аппарата стало отсутствие выборности должностных лиц, все чиновники являлись слугами принцепса, которых он назначал и смещал по своему усмотрению. Центром управления становится императорский дворец, где формируется совет (консилиум) с совещательными функциями и канцелярия принцепса, которая имела отделы управления с необходимым штатом чиновников. На многие должности император назначал своих вольноотпущенников и даже рабов.
Из сословий сенаторов и всадников принцепс комплектовал высшую бюрократию империи. К чиновникам этого ранга относились: префект претория, командовавший императорской гвардией; перфект урбис, обладатель полицейской власти и представитель правосудия в Риме; префект, ведавший финансами; наместник Египта; перфект, организующий снабжение Рима продовольствием; префект, ведавший пожарной службой в Риме и отвечавший за порядок в ночное время, и др.
Вновь созданный чиновничий аппарат, не имевший еще стройной системы и сравнительно малочисленный в первые века империи, наряду с остатками республиканских органов управления, поставленных на службу принцепсу, был надежной порой власти последнего. Его деятельность дополняла гласная и негласная полиция, стражники и фрументарии, взявшие под жесткий контроль все сферы общественной и частной жизни граждан. Август создал полицейские войска численностью в тысячу человек во главе с префектом полиции и специальной корпус из семи когорт по одной тысяче воинов в каждой на случай пожаров.
Решающую
материальную силу власти принцепса
и государства составляла профессиональная
армия, организованная по принципу найма.
После реорганизации при
Содержание административного и военного аппарата принцепса осуществлялось из его собственной казны (фикса). Поступления в фиск шли за счет ограбления провинций, поскрипций, конфискаций, налогов – прямых (провинциальный, подушной и т. д.) и косвенных (с наследства, за отпуск рабов на свободу и др.). За расходование этих средств принцепс ни перед кем не отчитывался. Расходы государственной казны, находящейся в ведении сената, существенной роли не играли.
Произошли изменения и в управлении провинциями, ставшими составными частями Римской империи и получившими единообразное устройство, включая Италию. От былой самостоятельности в управлении не остается и следа. Повсеместно насаждается римская администрация, суд, полиция, легионы или военные гарнизоны, императорское законодательство.
Провинции делятся на императорские и сенатские. Императорскими провинциями управляли назначаемые принцепсом легаты; доходы с этих провинций шли в фиск. Во главе сенатских провинций ставились проконсулы или пропреторы, избиравшиеся по жребию сенатом. Финансовые поступления из сенатских провинций шли в казну сената. Императорские провинции превосходили сенатские и по численности и по богатству.
Система государственного устройства принципата, сложившаяся в общих чертах при Октавиане, в последующем активно совершенствовалась. При императоре Адриане (117 – 138 гг. н. э.) в Риме был оформлен как государственное учреждение совет принцепса, выросший из частного совещания. В задачи совета входила подготовка императорских законодательных актов и текущих приказов по вопросам управления. В совет наряду с сенаторами были включены лучшие знатоки римского права – юристы. Члены совета стали получать вознаграждение за службу. Решения совета имели важное значение для внутренней политики империи. Было увеличено число государственных ведомств, во главе которых вместо вольноотпущенников и рабов были поставлены знатные всадники. Адриан уничтожил откупную систему при сборе налогов с населения провинций.
Однако наиболее заметный след в реформировании системы управления оставил император Септилий Север (193 – 211 гг. н. э.), считавший своими важнейшими задачами укрепление института императорской власти, четкую организацию бюрократического аппарата и реформирование армии. При Севере был разработан основной принцип единодержавной монархии: император – единственный источник власти, воля императора – высший закон. В связи с этим изменилось положение сената и магистратов – традиционных носителей власти от имени народа. Сенат лишился права издавать законы и выбирать магистратов, это право перешло к принцепсу. Сенат сохранился в виде почетного органа – как дань исторической традиции.
Север формировал государственный аппарат, ликвидировав различия между традиционными магистратурами (консулат, претура и др.) и чиновничьими должностями. Расширилась компетенция чиновников, высшие из них наделялись судебными полномочиями; вводилась система подчинения на основе титулов и званий; наблюдалась милитаризация императорской бюрократии. Изменяются функции префекта претория, он становиться ближайшим помощником императора по управлению империей, контролирует работу чиновников, наблюдает за ходом государственных дел. При Севере была завершена организация провинциальной администрации, штаты и компетенция которой также были расширены. Организация управления в крупных городах поставлена под контроль особых императорских чиновников – кураторов.
Особое внимание Север уделил боеспособности армии, повышению престижа военной службы. Военная реформа привела к существенному повышению денежного содержания рядовым воинам – до 500 денариев легионерам и 1500 – преторианцам, а также их командирам. Воины получили официальное разрешение приобретать землю и другое имущество, вступать в законный брак и жить с семьей вблизи гарнизона. Изменения коснулись общего порядка прохождения службы и возможности повышения в должности. Основная часть воинских подразделений дислоцировалась вдоль границ империи.
Военная реформа Севера не только привела к повышению боеспособности римской армии, но и способствовала ее бюрократизации, прирастанию к местам дислокации.
Государственная система принципата после реформ Септилия Севера встала на путь превращения в новую политическую структуру – доминат, абсолютную монархию.
Доминат. Последующие десятилетия были временем глубоких социальных процессов в обществе, связанных с общим кризисом рабовладельческой системы в Риме. Рабство как система хозяйства приходит в упадок. В середине свободного населения усиливается социальное расслоение. Возрастает значение колоната. Обостряется классовая борьба. Становятся массовыми выступления свободного малоимущего населения и городской бедноты. Имперские захватнические войны сменяются оборонительными. Не ослабевает борьба покоренных Римом народов за независимость. Массы варваров взламывают границы империи. В середине рабовладельческой знати обостряется борьба за власть. Решающей силой внутренней политики вновь становится армия.
С приходом к власти Диоклетиана (284г. н. э.) власть императора приобретает деспотические черты, по типу, устанавливается рабовладельческая абсолютная монархия – доминат. При доминате республиканские учреждения потеряли общегосударственное значение. Всесильный некогда сенат полностью подчинился императору и превратился в муниципальный совет г. Рима, а магистраты стали типичными муниципальными чиновниками.
Государственный
строй империи приобретает
Особое место в системе властных структур занимает императорский двор. При дворе сосредоточено большое количество различных придворных чиновников, имеющих в то же время характер органов центрального управления. Наиболее важным из них являются: управляющий императорским дворцом; начальник личной канцелярии императора, он же управляющий всеми чиновниками; государственный канцлер; управляющий государственной казной и сбором налогов; управляющий императорским имуществом и др. Ведущее место в иерархии чиновников занимал главный юридический советник императора. Именно с его деятельностью связана огромная работа по систематизации и кодификации римского права, подготовкой и проведением важнейших социально-экономических и политических реформ императоров Диоклетиана и Константина.
Информация о работе История государства и права зарубежных стран