Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2015 в 01:57, реферат
Язык состоит из единиц, которые являются по существу знаками для передачи внеязыковой информации. Языковой знак — основной вид из всех существующих в природе и обществе знаков. Он, с одной стороны, имеет способность быть воспринятым, а с другой — песет информацию. Различают первичные и вторичные языковые знаки. Первичными являются, например, слова, предложения. Вторичные замещают первичные, например, формулы; они могут обособляться, образуя особые знаковые системы. Это искусственный международный язык (эсперанто), научная символика (алгебраическая, физическая, химическая, лингвистическая и т.д.), используемая в метаязыках.
Камерность обстановки, в которой воспринимается выступление по телевидению или радио, предполагает поиск особых форм выражения, рассчитанных на каждого слушателя в отдельности. Интимизация снижает официальность общения, делает его более непринужденным. Этой цели служат разговорная экспрессивная лексика, разговорная фразеология, лексические образные средства (тропы) и синтаксические средства выразительности (стилистические фшуры). Для достижения большего контакта со зрителем/слушателем, большей доходчивости вполне допустимы использование неправильного порядка слов в предложении (инверсия), риторические вопросы, высказывания с вводными словами и предложениями и другие конструкции разговорного синтаксиса, а также соответствующая лексика.
Например: «Вы поймете меня, дорогие мои женщины, поймете, потому как кому, как не нам,, пусть даже тяжело нам сейчас, думать о будущем нашем, о детях наших» и т.д. (из передачи Петербургского радио).
Принцип удобства звукового воспроизводства и слухового восприятия
Помимо рассмотренных нами принципов важным условием организации речи является то, что радио- и телетекст должен быть удобен для звукового воспроизводства и слухового восприятия. Полезными для практической деятельности как редактора, так и человека, выступающего по радио или телевидению, представляются следующие рекомендации С.И.Бернштейна, улучшающие восприятие высказываний:
Таким образом, краткость фраз (на 14—15-м слове может наступить «порог внимания») и даже слов (очень длинные слова трудно произносить), их удобочитаемость и удобопроизносимость, правильно поставленное ударение, расчленение фразы при помощи интонации — необходимые условия для полного усвоения информации в телерадиопередачах.
Одно из требований культуры звучащей речи — благозвучие. Неудачная фонетическая организация речи, затрудненная артикуляция мешают восприятию материала на слух, отвлекают внимание слушателя от содержания высказывания. Для выступающих по телевидению и радио важно избегать навязчивого повторения одинаковых и сходных звуков, употребления неблагозвучных словоформ, труднопроизносимых сочетаний звуков при соединении слов. В речевом потоке звуки должны быть подобраны так, чтобы речь была легко произносимой и в то же время отчетливой. Поэтому стечение многих согласных или столкновение гласных создает неблагозвучную речь. Примером могут служить фразы типа сталкивались ли вы, пробовали ли вы, я знал ее и ее июльские планы и т.п.
Интонация — темп речи, паузы, тембр, тон речи, мелодика, логическое ударение и словоударение — воспринимается слушателем/зрителем как выражение внутреннего состояния, настроения и искренности (или неискренности) говорящего. Само звучание-речи должно вызывать определенную реакцию у аудитории. Если ожидание слушателей обмануто, если интонация не дает эмоционально-конкретного освещения смыслу, речь остается бездейственной.
Таким образом, рассмотренные выше особенности радио- и телевизионной речи как устной звучащей речи, обращенной к многомиллионному слушателю и зрителю, позволяют характеризовать ее как особую форму ораторского искусства с присущими только ей принципами организации и стилистическими характеристиками.
§ 3. Телеинтервью
Фазы телеинтервью
Телевизионное интервью, как правило, проходит в прямом эфире и продолжается 15—20 минут. В это ограниченное время, в присутствии телеоператора и других работников телестудии интервьюируемый должен свободно высказать свою позицию. Умение разговорить человека перед телекамерой и помочь ему держаться свободно приходит с опытом, но этому можно учиться при ведении других типов публичных диалогов.
Многим людям запомнились неприятные минуты, которые они пережили во время своего первого журналистского интервью: язык прилипает к нёбу, в глазах все плывет, теряется представление о времени, мысли ускользают. Чтобы хотя бы частично избежать этих неприятных спутников первого интервью, к нему необходимо подготовиться. Можно обговорить с интервьюируемым круг основных проблем, которые будут затронуты в интервью. Если это невозможно, стоит самому представить, что может интересовать телезрителей, продумать наиболее вероятные вопросы и возможные ответы на них. Во время интервью постарайтесь забыть о телезрителях и телекамере, разговаривайте с человеком доброжелательно. Открытость, непредвзятость — важное условие общения. Старайтесь держаться естественно и быть самим собой. Сосредоточьтесь на собеседнике, слушайте, что он говорит. Забудьте о своих руках и ногах, думайте о теме разговора.
Как и всякое общение, телеинтервью имеет свои фазы. О подготовительной фазе мы уже сказали, правда, не всегда такая подготовительная фаза бывает возможна. В условиях блиц-интервью на улице, после публичного выступления, после совещания, на митинге беседа носит характер максимально спонтанный. Как правило, такие интервью короткие и касаются какой-то одной проблемы.
Первая фаза интервью — установление контакта: приветствие, представление интервьюируемого зрителям. В этой фазе задаются социальные роли собеседников, происходит «сонастрой ка» эмоциональных волн, устанавливается психологический контакт.
В телевизионном интервью у журналиста и интервьюируемого почти равные роли. Эти роли определяются в зависимости от конкретных участников разговора. Возможное неравноправие участников телеинтервью, вызванное высоким социальным статусом гостя (известный политик, преуспевающий бизнесмен, популярный певец), компенсируется ролью «хозяина», которую выполняет журналист по отношению к гостю. За журналистом остается право вести интервью и определять тему беседы, хотя иногда случается и так, что гость программы перехватывает инициативу.
Многое зависит от того, как журналист представит гостя в первой фазе интервью. На эту фазу общения надо обратить особое внимание.
Если гость студии не протестует против характеристик, данных ему журналистом во время представления телезрителям, то ему приходится в течение всего интервью выступать в предложенной роли. Например, известный артист Валерий Гаркалин был представлен следующим образом:
Ведущая: Добрый день! В жизни всегда есть место не только подвиг); но и случаю. По части внезапностей актерская профессия не знает себе равных. Да и профессия ли это вообще? Поговорим об этом с нашим гостем — артистом Валерием Гаркалиным. Добрый день, Валера!
В . Га р к а л и н: Здрасьте!
Ведущая: Вот я думаю, действительно, если говорить о профессии, актерство - это профессия в какой-то степени, наверное, а в какой-то - болезнь (смеется).
В . Га р к а л и н: В большой степени.
Ведущая: Вот эту тонкую грань мы попробуем сегодня определить для наших телезрителей (К. Ларина — В. Гаркалин. RenTV. «Третий лишний». 1999, февраль).
В результате собеседнику пришлось отвечать и на такие вопросы журналиста, которые обычно задает психиатр:
Ведущий: Как-то вы сказали, что ваше хобби — гладить белье. «Гладить», это в каком смысле1?
В . Га р к а л и н: Гладить утюгом.
Ведущий: Гладить, как собаку ?
В . Га р к а л и н: Нет. Белье, его обычно стирают в машине, а потом его нужно прогладить, чтобы оно было идеальным.
Ведущий: Это вот успокаивает нервную систему ?
В. Гаркалин: Вы знаете, я сначала тоже думал, что это связано с какой-то психической перегрузкой.
Ведущий: Кто-то вяжет, кто-то пьет.
В. Гаркалин: Да-да. Чтобы уйти от каких-то депрессивных периодов своей жизни. Но потом я понял, что нет. Здесь какие-то более глубокие
причины. Вы знаете, я обратил внимание, что когда я занимаюсь какой-то изнуряющей работой, однообразной, (...) то в этот момент я вступаю в такую орбиту своего так сказать вращения, которое и есть высшее состояние творчества. А ведь любое творчество начинается с внимания, понимаете?
Ведущий: Вы кому-нибудь рассказывали об этом ?
В . Га р к а л и н: Ну, нет. Вот вам.
Ведущий: Доктору ? Нет ?
В. Гаркалин: Доктору, нет. Ха-ха-ха. Если я расскажу об этом доктору, я буду срочно госпитализирован. А у меня очень много работы (там же).
Если предлагаемая вами роль не устраивает гостя, он может попытаться изменить характер отношений. Вот как это сделала один из лидеров Союза правых сил Ирина Хакамада, когда ей предложили «исповедаться в грехах»:
Ведущий: Я к вам отношусь с симпатией. И здесь для меня важно понять. Вот вы человек ритуала, человек, состоявшийся в жизни. Сейчас идете в политику: опять в грязь, будучи неоднократно преданной. Вы идете туда озлобившись или очистившись ?
И. Хакамада: Прямо, как в церкви. Для этого вам остается только монахом стать, чтобы так говорить (А. Соловьев — И. Хакамада. ТНТ. «Страсти по Соловьеву». 2000, январь).
Журналист может предложить в виде игры разный характер отношений: судья — обвиняемый, подросток — старый морской волк, мужчина — женщина, неопытный спортсмен — опытный спортсмен, безупречный журналист — виновный политик и т.д. Гость студии может распознать по языковым и неязыковым (жестам, мимике, позе) характеристикам общения журналиста предлагаемую социальную роль и включиться в игру или отказаться от нее.
Вторая (основная) фаза интервью — концентрация внимания на какой-то проблеме, теме. Обычно в 15-минутном интервью обсуждаются 5—10 тем, которые представляют собой микродиалоги, имеющие начало и конец.
В третьей (заключительной) фазе подводятся итоги разговора, журналист обычно еще раз представляет гостя студии и прощается с ним и телезрителями.
Типы телеинтервью
Все фазы интервью подчиняются его жанровым особенностям. Различают интервью-расспрос, цель которого — получение новой информации; интервью—обмен мнениями, в центре внимания которого находится обсуждение общезначимой проблемы; интервью-портрет, создающий образ интервьюируемого. Характер беседы зависит от того, с какой целью пригласили интервьюируемого — получить от него информацию, обсудить с ним проблему или рассказать о нем.
В интервью-расспросе задача журналиста — получить запрашиваемую им информацию или выяснить мнение гостя. Характер общения в таком интервью носит односторонний характер: журналист спрашивает, интервьюируемый отвечает. В ходе интервью интервьюируемому задают в основном вопросы открытого типа, т.е. вопросы, включающие вопросительные слова (что, где, когда, о чем, почему и т.д.); в основе этих вопросов лежит желание узнать новую информацию. Реже в интервью-расспросе используются вопросы закрытого чипа, запрашивающие мнение (Вам нравится отдыхать в Крыму? Важно ли это?). Открытые вопросы требуют от интервьюируемого достаточно полных ответов. Но и в ответ на закрытый вопрос интервьюируемому редко удается ограничиться ответом Да или Нет, обычно приходится объяснять свою позицию или аргументировать мнение, в противном случае журналист будет подталкивать интервьюируемого к ответу (Ну что я из вас тяну слова?)
В интервью - обмене мнениями задача интервьюируемого усложняется. Он должен не просто высказать, но и отстоять свое мнение. В интервью этого типа оба собеседника играют активную роль, при этом журналист может прямо не высказывать своего мнения, но сомневаться в справедливости точки зрения интервьюируемого.
Журналист, находясь в позиции «хозяина» по отношению к «гостю», не может прямо высказывать свое мнение; по нашим стереотипным представлениям о поведении журналиста, его основная задача — расспросить собеседника, узнать его мнение. Поэтому журналисты часто прибегают к высказыванию мнения в форме предположения или ссылаются на общеизвестное мнение:
Ведущая: Андрей Афанасьевич, я из многих публикаций узнала о вас нечто лестное. О том, что вы высококлассный специалист в области военной техники. И в связи с этим хотела вас спросить о том, что касается наших вооружений. Ведь не секрет, что очень часто самые современные разработки уходят за границу, а наша армия не имеет возможности их купить. Пока эта ситуация есть. Как вы к этому относитесь?
А. Кок о ш и и: Конечно, это такой вопрос болезненный для тех, кто хотел бы владеть самым современным оружием. Но наша финансово-экономическая ситуация такова, что мы не можем себе сегодня позволить осуществить полномасштабное перевооружение нашей армии, флота, военно-воздушных сил. Поэтому сейчас упор сделан на то, чтобы в максимальной степени обеспечить...
Ведущая (договаривает): ...зарабатывать деньги.
А. К о к о ш и н: Нет, немножко не так. Это само собой. Деньги должны зарабатывать наши предприятия. Но они должны знать, зарабатывая эти деньги (это главный предмет определенных договоров между Министерством обороны и НИИ, которые занимаются разработкой вооружений), что они за эти деньги разрабатывают еще более перспективное оружие.