Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2010 в 20:01, Не определен
«Прошлое-это колодец глубины несказанной. Не вернее ли будет его назвать просто бездонным?.. Ведь чем глубже тут копнешь, чем дальше проберешься, чем ниже спустишься в преисподнюю прошлого, тем больше убеждаешься, что первоосновы рода человеческого, его истории, его цивилизации совершенно непостижимы, что они снова и снова уходят от нашего лота в бездонную даль…»1
И, тем не менее, хочется познать как можно больше из жизни наших предков, хотя и понимаешь, что объять необъятное нельзя. В данной работе обозначено целью узнать как можно больше о дворянстве XII- XIII вв.
Введение
«Прошлое-это колодец глубины несказанной. Не вернее ли будет его назвать просто бездонным?.. Ведь чем глубже тут копнешь, чем дальше проберешься, чем ниже спустишься в преисподнюю прошлого, тем больше убеждаешься, что первоосновы рода человеческого, его истории, его цивилизации совершенно непостижимы, что они снова и снова уходят от нашего лота в бездонную даль…»1
И, тем не менее, хочется познать как можно больше из жизни наших предков, хотя и понимаешь, что объять необъятное нельзя. В данной работе обозначено целью узнать как можно больше о дворянстве XII- XIII вв.
Для написания своей курсовой работы я использовала различные источники, которые, так или иначе, характеризуют дворянское сословие. Правовая сторона отношений между дворянами и их вассалами нашла свое отражение в юридических источниках. Из их числа были использованы такие как: Картуляция церкви Нотр-Дам в Париже2, Книга феодов, утвержденная в 1037году императором Конрадом II и иначе называемая «Павийской конституцией»3, большое количество записок, клятв и грамот4.
В данной курсовой работе использовались так же источники, которые характеризуют особенности черт поведения дворянского сословия. К таковым относятся: произведение трувера Кретьен де Труа «Эрек и Энида»5, Книга о « Граде женском» Кристины Пизанской6, Августин Аврелий «О супружестве и похоти»7, Книга рыцаря Делатур Ландри, написанная в назидание дочерям8. В них ярко отражена эмоциональная сторона поведения дворянства и частная жизнь этого сословия. Было исследовано также такое интересное произведение как: «Пятнадцать радостей брака». Предполагается, что оно было написано между 1380-1410 гг. и впервые издано в Лионе в конце XV в.9 Название произведения - пародия на широко распространенные молитвы "Пятнадцать радостей Богоматери". Автор его неизвестен, но ученые склоняются к мысли, что он был духовным лицом, что подтверждается в тексте: "сладость брака мне познать не суждено, ибо Господу было угодно ввергнуть меня в иную Юдоль, даром что и там лишен я вольной воли".10
Конечно, в написании этой работы мне помогли монографии исследователей, которые были мною прочитаны и проанализированы. Большое количество материала, в частности для первой главы, я брала из исследований Ю.Л. Бессмертного11, так как им наиболее четко и полно была описана структура дворянского сословия позднего средневековья. Так же для написания первой главы были использованы работы Й. Хёйзинга, в которых подробно описывается статус рыцаря, его внутренний мир, цели и стремления.
Дворянство включало в себя
колоссальное число людей,
Как же складывались отношения внутри
дворянского сословия, учитывая все его
особенности? Именно это и предстоит выяснить
в данной курсовой работе. Для этого будут
рассмотрены вопросы, касающиеся любви
и куртуазии, заключения брака в дворянском
обществе и воспитания наследников.
Глава 1 Структура дворянского сословия в XII-XIII вв
Дворянское сословие XII-XIII века считалось вторым сословием Франции после духовенства, хотя фактически играло ведущую роль в социальной и политической жизни Франции. Оно объединило всех светских феодалов.
В своей работе «Жизнь и смерть в средние века» Ю.Л. Бессмертный выделяет некоторые группы, на которые условно разделено все дворянское сословие:
потомственные дворяне (происходившие от дворян по отцу и матери).
«Ведь,
если дело касается
Данная группа в зависимости от происхождения разделялась на:
– титулованную знать (герцогов, графов, виконтов, маркизов, рыцарей). Титулами награждались в зависимости от знатности происхождения.17 Но стоит, однако, заметить, что, скажем, обряд посвящения в рыцари мог пройти и незнатный человек.18 Особого внимания заслуживает сам обряд посвящения.
«Чтобы Бог даровал тебе мужество и храбрость,
Силу, мощь и великую смелость,
И великую победу над неверным.
И Роланд ответил с радостью в сердце:
Да обрету я их Господним благим промышлением.
Когда король опоясал его стальным мечом,
Герцог Нимский преклонил колено
И правую шпору Роланду приладил,
А левую надел благородный Ожье Датчанин»19
В данном отрывке описывается обряд посвящения в рыцари. Стать рыцарем- считалось делом чести для средневекового дворянского юноши. Об этом упоминается в работе Хейзинга И. «Осень средневековья»: «Аристократия, верная рыцарским идеалам, призвана поддерживать и очищать окружающий мир. Праведная жизнь и истинная добродетель людей благородного происхождения — спасительное средство в недобрые времена»20. Почетные рыцари выделялись как внутренними благородными чертами, так и внешним видом: « Так собрал он триста юношей- сыновей графов, баронов и рыцарей. Они получили пурпурные одежды, драгоценные камни, шитые золотом платья – все это раздавалось им по рангу каждого из них и с великой щедростью»21 В этом отрывке опять-таки указывается на важность положения дворянина в системе вассалитета. Но здесь стоит оговориться, что не всегда представления о благородном рыцаре совпадали с действительностью, «ибо сердцевиной рыцарского идеала остается высокомерие, хотя и возвысившееся до уровня чего-то прекрасного»22
Большинство дворян в силу своего происхождения не получали громких титулов. Именно поэтому в сфере дворянских отношений начала складываться система вассалитета, о которой уже упоминалось в данной работе. Ведь если бы все дворяне были знатными, занимали высокий статус внутри сословия, то не существовало бы среди дворян социального и имущественного расслоения
Второй большой группой считаются непотомственные дворяне (от браков дворянок с недворянами). Такие браки не считались желательными, но были, однако, возможны. Заключались они, как и многие средневековые браки, по расчету.
И последняя большая группа – это неблагородные владельцы дворянских фьефов. Дворяне, относящиеся к этой категории не имели благородного происхождения, но их высокое положение объяснялось имущественным цензом, который в период позднего средневековья стал играть все большую роль. Исследования по этой тематике были сделаны Ю.Л. Бессмертным.
«Хотя различия в происхождении и судебном статусе продолжали оказывать влияние на социальное и экономическое положение феодалов, характерной чертой перестройки господствующего класса в этот период было заметное умаление социальной роли происхождения и служебного статуса дворянина при увеличении социальной роли его имущественного положения.»23. Мнение этого исследователя тут же подтверждается источником: « Есть и другие, получающие феод от выше названных и собственно именуемые вавассорами24 государства или государя, но ныне они зовутся капитанами, и сами могут давать феоды. Те же, которые получают от них феоды, зовутся меньшими вавасорами»25 То есть иными словами, происхождение дворян играет все меньшую роль. В действие вступает закон: Кто богат - тот и прав.
К XIII веку такая позиция начинает проявляться
уже в вышеупомянутых вассальных отношениях.
Если раньше можно было слышать:
« Буду твоим помощником по чести и без
коварства в тот самый час, как ты призовешь
меня сам или через своих уполномоченных»26(Эта
запись датирована XI веком), то позже
начинают появляться записи на подобие
следующей: «Тибо состоит в ближней вассальной
зависимости за 45 ливров <…>.Из этих
45 он продал 15 ливров Рено Флеман, ближнему
вассалу, а Тибо остается ближним вассалом
за 30 ливров»27. Стоит заметить, что
последняя запись датируется концом XII
– началом XIII века.
На основе вышесказанного можно сделать вывод, что по своей сути дворянство в средние века представляла собой достаточно раздробленную систему, строго иерархичную. В зависимости от положения дворянина в системе вассалитета, определялся ряд привилегий, предоставляемых сеньорам.
Но уже
к концу XI века мы наблюдаем тенденции
усиления роли не, столько знатного рода
дворянина, сколько его имущественного
положения. К началу XIII века данная тенденция
достигла апогея своего развития.
Под влиянием структуры
Глава
2 Отношение дворян
к любви и куртуазии
§1 Представления дворян о куртуазности
Куртуазный культ дамы в средневековом обществе сформировался ближе к концу XII века.28 В этот период он впервые обнаруживается в рыцарской среде. Зародившись на юге Франции, со временем он широко распространился и в других странах и наложил определенный отпечаток на представления не только аристократии, но и тех более зажиточных слоев неблагородных, которые пытались ей подражать.
Несомненно, в глубине куртуазной любви таилось чувственное желание, но основной ее мотив – безнадежная покорность воле и даже капризам возлюбленной.29 Таким образом, женщина превращается в, своего рода, божество, ничем не обязанное тем, кто ей поклоняется, и малейшие проявления ее благосклонности всегда будут для мужчины незаслуженной им милостью. Вся эстетика любовного чувства развивается вокруг следующего мотива: поскольку все должно быть сложено к ногам дамы, благороднейшие чувства и высочайшие добродетели обретают ценность лишь в той мере, в какой они посвящены ей:
«<…>Когда бы разрешили мне вы
И дальше вас сопровождать
Мне было б нечего желать<…>»30
Уже по нескольким строкам
мы видим, насколько ярко
« Опасность игры придавала ей особую пикантность. Рыцарю, пускавшемуся в любовное приключение, надлежало быть осторожным и строго соблюдать тайну. Под покровом этой тайны, скрывая ее от посторонних глаз, влюбленный ожидал вознаграждения».33
Так как же происходила эта куртуазная игра? Рыцарь пытается добиться Прекрасной Дамы, а она, в свою очередь, потихоньку, шаг за шагом, уступает ему, но ни в коем случае не сразу! Как раз - таки такое поведение знатной матроны разжигает неутолимое желание рыцаря. Но он должен вести себя как подобает джентльмену: терпеливо. То есть постоянно оттягивать тот самый момент вожделения, ради которого и начал эту игру. Так зачем же все это? Если то, ради чего все происходит, так близко? Ответ напрашивается сам: